Научная статья на тему 'АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ'

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1483
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арт-терапия / подростки / девиация / девиантное поведение / методы коррекции / кризис подросткового возраста / изотерапия / Art therapy / adolescents / deviation / deviant behavior / methods of correction / adolescent crisis / isotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калениченко А.Б., Родермель Т.А.

В данной статье рассматривается понятие девиантного поведения, которое стало сложной проблемой в последнее время в подростковой среде. Авторы раскрывают понятие «отклонения в поведении», тесно связанного с определением социальной нормы, которое было определено почти сто лет назад. Аномальное поведение, о котором идет речь в статье, может привести к проблемным ситуациям по отношению к общественным ценностям. Поэтому, в статье авторами предлагается применение арттерапии, как одного из самых эффективных методов коррекции подростков, имеющих девиантное поведения. Рассматриваются техники Арттерапии как одни из форм психотерапии искусством, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Предлагаются результаты обследования и ряд мероприятий из практико-ориентированной деятельности. В конце статьи сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPEUTIC METHODS IN WORKING WITH ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

This article examines the concept of deviant behavior, which has become a complex problem in recent years in adolescence. The authors reveal the concept of “behavioral deviation”, which is closely related to the definition of social norms, which was defined almost a hundred years ago. The abnormal behavior referred to in the article can lead to problematic situations in relation to social values. Therefore, in the article the authors propose the use of art therapy as one of the most effective methods of correction of adolescents with deviant behavior. The techniques of Art therapy are considered as one of the forms of psychotherapy by art, where the main method of treatment is art. The results of the survey and a number of activities from practice-oriented activities are proposed. At the end of the article, conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ART THERAPEUTIC METHODS IN WORKING WITH ADOLESCENTS WITH DEVIANT

BEHAVIOR

Kalenichenko A.

student of the 1st year, master's degree Rodermel T.

scientific adviser, Ph.D. philosopher. sciences, Associate Professor, Head of Department psychology,

Surgut State University, Surgut

АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИХ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Калениченко А.Б.,

студентка 1 курса, магистратура Родермель Т.А.

кандидат философ. наук, доцент, зав.каф. психологии, Сургутский государственный университет, Сургут

Abstract

This article examines the concept of deviant behavior, which has become a complex problem in recent years in adolescence. The authors reveal the concept of "behavioral deviation", which is closely related to the definition of social norms, which was defined almost a hundred years ago. The abnormal behavior referred to in the article can lead to problematic situations in relation to social values. Therefore, in the article the authors propose the use of art therapy as one of the most effective methods of correction of adolescents with deviant behavior. The techniques of Art therapy are considered as one of the forms of psychotherapy by art, where the main method of treatment is art. The results of the survey and a number of activities from practice-oriented activities are proposed. At the end of the article, conclusions are drawn.

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие девиантного поведения, которое стало сложной проблемой в последнее время в подростковой среде. Авторы раскрывают понятие «отклонения в поведении», тесно связанного с определением социальной нормы, которое было определено почти сто лет назад. Аномальное поведение, о котором идет речь в статье, может привести к проблемным ситуациям по отношению к общественным ценностям. Поэтому, в статье авторами предлагается применение арт- терапии, как одного из самых эффективных методов коррекции подростков, имеющих девиантное поведения. Рассматриваются техники Арт- терапии как одни из форм психотерапии искусством, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Предлагаются результаты обследования и ряд мероприятий из прак-тико-ориентированной деятельности. В конце статьи сделаны выводы.

Keywords: Art therapy, adolescents, deviation, deviant behavior, methods of correction, adolescent crisis, isotherapy.

Ключевые слова: Арт-терапия, подростки, девиация, девиантное поведение, методы коррекции, кризис подросткового возраста, изотерапия.

В последнее время возросло число подростков с девиантным поведением, это отражается в проблемах развития образовательных способностей у школьников, а также, в проблемах выхода в социум.

Данная статья направлена на рассмотрение теоретического и практического материала в процессе оказания помощи подросткам с данной проблемой. Особое внимание уделено методам арт терапии, которые оказывают помощь в преодолении жизненно важные трудности.

Подростковый возраст является периодом кардинальных преобразований, он считается одним из самых гибких фаз формирования личности, именно

этот возраст является наименее защищенным от всех внешних влияний, все это сказывается на его развитии поведении и эмоциях. В современном мире, в век развивающихся технологий и ускоренном темпе жизни, этот огромный поток информации, «сваливающимися» на человека, поэтому уменьшаются устойчивые ценности и этические нормы. Подростку, особенно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью.

