Научная статья на тему 'Представление о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом'

Представление о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социометрический статус / дошкольники / сверстник / взаимоотношения / социометрическая процедура / sociometric status / preschoolers / peer / relationships / sociometric procedure

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратюк Мария Игоревна

Актуальность. Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста является одной из важнейших в педагогике и психологии. Характер отношения между детьми в этом возрасте имеет значительное влияние на процесс развития и социализации. Понимание различий представлений о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом раскрывает особенности их взаимодействия. Цель. Выявление особенностей представления о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом. Выборка. В исследовании приняли участие 140 дошкольников в возрасте 6–7 лет, из них 69 девочек и 71 мальчик, посещающих государственные дошкольные образовательные учреждения не менее двух лет. На проведение психологического исследования было получено согласие от всех родителей/законных представителей дошкольников. Методы. Были применены следующие методики: «Два домика» Т.Д. Марцинковской; «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой; «Неоконченные ситуации» А.М. Щетининой, Л.В. Кирс; методика Р. Жиля «Фильм-тест». Значимые различия оценивались с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты. Получены данные о различиях в представлениях о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом. Так, у дошкольников с высоким и средним социометрическим статусом представление о сверстнике позитивное, они считают, что ровесник открыт и безопасен для общения. Дети с низким социометрическим статусом представляют сверстников более негативно, настороженно относятся к ним, менее склонны к установлению близких отношений с другими детьми и могут испытывать коммуникативные трудности. Выводы. Существует взаимосвязь между социометрическим статусом в группе сверстников и представлением о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подчеркивают важность социометрического статуса и необходимость учета положения дошкольника в группе при выстраивании индивидуальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратюк Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of a peer of older preschoolers with different sociometric status

Background. There is the is one of the most important in pedagogy and psychology problem of relationships between preschoolers. The nature of the relationship between children at this age has a significant impact on the process of development and socialization; understanding the differences in ideas about peers in older preschool children with different sociometric status reveals the features of their interaction. Objectives. The study identified the characteristics of the idea of a peer in older preschool children with different sociometric status. Sample. The study involved 140 preschoolers aged 6-7 years, including 69 girls and 71 boys, who had been attending state preschool educational institutions for at least two years. Consent was obtained from all preschoolers’ parents of to conduct the psychological study. Methods. The following methods were used: “Dva domika” (“Two Houses”) by T.D. Martsinkovskaya; “Rasskaz o druge” (“A Story about a Friend”) by E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova; “Neokonchennyye situatsii” (“Unfinished Situations”) by A.M. Shchetinina, L.V. Kirs; “Le Test-Film” (“Film Test”) by R. Gille. Results. The results were obtained on the differences in the ideas about peers in older preschool children with different sociometric status. Thus, preschoolers with high and average sociometric status have a positive idea of peers, open and safe for communication. When children with low sociometric status imagine peers more negatively and are wary of them, they are less inclined to establish close relationships with other children and may experience communication difficulties. Conclusions. There is a relationship between sociometric status in a peer group and the idea of a peer in children of early to school age. The obtained results emphasize the importance of sociometric status and the need to take into account the position of a preschooler in a group when building individual work.

Текст научной работы на тему «Представление о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом»

������������� � ����������

� ����� �������� �����������

�������� � ���������

���������������� ��������

�.�. ��������� 1,2 .

1 ������������� ��������������� ����������� ����� �.�. �������, �����-

���������, ���������� ���������

2 ������������ ��������������� �����, �. ���������, ���������� ���������

. [email protected]

������

������������. �������� ��������������� ����� ����������� �������� �������� ����� �� ���-

������ � ���������� � ����������. �������� ��������� ����� ������ � ���� �������� ����� ���-

��������� ������� �� ������� �������� � ������������. ��������� �������� �������������

� ���������� � ����� �������� ����������� �������� � ��������� ���������������� ��������

���������� ����������� �� ��������������.

����. ��������� ������������ ������������� � ���������� � ����� �������� ����������� ���-

����� � ��������� ���������������� ��������.

�������. � ������������ ������� ������� 140 ������������ � �������� 6�7 ���, �� ��� 69 ��-

����� � 71 �������, ���������� ��������������� ���������� ��������������� ���������� ��

����� ���� ���. �� ���������� ���������������� ������������ ���� �������� �������� �� ����

���������/�������� �������������� ������������.

������. ���� ��������� ��������� ��������: ���� ������� �.�. �������������; �������� � ���-

��� �.�. ���������, �.�. ������������; ������������� ��������� �.�. ���������, �.�. ����; ����-

���� �. ���� ������-�����. �������� �������� ����������� � ������� U-�������� �����-�����.

