Научная статья на тему 'Коммунисты у власти: Кипрский вариант'

Коммунисты у власти: Кипрский вариант Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИПР / ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ ТРУДОВОГО НАРОДА КИПРА (АКЕЛ) / СОЦИАЛИЗМ / ПОЛИТИКА ПАРТИИ / PROGRESSIVE PARTY OF THE WORKING PEOPLE (AKEL) / CYPRUS / SOCIALISM / PARTY POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андросова Дарья Николаевна

В статье рассматривается феномен Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ), единственной правящей коммунистической партии среди стран участниц Евросоюза, ее история, внутренняя и внешняя политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communists at power: Cyprus version

The article reviews the phenomenon of Progressive party of the working people (AKEL), its history and activity which placed the party in power and made it the only communist party in power in the EU.

Текст научной работы на тему «Коммунисты у власти: Кипрский вариант»

Д.Н. Андросова

Коммунисты у власти: Кипрский вариант

Аннотация. В статье рассматривается феномен Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ), единственной правящей коммунистической партии среди стран - участниц Евросоюза, ее история, внутренняя и внешняя политика.

Abstract. The article reviews the phenomenon of Progressive party of the working people (AKEL), its history and activity which placed the party in power and made it the only communist party in power in the EU.

Ключевые слова: Кипр, Прогрессивная партия трудового народа Кипра (АКЕЛ), социализм, политика партии.

Keywords: Cyprus, Progressive party of the working people (AKEL), socialism, party policy.

В ходе мощного подъема, связанного с крушением фашизма во Второй мировой войне, различные течения социализма в 60-70-е годы достигли своего наибольшего влияния в Европе и в наибольшей степени претендовали на изменение мира. Социализм рассматривался конечной целью многих массовых коммунистических и рабочих партий во многих странах мира, в том числе и в Европе. Однако прокатившаяся по миру неолиберальная волна обрушила социалистические конструкции (распад Советского Союза, крушение мировой социалистической системы) и нанесла тяжелый удар по левому движению в странах Европы. Заметно снизилась привлекательность социал-демократических и социалистических партий (Великобритания, Германия, Франция,

Испания и др.). Фактически перестали существовать массовые коммунистические партии (Италия, Франция): одни из них самораспустились, другие «переквалифицировались» в реформистские партии социал-демократической ориентации. Лишь немногие выстояли после неолиберальной «катастрофы». К числу партий, сумевших устоять и адаптироваться к новой обстановке, сохранив при этом верность принципам марксизма, принадлежит Прогрессивная партия трудового народа Кипра (АКЕЛ).

АКЕЛ была создана в апреле 1941 г. на базе существовавшей с 1926 г. Коммунистической партии Кипра и продолжала, как и ее предшественница, представлять интересы рабочего класса и трудового народа страны. Она поддерживала тесные отношения с коммунистическими партиями Советского Союза и социалистических стран Восточной Европы. В годы перестройки, распада СССР и крушения мировой социалистической системы АКЕЛ, как и большинство других коммунистических партий, пережила внутрипартийный кризис, вызванный возникшими разногласиями по идеологическим вопросам. Кризис совпал со смертью многолетнего лидера партии - Эзекиаса Папаиоанну. К 1990 г. партия после обновления руководства, корректировки политики и некоторых изменений в организационной структуре сумела преодолеть кризис. [СЬи81:орЬогои].

В 1990 г. на XVII конгрессе АКЕЛ был принят манифест «Наша концепция социализма», изложивший идеологическую позицию партии. Главная идея документа состояла в том, что при выборе формы социализма, на которую будет ориентироваться партия, необходимо принимать во внимание не только глобальные перемены в мире, но и учитывать специфику Кипра. Констатировалось также, что социализм и капитализм существуют не отдельно друг от друга, но являют собой два компонента одного мира. Концепцию кипрского социализма характеризуют следующие положения:

1) обеспечение роста уровня жизни путем повышения эффективности национальной экономики и расширения прав трудового населения;

2) использование положительного опыта, накопленного за годы социальной эволюции;

3) обеспечение равного внимания и уважения интересов как наемных работников, так и индивидуальных предпринимателей и представителей нижнего среднего класса;

4) уважение и должное использование традиций, культур и реалий истории Кипра;

5) обеспечение равенства греков и турков-киприотов, защита прав всех киприотов;

6) обеспечение многопартийной системы и плюрализма мнений в обществе;

7) признание прав оппозиции, уважение других точек зрения;

8) осуществление перехода к социализму путем мирных, демократических преобразований [Our concept of socialism].

