Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВИСТИКА В ОЦЕНКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

КОМПАРАТИВИСТИКА В ОЦЕНКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ / ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Александровна, Грунт Елена Викторовна, Ли Ян, Ложкин Дмитрий Викторович

Статья посвящена применению статистических методов в международных сравнительных социологических исследованиях. Актуальность темы заключается в необходимости разработки большого количества критериев для сравнения поликультурных объектов изучения. На основе существующей методологии международных сравнительных исследований мы провели социологическое исследование, включающее в себя комплексный анализ различных сравнительных характеристик пространственного образа российских и китайских вузов по мнению студентов. Исследование проводилось методом анкетирования. Всего в исследовании приняли участие 500 китайских и 500 русских студентов. Данные количественного анализа были дополнены включенным наблюдением за образовательным процессом в российских и китайских вузах (исследование проводилось в 4 российских вузах и 2 китайских), а также 1 фокус-группой с китайскими студентами и 50 интервью с экспертами. В заключении работы обоснована необходимо развивать инновации в пространстве российских вузов, в крупных городах-мегаполисах необходимо улучшать условия размещения для приезжих студентов, а также студентов из Китая, выносить университеты за территорию города и создавать более комфортные условия для размещения иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Екатерина Александровна, Грунт Елена Викторовна, Ли Ян, Ложкин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDIES IN ASSESSMENT OF THE ARCHITECTURAL EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIAN AND CHINESE UNIVERSITIES

The article is devoted to the application of statistical methods in international comparative sociological research. The relevance of the topic lies in the need to develop a large number of criteria for comparing multicultural objects of study. Based on the existing methodology of international comparative research, we conducted a sociological study that includes a comprehensive analysis of various comparative characteristics of the spatial image of Russian and Chinese universities in the opinion of students. The research was carried out by a questionnaire method. A total of 500 Chinese and 500 Russian students took part in the study. The quantitative analysis data were supplemented by included observation of the educational process in Russian and Chinese universities (the study was conducted in 4 Russian universities and 2 Chinese ones), as well as 1 focus group with Chinese students and 50 interviews with experts. In conclusion, the work substantiates the need to develop innovations in the space of Russian universities, in large cities-megalopolises it is necessary to improve the accommodation conditions for visiting students, as well as students from China, to move universities outside the city and create more comfortable conditions for the accommodation of foreign students.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВИСТИКА В ОЦЕНКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Компаративистика в оценке архитектурного образовательного пространства российской и китайской высшей школы

Беляева Екатерина Александровна,

доцент, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: Ekaterina.podergina@mail.ru

Грунт Елена Викторовна,

профессор, доктор философских наук, профессор, кафедра прикладной социологии департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: helengrunt2002@yandex.ru

Ли Ян,

студент, кафедра прикладной социологии департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: interaction06@gmail.com

Ложкин Дмитрий Викторович,

магистрант, кафедра социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: interaction06@gmail.com

Статья посвящена применению статистических методов в международных сравнительных социологических исследованиях. Актуальность темы заключается в необходимости разработки большого количества критериев для сравнения поликультурных объектов изучения. На основе существующей методологии международных сравнительных исследований мы провели социологическое исследование, включающее в себя комплексный анализ различных сравнительных характеристик пространственного образа российских и китайских вузов по мнению студентов. Исследование проводилось методом анкетирования. Всего в исследовании приняли участие 500 китайских и 500 русских студентов. Данные количественного анализа были дополнены включенным наблюдением за образовательным процессом в российских и китайских вузах (исследование проводилось в 4 российских вузах и 2 китайских), а также 1 фокус-группой с китайскими студентами и 50 интервью с экспертами. В заключении работы обоснована необходимо развивать инновации в пространстве российских вузов, в крупных городах-мегаполисах необходимо улучшать условия размещения для приезжих студентов, а также студентов из Китая, выносить университеты за территорию города и создавать более комфортные условия для размещения иностранных студентов.

Ключевые слова: российско-китайское образовательное взаимодействие, архитектурное пространство вузов, инновации в высшей школе, поликультурная среда, сравнительные исследования.

е

CJ

см

За последние три десятилетия сравнительные исследования приобрели новое качество благодаря использованию системно-аналитических методов, в основу которых положены вероятностно-статистические модели, возникшие вслед за развитием передовых статистических методов и информатики. В зависимости от области применения, модели могут именоваться «каузальными моделями», «моделями структурного равенства» или «моделями систематического анализа» [1, 175 с.].

В разработке проблем международных сравнительных исследований активно участвуют крупнейшие международные организации, такие, как ЮНЕСКО, Международная организация труда, Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), Совет Европы и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) [2,3].