����������. �������� ������ � ��������� � �������������� � ���������� � ����� �������� ��-

��������� �������� � ��������� ���������������� ��������. ���, � ������������ � �������

� ������� ���������������� �������� ������������� � ���������� ����������, ��� �������, ���

�������� ������ � ��������� ��� �������. ���� � ������ ���������������� �������� ��������-

���� ����������� ����� ���������, ������������ ��������� � ���, ����� ������� � ������������

������� ��������� � ������� ������ � ����� ���������� ��������������� ���������.

������. ���������� ����������� ����� ���������������� �������� � ������ �����������

� �������������� � ���������� � ����� �������� ����������� ��������. ���������� ����������

������������ �������� ����������������� ������� � ������������� ����� ��������� �������-

���� � ������ ��� ������������ �������������� ������.

��� �����������: ���������, �.�. (2024). ������������� � ���������� � ����� �������� ���������-

�� �������� � ��������� ���������������� ��������. �����������

���������� �����������, 18(4),

48�56. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-48-56

� ���������, �.�., 2024

�������� �����:

����������������

������, �����������,

���������,

���������������,

����������������

���������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-48-56

���/UDC 159.922.736

��������

������������� ���������, � ��� ����� ��������

��������� �� ������������, ������������� � �����

����������, �������� ����� �� ��������� ���� ��-

��������� �������� ������� ����������� ������-

��. � ����������� ��������������� ������������-

��� ��������� � � ����������� ���������������

��������� ����������� ����������� ����������

������������� �������� ������� � ����������-

���� ������� �� ������������, ������������ ���-

��� ������������ �������� � ������, ��������

���������-���������������� �������� (������

������������ �����������.., 2022; �����������

��������������� ��������������� ��������.., 2019).

����������� ������� � ������������� ��-

������� ������������ ���� �������� � ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

48

The concept of a peer of older preschoolers

with different sociometric status

Maria I. Kondratiuk 1,2 .

1 Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russian Federation

2 Yalgelevo Educational Center, village Yalgelevo, Russian Federation

. [email protected]

Abstract

Background. There is the is one of the most important in pedagogy and psychology problem of relationships

between preschoolers. The nature of the relationship between children at this age has a significant

impact on the process of development and socialization; understanding the differences in ideas about

peers in older preschool children with different sociometric status reveals the features of their interaction.

Objectives. The study identified the characteristics of the idea of a peer in older preschool children with

different sociometric status.

Sample. The study involved 140 preschoolers aged 6-7 years, including 69 girls and 71 boys, who had been

attending state preschool educational institutions for at least two years. Consent was obtained from all

preschoolers� parents of to conduct the psychological study.

Methods. The following methods were used: �Dva domika� (�Two Houses�) by T.D. Martsinkovskaya;

�Rasskaz o druge� (�A Story about a Friend�) by E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova; �Neokonchennyye

situatsii� (�Unfinished Situations�) by A.M. Shchetinina, L.V. Kirs; �Le Test-Film� (�Film Test�)

by R. Gille.

Results. The results were obtained on the differences in the ideas about peers in older preschool children

with different sociometric status. Thus, preschoolers with high and average sociometric status have a

positive idea of peers, open and safe for communication. When children with low sociometric status imagine

peers more negatively and are wary of them, they are less inclined to establish close relationships with

other children and may experience communication difficulties.

Conclusions. There is a relationship between sociometric status in a peer group and the idea of a peer

in children of early to school age. The obtained results emphasize the importance of sociometric status

and the need to take into account the position of a preschooler in a group when building individual work.

For citation: Kondratiuk, M.I. (2024). The concept of a peer of older preschoolers with different sociometric status.

Preschool Education Today, 18(4), 48�56. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-48-56

� Kondratiuk, M.I., 2024

Keywords:

sociometric status,

preschoolers, peer,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

relationships, sociometric

procedure

�.�. �������, �.�. ������������, �.�. �������,

�.�. ��������, �.�. ���������, �.�. �������,

�.�. ������������ � ��. ����� �����, ����������

��������, ��� ������������� � ���������� � ����

�� �������� �������� ������������ �-������-

��� � ������������ �� ����� ����������� ��������,

��� �������������� �������������� �.�. ��������,

�.�. �������, �.�. ������������, �.�. ����������,

�.�. ����������, �.�. ���������� � ������ (������-

���, 2004; �����������, 1984, 2000, 2013; ������,

2009; ������, 1988). �������� ������ �����������

���������, ����� ����������, � ������� �� ����-

�� ��������� ��� ������� ����� �������� ��������,

�������� ����������� ��� ��������� ������ ����

� ������� (Spilt et al., 2014).

� �����, �������������� � ���������� �����������

��������� ���������� ������ � �������-

�������� ����������� (������������, 2021). ��,

���� �������� � ������� ���������� ��������,

�� �� ������ ���������� ����� ������ ���������

������ ���� ������������ � ���������: �����

� ��� ��������� ���������, �� ���� ����������

����� �����, ��� ��������� ������������, ����-

������ ������������ �������� (������, �������,

2017; ���������, ����������, 2018). ����� ���-

�� � ������� ������������ ���������� �������

������, � ����� � �� ���������� ��� ����� ���-

�� ���������� ���������������� ������ �������

�������. ���������������� ������ � ��� �������

������� � ���������� �����������, ������������

�� ������ ��������������� � ������� �������-

���� ������� ���������� (�������� � ��., 2014).