Преодолению кризиса и укреплению имиджа и позиций партии способствовала и новая кадровая политика: произошло значительное обновление руководства и его омоложение. 13 из 15 членов Политбюро, избранных в 1990 г., впервые вступили в свои должности, снизив средний возраст его состава с 65 лет (1988) до 45 (1990). Почти наполовину был обновлен состав Центрального комитета партии. Соответственно, обновилась и ее парламентская фракция: на выборах 1991 г. 18 из 19 ее членов впервые получили парламентские мандаты. Серьезное омоложение» партии значительно улучшило имидж партии в глазах избирателей и стало одним из факторов, способствовавших усилению ее влияния в стране.

Перемены коснулись и внешнеполитического курса. Конгресс подчеркнул насущную потребность в усилении международной солидарности и декларировал европейскую направленность внешнеполитического курса АКЕЛ. Главным нововведением стало изменение негативной позиции по отношению к Европейскому союзу (ЕС), которой партия придерживалась с начала 1960-х годов. Прежде партия постоянно выступала против присоединения к Европейскому сообществу. Еще в 1987 г. ее представители в парламенте голосовали против подписания Кипром Таможенного соглашения с ЕС [Brewin]. В обоснование негативной позиции приводились следующие аргументы: во-первых, подписание подобного соглашения не соответствовало нейтральному статусу Кипра; во-вторых, высказывалось опасение насчет того, что членство в ЕС уничтожит промышленность и сельское хозяйство Кипра, 172

повысит уровень безработицы; в-третьих, несоответствие членства Кипра в ЕС идеологическим принципам АКЕЛ. Как пишет Я. Катсуридис (профессор Европейского университета Кипра), ЕС всегда рассматривался АКЕЛ «в первую очередь как либеральный проект, возглавляемый представителями правых и центристских политических сил» [Katsourides].

Учитывая широкую поддержку киприотами идеи присоединения страны к ЕС, а также ввиду намечавшихся переговоров о вступлении в это объединение, партия решила пересмотреть свою позицию по данному вопросу. Основным аргументом в пользу проинтеграционистской направленности внешнеполитического курса явилось признание того, что вхождение в ЕС будет способствовать решению кипрского вопроса. При этом оговаривалось, что Кипр будет придерживаться новой политики в отношении ЕС только в том случае, если эта политика не будет угрожать экономическим и социальным достижениям народа Кипра. Вместе с тем в резолюции по данному вопросу подчеркивалось, что данная позиция не отменяет главной задачи - построения социалистического общества.

В 1995 г. на XVIII конгрессе партии ее лидер Деметрис Хри-стофиас подтвердил намерение АКЕЛ пересмотреть свои взгляды в контексте современных международных и экономических реалий. В частности, новая позиция АКЕЛ в отношении ЕС обосновывалась и намерением предпринять попытку изменить неолиберальную природу ЕС изнутри, в сотрудничестве с другими левыми силами. Подтверждалось и стремление использовать потенциал ЕС в решении главной проблемы Кипра - объединения страны. Процесс европеизации потребовал организационных изменений, нацеленных на развитие отношений с европейскими институтами. В 1996 г. АКЕЛ присоединилась к группе Европейские объединенные левые / Лево-зеленые северных стран.

Был изменен и подход АКЕЛ к вопросам, касавшимся внутренней политики. В феврале 2003 г. АКЕЛ поддержала выдвижение на пост президента Т. Папандопулоса, который выступал в качестве кандидата от коалиции нескольких партий. После его победы на президентских выборах АКЕЛ вошла в состав коалиционного правительства вместе с правой Демократической партией (ДИКО) -партией Т. Папандопулоса, Единым демократическим союзом

Кипра (ЭДИК, социал-демократическая направленность) и Партией зеленых.

АКЕЛ довольно прочно укоренена в сильно политизированном кипрском обществе1. Ее можно считать подлинно народной партией. Хотя АКЕЛ насчитывает всего 15 тыс. членов, их доля в общей численности населения довольно велика - 5,8% [Striethorst, S. 90]. Сеть партийных организаций традиционно охватывает все сферы и слои кипрского общества, из которых коммунисты постоянно рекрутируют новых членов партии. АКЕЛ контролирует крупнейший в стране союз отраслевых профсоюзов (PEO), насчитывающий 75 тыс. членов Союз кипрских крестьян (ЕКА), Всекипр-ское объединение женских организаций (POGO) и Объединение демократических молодежных организаций (EDON).

