Научная статья на тему 'Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде'

Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
группы комбинированной направленности / тяжелые нарушения речи / коммуникативные навыки / социальное развитие / инклюзивная образовательная среда / combined groups / severe speech disorders / communication skills / social development / inclusive educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марченко Анастасия Игоревна, Мурашова Ирина Юрьевна

Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы. Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях. Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи. Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000). Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде. Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марченко Анастасия Игоревна, Мурашова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication as an indicator of socialization of children aged 6–7 years old in an inclusive educational environment

Background. The article highlights the problem of communication and socialization of older preschool children with severe speech impairments and with normal speech development, attending preparatory groups of combined kindergartens for school. In recent years, in kindergartens, groups of a combined orientation that are inclusive are increasingly functioning, which necessitates the search for effective ways of psychological and pedagogical work. Objectives. The purpose of the work is to study the state of communication of preschoolers 6–7 years old with severe speech impairments in comparison with peers with normal speech development, in relation to indicators of their socialization in inclusive educational conditions. Sample. In total, the study involved 60 children aged 6–7 years who attended preparatory groups of a combined orientation of Irkutsk kindergarten No. 153. Of these, 30 preschoolers had normal speech development and the same number with severe speech impairments. Methods. The following methods were used in the study: “Studying communication and the nature of interpersonal relationships” (Aizman et al., 1994); the method of expert scale assessment of the development of social forms of behavior in older preschoolers by A.M. Shchetinina and L.V. Kirs (Shchetinina, 2000). Results. It was found that children aged 6–7 years with speech disorders have significantly lower communication and socialization rates than their peers with normal speech ontogenesis. It was shown that studying the level of communication of preschool children can serve both as a reliable indicator of their preschool socialization and a basis for determining the conditions of psychological support for children with severe speech disorders in an inclusive environment. Conclusions. Data were obtained on the communication of preschoolers studying in inclusive conditions. Firstly, the constant communication of 6–7-year-old children with normal speech development with peers with severe speech disorders in conditions of inclusion does not influence their communicative and social development. Secondly, despite the fact that severe speech disorders in children aged 6-7 years cause imperfection in the formation of communication skills and, in general, their socialization, an increase in the frequency of communication with peers has a positive effect on their social development for all preschoolers.

Текст научной работы на тему «Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде»

������������ ��� ����������

������������ ����� 6�7 ���

� ����������� ��������������� �����

�.�. �������� ., �.�. ��������

��������� ��������������� �����������, �������, ���������� ���������

. [email protected]

������

������������. � ������ ���������� �������� ������������ � ������������ ������� ���������-

��� � �������� ����������� ���� � � ���������� ������� ���������, ���������� �������������-

��� � ����� ������ ��������������� �������������� �������� ����. � ��������� ���� � �������

����� ��� ���� ������������� ������ ��������������� ��������������, ���������� ��������-

����, ��� �������� ������������� ������ �������������� ����� ���������-�������������� ������.

����. ������� ��������� ������������ ������������ 6�7 ��� � �������� �����������

���� � ��������� �� ������������ � ���������� ������� ���������, � ����������� � ������-

������ �� ������������ � ����������� ��������������� ��������.

�������. � ������������ ������� ������� 60 ����������� 6�7 ���, ���������� ����������������

������ ��������������� �������������� ����� �. �������� ������� ��� �153. �� ��� 30 �������-

����� ���� � ���������� ������� ��������� � ������� �� � �������� ����������� ����.

������. � ������������ �������������� ��������: ��������� ������� � ��������� ���������-

���� ���������� (������ � ��., 1994); �������� ���������� �������� ������ ��������������-

�� ���������� ���� ��������� ������� ������������ �.�. ��������� � �.�. ���� (��������,

2000).

����������. �����������, ��� ���� 6�7 ��� � ����������� ���� ����� ���������� ����� ������

���������� ������������ � ������������, ��� ���������� � ���������� ������� �����������.

��������, ��� �������� ������ ������������ ������������ ����� ������� ��� �������� ��-

��������� �� ������������ ������������, ��� � ������� ��� ����������� ������� ���������-

������� ������������� ����� � �������� ����������� ���� � ����������� �����.

������. ���� �������� ������ � ������������ ������������, ����������� � �����������

��������. ��-������, ���������� ������� ����� 6�7 ���, ������� ���������� ������� ��������

�� ������������ � �������� ����������� ���� � �������� ��������, �� ��������� ���������

������� �� �� ��������������� � ���������� ��������. ��-������, �������� �� ��, ��� � �����

6�7 ��� ������� ��������� ���� ������������� �������������� ������������ ������������-

��� ������� �, � �����, �� ������������, � ���� ������������ ��������� ������� ���������-

��� �� ������������ ������������ ������ �� �� ���������� ��������.

��� �����������: ��������, �.�., ��������, �.�. (2024). ������������ ��� ���������� ������������

����� 6�7 ��� � ����������� ��������������� �����. �����������

���������� �����������, 18(4),

38�47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47

� ��������, �.�., ��������, �.�., 2024

�������� �����:

������

���������������

��������������,

������� ���������

����, ���������������

������, ����������

��������, �����������

��������������� �����

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47

���/UDC 37.013.77+37.043.2

��������

������������ ������������ ������������ �����-

�� ��������� ��������������� ����������������

������������� � ����������� ����� ��� �����-

������� ��������������� ������� ������� ��-

���������� � �������� ����������� ���� ���

���������� ������������ ����� ������������

� �����.