������������ ������ ������ �������������-

�� ���, ��� ���������������� ������ ����� ���-

������ ������������ ������� �� ��� ����������

�������; ������������ ������ �� ������ ����

���������, ��� ��� ���������������� ��������

����� �� ������ ���� ���������������, � ����-

�� ���������� ��������������� �� ������������

� ���������� �������� (������ � ��., 2020). ����,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

49

������� ���������� ��������� � ���������� ��

������������, �������� ���� �����������, ���-

������� ����������� ����� �������� �������-

������� (Brummelman, Thomaes, 2017; Ladd, 2006;

Spilt et al., 2014). ����� ���������������� ������

� �������� ��������������� �� ������������

� ���������� �������� ����� ���������������

��� ��������������� �������� ���������� ����-

������ ���������� (�������, �������, 2008).

�������� ������������ ������������ �������-

���� � ������������� � ���, ��� � ����� ��������

����������� �������� � ��������� ����������-

������ �������� ������������ ��������� ����-

��������� � �����������.

���� ������������: ��������� ������������

������������� � ���������� � ����� �������� ��-

��������� �������� � ��������� �������������-

��� ��������.

��������������� ����� ������ �� ����� ����-

���� ����������� �������� ������ ������ ����

� ������������ ���������� �������������� � ���-

������������� ������������ (���������, 2018).

�������� ������ �������� ������������� � ����������

� ����� ��� ���������, � ������� �������-

�� �� �������� �� ����� �� ������ �������� (����-

���� � ��., 2016; ��������, 2012). �� ���� ����������

������� ���� � ����� ������������� � ��������

��������� � ������ ������������ �����������������

������� � ����� ����������� (���������, 2004).

��� �������� �.�. �����������, � �������-

��� �������� ����� �� ������� ������� �����-

��� � ����� �� �������� ������������ ��������-

�� ������� �� ������������ (�����������, 2000).

�������� ��������� ��� ����� ����������� ���-

����� ����������� � ���, ��� ��������� �� ������

���������� ����� ����� ��� ����������� ������-

������ � ����������� �������� (��������, �����-

����, 2021), � ����� ��, ��� ���� ��������� ����

������������� � ����������� � �������� �������-

��� �������������� ������ � ���������� (�����-

���, 2015).

������� ���������� ���������� �����������,

��� � ��� ����������� ����� �������� ���� ��

��������� ���������������� �����:

� ������ � ����������, ���������� ��-

�������� �������������, ����� ������;

� �������������� � �������, �������� ��-

�������������� ��������, ����������

������������ ���������� �������������

�������, ������� ����� �������� ������-

����������� �� ����� ����������� ������,

� ��� ����� � �� ��������;

� �������� � ���������� ������� ������

� ������ �������, ���������� ������� ���-

�� ���������������� �������;

� �������������� � ���������� � �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ���������������� ����-

���, ������ ������� ������-���� ������

� ������;

� ����������� � ������� ��� �������, ����-

������ ������ ���������� ������ �� ����-

������������ ��������;

� ������������� � ������� ������������

� ������, ������� �� ������� �� ������

����������������� ������ (�����������,

1984, 2000; ��������, �����������, 2005).

������ ���������������� ���� ����� ����

���������� ������� � ������: ���, ������ ���-

��������� ����������� � ������������ �������-

����� ������; �������������� ���� ����� �����

������, ������� �������� �������� �������-

��� ���������; ��������� ����������� ������

������� ���������� (�������, 2007).

��� ���������� � ������ �.�. �������� �

�.�. ���������, ���������������� ���� ������

������ ���� � ������������ ���������� �����-

��������� � �������������� �������� ����� (���-

����, ��������, 2023).

���������� ��������, ��� ���������� ������

������������ ����� �������� ���� �����������

� ����������� ���� ��������������, ����� ���-

������� � ����������, ������� ���������� ��-

������ ��������� (������, ���������, 2001).

��������������� ������������ ���� � ������

��������������� ������������� �������������,

����������������, �����������, ��������������-

���������, ����������� � ������������� (���-

������, 2006). ��, �������� �� ��� ���, ������-

��� � ����������� ������� � ������ �����������

����� ������; �������� ���, ��������� ��������-

����� � � ���, ��� ������������� � ����� ��������

����������� �������� � ��������� ����������-

������ �������� ����� ����������, ���, ��������,

� ��������������� ���������� � ������ � ����-

������ ������.