Известно, что девиантное поведение это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [5].

Психология девиантного поведения - отрасль психологического знания изучающая многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями социальных и естественнонаучных дисциплин [2].

Проблема девиантного поведения подростков представлена в отечественной психо лого-педагогической литературе достаточно разнопланово: исследование причин девиантного поведения подростков (Буянов М.И., Змановская Е.В., Игошев К.Е. и др.); описание социально-психологического портрета девиантного подростка (Братусь Б.С., Заика В.И., Крейдун Н.П., и др.).

Социальной нестабильности, свойственно растущее влияние псевдокультуры, неблагоприятный климат в семье, слишком занятые родители и т.д. влияют на особенно болезненную часть подрастающего поколения. В этих условиях существуют серьезные предпосылки для возникновения девиант-ного поведения детей, причинами которых являются различные факторы, от социальных до психобиологических. Нормальное развитие человека должно иметь опыт самовыражения, а вот нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью самореализации и зависимостью от оценок извне, — все это вызывает проблемное поведение.

Так же стоит отметить кризис подросткового возраста, который связан с изменением психики. Важным фактором, кризиса являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Неудовлетворенность бывает настолько сильной, что могут появиться негативные мысли о себе, страхи и сомнения, при этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

По различным статистикам данным в г. С. за 2020-2021 год, число подростков, имеющих девиа-нтное поведение за 2020-2021 год составило 1065 человек. Рост общего количество за год составил 11% по сравнению с периодом за 2015-2018гг., и это показывает, что число подростков с девиацией увеличилось. У обучающихся, как правило, очень низкий уровень знаний из-за чего неуспеваемость. В целом для данной категории подростков характерно:

1.Отсутствие интереса к учебе.

2. Предпочтение потребительского досуга с преобладанием негативных форм (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

3. Негативные эмоциональные чувства.

Исходя из представленной статистики, возникает вопрос: «Как помочь таким подросткам преодолеть неблагоприятное воздействие социальной среды, помочь преодолеть травмирующую ситуацию и совладеть с негативными эмоциями»? Как мы указывали выше, подросток не всегда успешно может преодолеть их.

Существует много методов коррекции девиа-нтного поведения подростков. Анализируя научные источники, мы пришли к выводу, что использование арт-терапии в работе с подростками будут наиболее эффективным. Основной целью арт-терапии, как нами было определено, является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Вовремя арт - терапии человек отвлекаются от внешнего мира и бессознательно передают свой внутренний мир, собственные страхи, мысли, чувства в творчество. Такая методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии.

Существует очень много видов арт - терапии: музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия, сказко-терапия, танцетерапия, игротерапия.

Мы более подробно остановимся на изотера-пии, ее целями являются:

1. Выпустить накопившуюся агрессию, негативные эмоции.

2. Проанализировать свои чувства.

3. Развивать самоконтроль.

4. Снизить уровень страха, депрессии.

5. Повысить уровень навыков коммуникации.

6. Мобилизовать творческий потенциал, внутренних механизмов саморегуляции [6 ].

Мы предполагаем, что изотерапия развивает художественные навыки и способности, и если у человека получилась работа, он ею будет удовлетворен, соответственно это вызовет положительные эмоции.

Задачи, которые мы попытаемся реализовать с помощью изотерапии:

- разрешение конфликтов;

- улучшение общего состояния;

- изменение жизненной ситуации;

- обретение внутренней гармонии и целостности и пр.

Проанализировав и изучив методическую литературу по использованию изотерапии нами были подобраны следующие упражнения:

1. Рисование истории: данное упражнение корректирует неадекватную модель поведения, разрешает внутренние конфликты, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение. Ребенку предлагается нарисовать какую-либо историю. Далее проводиться обсуждение. Если сюжет рисунка имеет проблемный характер, то предлагается нарисовать продолжение истории «Что бы произошло дальше или что бы изменилось в этой истории к лучшему»

2. Пальчиковое рисование. Изобрази свои чувства страхи. Развивает сенсорно - персептивную сферу, развивает воображение, фантазию, служит сплочению коллектива, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Рисовать будем пальчиками, выпускать наружу ребенка, ведь все маленькие детки любят рисовать руками. Суть

работы заключается в передаче хаотичного заполнения листа пятнами (можно передать свое настроение или страхи). После рисунок можно доработать кисточкой, карандашами до получения изображения.

