Библиографический список
1. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.
2. КосареваЛ.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.
3. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.
4. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. М., 2002. Т. 1.
5. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6.
6. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
7. Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта / пер. с нем.; под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.
8. Разеев Д.Н. Университет в пределах только разума (актуальность трансцендентализма в вопросах образования) // Актуальность Канта: сб. статей / отв. ред. Д.Н. Разеев. СПб., 2005.
9. Кассирер Э. Жизнь и учение И. Канта. СПб., 1991.
E.Yu. Strigankova
Communication
in the Processes of Socialization
The contemporary level of the philosophical reflexion of communication and socialization processes interaction is presented. The intersubject character of this interrelation, that produces innovative communicative practices and qualitatively new results of socialization is stressed.
Key words and word-combinations: social communication, communicative practices, communicative modeling, socialization, levels of socialization, subject of socialization.
Представлен современный уровень философской рефлексии взаимосвязи процессов коммуникации и социализации. Акцентируется интерсубъективный характер их взаимодействия, порождающий новационные коммуникативные практики и качественно новый результат социализации.
Ключевые слова и словосочетания: социальная коммуникация, коммуникативные практики, коммуникативное моделирование, социализация, уровни социализации, субъект социализации.
УДК 316.32:1 ББК 60.52+60.026
Е.Ю. Стриганкова
КОММУНИКАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
^Благодаря многочисленным исследованиям к концу XX в. создана довольно широкая картина представлений и суждений о коммуникации. Но сложившееся представление сравнимо с мозаикой, каждый фрагмент которой содержит характеристики, специфичные для определенной области человеческих знаний.
В силу того что коммуникация относится к фундаментальным явлениям общественной жизни, она требует всестороннего изучения и привлекает внимание ученых, работающих в различных направлениях науки. Философия, выполняя методологическую функцию, призвана осуществить наиболее полный, глубокий и последовательный анализ проблемы коммуникации и создать целостную картину этого феномена. Особо следует, на наш взгляд, подчеркнуть теоретическую значимость рет-
220 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
роспективного подхода, который способствует проникновению научного знания в сущность коммуникативных процессов, раскрытию объективной и субъективной природы коммуникации, многообразию ее бытийственных форм.
Названные вопросы активно разрабатывались отечественной (A.A. Бодапев, Л.П. Буева, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, В.М. Соков-нин, А.И. Титаренко) и зарубежной (М. Вебер, К. Гирц, М. Маклюен, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс) философской наукой предыдущего столетия. Именно тогда были сформированы основания для дальнейшей разработки коммуникативной проблематики. Философско-методологический анализ феномена коммуникации в тот период был сосредоточен, в частности, на исследовании биосоциальной природы коммуникации, структурно-уровневой организации, функциональной специфики досоциального и, что весьма важно, перспектив собственно социального существования и развития.
На основе имеющихся в современной философии достижений, представлялось целесообразным исследовать генезис коммуникации, этапы формирования и онтологическую специфику досоциального уровня коммуникации [1]. Научный поиск привел к выводу, что анализ эволюции коммуникации детерминизи-рует задачу изучения ее социального уровня в контексте проблем становления человека и его социализации.
В современной России, реализующей установки на реформирование и модернизацию, подразумевающие необходимость качественных преобразований во всех сферах жизни общества, актуализируются отдельные аспекты процесса социализации, их проявление в социальных практиках, что крайне значимо для социально-духовных и ценностно-гуманистических структур российского общества. В связи с этим представляется важным исследовать коммуникативный аспект социализации как процесса освоения индивидом культурных ценностей и образцов поведения.
Социально-философское осмысление эволюции коммуникации сосредоточивается на процессе исторического становления субъекта, выявлении взаимосвязи онто- и филогенетических факторов, детерминирующих коммуникативные структуры и социализацию человека.
В онтогенезе (процесс начального формирования индивида) человек попадает в состояние зависимости от коммуникативных отношений, так как вынужден усваивать все правила и нормы поведения априорно существующей социальной действительности. Он становится участником процесса коммуникации сначала в качестве объекта, на которого направлены человеческие отношения. Индивидуальность, которой он обладает, еще не есть социальная личность. В филогенезе (процесс формирования группового сознания) индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне культурой и моралью.
