Коммюнотарная идеология свободного программного обеспечения как основа
формирования компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающегося
А.Ю. Федосов, М.В. Маркушевич
Аннотация— В статье рассматривается коммюнотарная идеология свободного программного обеспечения как возможная основа построения образовательного процесса, направленного на решение задач жизненного и личностного самоопределения обучающихся,
формирования ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, личностной мотивации к учебной деятельности.
Авторами раскрываются преимущества использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе для решения задач духовно-нравственного воспитания, выявлены возможности творческой деятельности обучающихся, основанной на применении свободного программного обеспечения, для формирования у них умений выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формирования навыков выбора предпочитаемой сферы профессиональной деятельности и вхождения в то или иное профессиональное сообщество, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, навыков выбора инструмента для решения учебных и профессиональных задач и направленность на сотрудничество и бескорыстную взаимопомощь другим обучающимся в их освоении и применении.
В работе представлены пути формирования нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающихся на основе анализа характерных свойств свободного программного обеспечения.
Ключевые слова— свободное программное обеспечение, коммюнотарность, нравственно-этическая культура, жизненное самоопределение, личностное самоопределение, мотивация к учебной деятельности.
Статья получена 25 августа 2020 г.
А.Ю. Федосов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры информатики и прикладной математики (e-mail: alex_fedeosov@ mail.ru).
М.В. Маркушевич. учитель информатики, ГБОУ города Москвы «Школа № 1352», аспирант кафедры информатики и прикладной математики РГСУ (e-mail: mihaell [email protected]).
I. Введение
Особое значение в современном российском обществе приобретает проблема морали и формирования нравственно-этической культуры подрастающего поколения. Решение этой задачи базируется на переходе от авторитарных к гуманистическим принципам воспитания подрастающего поколения, утверждении ценностей добра, справедливости, чести, достоинства, совести, долга, ответственности. Поэтому воспитание нравственно-этической культуры обучающихся, которое предполагает формирование ценностного отношения к себе, окружающим, Родине, природе требует сегодня совершенствования содержания, форм, методов нравственного и этического воспитания обучающихся. Проблема нравственного и этического воспитания нашла воплощение в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1; 2; 3].
В аспекте рассмотрения актуальных проблем модернизации образования авторы поставили целью рассмотреть проблематику решения крайне значимых для современной школы и Вуза задач жизненного и личностного самоопределения обучающихся и предложить некоторые новые пути для успешного решения данных задач.
Одной из самых сложных педагогических проблем являлась и является личностная мотивация обучающихся к учебной деятельности. Чаще всего это связано с несформированностью у определённой части обучающихся смысловой связи между процессом обучения и конечными перспективами или продуктом обучения. Таким образом, они не воспринимают и сам процесс обучения и его результат как ценность, что приводит зачастую к тяжелой деформации всего учебно-воспитательного процесса.
Очевидно, что ответственность за формирование той части аксиосферы обучающихся, которая имеет отношение к осознанию ими личностной ценности образования, лежит в существенной своей части на
преподавателе (учителе). Для решения данной нетривиальной задачи современный педагог должен предложить учащимся или студентам некую универсальную систему ценностей, усвоив которую обучающиеся могли бы оценить и ценность получаемого ими образования. Сложность поставленной задачи заключается в том, что в виду современного релятивизма в нашем обществе в решении смыслообразующих, мировоззренческих задач, крайне проблематично предложить некую универсальную систему ценностей обучающихся. «В релятивизме отсутствует единая абсолютная истина, он оправдывает и уравнивает различные точки зрения на личную нравственность, утверждая, что, сколько людей — столько мнений об истине. При таком подходе главное место в привитии этических норм и нравственных понятий начинает занимать воспитание индивида в духе соблюдения достигнутых договоренностей (законов), то есть соответствующих нравственных норм. В этом случае цель воспитания сводится к осознанию человеком ценности человеческого общежития, существование которого возможно лишь при наличии морали» [4, С.31].
II. КОММЮНОТАРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основой для формирования компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающегося, с точки зрения авторов, может выступать коммюнотарная идеология свободного программного обеспечения.
В терминологии Н.А. Бердяева коммюнотарность -(от лат. communitas - общность, общение) - термин, подразумевающий персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства, межчеловеческое общение, опосредованное Богом [5].
Насколько же идеология свободного программного обеспечения коммюнотарна? Можно ли заявлять именно об «идеологии» в отношении программного обеспечения и какова она для свободного программного обеспечения?
Авторы считают, что если речь идёт о совокупности системных упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которых вырабатывается концепция того или иного типа программного обеспечения, то можно говорить, что это в полной мере соответствует определению термина «идеология» [6].
Свободное программное обеспечение
разрабатывается программистами-энтузиастами,
объединенными в свободные сообщества, любой пользователь может свободно воспользоваться данным программным обеспечением, установить его на свой компьютер и использовать неограниченный период времени, передавать дистрибутив другим пользователям, просматривать программный код, вносить в него изменения и далее распространять в изменённом виде. Техническая поддержка свободного программного обеспечения обычно осуществляется на форумах, где опытные разработчики и пользователи добровольно помогают новичкам освоить используемое ими программное обеспечение, разобраться в его тонкостях и особенностях настройки.
Таким образом, продукт творческого интеллектуального труда коллектива
единомышленников свободно передается всем заинтересованным в нём людям. «Творческий акт есть не только движение вверх, но и движение к другому, к миру, к людям» [7]. Именно этой ориентацией на человека свободного, творческого можно характеризуется идеология открытого программного обеспечения.
Некоторые версии свободных операционных систем семейства Linux транслируют описываемую нами коммюнотарную идеологию в название операционной системы. Например, одну из веток весьма популярного в настоящее время дистрибутива Debian Linux разработчики назвали Ubuntu, что в переводе с южноафриканского языка банту означает человечность и взаимопомощь друг другу [8].
Техническая поддержка свободного программного обеспечения обычно осуществляется на форумах и в специально создаваемых группах пользователей Linux, LUG (от англ. Linux User Group) - некоммерческих, неформальных объединениях пользователей
операционной системы Linux [9], где более «продвинутые» пользователи добровольно помогают новичкам освоить используемое ими программное обеспечение, разобраться в его тонкостях и нюансах настройки.
Одни из координаторов Ульяновской группы пользователей Linux М.М. Дронов и Д.М. Ахметов следующим образом описывают уникальное мероприятие, периодически проводимое членами LUG: «Linux Install Fest (фестиваль установки Linux) — событие, на котором люди собираются вместе для установки операционной системы либо программного обеспечения на своем компьютере. Обычно в качестве устанавливаемой операционной системы выступает Linux и набор свободного программного обеспечения. В целом, это информационное событие, направленное на формирование сообщества. Новички приходят со своими компьютерами и копиями операционных систем, которые бы они хотели установить, а более опытные пользователи помогают им, решая возникшие сложности. Иногда на мероприятии всем желающим раздаются флаеры и диски с дистрибутивами Linux. Некоторые организаторы просят принести с собой сетевые удлинители и свитчи. На этом мероприятии можно не только посмотреть «что такое Linux», но и ощутить это, поработав на компьютере с Linux. На фестиваль приглашаются пользователи всех уровней, от самых новичков до экспертов. Фестивали разнятся от неформальной встречи для установки до больших праздников с едой и напитками. Тон мероприятия, место проведения и набор событий во время фестиваля зависят от организаторов и спонсоров» [9, С. 77].
Приведенный выше пример наилучшим образом иллюстрирует мысль Н.А.Бердяева относительно того, что коммюнотарность обозначает качество личной совести, которое не может быть замыканием и изоляцией в себе [10].
