Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / КОММУНИКАЦИЯ / ТРЕНЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родермель Т. А., Шамухаметова Е. С.

Цель исследования - определение уровня развития коммуникативных характеристик тренеров, определяющих эффективность их взаимодействия с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, разработка рекомендаций для организации эффективной коммуникации в тренировочном и соревновательном процессах. Методика и организация исследования. В рамках исследовательской работы было проведено диагностическое обследование тренеров одной их спортивных школ г. Х (всего шесть человек). Использовались методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко); «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов); Личностный опросник (К. Юнга). Результаты исследования и выводы. В процессе диагностического обследования установлено, что у большинства респондентов отмечается наличие различных компонентов коммуникации, необходимых в профессии, однако для более устойчивого и эффективного взаимодействия тренеров с подростками им необходима психологическая поддержка и сопровождение по ходу организуемых тренировочного и соревновательного процессов. В статье представлен ряд рекомендаций по организации эффективной коммуникации тренера с подростками, демонстрирующими девиантное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родермель Т. А., Шамухаметова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACH-TRAINEE COMMUNICATION AS BASIS FOR ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOR CONTROL

Objective of the study was to rate and analyze the coaches' communicative skills in the adolescent deviant behavior control context and offer the adolescent deviant behavior control recommendations for the training and competitive service. Methods and structure of the study. In our analysis of the practical experiences of the coaches successful in the adolescent deviant behavior control aspects we have given a special priority to the coach-trainee communication building skills. We sampled for the study Sports School coaches (n=6) and tested them by the V.V. Boyko Empathy Test; A.V. Karpov Reflexivity Test Method and the K. Jung Personality Questionnaire. Results and Conclusion. The empathy test rated two subject low (21 points) and poor (13 points); and the other four moderate (22-29 points) on the empathy scale - to conclude that most of the sample is inclined for understanding and empathy in relationship. The reflexivity test showed the sample being able to analyze own feelings versus the other people’s ones. And the Jung Personality Questionnaire rated 50% of the sample as extroverts prone to healthy leadership, easy-going in the interpersonal relations and able to persuade; 30% as Introverts and 20% as ambiverts (with extrovert and an introvert qualities) with fairly good communication skills.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

психология СПОРТА

коммуникация как основа тренерской работы с подростками с девиантным поведением

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 19.06.2021 г.

Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1 Кандидат психологических наук, доцент Е.С. Шамухаметова1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

COACH-TRAINEE COMMUNICATION AS A BASIS FOR ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOR CONTROLS

PhD, Associate Professor T.A. Rodermel1 PhD, Associate Professor E.S. Shamukhametova1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: rodermel_ta@surgu.ru

Аннотация

Цель исследования - определение уровня развития коммуникативных характеристик тренеров, определяющих эффективность их взаимодействия с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, разработка рекомендаций для организации эффективной коммуникации в тренировочном и соревновательном процессах.

Методика и организация исследования. В рамках исследовательской работы было проведено диагностическое обследование тренеров одной их спортивных школ г. Х (всего шесть человек). Использовались методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко); «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов); Личностный опросник (К. Юнга). Результаты исследования и выводы. В процессе диагностического обследования установлено, что у большинства респондентов отмечается наличие различных компонентов коммуникации, необходимых в профессии, однако для более устойчивого и эффективного взаимодействия тренеров с подростками им необходима психологическая поддержка и сопровождение по ходу организуемых тренировочного и соревновательного процессов. В статье представлен ряд рекомендаций по организации эффективной коммуникации тренера с подростками, демонстрирующими девиантное поведение.

Ключевые слова: подростки с девиантным поведением, коммуникация, тренеры, психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процессов.

Abstract

Objective of the study was to rate and analyze the coaches' communicative skills in the adolescent deviant behavior control context and offer the adolescent deviant behavior control recommendations for the training and competitive service.

Methods and structure of the study. In our analysis of the practical experiences of the coaches successful in the adolescent deviant behavior control aspects we have given a special priority to the coach-trainee communication building skills. We sampled for the study Sports School coaches (n=6) and tested them by the V.V. Boyko Empathy Test; A.V. Karpov Reflexivity Test Method and the K. Jung Personality Questionnaire.

Results and Conclusion. The empathy test rated two subject low (21 points) and poor (13 points); and the other four moderate (22-29 points) on the empathy scale - to conclude that most of the sample is inclined for understanding and empathy in relationship. The reflexivity test showed the sample being able to analyze own feelings versus the other people's ones. And the Jung Personality Questionnaire rated 50% of the sample as extroverts prone to healthy leadership, easy-going in the interpersonal relations and able to persuade; 30% as Introverts and 20% as ambiverts (with extrovert and an introvert qualities) with fairly good communication skills.