�� ���� ������������ ������� �����������,

���������� � XXI ����, ��� ���� � �����������

������� ����� ���� �� �������� �������������

����������� ��������� � ���������� �������� ��-

������� ����� (���) ��������� ���������������

�������������� ��������������� ���������

����������� ����������� � ������� ���������-

������ ��������������, �� ���� �� ������������,

�������� ���������� ������� �������� (���)

� �������� ��������. ��������� ���������-

�� ����������� ������ � ��� � � ��� � �������-

�������� ������� �������� ���� �������� ���-

������� ������� (�������, 2021; ��������, 2021;

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

38

Communication as an indicator of

socialization of children aged 6�7 years old

in an inclusive educational environment

Irina Y. Murashova ., Anastasia I. Marchenko

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

. [email protected]

Abstract

Background. The article highlights the problem of communication and socialization of older preschool

children with severe speech impairments and with normal speech development, attending preparatory

groups of combined kindergartens for school. In recent years, in kindergartens, groups of a combined orientation

that are inclusive are increasingly functioning, which necessitates the search for effective ways

of psychological and pedagogical work.

Objectives. The purpose of the work is to study the state of communication of preschoolers 6�7 years old

with severe speech impairments in comparison with peers with normal speech development, in relation

to indicators of their socialization in inclusive educational conditions.

Sample. In total, the study involved 60 children aged 6�7 years who attended preparatory groups of

a combined orientation of Irkutsk kindergarten No. 153. Of these, 30 preschoolers had normal speech

development and the same number with severe speech impairments.

Methods. The following methods were used in the study: �Studying communication and the nature of interpersonal

relationships� (Aizman et al., 1994); the method of expert scale assessment of the development of

social forms of behavior in older preschoolers by A.M. Shchetinina and L.V. Kirs (Shchetinina, 2000).

Results. It was found that children aged 6�7 years with speech disorders have significantly lower communication

and socialization rates than their peers with normal speech ontogenesis. It was shown that

studying the level of communication of preschool children can serve both as a reliable indicator of their

preschool socialization and a basis for determining the conditions of psychological support for children

with severe speech disorders in an inclusive environment.

Conclusions. Data were obtained on the communication of preschoolers studying in inclusive conditions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Firstly, the constant communication of 6�7-year-old children with normal speech development

with peers with severe speech disorders in conditions of inclusion does not influence their communicative

and social development. Secondly, despite the fact that severe speech disorders in children

aged 6-7 years cause imperfection in the formation of communication skills and, in general, their socialization,

an increase in the frequency of communication with peers has a positive effect on their

social development for all preschoolers.

For citation: Murashova, I.Y., Marchenko, A.I. (2024). Communication as an indicator of socialization of children

aged 6�7 years old in an inclusive educational environment. Preschool Education Today, 18(4), 38�47.

(in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47

� Murashova, I.Y., Marchenko, A.I., 2024

Keywords:

combined groups,

severe speech disorders,

communication skills,

social development,

inclusive educational

environment

������, 2024). � ������ �������, ��� �������� ��-

��� � �������� ����������� ����, ���������

��������� ������������� ������������ �����-

������� � ����������� �������� � ����� � �����-

�� ���������������� ������������� ���������

�� ����������� ��������������� ������� � ��-

����� �� ������������, ������� ������� �����-

���� � ������������������ ������ ��� �� ����-

������ ������������ � ����� (���������, 2007;

��������, ��������, 2019; ���������, 2006).

������ ����������� ������������ ������ ��-

������� ������������ ����������� � ������-

�� ������������������� �����������, � ����-

��� �������������� �������������� ��� �����

� ���. ����� ����, ����� � � ��������� �����-

��� ����� ��������� ��������, ��� ����������

������� ������� �� ����������� � ��� �������-

������� �������� �� ��� ��������������� � ��-

�������� ��������.

��������� ����� �����, ����� ���������� ���-

������������ ������� ����������� � �����

� ��� � ������� �� ������������ � ��� ��� ��-

��������� � ����������� ����������� ��������

� ����������� ��������������� ����� � ������������

��������. ��������������, ��� �������

������������ � �������� �������� ����� ����-

�������� ��� �������� �������� ���������, ���

� ����������� ������������ �� ������������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

39

����� ����������

� ���������������� ������������� ������ ���-

������ �������� ���������-�������������� ��-

���, ������������������ �� �������� �������

�������, �������� ���� ������������ � �����-

������� � ����������� �������� �������. � ����-

������ ��������������� �������� ��������� � ��-

���������� � �������� ��������������, ��� ����

������� ��������� ������� �������, �� ��������

����� ������������ ��������� ��������� ����

� ������, ��������� ������� ����������� � �������

����������, � ���������� ���������� �����-

��� ����������, ��������������� �������������

��������� (��������, 2022; ��������, 2014; ���-

�����, 2004). ������� � ������������ �� ������������

��������� ������������ � ��������-

������ ��������� �� �������� ����� ���������

� ������ ���������, ��� ���� ������ � ��������

��������, ������������ ������ �� ��� �������-

��� �������� (������������, 2015; ����������,

��������, 2017; ������, 2024). �� ��������������

�� ������������ ������� ����������� �������-

�� ����� ��������, ��� �������������, ����������

� �������, �����������, ������ �������� �����

���� � ������� ������, ��� ����� ��� ��� ����-

���������� �������� ����������� � �������, ���

� ��� ����������� ��������������� ����������

� �������� � ����� (�����������, 2014; ������,

2009; ��������, 2004).

�� ������ ���������������� ������������

�������� ������� ������������, ���������� ��-

������������� ���������������� � ����� ����-

�� �������� ����, ����� ����� �������� �������

������� ������������, ������� �� ����������-

��� ������������ �� ������� �������, � ��������

������������ ����������� ������� ���� ������-

��, � ��������� ������ ������� (��������, 1951).