В идеологическом плане АКЕЛ по-прежнему определяет себя как марксистско-ленинскую партию рабочего класса. Однако партия не считает себя сторонницей революционных преобразований общества, а стремится к построению гуманного социализма, достижение которого должно осуществляться демократическим путем, на основе свободного волеизъявления народа и в процессе многоступенчатой трансформации общества [Andreas].

АКЕЛ принимает активное участие в международном левом и коммунистическом движении. На европейском уровне она входит в качестве наблюдателя в состав Европейской левой партии (ЕЛП; The European Left Party-EL). Кипрские коммунисты регулярно участвуют в работе международных конгрессов коммунистических и рабочих партий. Последняя такая встреча состоялась в декабре 2011 г. в Афинах [Abschlusserklarung], в которой приняли участие 78 партий из 59 стран. Участники конгресса, девизом которого был лозунг «Социализму принадлежит будущее», обсудили

1 Влияние партий на Кипре - это своего рода парадокс в политологии. Хотя Республика Кипр является президентской республикой, партии обладают огромным влиянием, так как партийно-политические интересы пронизывают все сферы общественной и частной жизни. Во многих деревнях существуют кафе и таверны, ориентирующиеся на различные политические структуры. Существуют правые и левые футбольные союзы, коммунистические, социалистические и консервативные кооперативы и т.д. Создается впечатление, что вся повседневная жизнь киприотов насквозь пронизана политикой [Andreas].

международное положение, опыт коммунистических партий, накопленный за время, прошедшее с момента контрреволюционного переворота в Советском Союзе, задачи коммунистов в организации классовой борьбы в условиях кризиса капитализма и империалистических войн, усиления борьбы рабочего класса за свои права, укрепления пролетарской солидарности. В Заключительной декларации участники встречи заявили, что «свержение капитализма является насущной необходимостью для народов... Только социализм может создать условия для устранения войн, безработицы, голода, нужды, неграмотности, чувства неуверенности у сотен миллионов людей, для сохранения окружающей среды. Только социализм создаст условия развития, необходимые для удовлетворения потребностей трудящихся» [Abschlusseгklaгung].

До недавнего времени Кипр был единственной страной Евросоюза, в которой парламентское большинство принадлежало коммунистической партии в лице АКЕЛ. Популярность и авторитет партии позволили ей выставить свою кандидатуру на пост президента в лице Д. Христофиаса1. Встревоженные возможностью прихода представителя левых к власти правые партии пытались настроить избирателей против такого выбора. В ответ на антикоммунистические нападки Д. Христофиас заявил: «Вы хотите представить меня средиземноморским Фиделем Кастро? Я не Кастро. Я лидер особенной партии. Партии, которая заботится о социальной справедливости, и народ Кипра это знает» [Christophorou]. Перед выборами представитель АКЕЛ С. Эвагору, разъясняя политическую платформу партии и ее кандидата, заявил: «Мы не отвергли философию марксизма-ленинизма, но мы не приверженцы догмы. Мы тщательно отбираем элементы, которые будем претворять в жизнь» [Christophorou].

24 февраля 2008 г. Д. Христофиас во втором туре был избран президентом Кипра, набрав 53,36% голосов. Его поддерживали АКЕЛ, ДИКО, ЭДИК и Единые демократы. Главный соперник Д. Христофиаса - бывший министр иностранных дел И. Кассули-

1 Нелишне сказать о том, что нынешний президент Кипра Димитрис Христофиас, член АКЕЛ с 1964 г., с 1969 по 1974 г. учился в Москве, свободно владеет русским языком, и после защиты диссертации в Академии общественных наук получил звание кандидата исторических наук [Филиппов].

дис, представлявший ДИСИ, занял второе место, набрав 46,64% [Tristam]. Д. Христофиас стал первым президентом-коммунистом в странах Европейского союза и вторым в Европе - после президента Молдавии, лидера Партии коммунистов Республики Молдова В. Воронина.