������ ������������

��� ������������� ������������ ��� ��������

������������-���������������� ������ ����� ��

���� ��������������� ������� ������������

� ����������, � ����� �������������� ���������

�������������������� ��������:

� ���� ������� �.�. ������������� � ���

����������� ����������������� ������� ��-

���������� � ������;

� �������� � ������ �.�. ���������, �.�. ���-

��������� � ��� ������ ���������� �����������

� ���������������� �������������

� ���;

� ������������� ��������� �.�. ������-

���, �.�. ���� � ��� ����������� ���������

�� ��������� � �����������;

� �������� �. ���� ������-����� � �� ���-

��� �������� �������������� ������

����� �����, ���������������� � ����-

��������� � ������� ��� ����������� �����-

���� ��������� � �����������. ��������-

�� ��������, ��� � ������ �������� �����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

50

������������������ ��������� ����������

������������ ���������, ������ �������-

���� ���������������.

��� ����������-��������������� ������� ��-

�������� ������ ��� �������� U-��������

�����-�����.

���������� ��������, ��� ������������ ���-

�������� � 2019 �� 2024 ������� ����, ���������

������������ �������������� � �������� ������-

�� ���� ��� ��������� �������� ����������� ��-

���������, ��� ������������� ��������� � ����-

������ ������������� (���������, 2013).

�������

�������� ������������� � ���������� � �����

�������� ����������� �������� � ��������� ��-

�������������� �������� ����������� �� ����

������������� ��������������� ����������

����������� ����������� �������������� ����-

�� ������������� �������. ����� ���� ���������-

�� 5 ����� �����, ����� ������������ 140 �������

� �������� 6�7 ���.

���������� ������������

� ���������� ������� ���������� ������ � ����-

��� �������� ���� ������� ��� ������� ���� ��-

������ �� 3 ������:

� ������ ����� � ������� ����������������

�������� � �� ��������� �����������, ���-

���� ������ ����� � ��������������;

� ������ ����� �� ������� ����������������

�������� � � ��� ����� ���� �� ��������

�������� � ��������������;

� ������ ����� � ������ ����������������

�������� � �������� � ���� ���������-

��� �� �������� ����������� � �������-

������.

��� ��������� ����������� ����� � �������

� ������ ���������������� �������� ���� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������, ��� ������ ������ ������������ ��-

�������� ���, ��� ���� �� �������� ����� � ����-

���������� ������������� ��������� � �������

�����������, ������ ��������� ������ � �������

�����, � ����� ����� ����� ������� ��������-

�� �� �������� ������������������, ��� �������

� ������� ���������� ������������ ���������

(� ������� 1 ��������� ���������� ����������

�������� �������� �� ����������� ��������-

���). ���� � ������� ���������������� ��������

����� ������������ ��������� � ����������, ���

�������� �� ������� ������� ����������������

�������� � ������.

���������� ���������� ����� ���� �������-

���� ���������� ���������. ��-������, ���� ��

�������� ����� � �������������� ��� ����� ��-

�������� � ������ ���� �������� ��������� ��

�����������, ��� ����� �������������� �� ����-

������� ��������� � ������� ������. ��-������,

������� ���������� � ���������� ������ � �������

����� ����� ���� ����������� ����� ��������

����������� ����������

�����������

� �������

����������������

��������

�����������

� ������ ����������������

��������

������������

��������

U-��������

�����-�����

��������� � ������ ���������� 2,5 � 0,5 2 � 0,6 494

���������� ������ � ���������� 1,8 � 0,8 1,2 � 0,4 539,5

���������� ������� ����� � ���������� 1,8 � 0,4 1,3 � 0,5 508,5

���������������� 2,9 � 0,5 2,1 � 0,6 386,5

��������� � ���������� 2,8 � 0,6 1,9 � 0,7 350

The studied indicator

Preschoolers with

high sociometric

status

Preschoolers with

low sociometric

status

Empirical value

Mann-Whitney

U-test

Attitude to peer success 2.5 � 0.5 2 � 0.6 494

Showing concern for peer 1.8 � 0.8 1.2 � 0.4 539.5

Showing a sense of duty to peer 1.8 � 0.4 1.3 � 0.5 508.5

Curiosity 2.9 � 0.5 2.1 � 0.6 386.5

Attitude to the team 2.8 � 0.6 1.9 � 0.7 350

������� 1

���������� ���������� �������� �������� � ������������� � ����������

� ����� � ������� � ������ ���������������� ��������*

Table 1

The obtained results of significant differences in the idea of a peer in children

with high and low sociometric status*

����������: * ������� ������������� �������� p . 0,01.

