Литература
1. Вахштайн В.С. Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР /отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом «ГУ ВШЭ», 2005а. — 152с.
2. Вахштайн В.С. Стратегии обеспечения равенства образовательных возможностей в странах ОЭСР: сравнительный анализ // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР /отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом «ГУ ВШЭ», 2005б. — 152с.
3. Линдквист О.В. Некоторый личный опыт в области управления университетом // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2 (31). С. 78—81.
4. Образовательная политика зарубежных стран. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/. (дата обращения: 15.05.2010).
5. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России.-СПб.: «Норма», 2007. - 328с.
6. Equity in Education. Country Analytical Report for Finland. OECD Papers,
2004.
7. EURYDICE. Focus on the Structure of Higher Education Education in Europe 2004/05. National Trends in the Bologna Process. P. 17—20.
8. Youth barometer. Nuorisoasiain neuvottelukunta, Ministry of Education. Helsinki, 2002.
9. http://www.minedu.fi/OPM/ Сайт Министерства образования Финляндии.
УДК 159.9:316.77
КОММУНИКАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО
Серов Николай Викторович,
доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, Россия nv_serov@mail. ru
Опыт показывает, что наука оперирует не образами, а понятиями, ибо другого метода рефлексии не существует. Настоящее сообщение раскрывает методологические возможности «обеих сторон медали». Понятия и образы 'цвета' сопоставлены с понятийными и/или образными критериями психологии, что позволило выявить воспроизводимые принципы построения моделей интеллекта и ценностей. Показано, что эта воспроизводимость включала в себя как противоположности креативных ценностей, так и гендерных (социопсихологических) характеристик мужчин и женщин.
Ключевые слова: понятия; образы; цветовой концепт; гендер; пол; творчество; ценности; социальность; религиозность.
COMMUNICATIONS AND CREATIVITY
Serov Nikolay, doctor of cultural science, professor of faculty of philosophy and cultural science St.-Petersburg state institute of psychology and social work, Saint Petersburg, Russia
nv_serov@mail. ru
Experience shows, that the science operates not with images, and,- as other method of a reflection does not exist.. The present message opens methodological opportunities of " both parties of a medal». Concepts and images of 'color' are compared to conceptual and-or figurative criteria of psychology that has allowed to reveal reproduced principles of construction of models of intelligence and values. It is shown, that this reproducibility included both contrasts of creative values, and gender (socio-psychological) characteristics of men and women.
Keywords: concepts; images; color concept; gender; sex; creativity; values; sociality; religiousness.
Истину можно узнать по ее красоте.
Ричард Фейнман
Введение
Эффективная коммуникация возникает в том случае, когда мнение или идея понятны именно в том значении, которое имел в виду говорящий, то есть когда передача произошла таким образом, что у принимающего информацию возник тот же мысленный образ, что был у передающего. Однако совершенной коммуникации в идеальном виде не бывает3. К примеру, возьмем положение дел в старой психологии, где все функции и предикаты человеческого духа «варятся» в едином котле так называемого «сознания». Поэтому когда психолог говорит «сознание», то каждый понимает это в силу своего разумения, - как это следует из собственных признаний психологов4.
Вообще говоря, для культурологического изучения креативности существует немалое число методик, среди которых в последнее время все большее число исследователей обращается к системе «ценностного инвентаря» Шалома Шварца. В этой системе 'ценности' сопоставлены с понятийными и/или образными критериями, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе5. Однако зададимся вопросом: что является предметом культурологии - весьма абстрактные понятия или конкретные образы культуры? Казалось бы, ответ очевиден: ведь еще Артур Шопенгауэр присваивал формально-логическим обобщениям термин «бесцветные понятия», а Мартин Хайдеггер называл их "де-шевейшим из всех мыслительных средств". Однако опыт показывает, что наука
3 Беляева О.С. Процесс коммуникаций и эффективность управления // Человек в системе коммуникации. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2006, с.166.
4 Юревич А.В. Объяснение в психологии. // Психологич. Журн., 2006, Т.27, № 1, с. 97-106.