Отмечая, что «связь между людьми основана не на их биологических свойствах, а на том, что они могут понять друг друга», выдающийся немецкий философ и прогрессивный общественный деятель К. Ясперс особо выделял тот факт, что «все люди обладают сознанием, мышлением, духом», и это утверждает «глубочайшее родство между людьми, тогда как от животных... людей отделяет бездна» [2, с. 69]. «Бездной» философ считал не что иное, как человеческий разум, пони-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 221
маемый в виде «тотальной воли к коммуникации», тем самым подчеркивая существенную роль коммуникации в процессах социализации, а также ее всеобщность [2, с. 69]. В свою очередь, французский антрополог и философ П. Тейяр де Шар-ден, рассматривая происхождение и эволюцию человека, его социализации, признавал важность коммуникативного фона, на котором разворачиваются эти процессы. Трудовая деятельность, способность индивида выражать речью предметный мир, фиксируя его смысл путем мышления и вербальности, создание групп и сообществ людей, объединенных на основе не природных инстинктов, а социальных отношений, построенных на принципах общественного бытия, - вот что в итоге сформировало человека как подлинного субъекта исторического процесса [3, с. 147].
С развитием исследования собственно коммуникативной проблематики утвердился философско-антропологический подход, в рамках которого фиксировалось, что на начальном этапе социализации общества необходимость в коммуникации возникла опосредованно, через трудовую деятельность.
Труд позволял удовлетворять витальные потребности и обеспечивал тем самым выживание человеческого рода. Коммуникативные контакты между членами первобытных сообществ всегда преследовали определенные практические цели. По мере своего развития индивид стал способен выделять свое «Я» из стадного «Мы», воспринимать других членов своего сообщества не только как равных себе, но и отличных от него субъектов. Лишь с обретением человеком способности к рефлексии стали возможны интериндивидуальные, межличностные отношения.
Выйдя из биологического мира животных, человек на основе рефлексии, языка, трудовой деятельности как образа жизни приобрел способность к передаче информации от поколения к поколению. Механизмом передачи и восприятия социального опыта становилась культура, облеченная в форму социальной коммуникации. Являясь высшей ступенью эволюции коммуникации, социальная коммуникация объединяет в себе социальное и биологическое, существующие в едином комплексе, но приоритет все же принадлежит социальной составляющей.
Стремящаяся удовлетворить постоянно возникающие в процессе все более разнообразной деятельности человека потребности в социальных связях и взаимодействиях, структура коммуникации усложняется. Появляются новые функции и виды коммуникативных отношений, что ставит задачу определения их содержания, места и роли в коммуникативных системах социума.
В обозначенном контексте представляется правильным определить социальную коммуникацию как процесс связи и направленной передачи информации, основанный на взаимопонимании субъектов коммуникации, объединенных общим делом, потребностями, интересами, целями. Сущность коммуникации, по нашему мнению, раскрывается в практиках, которые позволяют людям реализовывать свои значимые цели посредством коммуникативного действия. Коммуникативные практики следует определить как социальную активность, направленную на передачу значимой информации, структурированной в пространстве и времени, сопровождающейся постоянным воспроизведением коммуникаций разного уровня.
Коммуникативные практики в большинстве случаев направлены на достижение взаимопонимания, мотивацию человеческого поведения, воспроизводст-
222 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
во культурных ценностей, социальную интеграцию. Они играют заметную роль и в осуществлении социализации, являющейся целостным процессом жизнедеятельности, в котором личность постоянно осваивает ценности духовной и материальной культуры.
Социализация - процесс, имеющий ряд особенностей: «Она объясняет, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, т.е. как на индивидуальном уровне происходит то, что происходило с обществом на коллективном; она не поддается искусственному управлению и манипулированию; она имеет качественно разные этапы - начальный и продолженный, и две стороны - индивидуальную и общественную; с позиций общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности; она является сложным по внутренней структуре явлением, включающим два момента - механизм и процесс социализации» [4, с. 149].
Принимая в основном данную характеристику о социализации, считаем целесообразным уточнить и дополнить предложенную характеристику, акцентировав внимание на коммуникативной природе социализации. Также отметим, что в некоторых современных концепциях (П. Бергман, Т. Лукман) при выделении этапов социализации используются термины «первичная» и «вторичная» социализация, что, на наш взгляд, точнее подчеркивает взаимосвязь и последовательность формирования эмоционального и рационального уровней социализации.