Комментируя эту победу на встрече в рамках межпартийных консультаций АКЕЛ и КПРФ, проходивших на Кипре в мае 2008 г., член Политбюро ЦК А. Киприану заявил: «После успеха партии на парламентских выборах, когда мы получили 33% голосов, а председателем парламента был избран Д. Христофиас, у нас в партии была большая дискуссия о том, надо ли выставлять своего кандидата на пост президента. Часть товарищей сомневалась: не поставит ли это под удар завоеванные партией позиции. Наши коллеги из других партий, особенно из Демократической партии, кандидата которой на пост президента мы несколько раз поддерживали на выборах, вообще ставили под сомнение право коммунистов иметь своего кандидата в президенты... Внутрипартийная дискуссия помогла переубедить скептиков. При голосовании в местных организациях за выдвижение собственного кандидата высказалось 78%, а на партийной конференции - уже 93%. Партия посчитала, что в условиях, когда резко обострились внутриполитические проблемы, наступил застой в вопросах кипрского урегулирования, обязательно должна быть предложена наша альтернатива. И такой альтернативой стал наш кандидат Д. Христофиас с его программой решения социальных проблем и возобновления переговоров с турко-кипрской стороной» [Визит Г. А. Зюганова.].

Однако в ходе последних парламентских выборов, состоявшихся в 2011 г., коммунисты уступили пальму первенства консерваторам. Победу одержало Всеобщее демократическое движение (ДИЗИ-DISY), собравшее 34,3% голосов (17,9% в 2006 г.) и получившее 20 депутатских мест в парламенте. Второй по числу набранных голосов оказалась АКЕЛ, за которую голосовали 32,7% голосов избирателей (31,3% в 2006 г.), - 19 мест в парламенте. Третьей по влиянию политической силой, получившей 9 мест в парламенте, стала Демократическая партия (ДИКО-DICO). Ей отдали предпочтение 15,8% избирателей (17,9% в 2006 г.) [Sieg der Konservativen.]. После победы на выборах президент ДИЗИ Никос Анастазиадис заявил, что его партия готова к сотрудничеству с теми, кто выступает за 176

объединение. В свою очередь, АКЕЛ и ДИЗИ заявили о своей поддержке действующего президента страны, полномочия которого заканчиваются в феврале 2013 г. Впрочем, считают обозреватели, результаты выборов не играют сколько-нибудь значительной роли. Парламентские выборы служат своего рода барометром настроения в обществе перед президентскими выборами 2013 г. Страной, подчеркивают обозреватели, правит президент, напрямую избираемый народом [Sieg der Konservativen...].

Причины стабильного успеха коммунистов Кипра эксперты объясняют гибкой политикой партии. Хотя по уставу АКЕЛ является марксистско-ленинской партией, она открыта для восприятия всех прогрессивных теорий и воззрений. Позиция партии очень реалистична, она объективно анализирует текущую ситуацию и учитывает результаты такого анализа в своей работе. Следует учитывать и то, что в правительстве Кипра представлены две партии -АКЕЛ и Демократическая партия. Так что правительство Кипра это не коммунистическое, а коалиционное правительство, поддерживаемое как левыми, так и центристами. Поэтому президент Д. Христофиас опирается на все прогрессивные силы кипрского общества, отстаивает интересы всех его слоев [Кипр: Партия власти...]. Успехи партии не отрицают и западные исследователи. Так, Р. Данфи и Т. Бейла признают, что успехи партии связаны с проведением ею практически социал-демократической политики [Bale, Dunphy]. Впрочем, у АКЕЛ есть все основания рассчитывать на поддержку своей политики. За последние несколько лет правительство сумело реализовать ряд проектов, которые отвечают интересам всех слоев кипрского общества.

После избрания Д. Христофиаса президентом правительство сразу же приступило к решению ряда крайне важных для страны задач. Например, нехватка воды всегда была проблемой Кипра. В течение трех лет она была решена с помощью сооружения дамб, водохранилищ и строительства заводов по опреснению морской воды. Правительство содействовало созданию организации, которая занялась водоснабжением. Раньше этим занимались самые разные структуры. Теперь все они сконцентрированы и действуют под эгидой одной организации. Более того, почти 50 млн. евро было выделено на импорт воды из Греции. Другой пример. Кризис привел к тому, что у фермеров образовались очень большие долги.

Правительство погасило эти долги. Оно же внесло в парламент предложения по трансформированию местных администраций. Если эти предложения, находящиеся в процессе обсуждения, будут приняты, то местные органы власти будут наделены значительно большими, чем сейчас, полномочиями, чтобы решать повседневные проблемы людей. Совершенно очевидно, что это даст значительный толчок развитию кипрского общества [Кипр: Партия власти.].