Note: * Significance level p . 0.01.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

51

���������� ������� � ������������� � ���������

�������� ��������� � ����� � ������� �����-

����������� ��������. ��� ���, � ���� �������,

�������� � �������� ������������ ���������

���������������� ��������. � ����� �����

���������, ��� ��� ����� � ������ ����������-

������ �������� ����� ���������� ������ � ���-

������������, �����������; ����� ���� � ����-

��� ���������������� �������� ������������

����������

��� �����, ��������� � �������. ��-

��� ������ �������������� ������� �������-

������� �� �������� �������� � ������, ����,

������� ������ ����� � ��������������, � ���-

�� ������� ����� ��������� ����� ������, ��-

������������� ����� � ������ ��� �������; ���

���� ���� �� �������� ����������� � �������-

������ ��������������� ����������� ��� ����-

���, ������, ����������, � �������� ��������

� ����� ����������� ����� ����� � ������� � ���-

�� ���������, ������������ ����� �����, ������,

������� � ���������.

��� ������ �������� � ����� �� ������� � ���-

��� ���������������� �������� ���� ���������-

�� �������� �������� (������� 2) �� ���������

�����������: ��������� � ������ ����������,

���������� ������ � ������� �����, ���������

� ����� � ����������, ����������������. ���-

���� ���������� ����������� ����� ���� �����-

�� � ���������� � ���������� ��������������-

�� � ��������� ���������������� ��������.

���� � ������ ���������������� �������� �����

���������� ������ ���������� �� ��������������

� ������� ������, �������� ��-�� �������-

������ ����������� � ���� ��� ���������� ����-

���. ���� �� ������� ���������������� ��������,

��������, ����� ����� ���������� ��������� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ � ��������� ���� ����� ��������

� ���������� ��������������, ��� ����������

� �� ��������� � ����������������. �������-

��� ���������� ��������� �� ������� � ����-

��������� � ���������� � ����� � ������ � ����-

��� ���������������� �������: �����������,

������� ������ �������� � ��������������, ��-

��� ��������������� � ������������ ���������

� ������ �����, ����� ����������� �� ��������

����������� � �������������, ����� �������,

���� ����� ��������� � ������������ ��������-

���� ������, ��� ���������� � ������� �������-

��� ������ � ������, ����� ���������� ������-

��� � ����� � ���������� � �����.

�������� �������� � ������������ � ����-

��� � ������� ���������������� �������� ����

������� 2

���������� ���������� �������� �������� � ������������� � ����������

� ����� �� ������� � ������ ���������������� ��������

Table 2

The obtained results of significant differences in the idea of a peer in children

with middle and low sociometric status

����������� ����������

����������� ��

������� ����������������

��������

����������� �

������ ����������������

��������

������������

��������

U-��������

�����-�����

��������� � ������ ���������� 2,4 � 0,5 2 � 0,6 667,5**

���������� ������ � ���������� 1,7 � 0,4 1,2 � 0,4 460,5**

���������� ������� ����� � ���������� 1,6 � 0,4 1,3 � 0,5 574,5*

���������������� 2,7 � 0,5 2,1 � 0,6 475,5*

��������� � ����� 2,6 � 1,3 1,4 � 1,2 639,5**

��������� � ���������� 2,5 � 0,5 1,9 � 07 504,5*

The studied indicator

Preschoolers with

middle sociometric

status

Preschoolers with

low sociometric

status

Empirical value

Mann-Whitney

U-test

Attitude to peer success 2.4 � 0.5 2 � 0.6 667.5**

Showing concern for peer 1.7 � 0.4 1.2 � 0.4 460.5**

Showing a sense of duty to peer 1.6 � 0.4 1.3 � 0.5 574.5*

Curiosity 2.7 � 0.5 2.1 � 0.6 475.5*

Attitude to the team 2.6 � 1.3 1.4 � 1.2 639.5**

Attitude to peer success 2.5 � 0.5 1.9 � 07 504.5*

����������:

* ������� ������������� �������� p . 0,01.

** ������� ������������� �������� p . 0,05.

Notes:

* Significance level p . 0.01.

** Significance level p . 0.05.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

52

���������� ������ �� �������� ����������� �������

����� � ����������� (U��� = 1171,5, U�� = 1210 ���

p.0,05), ��� ���� ���� � ������� ����������������

�������� �������� ����� �������� ��������

�����, ��� ����� ����������� ����������� � ���-

�������� ������ �������, � ��� ����� � �������

����������� � ���������� ������������, � �����

���� � ������� ���������������� �������� �����

������ ��������� �������� ������, ��� ��������

� ����� �����������, ��������� ��� �������� ��-

��� �������� ���������� ���������������.

���������� �����������

���������� �������� ������������� � ��������-

�� � ����� �������� ����������� �������� � ���-

������ ���������������� �������� ����� ����

��������� ���, ��� ����������� � ������� ��-

�������������� �������� ����� �������������

���� �������������� � ��� ���������, �����

������� ������� �� ��������� ��������, �� ���-

��������� ����������� ����� � ��� ����� ���

���������� ��������� � ���� ��������� �� ����-

������, � ����� ��� ��������� �� �����������

���� ����� ��������� � ������ � ��������� ������

� ������ �� ��������� � ������.