Социализация осуществляется в процессе передачи информации, опыта, знаний, а следовательно, посредством коммуникации. Она проявляется в формировании основ социальной коммуникации, новом характере идентичности личности, усвоении роли Другого, содержании ценностных ориентаций.
Выделение двух уровней социализации - эмоционального (первичного) и рационального (вторичного) - фиксирует их особенности. Специфика роли коммуникации в процессе вторичной социализации определяется тем, что индивидом в большей степени усваивается институциональный контекст. В таком случае социализация, как успешная адаптация индивидов в социальной группе, является позитивным примером рациональности, логичности осмысления действительности, определения целей и способов их достижения.
Реализации целей вторичной социализации способствует определенная коммуникативно-ценностная парадигма. В связи с этим успешная социализация заключается не в передаче готового культурного содержания, а в сообщении движения, продолжая которое личность способна формировать собственное содержание деятельности, основанное на актуальных потребностях, интересах и целях.
Потребность есть свойство всего живого, выражающая первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Именно в силу наличия той или иной потребности человек становится субъектом деятельности и действия. Известный российский психолог, академик А.Н. Леонтьев, анализируя связь между потребностью и деятельностью, отметил, что существуют две принципиальные схемы: «Первая воспроизводит ту идею, что исходным пунктом является потребность, и поэтому процесс в целом выражается циклом: потребность - деятельность - потребность... Другая, противостоящая ей схема
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 223
цикла: деятельность - потребность - деятельность, и в ней исходным пунктом связи является деятельность [5, с. 192]. Исходя из методологии предложенного подхода, по нашему мнению, можно рассмотреть и потребность в коммуникации применительно к определенным видам деятельности в процессах социализации.
Мы предлагаем провести данный анализ в контексте исследования функциональных ситуаций. Это дает возможность говорить о двух видах потребностей в коммуникации - непосредственной и опосредованной. И первая, и вторая потребности реализуются в процессе коммуникации, но коммуникации различного порядка. В первом случае речь идет о субъект-субъектных контактах или общении, а во втором - о субъект-объектных или объект-объектных контактах или собственно коммуникации.
Характеризуя социальную коммуникацию как сложное системно-структурное образование, выделим два уровня. Первый уровень - коммуникация (в узком смысле). Она представляет собой процесс, происходящий на уровне социальных связей, обслуживающий предметную деятельность и имеющий различные уровни опосредованности - от субъект-объектных до объект-объектных отношений. Второй уровень - общение (как таковое). Оно трактуется как процесс, происходящий на психоэмоциональном уровне и затрагивающий сущность субъекта. Взаимосвязь и единство этих уровней определяют социальную коммуникацию в широком смысле - как процесс связи и направленной передачи информации, основанный на взаимопонимании субъектов коммуникации, объединенных общим делом, потребностями, интересами, целями, а также процесс межличностного взаимодействия, предполагающий активную обратную связь, акт эмоционального контакта.
Применяя метод теоретического моделирования, рассмотрим возможные механизмы регуляции коммуникативных отношений в процессах социализации на индивидуальном и коллективном уровнях в связи с определенными типами деятельности (духовная, духовно-практическая, практическая).
Механизм потребность - деятельность - потребность реализуется в ситуации, когда имеется в виду витальная потребность в общении. В данном случае речь идет о субъект-субъектной коммуникации, рождающейся из общности взглядов и затрагивающей психические и эмоциональные сферы сознания индивидов. Структурным элементом рассматриваемого механизма в нашем случае выступает духовная деятельность, а именно ее «простейшая, обыденная форма, являющаяся именно и только общением, - дружеские контакты, имеющие своей целью сам процесс духовного сближения с близким человеком» [6, с. 292].
Потребность субъекта в подобных контактах реализуется в процессе общения и возвращается на самого субъекта, не приводя к каким-либо качественным изменениям в его материальном или социальном положении. Однако эффект данного вида общения, которое можно определить как самоцельное личностное общение, эмоциональное общение (П.М. Якобсон), общение ради общения (М.С. Каган), заключается в преодолении одиночества: «Люди объединяются не только для совместной деятельности, но и для удовлетворения потребности в общении, снимающем психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности» [7, с. 23].