Коммюнотарная идеология свободного
программного обеспечения чрезвычайно рельефно проявляет себя в развитии таких современных языков программирования, как Python. Обратим внимание на то, что сам создатель данного языка Гвидо Ван Россум
отмечал тот факт, что «Python - язык программирования, созданный сообществом» [ii]. Действительно, одно из самых сильных IT-сообществ (или community в английском варианте) сложилось вокруг языка Python, что с точки зрения авторов можно объяснить следующими причинами:
- Python можно считать свободным языком программирования в связи с тем, что его эталонная реализация - интерпретатор CPython распространяется под свободной лицензией Python Software Foundation License и, кроме того, большое количество других интерпретаторов (Spyder, Thonny и т.д.) распространяются также под лицензией для открытого и свободного программного обеспечения MIT (или лицензией Xii), которая является совместимой с лицензией GNU GPL.
- В Python имеется большое число открытых библиотек, оформленных в виде модулей, которые могут быть собраны в пакеты, доступные всем заинтересованным в них программистам. С помощью уже готовых модулей и пакетов можно решать широкий круг сложных программистских задач.
- Python является кроссплатформенным языком, может использоваться под основными операционными системами, такими как Windows, UNIX (FreeBSD и Linux), Mac OS и другими.
Таким образом, в качестве возможной практической проекции коммюнотарной идеологии свободного программного обеспечения на учебно-воспитательный процесс, в частности, в общеобразовательной школе можно было бы рассматривать написание учащимися программных модулей на языке программирования Python для решения прикладных задач из различных предметных областей (физика, информатика, математика, биология и т.п.) и дальнейшее свободное распространение их как в учебной среде образовательной организации, так и в соответствующих сообществах программистов - школьников, пишущих на языке Python.
В качестве примера можно предложить учащимся написать модуль, содержащий функции, рассчитывающие все параметры (значения координат, значения проекций скорости на оси координат, значение модули скорости и т.п.), характеризующие движение материальной точки для основных видов механического движения, изучаемых в старшей школе: равномерное прямолинейное движение; движение тела, брошенного вертикально вверх; движение тела, брошенного горизонтально; движение тела, брошенного под углом к горизонту; математический маятник; пружинный маятник. В данном случае каждый из учащихся -программистов пишет функцию для одного определенного вида механического движения, а затем все функции собираются в один модуль. Полученный программный продукт является результатом труда сообщества единомышленников и может быть использован в дальнейшим всеми заинтересованными в нем лицами, например, учащимися той же школы при решении задач по кинематике в курсе физики.
Здесь надо уточнить, что в приведенном выше примере в качестве мотива учащихся к написанию
соответствующего программного модуля выступает не желание получить высокую оценку или опасение возможных санкций со стороны педагога за не выполнение задания, а совершенно другой качественный уровень мотивации, а именно, ощущение себя частью некого сообщества профессионалов, реализующих востребованный людьми проект высокого уровня сложности. Данный уровень мотивации учащихся к изучению, в частности программирования, является значительно более высоким по сравнению с традиционно применяемыми и, с точки зрения авторов, является сильнейшим фактором, определяющим дальнейшее формирование жизненного и личностного самоопределения учащихся как профессионалов в сфере информационных технологий. Отметим, что возможность применения предложенной мотивации становится возможным благодаря коммюнотарной идеологии свободного программного обеспечения, а именно, языка программирования Python.
Иными словами, в представленном примере вовсе не преподаватель может быть источником идеи написать требуемый программный модуль, а само сообщество учащихся - программистов может отметить потребность в нем и реализовать проект по собственной инициативе.
В качестве преимуществ использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе в духовно-нравственном отношении выступают, в частности:
- возможность формирования у обучающихся «ментальности квалифицированного члена современного информационного общества, различающего наличие потенциальных информационных угроз и готового противостоять им» [12, с.41];
- возможность раскрытия творческих способностей личности обучающегося «путем освобождения его от скрытых духовных деформаций, обусловленных наличием навязанных и многократно закрепленных неоптимальных алгоритмов действий в тех или иных ситуациях» [12, с.43].