Keywords: adolescents with deviant behavior, communication, coaches, psychological support of training and competitive process.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. На современном этапе в работе с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, принято делать акцент на одном из методов исправления поведения -привлечение к активным занятиям спортом [4, 5].

Однако необходимо отметить, что далеко не все тренеры готовы взаимодействовать с данной категорией подростков, особенно это заметно, когда тренер работает с подростковыми группами, которым свойственна лабильность психики и подверженность восприятию черт уважаемого ими взрослого [3].

Таким образом, остро встает вопрос наличия у тренеров личностных характеристик и качеств, которые позволят им эффективно выстраивать коммуникацию с подростками, среди них: психологический такт (доброжелательность, отзывчивость, чуткость, искренность и пр.), который позволяет контролировать свои поступки, слова и т. д., особенно в отношениях с будущими спортсменами; эффективное общение, от которого зависит социальный статус в команде, моральный облик, коммуникабельность и пр.

Цель исследования - определение уровня развития коммуникативных характеристик тренеров, определяющих эффективность их взаимодействия с подростками, демонстрирующими девиантное поведение.

Методика и организация исследования. В рамках исследовательской работы было проведено диагностическое обследование тренеров одной их спортивных школ г Х (всего шесть человек). Использовались следующие методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко); «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпов); Личностный опросник (К. Юнга).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты диагностического обследования тренеров по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) свидетельствуют о том, что один из шести тренеров имеет уровень эмпатии «ниже среднего» и один - «низкий уровень». Остальные респонденты продемонстрировали средний уровень. Таким образом, большинство тренеров,

64

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

психология СПОРТА

работающих с подростками, имеют склонность к пониманию и сочувствию подопечным.

Диагностическое обследование по методике А. В. Карпова показало, что пятеро из шести обследованных тренеров продемонстрировали средний уровень развития рефлексивности и у одного респондента выявлена высокоразвитая рефлексивность.

Тренеры обладают способностью сравнивать свои переживания с переживаниями других, то есть соучаствовать и сопереживать, что особо важно при работе с подростками с девиантным поведением.

Анализ результатов, полученных по методике «Личностный опросник» К. Юнга, свидетельствует о том, что 50 % респондентов можно отнести к экстравертам, в данном случае тренера характеризует здоровая тенденция к лидерству, легкое вхождение в контакт и способность к убеждению. У 30 % опрошенных зафиксирована интроверсия, 20 % продемонстрировали ответы, присущие амбивертам, которые хорошо ориентируются в процессе общения и сочетают в себе качества как экстраверта, так и интроверта.

Таким образом, в ходе диагностического обследования установлено, что у большинства респондентов отмечается наличие различных компонентов коммуникации, необходимых в профессии, однако для более устойчивого и эффективного взаимодействия тренеров с подростками им необходима психологическая поддержка и сопровождение по ходу организуемых тренировочного и соревновательного процессов.

Представляем ряд рекомендаций для организации эффективной коммуникации тренера и спортсменов-подростков с девиантым поведением.

В практико-ориентированной деятельности тренера особую роль играют психологические установки в общении, они могут быть серьезным препятствием для установления контакта или, наоборот, способствовать им [1, 2]. Эффективным средством воздействия на подопечных является юмор, который снимает напряжение во взаимоотношениях [6].

Подростковому возрасту присуща эмоциональная нестабильность, поэтому тренеру следует учитывать тот факт, что подростки могут быть: легко внушаемы (необходимо наблюдать за взаимоотношениями в группе), тревожны, с тонкой душевной организацией, в этом случае уместно применение аутогенной тренировки.

Следует отметить, что фрустрированные подростки имеют слабый уровень нервной системы. В этом состоянии юный спортсмен испытывает подавленность, тревожность, может считать себя бездарным, чувствовать вину и при этом иметь высокие спортивные достижения. У подростка может пропасть желание тренироваться и участвовать в соревнованиях, и тогда велика вероятность его ухода в депрессивное состояние. Данное состояние на начальных этапах может повлечь за собой множество трудностей, где одной из основных будет являться понижение фона настроения. Подобное состояние может как влиять на снижение интереса к обычным видам деятельности, так и вызывать когнитивные и мо-тивационные нарушения, за которыми могут последовать сложности в дальнейшем самоопределении подростка [8].