224 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Восприятие культурного опыта может не только быть самоцельным, то есть проходить на эмоциональном уровне, но и обладать определенным целевым значением - религиозным, политическим, образовательно-нравственным, а потому заключенное в нем общение имеет служебный по отношению к данной цели характер. В этом случае в механизме потребность - деятельность -потребность происходит трансформация духовной деятельности в духовно-практическую. Потребность в коммуникации и общении носит ярко выраженный социальный характер, стимулируя созидательные и преобразовательные формы активности субъектов. Целью общения, сформированной данным видом потребности, является приобщение к ценностям Другого и приобщение Другого к своим ценностям.
Потребность в общении, которое имеет цель вне себя, связана с практической деятельностью и включена во второй механизм отношений деятельность -потребность - деятельность. Практическая деятельность - производственная, военная, торговая, научная и иная - порождает потребность в общении или коммуникации как способе организации или оптимизации той или иной предметной деятельности. В таком случае цель коммуникации и общения может быть определена как обслуживание предметной деятельности.
С учетом изложенного можно выделить следующие типы функционально-целевых ситуаций, определяющих включенность коммуникации и общения в социальную деятельность:
духовная деятельность (цель находится внутри пространства коммуникативной деятельности и воплощается в эмоциональном общении индивидов друг с другом);
духовно-практическая деятельность (цель общения находится на границе пространства коммуникативной и предметной деятельности и достигается через приобщение субъекта к опыту и знаниям инициатора общения, приобщение самого инициатора общения к новым для него явлениям, изменяющим его взгляды и мнения на какие-либо явления окружающей среды);
практическая деятельность (цель находится за пределами коммуникативной деятельности и заключается в обслуживании предметной деятельности, создании новых форм экономических и социальных взаимоотношений, при помощи которых достигается удовлетворение основных жизненных потребностей).
Исследуя потребность в общении и коммуникации в связи с видами социальной деятельности (духовной, духовно-практической, практической) и целью, сформированной данной потребностью, можно вскрыть конкретную причинную обусловленность коммуникативного процесса. Выделение его естественных (природных) и социальных (общественных) сторон в контексте определенной материальной и духовной жизнедеятельности людей порождает возможность регуляции и оптимизации социальных отношений.
С нашей точки зрения, социально-философская рефлексия взаимосвязи процессов коммуникации и социализации не только не утрачивает актуальности, но наполняется новым содержанием. В философском знании отражается специфичность современного уровня исследования названных феноменов. Во-первых, обновление связей и взаимодействий в современном мире, стремительное
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 225
развитие его коммуникативности приводит к тому, что коммуникация, проникая в контекст социализации, обогащает ее и формирует качественно новый результат социализации. Во-вторых, современное понимание социализации конкретизирует процесс взаимодействия социальных субъектов (человека, социальных групп, обществ).
Социальное взаимодействие носит интресубъективный характер и порождает новационные коммуникативные структуры, релевантные модернизированным процессам социализации. Предложенный метод теоретического моделирования способен, на наш взгляд, оптимизировать коммуникативные практики в процессах социализации, усилить их соответствие идеалу современного социума.
Библиографический список
1. Стригапкова Е.Ю. Социально-философские проблемы коммуникации. Саратов, 2007.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
3. Тейяр де Шардеп П. Феномен человека. М., 1989.
4. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М., 1997.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
6. Кагап М.С. Мир общения. М., 1988.
7. Титарепко А.И. Нравственные основы общения. М., 1979.
E.V. Gaimanova Magazines for Children and Youth in the Context of the Russian Artistic Culture of the Second Quarter of the XIX Century
The specificity of national magazines of the second quarter of the XIX century for children and youth is shown. Their relations to the home artistic culture of this period are defined.
Key words and word-combinations: magazines for children and youth, Russian artistic culture, the second quarter of the XIX century.
Показана специфика отечественных журналов второй четверти XIX века, предназначенныгх для детей и юношества. Установлены их взаимосвязи с отечественной художественной культурой этого периода.
Ключевые слова и словосочетания: журналы для детей и юношества, русская художественная культура, вторая четверть XIX века.
УДК 070(091 )"1 8" ББК 76.03+76.01
Е.В. Гайманова
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
богатом и многообразном мире русской художественной культуры особое место принадлежит журналам для детей и юношества, которые ведут свою историю в России с конца XVIII в.
Термином «журналы для детей и юношества» обозначают печатные периодические издания, предназначенные для определенной целевой аудитории, возраст которой опреде-
226 2011 • ВЕСТНИК ПАГС