����� ������������, ��� ������� �������-

��� ����������� ������������ ������� � �����-

�� ���������� � ������ ���������� ���������-

���: ���� � ������� ���������������� ��������,

� ������� �� ����� � ������, ��������� ���� ���-

������ � ���� � ����� ������������, ��� ���������

��, ��� ������ ���� �����������, ��������� ����

� ������������� ��������������� ���������.

����� ����� ������������, ��� ��������� ���-

���� ������� � ������������ � �������, �������

� ������ ���������������� �������� ����� ���-

��� �� ��������� ������, ��� ����� �����������

���������� ��������� ������, ��������� � ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������. ����� �������, ���������� �������-

����� ��������� ����������� ����������� ���-

����� ������� ����������������� ������� �������

������������.

������������ ����������

���������� ���������� ���� ����������� � ����-

����� ��� ���������-��������������� ��������-

����� ����� � ������ ���������������� ��������,

������������� �� ��������� �� �������������

� �����������, ��������� ��������������� ��-

����� � ���������� �����������. ����������� ��-

���������� ��������� ������������� �� ���������-

��� ����� � ��������� ���������������� ��������,

� ������������ ����� ������ ���������� ������-

���� ��������� ������������������� �������

�������� �� ���� ����� ��������� ������� � ����-

�� ����������� � ������������� � ���. ���������

������������ ������������ ����� ������ �����

������� ��������� ������ �������� ��� ��������-

��� �������������� ������ � �������������.

������

� ���� ������������ ���� ��������, ��� ���� ����-

���� ����������� �������� � ��������� ����������������

�������� ����� ��������� ��������-

����� � �����������. ���� � ������� � �������

���������������� �������� ������� �������� ���-

�� ����������� ��� ������, ������������ ����������

� ����� ������ � ������������� ����������. ��-

��������� � ������� � ������� ����������������

�������� ������ � ���������� ������ � ������ ��

��������� � ����������, ������������ �������-

�� � ���������� � ����������, � ������� ������-

��, � ����� ������������� ��������� ����������

��������� � ������ �������� � ������. �� ������

��������������� �������� ���������� ����������,

������� �������� �������������, �������� � ��-

����� � ����������.

���� � ������ ���������������� �������� ��-

��� ������� � ������������ ������� ���������

� ������� ������, ��� ����� ���������� ����-

����� � ������������ ������� ��������� � ���-

������, ��� �������� � ����, ��� �������������

� ���������� �������� �� ������������� � �����

���������� � ���� ���������, ��� � ����� � ����-

��� � ������� ���������������� ��������.

������ ����������

�������, �.�. (2007). ����������� ������������� ��������� � ��������������� �������

������������: �������. ����. ����. ������. ����. ������: �� ���.

��������, �. �., �������, �. �., ��������, �. �. (2014). �������� ������������� ���������

�� ������������ � ����� �������� ����������� �������� � �������������� ������ �����������.

�������, (7), 96�100.

�������, �.�., �������, �.�. (2008). ����� � �������: �������� ������������ ������������� ��-

������� ����� ����������� ��������. ����������� ���������� �����������. ������ � ������-

��, (1), 100�102.

���������, �.�. (2006). ������� ������������ ����������: ������������-���������� ��������

����� � �������� ���. �����: ����.

������������, �.�. (2021). ������������ ����������� ������������ � ������ �����������: ��-

���� � �����������. ������� ���������� ���������������� ������������. �����������. ���-

�����. ��������, (2), 54�60.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

53

���������, �.�. (2004). ���������� ����� ����������� ��������. ������: �����.

������, �.�., �������, �. (2017). ����������� ������������� ��������������� ����� ��������

����������� ��������. �����, ������� � �����������, 2(5), 57�60.

������, �.�., ���������, �.�. (2001). �������: ���� 5�7 ���. ���������: �������� ��������.

�����������, �.�. (1984). ���������� �������� ����������: ������� ������ ���������������.

�����: �������� ������.

�����������, �.�. (2000). ���������� ��������������� � ����� �������: ����� � ����������

�����������: ������� �������. �����: ������������.

�����������, �.�. (2013). ��������������� �������� �������: ������� ��� ��������� ����������

����������� �����������. �����: �������� �����.

������, �.�., ��������, �. �., ��������, �.�., ����������, �.�. (2020). �������������� �������

������������ � �������-������� ���� ��� ������ �� ����������� ��������. Colloquium-journal,

(16�38), 63�66.

��������, �.�, ��������, �.�., �������, �.�. (2016). ������� ���������� ������� ������������

�� �� ������������� ��������� � ������. ��������, ����� � ��������: ������� ���������� �

����������, (5), 99�105.

��������, �.�., ���������, �.�. (2021). ����������� ������������� �������, ���������� � ������-

�������� ������� � ����� ����������� ��������. ����������� �������������� �������, (2), 96�103.

������, �.�. (2009) ������������ �������� ������� � �������. �����-���������: �����.