За три года работы нынешнего правительства на 20% выросла минимальная заработная плата в стране. За то же время на 30% увеличилась минимальная пенсия. Больше миллиарда евро было потрачено на различные социальные выплаты. Бюджет развития страны рос на 300 млн. евро ежегодно. Каждый год 20 млн. евро выделяются на поддержку студентов [Кипр: Партия власти.]. Это лишь некоторые примеры того, что правительство сделало за сравнительно короткий период своей деятельности, притом в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Во внешней политике проблемой первостепенной важности для АКЕЛ и президента от этой партии является проблема воссоединения страны. Раскол Кипра на греческую и турецкую части сохраняется с 1974 г., когда на остров после попытки военного переворота, инспирированной режимом «черных полковников» в Греции, высадились турецкие войска и оккупировали более трети территории. С тех пор Турция пытается проводить политику свершившихся фактов, всячески укрепляя признанную лишь Анкарой «Турецкую республику Северного Кипра». В течение нескольких десятилетий предпринимались неоднократные попытки решить кипрскую проблему и воссоединить страну. Однако все эти попытки заканчивались неудачей. Не принес успеха и план, предложенный Генеральным секретарем ООН, - так называемый «план Аннана», который был отвергнут греками-киприотами на референдуме в 2004 г. Только после избрания президента Д. Христо-фиаса состоялась первая встреча с лидером турецкой общины М.А. Талатом. В сентябре 2008 г. начался очередной раунд прямых межобщинных переговоров по кипрскому урегулированию под эгидой ООН. Однако процесс объединения Кипра все еще далек от завершения. Поэтому, заявил генеральный секретарь АКЕЛ Андрос Киприану, партия продолжит усилия в том же направлении, в 178

котором она действовала в течение последних трех лет. «Это, - напоминает он, - стремление к воссоединению нашей страны на основе создания двухзонального и двухобщинного федеративного государства» [Кипр: Партия власти...].

Следует сказать, что Кипр отмечает особую роль России в урегулировании столь важной для страны проблемы. «Роль России в процессе решения кипрской проблемы, - подчеркнул посол Кипра в России П. Кесторас, - является для нас жизненно важной. Это обусловлено не только тем, что, Россия великая держава, но и тем, что она является постоянным членом Совета Безопасности ООН». Вместе с тем П. Кесторас отметил, что, «несмотря на принятие целого ряда резолюций Совбеза, носящих обязательный к исполнению характер, несмотря на ряд инициатив в рамках мандата "о добрых услугах", возложенного на Генерального секретаря ООН, кипрская проблема все еще остается нерешенной». Посол связывает это с неуступчивостью правительства Турции, политика которого направлена на увековечивание свершившегося [Решение кипрского вопроса.].

2011 г. стал годом серьезных испытаний для Кипра и для АКЕЛ как правящей партии и на внутреннем фронте. Действия партии в сложившейся ситуации покажут ее способность держать удар. Серьезным вызовом стал взрыв 11 июля 2011 г. на базе ВМС более 2 тыс. тонн пороха и боеприпасов. Катастрофа привела к гибели 13 человек, вывела из строя установку для опреснения воды и крупнейшую на острове электростанцию, что резко обострило экономическую ситуацию в стране. Десятитысячная демонстрация потребовала отставки президента и обвинила правительство в халатности и некомпетентности. Спустя несколько дней в отставку подали министры обороны и внешней политики. Кризисную обстановку обострило требование председателя Демократической партии М. Карояна коренным образом изменить деятельность правительства. В результате Демократическая партия отказалась от сотрудничества с АКЕЛ и вышла из коалиционного правительства. «Диалог остановлен, и Демократическая партия прекращает сотрудничество с президентом республики», - заявил лидер ДИКО М. Кароян [Key party.]. Чтобы открыть путь для перестановок в правительстве и найти выход из возникшего кризиса, Д. Христо-фиас попросил всех министров подать прошения об отставке.

Впрочем, кризис не помешает Д. Христофиасу остаться на своем посту до президентских выборов 2013 г. Кипр - республика с сильной президентской властью, в которой глава государства одновременно является и главой правительства.