������� ������� ������������ ���� ��������

� ������� � ����� � ���������� ����������� ��-

��������� ������ ��������� ��������� �������-

�������� ���������� ������ � �����, ������������

���������� ��������������� ����������� � ���-

���� ����������� ���������, ���������������

������������ �������� ������������ (�������-

����, 2014; ��������, 1951; ������, 2009 � ��.).

� �������, ������������ �������� �������-

��� ��������� ����������� � �������������

������������� �������� (���), ���������� ���-

����� ����������, ���������� � �������� ���-

����� ��� ������������. ������� ������������

� ����� � ��� �������� ����������� �� ������ ��-

�������������� �����������, �� � ������� �����-

�� ������� �� ������������� �������� �������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ���� ������� ���� ��������� ���-

����� ���������� ������� � ������������ (���-

�������, �������, 2021; ���������, ���������,

����������, ��������, 2009).

� ���� �����, ���������� ����������� �����-

������� � ����� � �������� �����������, �����-

������ �� ��������� �������������� �����������

� ������� � ����������� � ���� ����� �������-

�� ������������ � ������������ ������������

� ����������� ����. ��������� � �������� ����

�������� ���������, ���������� ������������

����������� � ������� � �������, � �������� ��-

����� ����� ������� ����������� ����� ��������

� ������ �� ������������ (������, ���������,

��������, 2021; ���������, 2007). ���� � �������-

������ ���� ����� ���� �� ������� � ����� ���-

���������, ��������� �����������, ����������-

��� ������������ ���, ��������, �����������,

��� ���������� �� ������������ � ����������

��������� (��������, ��������, 2019; �������-

��, 2006). � ����� �������� ����������� ��������

� ��� �������� ��� ������������ ���������-

������ ������� �������� �� ������� ���� ����-

����� ����, ������� ��, ��� �� ��� ������� ��-

����� ������. ��� ���� ������� ���������� ������

�������� ������������ �� ������ ��������� � ��-

������ ��������� ����, � � ������� ������� ��-

����� �� ������������� �������������� � �����-

������ ���� �������� �������� �����������.

� ������� ������������ � ����� �������������

���� ������ � ������� ����������� ���������-

��� ���������� ������������ ����������� ��-

�������� � ��������� �������� (������, �����-

����, ��������, 2021; ���������, 2006).

�����, ��������������� ������� ��������

������������ � ������������ ����� � ��� � ��-

������ ����������� ��������������� �����,

� ����������� ������������� ����������� ��-

�����. � ��������� ������� ��������������, ���

� �������� ������������� ������ ���������-

��� � ������� ���������� � ��� � �����������

�������� ��������� ������ ������ (���������,

2015; ������, 2021). � ������������� �������

���������� � ���, ����������� � �����������

�����, ����� ��������� ����������� �������

��� �������� ��������������� �������. ����-

����� � ��� ������� �������, ��������� � ���-

������������ � ����������� �������������,

�������������, �������� � ������������ � ��-

�����, ������������� ����������, ������� ���-

��� �� ���������� ������������ �� ������������

� ���������� ������� ���������, ��� ��������-

�� ������� �������� ��������� (������, �����-

����, ��������, 2021; ��������, 2014; ��������,

���������, 2020).

��� ���������� ����� ������� � ����������-

��, ������ ���� ����� � �������� ��������. ����-

�� � ��� ������������� ������ ���������� ������

���������� ������������ ������������, �����-

���� ����������� ������������ ����� �������������

�������� � ���, ���������� �������-

��� ����������� � ����������� �����, �� ������

������� ����� ���������� ������� ������������

���������������� ������������� ��� ���������-

��� ������������ � ������������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

40

���� � ������

����� ������ ������������ ���� ������� ��-

������� ������������ ������������ 6�7 ���

� �������� ����������� ���� � ��������� ��

������������ � ���������� ������� ���������,

� ����������� � ������������ �� ������������

� ����������� ��������������� ��������.

������: 1) ����������� � ���������������� ��-

������� ������������ � ����� 6�7 ��� � ���

� ��������� �� ������������ � ���; 2) �������

������ ��������� ����������� �������� � �����������

�� � �������� ������������ �������

������������; 3) ���������� ������� ��������-

���� ���������������� ������������� � �����-

��� �� ������������ ������������ � �������-

����� ������� ������������ � ���.

�������

������������ ����������� �� ���� �����

������� ��� �153 �. ��������. ����� � ��� ���-

���� ������� 60 ������������ 6�7 ���, �������-

��� ���������������� ������ ������������-

��� ��������������, �� ��� 8 ����� �����������

�������� ���������� ��������������� ����-

�������. � ��� ��������� �������� (30 �����:

18 ���������, 12 �������), �� ��� ������� ����-

������ � ������������ ��������������� ����-

������� (2 ������ � ������������ ������, 1 ���-

����� � �������������� �����, 1 � � ����������

������). � ��� ����� ���� 30 ������������

(13 ��������� � 17 �������), �� ������� 1 ������-

�� � ����������� �����, 1 � � ��������������

�����, 1 � � ������������ ������, 1 � � �������-

��� ������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ��������, ��� �� ����������� ��������

������������ ���� ��������, ���������������

����������� � ���� 60 �����, ��������� �������

� ������������, ���������� ���������������

�������� ��������� � ���������� ��������� ���-

����������� �����.

������

��� �������� ������ ��������� ������������ ��

������������ � ������������ 6�7 ��� ��������-

������ �������� ��������� ������� � ���������

������������� ���������� �.�. ������� � ����-

������ (������ � ��., 1994). �������� �������-

���� � �������� ����������������� ������� ��-

������ � ���� ���������, �������� ���������

����� ������� ����-������� � �������� ���. � ��-

������ ����������� ��������� ���������� ����-

�������� �������� ���������� � ������, �����

�������� �������� � ������������, ������� ���-

���, �������� ��� ��������, �������, ����������.