Однако внедрение свободного программного обеспечения в отечественном образовательном процессе сдерживается по нескольким причинам [13]:
- недостаточный уровень компетенций обучающихся и узкий кругозор в области применения полнофункционального программного обеспечения вследствие повседневного и преимущественного использования обучающимися мобильных аппаратных средств в социальной и досуговой деятельности;
- недостаточная просветительская работа по популяризации использования свободного программного обеспечения для решения обучающимися учебных и социальных задач;
- наличие у обучающихся, особенно у детей и подростков, низкого порога восприятия риска совершения противоправных действий, антисоциального поведения, не полностью компенсируемый соответствующей разъяснительной работой, направленной на
повышение правовой грамотности в области соблюдения авторского права.
III. Пути формирования компонентов нравственно-этической КУЛЬТУРЫ, ЖИЗНЕННОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Рассмотрим, как характерные свойства свободного программного обеспечения могут способствовать формированию компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающегося.
Таблица 1. Пути формирования компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающегося
№ п/п Свойства свободного программного обеспечения Пути формированию компонентов нравственно- этической культуры, жизненного и личностного самоопределения обучающегося
1. Свободное программное Обучающиеся, знакомые с
обеспечение различными альтернативными
предоставляется, как идеологиями и типами
правило, на бесплатной программного обеспечения,
основе, таким образом, могут осознанно и
пользователь не чувствует квалифицировано
себя в роли классического осуществить выбор в области
потребителя на рынке используемого ими в своей
товаров и услуг, где в нём деятельности программного
заинтересованы только как обеспечения, что формирует у
в плательщике. То есть них навыки жизненного и
пользователь выступает профессионального
полноценным партнером, самоопределения.
который бесплатно Обучающиеся не будут
использует программное демонстрировать
обеспечение, а также может стереотипное поведение в
участвовать в его потреблении платного
распространении, развитии проприетарного программного
и оказывать помощь другим обеспечения, а смогут
пользователям. обосновано выбирать
В случае использования инструмент для решения
лицензии на свободное учебных и профессиональных
программное обеспечение, задач.
которая предоставляет Обучающиеся, выступая
получателям права на авторами программных
модификацию и повторное продуктов, с одной стороны
распространение на основе сохраняют авторство, а с
принципа «наследования» другой стороны передают
прав, пользователь результаты своего
выступает как автор интеллектуального труда в
интеллектуального общественную собственность.
продукта и сохраняет
авторство, но при этом
может распространять
программное обеспечение, а
также гарантировать, что и
пользователи всех
производных программ
получат
вышеперечисленные права.
2. Пользователь свободного программного обеспечения может полностью контролировать содержание и ход выполнения программы в виду открытости программного кода. В случае применения проприетарного программного обеспечения с закрытым кодом оно Формируется ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они учатся различать допустимое и недопустимое в нравственном смысле, а также, что очень важно, учатся правильно противостоять тем негативным намерениям и действиям, которые обращены потенциально против них.
Пути формированию
№ Свойства свободного компонентов нравственно-
этической культуры,
it/it п/п программного •шч!11^1111 ага 11 тпл111лрт11агл
обеспечения жизненного и личностного
самоопределения
обучающегося
может стать орудием Факты несанкционированных
несправедливой власти над действий программных
пользователем[14]в продуктов и политика
следующих возможных компаний-разработчиков
формах: проприетарного программного
Лазейки (например, во обеспечения могут служить
многих моделях видеокамер мощными демотиваторами,
с подключением к которые способны выступить
Интернету есть лазейка: в качестве средства
учетная запись с воспитания и выработки
неизменяемым паролем, и обучающимися умения
их к тому же невозможно выделять нравственные
удалить) [15]; аспекты поведения и
Цензура (например, соотносить поступки и
компания Google наложила события с усвоенными ими
цензуру на программу ранее этическими
Samsung, блокирующую принципами.