���������, �.�. (2018). ��������� ��������� � ����������� � ������� ������������, �������-

��� � �� ���������� ������� ���. �����-������������� ��������������� �������, (4�5), 83�88.

������ ������������ ����������� ���������� ��������� �� 25.11.2022 �1028 ��� �����������

����������� ��������������� ��������� ����������� ������������ (��������������� 28.12.2022

�71847). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lz00tir

5d794728007 (���� ���������: 17.06.2024).

�������, �.�., ��������, �.�. (2023). ������� ������������ ������������� ������� ���������-

��� �� ������������� ��������� �� ������������. ������-�������������� ���������. Pedagogical

Review, 2(48), 7�15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nravstvennyh-predstavleniy-starshihdoshkolnikov-

na-mezhlichnostnye-otnosheniya-so-sverstnikami (���� ���������: 17.06.2024).

������, �.�. (1988). ���������-��������������� �������������� ������ �������� ����: �������-

���. ������: ����������.

��������, �.�. (2015). ������������ ��������������� ����� ����������� ��������. ������-

������, ���������-������������� � ������������ �����, (8), 250�252.

��������, �.�., �����������, �.�. (2005). ������������� ��������� ������������: ���������-

��, ��������, ���������. ������: ������.

���������, �.�. (2013). � ������ ���������, ���������� ���������������� ������ ���������-

���. ����������� ���������� �����������. ������ � ��������, (7), 42�48.

����������� ��������������� ��������������� �������� ����������� ����������� (2019).

(������ ����������� ������ �� 17.10.2013 � 1155 (���. �� 21.01.2019) ��� ����������� ��������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� ���������������� ���������������� ��������� ����������� ������������ (����������������

� ������� ������ 14.11.2013 � 30384). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1546

37/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd (���� ���������: 17.06.2024).

��������, �.�. (2012). �������� ��������������-����������� �������� ����� �������� ��-

��������� ��������. ��� �����, ��������, �����������, (6), 284�287. https://doi.org/10.24412/

FdmCeQ7J6EE

���������, �.�., ����������, �.�. (2018). ���� � ��������� ��� �������� �������� ���������

��������������� ����� �������� ���� �����. ������ ������� ������������: ���������� � ���-

�������, 7(2), 311�314.

Brummelman, E., Thomaes, S. (2017). How Children Construct Views of Themselves: A Social-

Developmental Perspective. Child Development, (88), 1763�1773.

Ladd, G.W. (2006). Peer rejection, aggressive or withdrawn behavior, and psychological maladjustment

from ages 5 to 12: An examination of four predictive models. Child Development, (77), 822�846.

Spilt, J.L., van Lier, P.A.C., Leflot, G., Onghena, P., Colpin, H. (2014). Children�s social self-concept and

internalizing problems: The influence of peers and teachers. Child Development, (85), 1248�1256. https://

doi.org/10.1111/cdev.12181

References

Brummelman, E., Thomaes, S. (2017). How Children Construct Views of Themselves: A Social-

Developmental Perspective. Child Development, (88), 1763�1773.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

54

Buchilova, I.A., Komkova, I.N., Samylova, V.N. (2014). Study of interpersonal relations with peers

in senior preschool children using the sociometry method. Concept, (7), 96�100. (In Russ.).

Butenko, V.N. (2007). Features of interpersonal relations in different-age groups of preschoolers:

Summ. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow: PI RAO. (In Russ.).

Chernyaeva, A.V. (2012). The problem of communicative and personal development of senior preschool

children. Mir Nauki, Kul�tury, Obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, (6),

284�287. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/FdmCeQ7J6EE

Federal State Educational Standard of Preschool Education (2019). (Order of the Ministry of Education

and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 (as amended on January 21, 2019) �On Approval

of the Federal State Educational Standard of Preschool Education� (Registered with the Ministry

of Justice of Russia on November 14, 2013 No. 30384). URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd (accessed: 17.06.2024).

Grebennikova, O.V. (2021). Socialization of modern preschoolers in a peer group: realities and prospects.

Vestnik Buryatskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Obrazovanie. Lichnost�. Obshchestvo =

Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society, (2), 54�60. (In Russ.).

Klyueva, N.V., Filippova, Yu.V. (2001). Communication: Children 5�7 years old. Yaroslavl: Development

Academy. (In Russ.).

Kolominsky, Ya.L. (1984). Psychology of a children�s collective: The system of personal relationships.

Minsk: Narodnaya asveta. (In Russ.).

Kolominsky, Ya.L. (2000). Psychology of relationships in small groups: general and age-specific

features: a tutorial. Minsk: TetraSystems. (In Russ.).

Kolominsky, Ya.L. (2013). Psychological culture of childhood: a tutorial for teachers of preschool

educational institutions. Minsk: Higher school. (In Russ.).

