Н.М. Жукова
Кипрское урегулирование: состояние и ближайшие перспективы
После провала референдума по «плану Аннана» 26 апреля 2004 г., когда турки-киприоты приняли, а греки-киприоты отвергли его, надежды на урегулирование затянувшегося противостояния выглядели более чем призрачными, и только избрание Димит-риса Христофиаса президентом Республики Кипр в феврале 2008 г. стало поворотным моментом не только для всех киприотов, но и для мирового сообщества в целом.
Христофиас, генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ), сменил на посту президента Тасоса Пападопулоса, известного своей неуступчивостью и категоричностью в отношении общины турок-киприотов. Избрание Христофиаса открывало новые возможности для урегулирования кипрского вопроса.
Сразу после прихода к власти Христофиас встретился с лидером общины турок-киприотов Мехме-том Али Талатом. В тот момент политические аналитики были крайне оптимистичны и полагали, что два умеренных лидера, придерживающиеся левых взглядов, серьезно настроены разрешить проблему1.
3 сентября 2008 г. открылись всеобъемлющие мирные переговоры по кипрскому урегулированию между лидерами двух общин. На открытии переговоров присутствовал Специальный советник Генерального секретаря ООН по Кипру Александр Дау-нер. Встречи двух лидеров стали проводиться каждую неделю.
Стороны договорились, что основу будущего решения будет составлять двухзональная, двухобщинная федерация с политическим равенством, как прописано в резолюциях ООН, при едином государстве с единым суверенитетом, единым гражданством и единой международной правосубъектностью. Целью переговоров является преобразование унитарной Республики Кипр в федерацию.
Лидеры двух общин Христофиас и Талат вели переговоры около двух с половиной лет (сентябрь 2008 г. — март 2011 г.), за это время состоялось более семидесяти встреч. Результатом переговоров стало сближение позиций по трем главам — управление и разделение властей, вопросы, связанные с членством в ЕС, и экономика — в то время как по трем другим главам — территориальные изменения между двумя частями будущего государства, вопросы безопасности и гарантии независимости, а также имущественные вопросы — существенного сближения добиться, к сожалению, не удалось.
Накануне президентских выборов в самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра опросы общественного мнения все активнее пред-
1 http://www.pr-inside.com/print783293.htm
сказывали победу лидера Партии национального единства Дервиша Эроглу, занимавшего пост премьер-министра. Население северной части Кипра выражало недовольство безрезультатностью переговоров и крайней, по их мнению, уступчивостью господина Талата в отношении греков-киприотов. В свою очередь, Эроглу во многих интервью активно заявлял, что решение кипрской проблемы он видит в создании на Кипре двух отдельных независимых государств.
Жесткая позиция Эроглу послужила тревожным сигналом мировой общественности в целом и ООН в частности, в связи с чем Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 1 февраля 2010 г.2 прибыл на Кипр с официальным визитом с целью оживить переговорный процесс поиска решения кипрской проблемы. Однако этот визит не принес желаемых результатов.
18 апреля 2010 г. победу на выборах одержал Эро-глу. Набрав более половины голосов в первом туре, новый лидер общины турок-киприотов опередил действующего президента непризнанной ТРСК. Стоит отметить, что особую поддержку Эроглу оказали переселенцы из Турции, поскольку в случае объединения острова большей части из них придется либо покинуть Кипр, либо потерять не принадлежащее им по закону имущество.
Победа Эроглу стала неприятным итогом выборов не только для Запада, но и для Турции, поскольку неуступчивость Эроглу на переговорах по кипрскому урегулированию грозила усложнить и без того не легкий процесс вступления Турции в ЕС.
Под воздействием Анкары Эроглу согласился продолжить переговоры с Христофиасом с того момента, где их покинул Талат, то есть сохранить все те немногие договоренности, которые были достигнуты ранее.
Однако с мая 2010 г. и до настоящего времени прогресс на переговорах минимален. По мнению Христофиаса, Эроглу отказывается действовать в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями и продолжает видеть решение проблемы в создании двух отдельных государств3. В свою очередь, Эроглу заявил, что турки-киприоты давно потеряли надежду на объединение острова, и обвинил Хрис-тофиаса в том, что последний обманывает мир и только делает вид, что желает объединения4. Попытки Генерального секретаря ООН призвать сто-
2 http://ru.euronews.net/2010/02/01/un-chief-ban-cans-for-cyprus-le aders-to-compromise/
3 http://famagusta-gazette.com/christofias-no-positive-development-in-the-cyprus-problem-due-to-the-turki-p16181-69.htm
4 http://famagusta-gazette.com/eroglu-christofias-deceived-the-
world-over-cyprus-p16394-69.htm
бо
роны к интенсификации переговорного процесса не принесли желаемых результатов. Недоверие между сторонами растет.