� ���� ���������� �� �������� ����� � ����

� 4-� ������ ��������� 3 ������ ������������-

��� �������. � �������� ���������� �������

�� ������� ���������������� ������ ��� ��-

������ 4 �����, ����� ����������� 12 ������ ��

������������ ������ �������, ����� � 4-� ���-

��� 48 ������. �� ����� ���������� ������

� 4-� ������� ������� ������������ ������ ����-

�� ������������: ����������� ������� (42�48

������, ������������ ������� �����������, ��-

����������� ��������); ������������������ ���-

���� (30�41 ����, ������������ ������������,

�� ���������� � ���������� ����������); ����-

������� ������� (20�29 ������, ������������

������� �� ���������� ����������); �����������-

��������� ������� (19 � ���� ������, �������-

����� ����� ������� �� ���������� ����������).

��� �������� ���������� ������������ ���-

�������� �������� ���������� �������� ����-

�� ���������������� ���������� ���� ����-

����� ������� ������������ �.�. ���������

� �.�. ���� (��������, 2000). ���������� ������

����������� ��� ������������ ��������� ������-

�� ����. ����� ������ ������� �� ������ �������-

�� � ���� � ���, ��� ��������� ������� �������-

��� ����� � ������� ��������� � ��� ������� ��.

� ������ ����� ������� ��� ��������� ������� ��

0 �� 10 ������, ��������� �� 10 ���� 100 ������.

������������ �������� ����������� ����������

���������� ��������� ������� ������ ��������,

���������� ������� ����� ��������� ������, ��

������� ������������ 4 ������ ����������� �����-

��� ������� ������������: 85�100 ������ � ����-

��� �������; 70�84 ����� � �������; 50�69 ������ �

������: 49 ������ � ���� � ����� ������.

��������� ���������� ����������� �������-

������� � ����������� ������������ �����������-

���� ������ ��� ������� ������ �������� �����-

������� �Statistica-10�. ������������� ��������

��������� ������� ����������� �������� ������

����������� ��������������� ������� �� ���-

��� �������������� �� t-�������� (��� ��������-

��� �������). ������������� ������� ���������

������������ � �������� ����������� ��������

������� ������������ �������������� � ����-

��� ������� ��������������� �������.

���������� ������������

� ������� 1 ������������ ���������� ���������-

������ ������� �� ���� ������ ������������ ���-

��������� �� ������������ � ����� 6�7 ��� � ��-

������ ��������.

��� �����, � ������ ����� �������� ������-

�������� ���������� ������� � �������� �����-

������ ������������, ��� �� ���� ���� �������

������� ���������� � ������ � ��� ����������

����, ��� � ������ ���. ���, � ���������� ����-

���� � ��������� ���������� � ������ ��� ����-

��� ���������� ���������� ����, ��� � ���, ���

� < 0,001. ���������� ����� � ��� �� ����������

���������������� � ��������� ���������� �����-

����� ����, ��� � ������ ����� � ���. �� �����-

����� ������������� � ��������� �����������

�������� � ������� ����������� ����� ��������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

41

������� �������� ���������� ��� � < 0,001. � ��-

������ ����������� �������� �������� ������

������� �������������� ���������� � ��������

���������� � ������� � ���: �. (��� 3 �������,

6 ���, 7 ���.). � �������� ����������������� ����,

�� 4-� ���������������� ��������� �����������,

������� ������� ������� ���� � ����� ������

(1 ����). ������� ��������� ����������������,

���������� �� ����������, ����� ��� ��������

������� ��� ������� (2 �����). ��� ���� �������

����������� �������� ������, ����� ��������

����� (1 ����).

������� 1

������� ���������� �������� ������ �������� ��������������� �������*

Table 1

Average scores for studying communication skills*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������� ����� ��������������� ������

������� ����������

�������� ������

� ��������������

�������

���** ���***

I. ������� �������������� ����������

������� � �������� ����������

������� 1,75�0,40 3,00�0,00

���������������� 1,71�0,44 2,50�1,05

������������� 1,80�0,41 3,15�0,35

II. �������� ������� �������

� ��������� ����������

���������� 1,78�0,42 3,21�0,35

�������������� 1,72�0,43 3,40�0,45

���������� � ������������

��������������� 1,74�0,46 3,90�0,49

III. ������� ������������

������������� ����������

������� �� ����� � ������� ������� 1,70�0,48 3,80�0,00

������� �� ������� ���������� �������� 2,10�0,09 3,60�0,21

������� �� ��������� ����������

�������� 0,89�0,37 2,77�1,15

IV. ������� ������������

������������� ���� ���������

������� �� ����� � ������� ������� 1,70�0,48 3,80�0,00

������� �� ������� ���������� �������� 2,10�0,09 3,60�0,21

������� �� ��������� ����������

�������� 0,89�0,37 2,77�1,15

Diagnostic blocks Communication skills

Average scores in

the compared groups

Severe

speech

disorders

Normal

speech

development

I. The degree of emotional involvement

of the child in the actions of a peer

Interest 1.75�0.40 3.00�0.00

Sensitivity 1.71�0.44 2.50�1.05

Neglect 1.80�0.41 3.15�0.35

II. The nature of the child's participation

in the actions of a peer

Activity 1.78�0.42 3.21�0.35

Expansiveness 1.72�0.43 3.40�0.45

Readiness for productive interactions 1.74�0.46 3.90�0.49

III. Degree of expression of empathy

towards a peer

Reaction to the success and failure of

another 1.70�0.48 3.80�0.00

Reaction to peer praise by adults 2.10�0.09 3.60�0.21

Reaction to the censure of a peer by an adult 0.89�0.37 2.77�1.15

IV. The degree of expression of prosocial

forms of behavior

Reaction to the success and failure of

another 1.70�0.48 3.80�0.00

Reaction to peer praise by adults 2.10�0.09 3.60�0.21

Reaction to the censure of a peer by an adult 0.89�0.37 2.77�1.15

����������:

* ������� ���������� � < 0,001;

** ��� � ������� ��������� ����;

*** ��� � ���������� ������� ��������.

* Note: significance level p < 0.001

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

42

�� ������ ����� ��������� ������� �������

� ��������� ����������� ��� ��� ������ �� ����-

��� ����������� � ������ � ��� ������� ����,

��� � ����� � ��� ��� � < 0,001. �������� ������

����������, ���������� � ����������� � ��� �.