рекламу на телефонах с
Android, заявив, что
блокировка рекламы
"мешает работе" сайтов,
которые размещают
рекламу (и следят с ее
помощью за
пользователями)) [16];
Обман (например, в
коммерческом встроенном
программном обеспечении
компании Audi применялся
простой метод обмана
тестов выхлопных газов: до
первого разворота
автомобиль работал в
специальном режиме с
пониженным выхлопом)
[17];
Уязвимости (например,
некоторые телефоны
Samsung случайным
образом отсылают
фотографии людям,
записанным в адресной
книжке владельца) [18];
Саботаж и скрытое
давление на потребителя
(например, компания
Microsoft прекратила
поддержку Windows 7, в
том числе и компьютерах,
оснащенных новыми
процессорами) [19].
3. Использование свободного В сообществах пользователей,
программного обеспечения использующих свободное
формирует сообщества программное обеспечение,
заинтересованных формируется направленность
пользователей, в которых на сотрудничество и
они делятся друг с другом бескорыстную взаимопомощь
своими достижениями при в освоении и применении
освоении тех или иных изучаемого и изучаемого
свободных программных программного обеспечения.
сред, а также Активность в таких
консультируют друг друга в сообществах может быть
плане применения оценена преподавателем
технологии решения выставлением
различных дополнительных
пользовательских задач. положительных оценок.
Данный подход возможен
именно в виду использования
обучающимися одного и того
же программного
№ п/п
Свойства свободного программного обеспечения
Коммюнотарная идеология свободного программного обеспечения категорически не приемлет никаких зависимостей человеческой личности от чего-либо или кого-либо. Важно понимать, что использование проприетарного закрытого программного обеспечения в образовательных заведениях формирует зависимость обучающихся от того типа программного обеспечения, на котором они привыкают работать. Как отметил Ричард Столмен, основатель движения свободного программного обеспечения, проекта GNU, Фонда свободных программ и Лиги за свободу
программирования, таким образом, крупные корпорации, производящие закрытое программное обеспечение, формируют ещё в школах своих будущих потребителей, аналогично тому, как американский табачные корпорации вербуют свою клиентуру ещё со школьного возраста, раздавая бесплатные сигареты на общественных мероприятиях, в которых участвуют дети [20, 21].
Пути формированию компонентов нравственно-
этической культуры, жизненного н личностного самоопределения обучающегося
инструмента, который доступен всем независимо от используемого дома типа компьютерной техники. Можно говорить о выработке навыков ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях: взаимопомощь и умение сообща решать сложные проблемы, стоящие перед коллективом.
В данном случае речь идет о самом важном условии, только при наличии которого становится возможно жизненное, личностное, а также профессиональное самоопределение, а именно о свободе выбора. При отсутствии свободы от навязанного обучающимся в образовательном процессе стереотипа пользователя проприетарного иностранного программного обеспечения какое-либо успешное формирование компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения в принципе невозможна, так как несвободный, зависимый человек не способен ни к самоопределению, ни к саморазвитию.
IV. Заключение
Идеология свободного программного обеспечения
универсальна, опирается на систему общепринятых в российском обществе нравственных норм, не зависит ни от национальной, ни от культурной, ни от конфессиональной принадлежности конкретного обучающегося. В её основу положен принцип свободы, без усвоения которого само формирование компонентов нравственно-этической культуры вряд ли возможно, так как несвободный, зависимый человек не способен ни к самоопределению, ни к саморазвитию.
Авторы считают, что применение коммюнотарной, по терминологии Н.А. Бердяева, идеологии свободного программного обеспечения не только целесообразно, но
и жизненно необходимо для успешного формирования компонентов нравственно-этической культуры, жизненного и личностного самоопределения у школьников и студентов высших учебных заведений.
Коммюнотарность сообщества свободного программного обеспечения способна оказать непосредственное влияние на атмосферу образовательного процесса. Профессиональное (и одновременно человеческое) общение преподавателя с обучающимися, построенное именно на основе искренности, взаимопонимания, свободы, идейного партнерства, общей цели, и есть тот идеал педагогической деятельности, который может дать максимально возможное качество обучения в условиях современной российской школы и Вуза.
БИБЛИОГРAФИЯ
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/20I2/I2/30/obrazovanie-dok.html
[2] Данилюк A^., Кондаков A.M., Тишков В^. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - M.: Просвещение, 2009. - 23 с.