Однако распад коалиции серьезно осложнил принятие решений по выходу из финансового кризиса и проведению через парламент, в котором правящая партия потеряла большинство, мер, необходимых для осуществления давно назревших экономических реформ. Тем не менее выход из кризиса все же был найден. Уже в конце августа 2011 г. парламент Кипра одобрил предложенный правительством пакет мер жесткой экономии. Вошедшие в него шесть законопроектов предусматривали сокращение заработной платы государственным служащим, снижение расходов и увеличение налогов. Рассчитывают, что эти меры предотвратят дальнейшее понижение кредитного рейтинга республики и дадут возможность Кипру обратиться к Евросоюзу за финансовой помощью для покрытия своих долговых обязательств в 2012 г. Среди одобренных парламентом мер - увеличение налогов на владельцев крупной собственности, на граждан с высокими доходами и на компании, зарегистрированные на Кипре. Помимо этого предусматривалось повышение налога на дивиденды с 15 до 17% и увеличение до 15% налога на депозиты. В то же время парламентарии отвергли предложение правительства об увеличении с 15 до 17% налога на добавленную стоимость1. По оценкам правительства, принятый пакет мер жесткой экономии должен принести казне 750 млн. евро в ближайшие два года. Министр финансов Кипра Кикис Казамиас заверил парламентариев и население республики, что финансовому положению острова ничто не угрожает в ближайшей перспек-

1 Последствия финансовых трудностей, переживаемых страной, в полной мере ощутила на себе политическая элита Кипра. Правительство страны приняло решение заметно сократить численность охраны руководителей политических партий со 120 до 94 человек. Освобождаемых сотрудников предполагается использовать на других участках. Полиция считает, что у ряда министров и политических деятелей нет оснований считать, что им что-то или кто-то угрожает. Подобное положение не раз вызывало критику со стороны общественных организаций, возмущавшихся этой бесцельной тратой сил и средств. 180

тиве, что страна в состоянии выполнять свои обязательства перед иностранными кредиторами.

В целях преодоления финансового кризиса Кипр, минуя Евросоюз, обратился за финансовой помощью к России. В результате переговоров в ноябре 2011 г. было подписано соглашение о предоставлении Россией кредита Кипру, которое предусматривало передачу Кипру 2,5 млрд. евро тремя траншами начиная с января 2012 г. [Кипр и Россия.]. Кредит выделяется на срок в 4,5 года под 4,5% годовых. При этом Кипр имеет право на его досрочное погашение без каких-либо санкций. Реализация этого соглашения (в сочетании с мерами по обеспечению финансовой стабильности) позволит стране покрыть краткосрочные и среднесрочные потребности республики в финансировании, а также способствовать восстановлению доверия к ней зарубежных инвесторов. Правительство Кипра выразило благодарность России за помощь, оказанную ею в трудное для страны время. Как сказал министр иностранных дел Кипра Эрато Козаку-Маркули, «этот кредит, выделенный под 4% годовых на срок до 5 лет, поможет нам справиться с затруднительным положением» [Кипр рассчитывает...].

В целях оживления экономики правительство Кипра прилагает усилия для развития традиционного для Кипра туризма, одной из основных опор хозяйства страны. Одной из таких мер стало открытие в октябре 2011 г генконсульств в Краснодаре, Самаре и Екатеринбурге. Посол Кипра в России Кесторас считает, что меры по облегчению визового режима будут способствовать увеличению числа российских туристов, посещающих его страну. Поэтому Кипр расширяет консульское присутствие в России и в целом выступает за отмену визового режима между Россией и ЕС [Кипр открывает...].

Трудную экономическую обстановку в стране противники АКЕЛ использовали для выдвижения различного рода обвинений в адрес правящей партии. Так, предложения правительства по выходу из кризиса рассматриваются оппонентами АКЕЛ всего лишь как предвыборный манифест, а не как пакет реальных практических мер, направленных на преодоление кризиса [Our view.]. Бывшие союзники по коалиции продолжают настаивать на отставке Д. Хри-стофиаса. Так, например, Демократическая партия требуют либо

добровольной отставки президента, либо проведения досрочных президентских выборов [Evripidou].

Прогрессивная партия трудового народа Кипра - это своего рода уникальный феномен. Реформировав свою политику в 1990-е годы, АКЕЛ тем не менее сохранила верность принципам марксизма-ленинизма и смогла не только активно включиться в политические процессы своей страны, но и стать правящей партией, а ее кандидат стал первым президентом-коммунистом в стране Европейского союза. Достижения кипрских коммунистов признают и западные исследователи, и политики, считающие, что АКЕЛ является единственной коммунистической партий в Европе, которая имеет хорошие шансы на выживание в новых исторических условиях. Очевидно, что АКЕЛ сталкивается с серьезными вызовами. Сумеет ли она достойно ответить на них, покажет время.