(6 ���, 5 ���., ��� 4 �������). ������� ��������

�����������, �� ��������������� ����������

(2 �����). ��� ���������, ������ ����, � �����

���������� ��� ������� (2 �����). ��� �������

���������������� �������������� �������������

������ � �������, �� ��� ������������� �����-

���� � ���� ������� �� ���� ������� ���������

���������� ������� (2 �����).

� �������� �������� ������� �������� �����

�������� ������������ ������������� ��������-

��� ����������, ��� ������� ���������� � ����-

�� � ��� ����� ��������� ���������� ����, ���

� ��� ��� � < 0,001. ��������������� �����-

��� ���������� ������ � ����������� � ���: �.

(6 ���, 5 ���., ��� 3 �������). ������� �������

��� ���������� ���������� ��������� (1 ����).

���������, ��������, ����� �������� ������ ���-

���� (1 ����). �� ��� ������ �������� ����� ����-

�� ���������, �. ��������� ������� (0 ������).

�� ����� �������� ������������ ����������-

��� ���� ���������� �� ����������, ��� ����-

��� ���������� ���� ������� � ������ � �����

� ��� ���� ������� ����, ��� � ������ ��� ���

� < 0,001. ���������� ������ ����������� ������-

���� ������ ��������������� ������� � ������-

���� � ��� �. (6 ���, 9 ���., ��� 3 �������). �������

��� �� ������������, ��� � �� ���������� �������

�� �������� ���������� �����������, �� � �� ����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �������� (�� 1 �����). ��� �������� �������

�� ������� ������ ������������ �������� ������

������ � ������ ��������, �� �������� ��, �����

����� �� �������� ��� ������ (1 ����).

�� ���������� � ������� ������ ���������-

��� ������ ��������� ������� ��������� ���-

��������� � ���������� �������������� �����

(������� 2). ���������� �������� � ����������-

��� ������� ������������ � ��� � �� ��������-

��� � ���. ���������� ����������� ����� � ���

(40%) ����� �������������������� ������� ��-

������� ������������, ��� ����� � 6 ��� ����,

��� � ������ ������������ � ��� (6,7%). �� ���-

��� ����� � ���������� � ��� ���������� ��-

��������� ������� (40%), � ����� ����� � ���

����� 13,4 %. �� ������� ����� � ������������

� ��� ������������ ������������������ ���-

���� (13,4%), ��� ���� ������� ������ ����� ��-

��� � ��� �������� 46,6% �����. ������������

������ ��������� ������������ � ������ � ���

�������� ���� ��� ������� (6,7%), � � ������

� ��� � ����� ����� ���������� (33,4%).

���������� ������ ����������� ������������

�������, ���������� ����������, ��������� ��-

�������� ������ ������ ����������� �������� ��-

���������� 6�7 ��� (������� 3). �������� ������

����������� �������� �������� ���� 6,7% �����

� ���, � �� �� ����� � ������ � ��� ����� �����-

���� �������� ������. ���� ����� ������ ������

������ �� ������������ ��� ����������, �����-

����������, ������ �������� ���� ����� � ����-

���� ���������� ����� � �������. ���� �������

� ���, ��������� ������� ������, ����� �������

� ������� ���� ������� �������������� �������-

��� ����������� � �������������� �����, �� ����

����, �� ��������� � �������, ������� �������

������� �� ������������. ����� ����� � ��� ��-

������������ ����������� �������� ������ ����

�� 15. �� ������� ������� ����������� �����-

��� ����� � ��� ����������� ���� 20%, � � ������

� ��� � 2 ���� ���� (40%). � ���� ������������

������ ���������� ���������, ��������� � �����-

�� ������������� ��������, �������� ���� �����.

�� ����� ������������ � ��� ���� �����������

������� ������� �� ������������, ������� ��-

�������� ��������������� �����������, � ���-

�� �� ����������� � ��� ����� ��� ������ ����.

������� 2

������������� ���������� �������������� ����� �� ������� ���������

������������ (N=60), %

Table 2

Distribution of subjects of the compared groups by levels of communication state (N=60), %

������

������ ������������ �� ������������

����������� ������������������ ����������� ��������������������

����� ����� % ����� ����� % ����� ����� % ����� ����� %

��� 2 6,7 4 13,3 12 40 12 40

��� 10 33,4 14 46,6 4 13,3 2 6,7

Groups Levels of communication with peers

Optimal Satisfactory Minimum Unsatisfactory

Number

of children % Number

of children % Number

of children % Number

of children %

Severe speech disorders 2 6.7 4 13.3 12 40 12 40

Normal speech development 10 33.4 14 46.6 4 13.3 2 6.7

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

43

� ������ ������� ���������������� ���������-

�� �������� ��������� ����������� ����� � ���

(40%) � ����� ��� ������� � ��� (6,7%).