[3] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/20I5/06/08/vospitanie-dok.html
[4] Розина О.В. Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 20i3. №4 (3i). С.26-39.
[5] Коммюнотарность. Философский словарь. URL: http://slovari-online.ru/word/филoсoфскиИ-слoвaрь/кoммюнoтaрнoсть.htm;
[6] Семигин Г.Ю. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / нред. науч.-ред. Совета В.С. Стёнин. — 2-е изд., иснр. и дон.— M.: Mbi^, 20I0. - 28I6 с.
[7] Бердяев, Н. О свободе и рабстве человека. - M.: T8RUGRAM, 20I8. - 368 с.
[8] Волох, С.В. Ubuntu Linux с нуля / С.В. Влох. - СПб.: БХВ-Петербург, 20i8. - 400 с.
[9] Дронов, M. M. Интеграция взаимодействия проекта внедрения СПО в образовании и деятельности групп пользователей Linux / M.M. Дронов, Д. M. Aхметoв // Пятая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе»: Тезисы докладов / Переславль, 30 -3i января 20i0 года. M.: AnKr Линукс, 20i0. - С. 76 - 79.
[10] Бердяев KA. Царство Духа и Царство Кесаря. - M.: Республика, i995. С. 288-356.
[11] Белоконь Л. Комьюнити программистов: что нужно знать о Python-сообществах // https://tceh.com/post/komyuniti-programmistov/.
[12] Федосов A^., Maркушевич M3 Применение свободного программного обеспечения в учебном процессе как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся // Информатика в школе. 20i8. № 4 (i37). С. 40-43.
[13] Федосов A^., Maркушевич M3 Свободное программное обеспечение в образовательном процессе как фактор формирования правового и технологического аспектов информационной культуры школьника // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № I. С. 79-89.
[14] Что такое свободная программа? Официальный сайт проекта GNU. URL: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html;
[15] Несвободные программы часто вредоносны. Официальный сайт проекта GNU. URL: http://www.gnu.org/proprietary/proprietary.html;
[16] Google pulls adblocking app for Samsung phones. Официальный сайт The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/media/20I6/feb/03/google-pulls-ad-blocking-app-for-samsung-phones;
[17] Raphael Orlove. America Figured Out A New Way Audi Cheated on Emissions Testing: Report. URL: https://jalopnik.com/america-figured-out-a-new-way-audi-cheated-on-emissions-I788630969;
[18] Ashley Carman. Samsung phones are spontaneously texting users' photos to random contacts without their. URL: https://www.theverge.com/circuitbreaker/20I8/7/2/I7528076/samsun g-phones-text-rcs-update-messages.
[19] Peter Bright. New processors are now blocked from receiving updates on old Windows. URL: https://arstechnica.com/information-technology/2017/04/new-processors-are-now-blocked-from-receiving-updates-on-old-windows/
[20] Tobacco companies tell kids: 'Don't smoke!' Сайт BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/worldservice/sci_tech/features/health/tobaccotri al/usa.htm;
[21] Ричард Столмен. Свободные программы в учебных заведениях. URL: http://www.gnu.org/education/edu-schools.html
Community ideology of free software as the basis for the formation of components of moral and ethical culture, life and personal self-determination of the student
A.Yu. Fedosov, M.V. Markushevich
Abstract— The article discusses the communitarian ideology of free software as a possible basis for constructing an educational process aimed at solving the problems of life and personal self-determination of students, the formation of value-semantic orientation of students, orientation in social roles and interpersonal relationships, personal motivation for learning activities. The authors reveal the advantages of using free software in the educational process to solve the problems of spiritual and moral education, identify the possibilities of students' creative activity based on the use of free software, to form their skills to highlight the moral aspect of behavior and correlate actions and events with accepted ethical principles, the formation of skills in choosing the preferred field of professional activity and entering a particular professional community, orientation in social roles and interpersonal relationships, skills in choosing a tool for solving educational and professional tasks and focus on cooperation and selfless mutual assistance to other students in their development and application. The paper presents the ways of formation of moral and ethical culture, life and personal self-determination of students based on the analysis of the characteristic properties of free software
Keywords— free software, communitarianism, moral and ethical culture, life self-determination, personal self-determination, motivation for learning activities
References
[1] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
[2] Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. - M.: Prosveshchenie, 2009. - 23 s.