Предметно-тематические изображения. Подобные работы часто отражают характерные свойства личности подростка, дают возможность изучения системы отношений ребёнка и положительного влияния на её изменения. Рисунки «Моя семья», «Я дома», «Семья животных» могут использоваться для изучения внутрисемейных отношений, для выявления причин нарушений поведения и осуществления их последующей коррекции. Данная методика снимает эмоциональное напряжение, корректирует модель поведение, разрешает внутренние конфликты. Подросткам предлагается рисовать на свободную тему в основе которых человек и его взаимодействие с окружающим миром и людьми. Благодаря такому рисованию, подросток моделирует действительность, формируя отношение к себе, к своей семье, к группе, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Так же, можно предложить нарисовать «Автобиографию», «Изобразить свою жизнь» Существует множество способов изобразить свою жизнь.

Например, в виде кривой линии с отметками или в виде карты, или в виде соединенных между собой рисунков.

3. Упражнение «Маски». Подросткам предлагается нарисовать маску так, как он себя воспринимает и как он преподносит себя миру. Маска выполняется на бумаге, после раскрашивается акварелью, можно оформить дополнительными материалами и вырезать. Участникам предлагается отслеживать свои чувства во время работы. После того как работа выполнена предлагается рассказать о маске, о своих чувствах, о том какую роль играет эта маска в его жизни.

4. Упражнение «Мандала» профилактика стресса, нужно расслабится, вспомнить момент жизни когда было хорошо, спокойно, предлагается изобразить это состояние на бумаги в круге, можно рисовать что-то абстрактное, людей, то что ассоциируется с этим моментом и заполнять цветом.

Для проверки эффективности данной методики нами был проведен психологический эксперимент, в ходе которого выявились изменения в поведении и эмоциональном состоянии подростков, имеющих девиантное поведение.

1. Во время проведения первого этапа исследования был проведен блок упражнений, где предлагалось упражнение «Мандала», «Пальчиковое рисование», «Маски».

2. Второй этап эксперимента показал, что уровень эмоционального состояний и поведения подростков изменился за счет использования приведенных методик арт - терапии. (Диаграмма 1)

12 10 8 6 4 2 0

I Эмоциональное сосояние Агрессивность I Не посещали занятия

Первый этап эксперимента Второй этап эксперимента

По результатам замеров мы увидели положительную динамику: из 10 подростков, на занятия не ходили 3, у 4 снизился уровень агрессии, появилось желание посещать занятия, улучшилось общее состояние и жизненная позиция.

Поэтому, предполагаем: по результатам исследования, что арт - терапия влияет на уровень агрессивности у подростов.

Таким образом, результаты проведённой работы говорят о позитивных изменениях в эмоциональном и личном отношении подростка, имеющих девиантное поведение. Арт - терапия является одной из продуктивных, универсальных методов коррекции поведения подростков, так как они служат инструментом и повышением качества их жизненной позиции, способствует развитию творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющи-

еся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения. Техники изотерапии эффективны и при этом увлекательны через рисунок позволяют помогать человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обретая физическое здоровье.

Вместе с тем, выполненное исследование, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее изучение арт -терапевтических методов в работе с подростками, имеющих девиантное поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб: Речь, 2017.

2. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебник и практикум / Ю. А. Клейберг 5-е изд., пер. и доп. Электрон, дан. Москва: Издательство Юрайт, 2019

3. Копытин, А. И. Современная клиническая арт - терапия: Учебное пособие /А. И. Копытин; ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр, 2015

4. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие /Н. А. Рождественская Девиант-ное поведение и основы его профилактики у под-

ростков, Москва: Генезис, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/rec-ord/01007912586 (Дата обращения 03.03.2021)

5. Словарь по психологии девиантного подростка (art-talant.org) словарь по психологии академия развития и творчества. (3.03.2021)

6. Шпиняк Е.С., Николаева И. И. Мандала как один из методов арт-терапии в коррекции девиант-ного поведения у трудных подростков // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - N° 5. ;url: http ://eduherald. ru/ru/article/view?id=17794 (дата обращения: 03.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.