В ряде международных правовых соглашений показано, что мировой экономический порядок следует строить на основе равенства, независимости, общих интересов и взаимодействия всех государств. В то же время и сотрудничество в сфере образования должно быть двусторонним, взаимовыгодным процессом [4, 65 С.].

В рамках международного и регионального сотрудничества в сфере образования реализуются программы международных сравнительных исследований.

Азиатско-Тихоокеанская программа инноваций в области образования в целях развития (АПЕИД) связано с множеством насущных проблем развития образования в Азии, требовавших расширения международного сотрудничества и обмена опытом на региональном уровне.

АПЕИД исходит из педагогических, социальных, идеологических и культурных различий всех участвующих в ней стран и сосредоточивает внимание на образовательных инновациях в целях развития как общем, многоплановом и диверсифицированном процессе не только с точки зрения экономического прогресса, но и в контексте социальной справедливости, качества жизни и сохранения культурной самобытности сфер исследования [5, С. 68-84].

Отношения участвующих в Программе АПЕИД стран-членов и организаций строятся на заинтересованном изучении опыта друг друга и взаимном доверии; участники совместно разрабатывают, осуществляют, контролируют и оценивают Программу. Этот демократический принцип гарантирует полный анализ достигнутых результатов на базе сравнительного метода, а также свободный обмен идеями на общее благо.

Программа АПЕИД постоянно корректирует свою деятельность с помощью обратной связи, что придает необходимый динамизм исследованиям, непрестанно производящим новейшую информацию.

Региональное бюро ЮНЕСКО по образованию в странах Азии и Тихого океана (РОЕАП) и (АПЕИД) осуществили большую работу в этом направлении, сделав данные исследований доступными для университетских библиотек всех стран мира, национальных комиссий по делам ЮНЕСКО и их центров во многих странах [6].

На основе существующей методологии международных сравнительных исследований мы провели собственное социологическое исследование, включающее в себя комплексный анализ различных сравнительных характеристик российско-китайского взаимодействия.

Исследование проводилось в трех вузах города Екатеринбурга, одном из российских мегаполисов, методом анкетирования. Всего в исследовании приняли участие 500 китайских и 500 русских студентов (обучающихся или проживающих со студентами из Китая). Данные количественного анализа были дополнены включенным наблюдением за образовательным процессом в российских и китайских вузах (исследование проводилось в 4 российских вузах и 2 китайских), а также 1 фокус-группой с китайскими студентами и 50 интервью с экспертами.

Одной из задач нашего исследования являлось определение пространственного образа российских и китайских вузов глазами студентов.

На основе разработанного бланка наблюдения фиксировались особенности архитектуры и инфраструктуры, а также скорость передвижения и доступность образовательной информации, скорость образовательной коммуникации, общий архитектурный образ.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что архитектурный стиль вузов становится одним из ведущих факторов образовательного взаимодействия. Так, по мнению респондентов, удаленность учебных корпусов и кампусов негативно влияет на интенсивность и непрерывность образовательного процесса (78% ответов), отсутствие комфортных, современных, технически оборудованных помещений снижает ценностный компонент получаемого образования у студентов (76% ответов) и формирует негативное отношение к образованию в целом (45% ответов).

При поступлении в российские вузы китайские студенты характеризуются средним уровнем информационно-аналитического компонента (понимания того, насколько архитектурное пространство российских вузов отличается от китайских) (М = 24,4); мотивационно-оценочного компонента (М = 24,7), отражающего степень значимости инфраструктуры и архитектуры вуза в образовательном процессе, и социально-коммуникативного компонента (М = 25,3), отражающего характер образовательного взаимодействия в простран-

стве вуза. Низкий уровень выявлен в отношении к тем условиям обучения в российских вузах, которые определяются архитектурными особенностями помещений (М = 24,1), что показывает несоответствие ожиданий и реалий от архитектурного пространства российских вузов у китайских и российских студентов на начальных этапах обучения в российских вузах. На практике это выражается в том, что китайские студенты, поступающие в российские вузы, не понимают, в каком архитектурном пространстве им предстоит жить и обучаться, какие сложности будут с этим связаны. Также китайцы первого года обучения не имеют практики образовательного взаимодействия в пространстве российского вуза, что затрудняет их процесс инкультурации.