[3] Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
[4] Rozina O.V. Podgotovka uchitelya k formirovaniyu lichnostnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u uchashchihsya na osnove pravoslavnyh tradicij cennostej // Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2013. №4 (31). S.26-39.
[5] Kommyunotarnost'. Filosofskij slovar'. URL: http://slovari-online.ru/word/filosofskij-slovar'/kommyunotarnost'.htm;
[6] Semigin G.YU. Novaya filosofskaya enciklopediya : v 4 t. / pred. nauch.-red. Soveta V.S. Styopin. — 2-e izd., ispr. i dop.— M.: Mysl', 2010. - 2816 s.
[7] Berdyaev, N. O svobode i rabstve cheloveka. - M.: T8RUGRAM, 2018. - 368 s.
[8] Voloh, S.V. Ubuntu Linux s nulya / S.V. Vloh. - SPb.: BHV-Peterburg, 2018. - 400 s.;
[9] Dronov, M. M. Integraciya vzaimodejstviya proekta vnedreniya SPO v obrazovanii i deyatel'nosti grupp pol'zovatelej Linux / M. M. Dronov, D. M. Ahmetov // Pyataya konferenciya «Svobodnoe programmnoe obespechenie v vysshej shkole»: Tezisy dokladov / Pereslavl', 30 -31 yanvarya 2010 goda. M.: Al't Linuks, 2010. - S. 76 - 79;
[10] Berdyaev N.A. Carstvo Duha i Carstvo Kesarya. - M.: Respublika, 1995. S. 288-356;
[11] Belokon' L. Kom'yuniti programmistov: chto nuzhno znat' o Python-soobshchestvah // https://tceh.com/post/komyuniti-programmistov/;
[12] Fedosov A.Yu., Markushevich M.V Primenenie svobodnogo programmnogo obespecheniya v uchebnom processe kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya uchashchihsya // Informatika v shkole. 2018. № 4 (137). S. 40 -43.
[13] Fedosov A.Yu., Markushevich M.V Svobodnoe programmnoe obespechenie v obrazovatel'nom processe kak faktor formirovaniya pravovogo i tekhnologicheskogo aspektov informacionnoj kul'tury shkol'nika // International Journal of Open Information Technologies. 2020. T. 8. № 1. S. 79-89.
[14] CHto takoe svobodnaya programma? Official site ofthe project GNU. URL: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html;
[15] Nesvobodnye programmy chasto vredonosny. Official site of the project GNU. URL: http://www.gnu.org/proprietary/proprietary.html;
[16] Google pulls adblocking app for Samsung phones. Official site The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/media/2016/feb/03/google-pulls-ad-blocking-app-for-samsung-phones;
[17] Raphael Orlove. America Figured Out A New Way Audi Cheated on Emissions Testing: Report. URL: https://jalopnik.com/america-figured-out-a-new-way-audi-cheated-on-emissions-1788630969;
[18] Ashley Carman. Samsung phones are spontaneously texting users' photos to random contacts without their. URL: https://www.theverge.com/circuitbreaker/2018/7/2/17528076/samsung-phones-text-rcs-update-messages.
[19] Peter Bright. New processors are now blocked from receiving updates on old Windows. URL: https://arstechnica.com/information-technology/2017/04/new-processors-are-now-blocked-from-receiving-updates-on-old-windows/
[20] Tobacco companies tell kids: 'Don't smoke!' Sajt BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/worldservice/sci_tech/features/health/tobaccotrial/usa.htm;
[21] Richard Stolmen. Svobodnye programmy v uchebnyh zavedeniyah. URL: http://www.gnu.org/education/edu-schools.html