Литература

Визит Г.А. Зюганова в Республику Кипр. Коммунисты у власти: Кипрский опыт. - Режим доступа: http://www.qwas.ru/russia/kprf/id_103419/

Кипр и Россия подписали соглашение о выделении кредита республике на сумму в 2,5 млрд. евро. - Режим доступа: http://www.itar-tass. com/c1/265895.html

Кипр открывает генконсульства в Краснодаре, Самаре и Екатеринбурге. - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/254862.html

Кипр: Партия власти решает любые задачи: Беседа с генеральным секретарем ЦК правящей Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ) Андросом Киприану. - Режим доступа: http://pnp.ru/newspaper/ 20110603/6688.html

Кипр рассчитывает на получение первого транша предоставленного Россией кредита уже в декабре этого года. - Mode of access: http:/ / www.itar-tass.com/c11/284855.htmlhttp://www.itar-tass.com/c11/284855.html Решение кипрского вопроса должно основываться на принятых Советом Безопасности ООН резолюциях - посол Кипра в РФ. - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c12/254935.html

Филиппов А. О том, как лидер коммунистов Кипра стал президентом. - Режим доступа: http://kprf.ru/international/55256.html

Abschlusserklärung. Das 13. Internationale Treffen der Kommunistischen und Arbeiterparteien wurde in Athen (Griechenland) vom 9. - 11. Dezember 2011. - Mode of access: http://www.triller-online.de/index2.htm

Andreas S. Zypern: Gesellschaft, Parteien, Gewerkschaften/ / Aus Politik und Zeitgeschichte. - Berlin, 2009. - N 12. - Mode of access:. http://www.das-parlament.de/2009/12/Beilage/006.html

Bale T., Dunphy R. The radical left in coalition government: Towards a comparative measurement of success and failure / / Party Politics. - L., 2011. -Vol. 17, N 4. - P. 488-504.

Brewin C. The European Union and Cyprus. - Huntingdon: Eothen press, 2000. - 302 p.

Christophorou C. Party change and development in Cyprus (1995-2005) South European society and politics. - L., 2006. - Vol. 11, N 3-4. - P. 513-542.

Cyprus elects first communist president. - Mode of access: http://worldnews.about.com/od/cyprus/ qt/christofiaselex.htm

Evripidou S. Circle of opposition closing in on president. - Mode of access: http: //www.cyprus-mail.com/president-demetris-christofias/circle-oppo sition-closing-president/20111006#comments

Katsourides Y. AKEL: Incumbency vs inheritance? - Mode of access: http://www.psa.ac.uk/journals/pdf/5/2010/1534_1374.pdf

Key party quits Cyprus coalition government. - Mode of access: http://blogs.voanews.com/breaking-news/2011/08/03/key-party-quits-cyprus-coalition-government/

Our concept of socialism. - Mode of access: http: / / www. akel. org. cy/nqcontent. cfm?a_id=5238&tt=graphic&lang=l3

Our view: AKEL proposals a bid for political capital, not a true rescue package. - Mode of access: http://www.cyprus-mail.com/akel/our-view-akel-proposals-bid-political-capital-not-true-rescue-package/20111124

Sieg der Konservativen bei Wahlen in Zypern. - Mode of access: http:// www.focus.de/politik/ausland/wahlen-sieg-der-konservativen-bei-wahlen-in-zypern_aid_629991.html

Striethorst A. Aktuelle Themen und Debatten der europäischen Linksparteien / / Von Revolution bis Koalition: Linke Parteien in Europa / Birgit Daiber, Cornelia Hildebrandt, Anna Striethorst (HRSG). - Berlin: Karl Dietz Verlag, 2010. - S. 89-113. - (Reihe: Texte/Rosa-Luxemburg-Stiftung; Bd. 52). -Mode of access: http://www.rosalux.de/fileadmin/rls_uploads/pdfs/Publ_ Texte/Texte_52.pdf

Tristam P. Who's who in Cyprus politics and government. - Mode of access: http://middleeast.about.com/od/cyprus/a/Cyprus-politics-government. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.