В связи с этим важно проводить диагностическое обследование и раннее выявление этих симптомов для стабилизации внутренних процессов у подростков.

С выявленными вышеуказанными симптомами хорошо «работают» тренинговые психологические упражнения на снятие напряженности, тревоги, работа на ситуацию успешности («Стаканчик», «Ядовитая река» и др.), их можно выполнять в перерывах между тренировками. После каждого упражнения обязательно должна быть проведена рефлексия: что помогало и что мешало при выполнении упражнения? Что

вы чувствовали во время выполнения этого упражнения? Как полученный опыт можно использовать в жизни? [7].

Представленные психологические упражнения не раз применялись в практической работе и имели положительный (качественный) результат.

Выводы. В работе с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, важно делать акцент на развитие их личностных качеств, а также качеств самого спортивного наставника. Важно в профессии тренера уметь помогать раскрывать талант и способности юного спортсмена, создавать мир положительных взаимоотношений, личностного самосовершенствования. Все это позволяет добиваться в спорте высоких результатов и способствует формированию мотивации спортивной деятельности у подростков.

Литература

1. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие / К. М. Гу-ревич, Е. М. Борисова. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 182 с.

2. Жунусов Н. К. Развитая коммуникативная культура личности спортивного тренера как фактор достижения эффективных результатов в условиях снижения привлекательности профессии/Н. К. Жунусов // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). -С. 421-423. - URL: https://moluch.ru/archive/293/66442/(дата обращения: 16.04.2021).

3. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.

4. Платонов К. К. Нормы общества и девиантное поведение / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1999. -149 с.

5. Родермель Т. А. Физическая нагрузка в преодолении подростковой депрессии / Т. А. Родермель, М. В. Самойлова//Совер-шенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. статей XVIII Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участ.; под ред. С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. - Сургут, 2019. - С. 360-363.

6. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение / М. И. Станкин. - М., 1993. - 86 с.

7. Снесарь Е. А. Психологические упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы/Сост. М. А. Снесарь, Е.А. Хо-рошавцева, Н. А. Попова // Серия «Актуальная спортивная психология».- Красноярск, 2013. - 36 с.

8. Шамухаметова Е. С. Теоретико-практический ракурс особенностей депрессивных состояний у подростков/Е. С. Шамухамето-ва, Т. А. Родермель//Фундаментальные аспекты психического здоровья. - 2019. - № 1. - С. 163-167.

References

1. Gurevich K.M., Borisova E.M. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics]. Study guide. Moscow: URAO publ., 1997. 182 p.

2. Zhunusov N.K. Razvitaya kommunikativnaya kultura lichnosti sport-ivnogo trenera kak faktor dostizheniya effektivnykh rezultatov v uslovi-yakh snizheniya privlekatelnosti professii [Developed communicative culture of sports coach personality as a factor in achieving effective results in context of reducing attractiveness of profession]. Molodoy ucheny. 2020. No. 3 (293). pp. 421-423. Available at: https://moluch. ru/archive/293/66442/ (date of access: 16.04.2021).

3. Kolomeytsev Y.A. Vzaimootnosheniya v sportivnoy komande [Relationships in sports team]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1984. 128 p.

4. Platonov K.K. Normy obshchestva i deviantnoe povedenie [Social norms and deviant behavior]. Moscow: Nauka publ., 1999. 149 p.

5. Rodermel T.A., Samoylova M.V. Fizicheskaya nagruzka v preodolenii podrostkovoy depressii [Physical activity in overcoming adolescent depression]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma, psihologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnykh kategoriy naseleniya [Improvement of system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population] Proceedings XVIII nat. research-practical conf. with int. participation; S.I. Loginov, Zh.I. Busheva [ed.]. Surgut, 2019. pp. 360-363.

6. Stankin M.I. Uchitel fizicheskoy kultury: lichnost, obshchenie [Physical education teacher: personality, communication]. Moscow, 1993. 86 p.

7. Snesar E.A., Khoroshavtseva E.A., Popova N.A. Psikhologicheskie uprazhneniya, napravlennye na znakomstvo i splochenie gruppy [Mental exercises to unite group]. Ser. «Actual sports psychology». Krasnoyarsk, 2013. 36 p.

8. Shamukhametova E.S., Rodermel T.A. Teoretiko-prakticheskiy rakurs osobennostey depressivnykh sostoyaniy u podrostkov [Theoretical and practical perspective of peculiarities of depressive states in adolescents]. Fundamentalnye aspekty psikhicheskogo zdorovya. 2019. No. 1. pp. 163-167.

№9 • 2021 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.