5 Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues, 1994, V.50, p.19-45. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values.// Journal of Personality and Social Psychology, 1987, V.53, p.550-562. Bilsky W. A estrutura de valores: sua estabilidade para além de instrumentos, teorias, idade e culturas. // Revista de Administrajao Mackenzie, 2009, V.10, N 3, p.13-33. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации. // Форсайт, 2009, №2(10), с.16-26.
оперирует исключительно понятиями, ибо другого метода рефлексии не существует. Цель настоящего сообщения - раскрыть методологические возможности «обеих сторон медали».
Из основных положений хроматической антропологии 6 со всей очевидностью следует, что сознание - как Мт-план «атомарной» модели интеллекта с тендерной оппонентностью (АМИГО) - подразделяется на вербальную душевность социально фемининного правосознания и формальную логику искусно социализированного маскулинного самосознания. Сопоставление гендерной семантики диаметрально противоположных (контрастных) цветов в АМИГО наглядно демонстрирует тот факт, что в сумме они дают серый сублимат как нейтрализацию эмоций. Строго говоря, уже отсюда следует, что характеристическим свойством цветовой модальности является оппонентный характер переработки перцептов как идеальных распредмеченных образов, сущностно характеризующих ту самую «противоречивость» нашего интеллекта, о которой размышлял еще Гете: «Как только глаз видит какой-нибудь цвет, он сейчас же приходит в деятельное состояние, и его природе свойственно, столь же бессознательно, как и неизбежно, породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность всего цветового круга. Один отдельный цвет возбуждает в глазу посредством специфического ощущения стремление к всеобщности»7.
Об этой всеобщности - не только для глаза и/или мозга, но и вообще говоря, для всей истории человечества, - замечательно говорил Роберт Музиль: «Достаточно взять совершенно всерьез одну из идей и подавить все противоположные ей, чтобы наша цивилизация перестала быть нашей». Или как заключал Платон (Зак.816 е) «и вообще, противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Но т.к. «человек» это родовая абстракция, то по принципу его полового и/или гендерного диморфизма в хроматизме были выявлены конкретные видовые предикаты этих противоположностей, что было осуществлено на основе цветовых канонов, которые тысячелетиями воспроизводились в памятниках мировой культуры8. Поскольку эта воспроизводимость сущностно включала в себя и противоположности креативных ценностей, то для начала остановимся на базовой - аксиологической противоположности мужчины и женщины.
Ценности мужчины и женщины
На базе документальных данных в хроматизме было установлено, что при нормальных условиях существования в женственном интеллекте доминирует сознание, а в мужественном - подсознание, тогда как в экстремальных условиях в женственном доминирует бессознание, а в мужественном сознание9. Однако вряд ли для кого будет открытием тот факт, что сознание настроено исключительно оппозиционно по отношению к истинному творчеству. Ибо сознательное сохране-
6 Серов Н.В. Хроматическая антропология интеллекта. // Этнографическое обозрение, 2010, № 1, с.83-99.
7 Гете Хроматика, § 805. [Гете. Избр.филос.произв.. - М.: Наука, 1964].
8 Серов Н.В. Цвет культуры <www.koob.ru>
9 Все условия существования человека (культуры, цивилизации) в хроматизме принято подразделять на нормальные (К - более 75 % времени: быт, работа, питание, отдых и др.) и экстремальные (Е - менее 25 %: праздники, секс, свадьбы, рождения, похороны, коррупция, войны, природные катаклизмы и др.)
ние традиций категорически не может смириться с их разрушением. А, как известно, традиции всегда сохраняли женщины в нормальных условиях существования общества. Так, Кен Уилбер 10 считает, что существует биологическая основа для того, чтобы мужчины тяготели к деятельности, а женщины - к общности, и эти тенденции, вероятно, являются результатом нескольких миллионов лет естественного отбора: женщины склонны сохранять привязанность к личным и конвенциональным взаимоотношениям, а мужчины в меньшей степени лично привязаны к социоцентрическим взаимоотношениям. Именно эти два базовых, врожденных различия между мужской и женской сферами ценностей (тяготение мужчин к деятельности и Эросу, а женщин - к общности и Агапе) порождают разнообразные формы гендера, которые наблюдались в ходе исторического развития мужчин и женщин. И если женщины склонны сохранять привязанность к личным и конвенциональным взаимоотношениям социума, то мужчинам, которые в меньшей степени лично привязаны к социоцентрическим взаимоотношениям, легче принимать вселенский и постконвенциональный взгляд как «обобщенную картину мира». По-видимому, это объясняет и тот факт, почему значительно больше мужчин, чем женщин, добирается до постконвенциональных стадий истинного творчества.