� ���� ������������ �� ����� ����� ��������

������� �� ������������ ���� ����������, ���

�������� ������ ������� ���, ��� ���� �� ����

���������� ���������� ���������� ����������

����������� ��������. �������� ��� ����������

� �������� ���������� ���������� � ���������-

���� �������� ������, ����������� ����������

������, ������ �������� ������� � ���������

���������� ����� � ������� ���������. ���� ��-

��� � ���, ���������� ����� �������, �����������

�������� ������� ���, �������� ��������� ����

� ���������, ��� ���� ����� ����������� ������-

��� ���������� ������ � ����� �� 12 ����� � ���.

����� ������ ������� ���������������� ����-

������� �������� ���������� ����� � ����� ��-

�������� � ��� (33,4%) � ���� � 1 ������� � ���.

��� ��� ���������� �� �������� �����������-

���� ����������� � ������ ������� ����������-

��. � ��� ���������� ������������ ���������,

������������ � ������ ���������� ����������

������, �������������, �������� �������������

���� �����, ������ ��� ������ � ����������� ���

�������������� � ���� �� ������� ���������.

���� ��������, ��� ���������� ���� ������-

���� ��� ���, � ����� ������ ������� �������-

���� ��������, �������� ���������� ����������

� �������� �� ������������ �����, ������ ���

������������ ������� ���������� ���� � �����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������. ������������, ����������� �����

� ��� (6 �� 10), ���������� ����� �������, ������-

�� ������� ��� ���������.

������ �������������� ������ ����� ����-

���� ������������ � �������� �����������

�������� ����������� ������� ������� ��������-

��� ����� � ����������� �����. � ������ �������

������������ � ��� ����������� ����������

����� �������� ��������� ������������ � ��-

��������� �������� ������������� ���� (�� r=1,0

�� r=0,51), ��� � ������ ��� (�� r=0,86 �� r=0,50),

��� ���� ���, � ����� ������� �� �������� ����-

������ �������������� ����� ������ �����, ���

p<0,05.

���������� �����������

�������� ��������������� ������� ��������,

��� � ����������� ��������������� ��������

����������� � ��� �� ��������� �� ����������-

�� � ��� ����� ���������� ������ ������� ����-

������ �������� ������. ��� ���� � ����� � ���

�������������� ���������� �� ���� ���������-

������ ������� ���������� � ������������

���������. ������, ��� ���������� �������� ��-

��� 6�7 ��� � ���������� � ���������� ����-

��� ��������� ������������ ��������� � �����

������, ���������� � �������� ������������-

������� ����������� ����������� � ���, ��� ���-

��������� ������������ � ����������� ����

����������� ������� �� ����������� � ���. � �����

6�7 ��� ������� ��������� ���� �������������

�������������� ������������ ���������������

�������. ������������� ���������� ���������,

����������������� � ���, ��� ���������� ����-

��� ������������, ������� ���, �� ��������-

���� � ��� � �������� �������� ������� �� ���-

��������� �� ������������ ���������.

����� ������������� �����������, ��� � ����

������� ������������ � �������� ��������

�������������� ��������������� ������ ����-

��������� ����������� �� ����������� ��������.

������ ����������� �������, ��� �� ������ ���,

�� � ���������� ������������ �� ����������-

�� ������� ������� ������������ ����������.

������������ ���� � ���������� �������� ���-

�������� ������� ������������ �� ����������-

��. �������������, �������� ��������� �����-

������� 3

����� ����� 6�7 ��� � ������� �������� ���������������� ����������� ��������

� �������� �������� (N=60), %

Table 3

Number of children aged 6�7 years with different levels of social development in inclusion

conditions (N=60), %

������

������ ����������� ��������

������� ������� ������ ����� ������

����� ����� % ����� ����� % ����� ����� % ����� ����� %

��� 2 6,7 6 20 12 40 10 33,4

��� 15 50 12 40 2 6,7 1 3,4

Groups Levels of social development

High Average Low Very low

Number

of children

% Number

of children

% Number

of children

% Number

of children

%

Severe speech disorders 2 6.7 6 20 12 40 10 33.4

Normal speech development 15 50 12 40 2 6.7 1 3.4

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

44

������� � ����� � ���, ������ �������� �������

�������� �� ���, ��� ����� �������� ������� ��-

������������� �����������. ������������ ��-

���������� ��������, ��� � �������������� ����-

��� � ����������, ���� � � ������ �������, ��

����������� ��� ������ ������������.

�� ������ ���������� ������ ����� ������-

���� ������� ������������ ���������������� ��-

����������� �� ������������ ������������

� ������������ ������� ������������ � ���

� ����������� ��������������� �����.

��-������, ��� ��������� ������������� ��-

��������� �������� ����� 6�7 ��� � ���, ������-

���� ���������� ����������� � �����������

�����, �������������� ���� ������ ��������-

���� ��������� �� ����������� ���������������

��������� �������� �� �������� ������������.

������������ ����������� ��� ��� ������������

������������ ���� ��������� � ���������.

��-������, ���������� ��������� ���������-

���� ������� � �������� ������������ � �����-

������� ������������, � ����������� �� �������

���. �������������� ����� ����������� � ���, ���

��������������� ������������ ������� �� �����-

��� ��������������� ������� ����������, ���-

�� ��� � ������� ��������, �������� � ������,

�������� ������� ���������. � ��� �������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� � �������� �������������� (��������������)

������. � ����������� ����� ����� ������ ����

������ ���� ������� �������������, ���������

�� ����������� ��������������� �������� ��-

��������� ������������ � ���������� ����, ��

� ������� �������� ������, ������� ��� �����

������� � ��������� ������������ ��� ������-

������ �������������� � ����, � ��� ������� ��-

����������� �����������. ������, �����������

� ����������� ������, ���� � ���, ��� ��� �����,

��������� ����������������� � ������� ������,

��� ������� ��������, �� � ������������ �����-

�������. ��������, ��� � ����� ������ � ������

��������� ���������, ��� � ����� ������� ��-

�������������� ��������������� ������.