Komlik, L.Yu., Faustova, I.V., Filatova, I.Yu., Gnezdilova, N.A. (2020). Interaction of older preschoolers

in role-playing games as a factor in their social development. Colloquium-journal, (16�38),

63�66. (In Russ.).

Kurysheva, O.V., Gafurova, T.R., Kurlina, K.V. (2016). The influence of self-esteem of older preschoolers

on their interpersonal relationships in a group. Lichnost�, Sem�ya i Obshchestvo: Voprosy

Pedagogiki i Psikhologii = Personality, Family and Society: Issues of Pedagogy and Psychology, (5),

99�105. (In Russ.).

Ladd, G.W. (2006). Peer rejection, aggressive or withdrawn behavior, and psychological maladjustment

from ages 5 to 12: An examination of four predictive models. Child Development, (77), 822�846.

Lautkina, S.V., Selezneva, I.N. (2021). The relationship between the characteristics of communication,

self-esteem and interpersonal status in preschool children. Yaroslavskii Pedagogicheskii Vestnik

=Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (2), 96�103. (In Russ.).

Lisina, M.I. (2009) Formation of a child�s personality in communication. St. Petersburg: Piter.

(In Russ.).

Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 25, 2022 No. 1028

�On approval of the federal educational program for preschool education� (Registered on December 28,

2022 No. 71847). (In Russ.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

?ysclid=lz00tir5d794728007 (accessed: 17.06.2024).

Podvitskaya, G.I. (2018). Specifics of the attitude towards peers in older preschoolers who attend

and do not attend kindergarten. Sankt-Peterburgskii Obrazovatel�nyi Vestnik = St. Petersburg Educational

Bulletin, (4�5), 83�88. (In Russ.).

Pronina, A.N., Faustova, I.V. (2023). The influence of moral concepts of older preschool children

on interpersonal relationships with peers. Nauchno-Pedagogicheskoe Obozrenie. Pedagogical Review

= Scientific and Pedagogical Review. Pedagogical Review, 2(48), 7�15. (In Russ.). URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nravstvennyh-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-na-mezhlichnostnye-

otnosheniya-so-sverstnikami (date of access: 17.06.2024).

Repina, T.A. (1988). Social and psychological characteristics of a kindergarten group: monograph.

Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Rubinchik, Yu.S. (2015). Collective relationships of preschool children. Gumanitarnye, Sotsial�no-

Ekonomicheskie i Obshchestvennye Nauki = Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, (8),

250�252. (In Russ.).

Shinkareva, N.A., Tsventarnykh, M.A. (2018). Games with rules as a means of developing friendly

relationships in children in their seventh year of life. Azimut Nauchnykh Issledovanii: Pedagogika i

Psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 7(2), 311�314. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Kholmogorova, V.M. (2005). Interpersonal relationships of preschoolers: diagnostics,

problems, correction. Moscow: VLADOS. (In Russ.).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

55

Spilt, J. L., van Lier, P. A. C., Leflot, G., Onghena, P., Colpin, H. (2014). Children�s social selfconcept

and internalizing problems: The influence of peers and teachers. Child Development, (85),

1248�1256. https://doi.org/10.1111/cdev.12181

Tolmacheva, T.E. (2013). To help a psychologist studying the sociometric status of preschoolers.

Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie. Teoriya i Praktika = Preschool Education Today. Theory

and Practice, (7), 42�48. (In Russ.).

Veraksa, N.E., Veraksa, A.N. (2008). �Game of Secrets�: Methodology for Studying Interpersonal

Relations of Preschool Children. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie. Teoriya i Praktika = Preschool

Education Today. Theory and Practice, (1), 100�102. (In Russ.).

Vershinina, L.V. (2006). Children�s Practical Psychology: Emotional and Personal Development

of Children in Preschool Educational Institutions. Tomsk: TGPU. (In Russ.).

Zaporozhets, A.V. (2004). Psychology of preschool children. Moscow: Unity. (In Russ.).

Zotova, I.V., Umerova, M. (2017). Features of interpersonal relationships of senior preschool children.

Nauka, Tekhnika i Obrazovanie = Science, Technology and Education, 2(5), 57�60. (In Russ.).

���������� �� ������

����� �������� ���������, ��������� ������� ���������� �������� � ����������� ���� ��

�������������� ��������������� ����������� ����� �.�. ��������, �����-���������, ����������

���������; �������-�������� ��� ������������� ��������������� ������, �. ���������, �������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������, ���������� ���������, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6247-

9019

Abo ut the author

Maria I. Kondratiuk, Assistant at the Department of Developmental Psychology and Education,

Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation; Educational Psychologist,

Yalgelevo Educational Center, village Yalgelevo, Leningrad Region, Russian Federation, maria_kondratiuk@

bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-6247-9019

���������: 18.06.2024; �������� ����� ���������: 25.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 18.06.2024; revised: 25.07.2024; accepted: 30.07.2024.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.