До сих пор не могу не поразиться тому, что и сторонники, и противники этой точки зрения проводят эксперименты без подразделения испытуемых по ген-деру, т.е. психологическому полу, отличающемуся от физического в 12-15 % случаев. Иначе говоря, к примеру, сторонники могут набрать группы испытуемых мужчин с ярко выраженной маскулинностью для определения характеристик мужественности, а противники для этих же целей — группы мужчин с ярко выраженной фемининностью. Разумеется, результаты будут диаметрально противоположными. И вместе с тем, если при анализе причин этих противоположностей нам придется моделировать личность с дифференциацией по полу, то всегда будем подразумевать указанный процент исключений, и что самое важное, - непременный учет нормальных (Ы) или экстремальных (Е) условий существования личности и/или общества.
Относительно ахромных цветов - как идеального инструментария для моделирования половой специфики интеллекта - я уже неоднократно говорил и здесь приведу лишь выводы: при N условиях у мужчины, прежде всего, выделяется доминанта подсознательной сферы интеллекта (хобби, охота, рыбалка, спортивный, шовинистический, националистический и т.п. фанатизм 11 и др.), т.е. И-план АМИ. При Е условиях в мужском интеллекте параллельно с 'незаметно-серым' 12 подсознанием возникает доминанта, которую с младенчества ему прививали Матери, — 'социализированно-белое' сознание (М-план АМИ). С другой стороны, в женском интеллекте при N условиях доминирует «природно-белое» сознание (М-план АМИ), а при Е условиях - 'непознаваемо-черное' бессознание
10 Уилбер К. Око духа. - М.: АСТ и др., 2002, с. 246-248.
11 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.
12 Об этом говорит и коннотация 'серого' как цвета «смены времен», которая, в частности, находит свое подтверждение в серых, землистых, гризайлевых и т.п. характеристиках полотен художников, творивших в «межстилевые» периоды. [Романенкова Ю.В. Мировоззренческие универсалии периодов Stilwandlung в мировом художественном процессе. - К.: ГАР-ККиН, 2009].
^-план АМИ). Еще раз оговорю, что ахромные цвета передают обобщенную семантику информационно-временного характера кросссексуальных отношений (в частности), тогда как полихромные - именно пространственно-гендерные характеристики.
Если информационные функции тела моделируются теплыми цветами (женские - солнечно-желтыми и мужские - красными), а духовные функции холодными (женские - голубыми и мужские - фиолетовыми), то с душой, с сознанием получается несколько сложнее. Хроматический анализ гендерной семантики оставшихся полихромных цветов позволил полагать, что пурпурный сублимат женского правосознания (М!) оказывается природно заданным («простым») для N условий существования общества, тогда как 'зеленое' самосознание мужчин (Мт) с раннего детства культивируется социумом («Не плачь, ты же мужчина» и т.п.) для поддержки следующего поколения женщин в Е-условиях, т.е. оказывается «сложным»13. Так, в частности, сопоставление данных локуса контроля и гендер-ных характеристик позволяет выявить кажущиеся противоречия (контрасты) в представлении интеллекта как взаимодействующей с внешней средой системы. Действительно, сопоставление (по планам АМИГО) канонизированных цветов с основными предикатами локуса контроля в табл. 1 достоверно согласуется и с типическим контрастом полоролевых и/или гендерных стереотипов:
Таблица 1
Локус контроля и контраст планов АМИ и АМИГО 14_
Гендерные планы Внутренний локус контроля (т > ! - абсолютизация духа) (ср.'героизм', 'доблесть', 'смелость') Гендерные планы Внешний локус контроля ! > т - единство души и тела) (ср.'сензитивность', 'женственность')
ДУХ м- (Серый) Стремление к новому, внеморальная потребность в творчестве, отцовство, относительный инфантилизм, потребность в эротических образах, делик-вентное общение в социуме, «цинизм», макиавеллизм, социально неограниченный стиль поведения вплоть до преступности... ДУША M- (Белый) Материнство, сохранение традиций, рационализм, доминанта моральной требовательности, миролюбие, рассудочность, восприимчивость к воспитанию и обучению, вер-бально-предметная коммуникативность, социальная уравновешенность и конвенциональность, со-
13 Серов Н.В. Цвет культуры, с.32-57, 216-227, 263-272. Очевидно, поэтому от мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, так как они реагируют на раскрытие перед ними чувств другого человека настолько логично и безэмоционально, что это можно принять за отвержение. В свою очередь мужчины, избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают возможность получить поддержку от других, поскольку окружающие могут и не догадываться, что им требуется такая поддержка. [Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002, с.185].