����, ��� ��������� ������������� ���-

������������� ������������� � �����������

����� �������� ��������������� ������� � ��-

���������� � ����� � ��� ������ ������������-

�� ���������� ����� ���������� ������� �������

�� ������������ � ���� ����������� ���������������

������ �� ����� ������������� ������, ��

���������� ������������ ������ ��������� ���-

���������.

�-�������, ���������������� ������������-

��� ������ ���������� ������������ � �����-

���������, �� ���������� ������������ ������

��������� ������������, �����������������.

���, ��� ����� � ������������������ �������

��������� ���������� ��������� � ������ �������-

�����, ����� �� ������� ��� ����������� ����-

������ ������� � ���������� ������� �������

� ��������� �������� ������� �������. ��� ��-

���, ���������� �������������������� �������

������������, ����� ������������ ����� ��-

����������� ���������� ���������, ��� ������-

��� ���������� ������� � ���������� �������

������� �� ������������ ��� �������� ����. ���-

��� �������� ��� ���� ����� ������� ������ � ��-

����� ������������� � ���, ������� ����� ����-

���� ������� ��������������� �����������.

����������� ������������

1. ���������� ���������� ������� �����������

������ ��������������� ���������������.

2. ���������� ���������� ������������� ��-

���������� ������������ �� ������������ ��-

��� � ���, ���������� ������ ���������������

� ��������������� ��������������, � ����� ��-

��� � ���, ���������� ������ ���������������

� �������������� ��������������.

3. ������������ ��������� �� ������� �����

���������� ��������������� ����������� ������

������� ��.

����������

���� ������������ ����������� �������������

� ���, ��� ������� ������������ � �����������

�������� ����� ������������ ��� �������� ����-

���� ���������, ��� � ����������� ���������-

��� �� ������������.

������ ����������

�����������, �.�. (2014). ���������� ���������� �������. ������: ���-�� ������-̻.

������, �.�., ������, �.�., ������, �.�., ��������, �.�., ���������, �.�., �����������, �.�.

(1994). ���������� � ����� �������. �����: ���-�� ��������.

��������, �.�. (2022). ��������������� ������������� �����������. ��������� ��� ����������

� ��������� �������� (6�7 ���). ������: ���-�� ��������-������.

��������, �.�. (1951). ��������������� ������ ������������ � ������ ����� ����������� ���-

�����: ����������� ����. ����. ���. ����. ���������� ��������� �������������� �������� ��. �.�. ���������;

�������.

���������, �.�. (2015). ����������� ��������������� ����� ����������� ����������������

���������� � ��������� �����: ����������� ������. ������������ �����, (4), 47�53.

����������, �.�., �������, �.�. (2021). ��������������� ������ ������������ � ����� ����-

��������� ����. ������: ���-�� ������������� ������� ������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

45

������������, �.�. (2015). ����������� ����������: ������������� ������� � ��������� ����-

��� ������������. ��� ����������, (1), 101�111.

�������, �.�. (2021). ���������� � ���������� ������� � ����������� ��������: ������� �������.

������: ���-�� ����������� ���. ��-��.

������, �.�., ���������, �.�., ��������, �.�. (2021). ���������. ������ ������ � ��������.

������: ���-�� ������-��������.

���������, �.�. (2007). ������ ��������� ��������������-������� ������������ ����� ��������

����������� �������� � ���. ���������� � �������� ����� � ����������� ��������, (2), 29�32.

����������, �.�., ��������, �.�. (2017). ����������� ������� �� ������������ ������� ��-

���������� � ����� ������������� ����. �������� ������������ ��������������� ��������-

���, (9). 312�320.

��������, �.�. (2014). ����������� ������� ������� ���������� � �������� ����������� ��

������������ � �������� ������������� �����. ��������, ����� � ��������: ������� ����������

� ����������, (38). 190�195.

��������, �.�. (2021). ���������� ����������� �����������: ����������. ���������: ���-�� �������.

������, �.�. (2009). ������������ �������� ������� � �������. �����-���������: ���-�� �������.

��������, �.�., ����������, �.�., ���������, �.�., ���������, �.�. (2009). ������ ���������

������������ ������������ ���������������� ��������� ��� ����� � ������������� ���������-

���� ��������: �������� ���������. �������� ��������� ������������� ����������, (13). URL:

https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo

(���� ���������: 21.03.2024).

��������, �.�., ��������, �.�. (2019). �������-������� ���� � ���������� �������� �������

������������ � �������� ����������� ����. ���������� ����������, (5), 88�96.

��������, �.�., ���������, �.�. (2020). �������� �������������� ���������� ����� � ������-

������� ������������� �������� � �������� ��������. �������������� �����, 14(4), 775�790.

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������, �.�. (2024). ����������� ������� ������������� � ��������������� ������������

� ������ �������������� �������������� ��� ����� � �������� ����������� ���� � 3 �� 7 ���.

�����-���������: ���-�� ��������-������.

������, �.�. (2021). �������� ��������������� ������� � ������� ���������� � �����������

���� � �������� ����������� �����. �������������� ������������, (3), 97�111.

���������, �.�. (2006). �������� ���������� ������������ ������������, ������� �������

���������: ����������. �����������: ���-�� ���������� ������������.

��������, �.�. (2000). ����������� ����������� �������� �������: ������-������������ ����-

���. ������� ��������: ���-�� ����� ��. �������� �������.