Очередным камнем преткновения в отношениях двух общин стало обнаружение и начало разработки больших запасов природного газа в исключительной экономической зоне Республики Кипр в начале сентября 2011 г. Реакция Турции была крайне резкой. Анкара считает, что разработка месторождений ущемляет права турок-киприотов и должна быть приостановлена до достижения окончательного решения кипрской проблемы. Поскольку Никосия не свернула работы, Турция подписала соглашение с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра о разграничении континентального шельфа в середине сентября 2011 г. и отправила свои корабли к северной части Кипра для проведения разведывательных работ. Данное соглашение противоречит Конвенции ООН по морскому праву, а также Уставу ООН.
Ситуация еще больше усугубилась с 1 июля 2012 г., когда Республика Кипр приняла на себя обязательства председателя ЕС, которые продлятся шесть месяцев. Турция официально не признает Республику Кипр и соответственно ее председательства. В связи с этим глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу заявил, что Анкара не посетит ни одного мероприятия, главой которого будет представитель Кипра5. Следует отметить, что в условиях обострения кризисной ситуации в Сирии, когда взаимодействие Евросоюза и Турции по данному вопросу является принципиально важным, игнорирование Анкарой страны, председательствующей в ЕС, не способствует продуктивности диалога в отношении сирийской проблемы.
Последним предложением президента Кипра Ди-митриса Христофиаса по урегулированию кипрской проблемы стало открытие Вароши под управлением ООН, открытие порта Фамагуста под эгидой ЕС и размораживание восьми глав переговоров о вступлении Турции в ЕС. Однако Анкара заметно охладела к идее членства в Европейском союзе. Для нее скорее приоритетом является прекращение экономической изоляции турок-киприотов. Продолжение турецкой оккупации является одним из основных препятствий на пути урегулирования кипрского вопроса, поскольку она нарушает гуманитарные
права и основные свободы всего кипрского народа, как греков-киприотов, так и турок-киприотов, не способствует полной нормализации греко-турецких отношений и порождает серьезные проблемы на пути вступления Турции в ЕС.
В феврале 2013 г. в Республике Кипр состоятся президентские выборы, и до них не стоит ожидать серьезного прорыва в переговорном процессе. Действующий президент Димитрис Христофиас отказался выставлять свою кандидатуру во второй раз. Кризис, вызванный взрывом на базе «Эванге-лос Флоракис» 11 июля 2011 г. в Мари, а также резкое падение кипрской экономики на фоне мирового экономического кризиса ослабили позиции главы государства. Лидер оппозиционной правоцентристской партии «Демократический Сбор» (ДИСИ) Никос Анастасиадис, одержавшей победу на парламентских выборах в мае 2011г.6, активно критикует экономическую политику президента и выражает недовольство ходом мирных переговоров. Анас-тасиадис пытается заручиться поддержкой «Демократической Партии» ДИКО, которая вышла из правительственной коалиции в августе прошлого года по причине серьезных расхождений в подходах к решению кипрской проблемы. Лидер партии Мариос Гароян изначально критиковал позиции президента на переговорах, ратуя за более жесткую линию. Его не устраивают требования Христо-фиаса о поочередном президентстве, взвешенном голосовании, а также пятидесятитысячная квота на присутствие в стране турецких переселенцев. Очевидно, что данные требования не найдут поддержки со стороны турок-киприотов, что, в свою очередь, только осложнит переговорный процесс, а это, к сожалению, еще больше укрепит сложившееся разделение общин. Лидер ДИКО выдвигает идею создания правительства национального спасения. Если ДИСИ заручится поддержкой ДИКО, ранее заявлявшей, что относится к «независимому центру», то их шансы на победу велики. Партии уже выразили солидарность в вопросе активного вовлечения ЕС в решение кипрского вопроса. Однако на этих выборах определяющим для избирателей станет не подход той или иной партии к решению кипрского вопроса, а ее предложения по управлению сложной экономической ситуацией.
5 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120608083704.shtml
6 http://www.km.ru/v-mire/2011/05/22/vybory/parlamentskie-vybory-na-kipre-vyigrala-oppozitsiya