Проведение включенного наблюдения в российских и китайских вузах позволило нам сконструировать образы типичных университетов. Данные наблюдения были подтверждены опросом студентов. Таким образом, нами была сконструирована типология архитектурного и социального пространства вузов. Архитектурные здания начала ХХ века формируют образ классического университетского образования, фундаментальной науки и знания (37% ответов); здания 60-80 годов ХХ столетия студенты воспринимают как эстетически непривлекательные и неудобные пережитки советской эпохи (28% ответов), современные архитектурные знания воспринимаются как центры инновационной деятельности и науки (35% ответов). Таким образом, для успешного осуществления образовательного взаимодействия необходимо обновлять дизайн помещений под требования цифрового общества, создавать условия для ускорения передвижения и получения информации в пространстве российского вуза.

Также в ходе исследования удалось определить архитектурные особенности китайского и российского университетов. Так, по мнению респондентов, китайские университеты отличаются современным дизайном (65% ответов), удобством расположения кампусов и учебных аудиторий на единой закрытой территории (87% ответов). Использование большого количества технологических новинок (мультимедийные аудитории, удобство цифровых образовательных ресурсов, наличие компьютеров и ноутбуков) в заполнении пространства вузов создает дополнительные возможности для эффективной организации учебного процесса (76% ответов). Российские вузы, как правило, строились еще в советский период, что определяет и общий архитектурный стиль, характерный для прошлой эпохи, и создает трудности для инновационной образовательной деятельности (недостаточное количество технически оборудованных аудиторий (68% ответов), территориальная разрозненность учебных корпусов и кампусов (74% ответов), недостаточное применение цифровых технологий в пространстве вуза (37% ответов)).

Выявленные проблемы образовательного взаимодействия в архитектурном пространстве рос-

сз о

о Л о

о сз о в

сийского вуза позволяют нам согласиться с мнением Вильковского М.Б. в том, что функциональное содержание напрямую зависит от архитектурной композиции вуза. Так, неудобные, территориально отдаленные сооружения сдерживают интенсивность образовательного процесса, негативно влияют на характер образовательного взаимодействия. Это также подтверждается исследованиями [7, 592 е.]. При отсутствии современных технически оборудованных образовательных аудиторий, студенты начинают терять интерес к образовательному процессу.

Нами были определены факторы, сдерживающие архитектурные инновации российской высшей школы: недостаточное количество российско-китайских инновационных образовательных проектов (32% респондентов), недостаточная инно-вационность российской высшей школы (23% респондентов), низкая техническая оснащенность российских вузов (24% респондентов), отсутствие стремления руководства к созданию комфортных условий проживания и обучения студентов (23% респондентов).

Китайские студенты также определили недостаточную информационность российской высшей школы (23%) и низкую техническую оснащенность российских вузов (24%) в качестве значимых факторов. К сожалению, в России на протяжении последних пяти лет, наблюдается снижение инвестиций в развитие высшей школы. Центр по вопросам исследований и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) неизменно отмечает снижение уровня ежегодного финансирования инновационного развития пространства российских вузов на протяжении последних 5 лет [8]. Мы полагаем, что данный фактор тормозит инновации в архитектурном пространстве высшей школы и снижает качество образовательного процесса российских вузов.

Также респондентами был выделен фактор отсутствия стремления руководства к созданию комфортных условий проживания и обучения студентов (23% респондентов). Данный фактор отчасти подтверждается исследованием Даниленко О.И., Ли Ц., Сюй И. [9, С. 90-110], Попковой Е.Б. [10, С. 3] посвященным инкультурации китайских студентов. Мы согласны с мнением исследователей в том, что в российской высшей школе наблюдается низкая заинтересованность педагогов и руководства вузов в создании комфортных условий для китайских студентов (неудобство общежитий, отсутствие разработанных маршрутов для удобства получения образования). В своем исследовании мы предлагаем решить эти и другие противоречия, оптимизируя образовательный процесс в сложившейся инфраструктуре вузов, а также создавать новые архитектурные образовательные е пространства.

М Результаты проведенного исследования по-^ зволили нам сформулировать ряд рекомендаций ° по изменению образа российского вуза. По на-ав шему мнению, необходимо развивать иннова-

ции в пространстве российских вузов, в крупных городах-мегаполисах необходимо улучшать условия размещения для приезжих студентов, а также студентов из Китая, выносить университеты за территорию города и создавать более комфортные условия для размещения иностранных студентов. Также необходимо увеличивать финансовую составляющую инновационного развития российской высшей школы и российско-китайского образовательного сотрудничества (строить современные образовательные центры, развивать образовательные технологии), привлекая различные источники (в том числе стран ШОС).

Литература

1. Розенберг Н.М. Проблема измерении в дидактике. Проблемы измерений в дидактике [Текст] / Под ред. Д.А. Сметанина. - Киев: Ви-ща школа, 1979. - 175 с.