��������, �.�. (2004). ������� ����������: ����. ������� ��� �����. ������: ���-�� ����������.

References

Abramenkova, V.V. (2014). Social Psychology of Childhood. Moscow: Infra-M Publ. (In Russ.).

Aizman, R.I., Zharova, G.N., Aizman, L.K., Savenkov, A.I., Zabramnaya, S.D., Yadrikhinskaya, I.E.

(1994). Preparing a Child for School. Tomsk: Peleng Publ.

Ananyeva, T.V. (2022). Psychological Support for a Preschooler. Program for Preparing for School

Education (6�7 Years Old). Moscow: Detstvo-Press Publ. (In Russ.).

Arzhanova, A.I. (1951). Psychological foundations of camaraderie and friendship of preschool children.

Abstract of the Diss. Cand. Sci. (Pedagogy). Moscow City Pedagogical Institute named after

V.P. Potemkin; Saratov. (In Russ.).

Boginskaya, Yu.V. (2015). Inclusive Educational Environment of a Preschool Educational Institution

and Primary School: An Integrated Approach. Gumanitarnye Nauki = Humanities, (4), 47�53.

(In Russ.).

Elkonin, D.B. (2004). Child Psychology: a teaching aid for universities. Moscow: Academy Publ.

(In Russ.).

Emanova, S.V. (2021). Pedagogy and psychology of early and preschool age: a teaching aid. Kurgan:

Publishing house of the Kurgan State University. (In Russ.).

Grebennikova, O.V. (2015). The modern preschooler: interpersonal communication in the context of

play activities. Mir Psikhologii = The World of Psychology, (1), 101�111. (In Russ.).

Ignatyeva, S.A. (2007). Assessment of the state of communicative and speech activity of senior

preschool children with OHP. Vospitanie i Obuchenie Detei s Narusheniyami Razvitiya = Education

and training of children with developmental disabilities, (2), 29�32. (In Russ.).

Karpushkina, N.V., Fedotova, D.P. (2017). Features of communication with peers of older preschoolers

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

4 6

T HEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

withgeneralspeechunderdevelopment. ProblemySovremennogoPedagogicheskogoObrazovaniya=

ProblemsofModernPedagogicalEducation,

(9). 312�320. (In Russ.).

Lagunina, E.S. (2014). Features of communication of younger schoolchildren with speech disorders with

peers in an integrative environment. Lichnost�,Sem�yaiObshchestvo:

VoprosyPedagogikiiPsikhologii=

Personality,

FamilyandSociety:

IssuesofPedagogyandPsychology,

(38). 190�195. (In Russ.).

Lebedeva, S.A. (2021). Psychology of preschool education: monograph. Cheboksary: Sreda Publ.

(In Russ.).

Lisina, M.I. (2009). Formation of the child�s personality in communication. St. Petersburg: Piter

Publ. (In Russ.).

Malofeev, N.N., Nikolskaya, O.S., Kukushkina, O.I., Goncharova, E.L. (2009). Unified concept of

a special federal state standard for children with disabilities: basic provisions. Al�manakhInstitutaKorrektsionnoiPedagogiki=

AlmanacoftheInstituteofCorrectionalPedagogics,

(13). (In Russ.).

URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (accessed: 21.03.2024).

Murashova, I. Yu., Menkova, Yu. A. (2019). Role-playing game and social development of senior

preschoolers with severe speech impairments. Doshkol�noeVospitanie=

PreschoolEducation,

(5),

88�96. (In Russ.).

Murashova, I. Yu., Nodelman, V. I. (2020). Development of polymodal perception of children with

disabilities in an inclusive environment. PedagogicheskiiImidzh=

PedagogicalImage,

14(

4), 775�

790. (In Russ.). https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

Nishcheva, N.V. (2024). Modern system of correctional and educational activities in a compensatory group for children with severe speech impairments from 3 to 7 years old. St. Petersburg: Detstvo-

Press Publ. (In Russ.).

Ryabova, E.V. (2021). Development of communication skills in primary school children with speech

impairments in an inclusive environment. PedagogicheskieIssledovaniya=

PedagogicalResearch,

(3), 97�111. (In Russ.).

Shchetinina, A.M. (2000). Diagnostics of the social development of the child: a teaching aid. Veliky

Novgorod: Novgorod State University named after Yaroslav the Wise Publ. (In Russ.).

Solovieva, L.G. (2006). Development of verbal communication of preschoolers with speech impairments: monograph. Arkhangelsk: Pomor University Publ. (In Russ.).

Volkovskaya, T.N., Yusupova, G.Kh. (2021). Psychological assistance to preschoolers with general

speech underdevelopment. Moscow: National Book Center Publ. (In Russ.).

Zhukova, N.S., Mastyukova, E.M., Filicheva, T.B. (2021). Speech therapy. Fundamentals of theory

and practice. Moscow: Eksmo-detstvo Publ. (In Russ.).

���������� �� �������

����� ������� ��������, �������� ��������������� ����, ������ ������� �����������

��������� ��������� �������� ��������, ����������� ��������������� ��������� ����������

������� ����������� ���������� ��������������� ������������, �������, ���������� ���������,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5302-6939

��������� �������� ��������, ����������, ����������� ��������������� ��������� ���������� ������� ����������� ���������� ��������������� ������������, �������, ����������

���������, [email protected], https://orcid.org/0009-0009-8749-3832

ABOut the AuthORS

Irina Y. Murashova, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Complex Correction of Child Development Disorders, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5302-6939

Anastasia I. Marchenko, Undergraduate, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation,

[email protected], https://orcid.org/0009-0009-8749-3832

���������: 8.04.2024; �������� ����� ���������: 4.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 8.04.2024; revised: 4.07.2024; accepted: 30.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.