2. Statistics yearbook, UNESCO, 1993.

3. СБСЕ. Первые годы образования. Париж: СБСЕ, 1998.

4. Можаева Л.Г. Научно-технический прогресс и современные концепции образования в развитых капиталистических странах. М., 1987. -69 с.

5. Х. Шу и Н. Чжоу. Сравнительная педагогика в Азии и ее перспективы / Перспективы, № 1, 1991 С. 68-84.

6. ROEAP (UNESCO Regional Office for Education in Asia and the Pacific). 1985. Final Report of Fifth Regional Conference of Ministers of Education and Those Responsible for Economic Planning in Asia and the Pacific. Bangkok, UNESCO.

7. M.B. Vilkovsky, "Sociology of architecture", Moscow: Russian avant-grade Foundation, 2010. 592 p.

8. S.V. Dementieva, "Russian universities as a mechanism for the adaptation of migrants (in the context of sociological and philosophical analysis)". Bulletin of Tomsk Polytechnic University, no 6 (313), 2008. Pp.158-164

9. O.I. Danilenko, LI, Ts., XU, I., "Adaptation of Chinese students at different stages of study at universities in Russia and China" in V.V. Kalita (ed.) Psychological Aspects of Intercultural Adaptation. Vladivostok / Dal'nauka, 2015, P. 90-110.

10. E.V. Popkova, "Inculturation of foreign students in the Russian high school: institutional conditions and the main stages: on an example of SRSTU (NPI)". Thesis (PhD in Sociology). - Rostov-on-Don. P. 3, 2013.

COMPARATIVE STUDIES IN ASSESSMENT OF THE ARCHITECTURAL EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIAN AND CHINESE UNIVERSITIES

Belyaeva E.A., Grunt E.V., Li Yang, Lozhkin D.V.

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

The article is devoted to the application of statistical methods in international comparative sociological research. The relevance of the topic lies in the need to develop a large number of criteria for com-

paring multicultural objects of study. Based on the existing methodology of international comparative research, we conducted a sociological study that includes a comprehensive analysis of various comparative characteristics of the spatial image of Russian and Chinese universities in the opinion of students. The research was carried out by a questionnaire method. A total of 500 Chinese and 500 Russian students took part in the study. The quantitative analysis data were supplemented by included observation of the educational process in Russian and Chinese universities (the study was conducted in 4 Russian universities and 2 Chinese ones), as well as 1 focus group with Chinese students and 50 interviews with experts. In conclusion, the work substantiates the need to develop innovations in the space of Russian universities, in large cities-megalopolises it is necessary to improve the accommodation conditions for visiting students, as well as students from China, to move universities outside the city and create more comfortable conditions for the accommodation of foreign students.

Keywords: Russian-Chinese educational interaction, architectural space of universities, innovations in higher education, multicultural environment, comparative studies.

References

1. Rosenberg N.M. The problem of measurement in didactics. Measurement Problems in Didactics [Text] / Ed. YES. Sour cream. - Kiev: Vishcha school, 1979. - 175 p.

2. Statistics yearbook, UNESCO, 1993.

3. CSCE. The first years of education. Paris: CSCE, 1998.

4. Mozhaeva L.G. Scientific and technological progress and modern concepts of education in developed capitalist countries. M., 1987. - 69 p.

5. H. Shu and N. Zhou. Comparative pedagogy in Asia and its perspectives / Perspectives, No. 1, 1991 pp. 68-84.

6. ROEAP (UNESCO Regional Office for Education in Asia and the Pacific). 1985. Final Report of Fifth Regional Conference of Ministers of Education and Those Responsible for Economic Planning in Asia and the Pacific. Bangkok, UNESCO.

7. M. B. Vilkovsky, "Sociology of architecture", Moscow: Russian avant-grade Foundation, 2010. 592 p.

8. S.V. Dementieva, "Russian universities as a mechanism for the adaptation of migrants (in the context of sociological and philosophical analysis)". Bulletin of Tomsk Polytechnic University, no 6 (313), 2008. Pp. 158-164

9. O.I. Danilenko, LI, Ts., XU, I., "Adaptation of Chinese students at different stages of study at universities in Russia and China" in V.V. Kalita (ed.) Psychological Aspects of Intercultural Adaptation. Vladivostok / Dal'nauka, 2015, P. 90-110.

10. E.V. Popkova, "Inculturation of foreign students in the Russian high school: institutional conditions and the main stages: on an example of SRSTU (NPI)". Thesis (PhD in Sociology). - Rostov-on-Don. P. 3, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.