14 Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - СПб, 2001 <www.koob.ru>
Низкая выживаемость, снятие противоречий М- и S-планов АМИ в опредмечивании чувственности, творец новой информации (философ, композитор, художник), внеморализм секса в познании нового, вынашивание и рождение идей циализация
ТЕЛО S- (Черный) Повышенная адаптивность (гомеостаз), деликвентно-образное общение в сексе, негативизм, предубежденность относительно женского образа творца, сексуальность, аффекты аноргазмии, аутизм, инстинкты, интуиция, вынашивание и рождение детей
(Красный) Личностное качество действовать решительно в опасной обстановке, преодоление возможных чувств страха и неуверенности, агрессивность, активность, фанатизм, нонконформизм (Голубой) Застенчивость, робость, заниженный уровень притязаний, неуверенность в своих способностях, эмоциональность, пассивность, нерешительность, тревожность, фатализм, конформизм,
мт (Зеленый) Я-концепция, контроль импульсов, самоанализ, уверенность в себе, рационализм, независимость, уравновешенность, компетентность, опредмечивание времени в деньги, самообладание в (Ы и Е) условиях (пурпур) Впечатлительность, интуиция, религиозность, правосознание, противоречивость, эмоциональная поддержка, потребностная сфера, опредмечивание денег - N условия быта, потеря личностных черт в Е условиях
Ит (Фиолет) Игровая зависимость, мобилизация сил в достижении цели, способности к творчеству, юмор, чувственная эффективность контактов, духовное самоуважение Sf (Желтый) Продолжительное переживание событий, уход от реализации намерений, эмоциональная теплота, изменчивость, инстинктивная готовность к контактам, самолюбование внешностью
Из табл. 1 со всей очевидностью следует, что АМИГО не только по форме, но и по существу является гендерно оппонентной, в которой женственному осознанию социума противостоит мужская логика его формального отображения. Последнее объясняется социализирующим воспитанием мальчиков как «настоящих мужчин» («Не реви, ты не девочка - придумай что-нибудь, дай сдачи, и т.п.»), которое практически элиминирует их эмпатические способности, - в отличие от природно обусловленной социальности девочек («Поплачь милая, поплачь, и все
пройдет»). И эта социализация мужской «Я-концепции», с одной стороны, необходима обществу как надежная опора для будущего поколения женщин, а с другой, по-видимому, может представлять серьезную опасность для развития общественных отношений на основе права. Таким образом, М-план АМИ подразделяется на вербальную душевность социально фемининного правосознания (М!) и формальную логику искусно социализированного маскулинного самосознания (Мт), как это и представлено на рис. 1 и 2.
Рис. 1 и 2. Цветовое тело (АМИ) и цветовой круг (АМИГО).
В образ-концепте цветового тела принята следующая семантика обозначений АМИ: М- - сознание (моделирует белый цвет), И- - подсознание (серый), 8- - бессознание (черный) и АМИГО: женственные - М! (правосознание - пурпур), (бессознание - желтый) И! (подсознание - голубой); мужественные - 8т (бессознание - красный), Мт (самосознание -зеленый), Ит (подсознание - фиолетовый) и андрогинные - 8а (телесное - оранж) и Иа (духовное - синий) единение.
Отсюда можно предположить, что маскулинный тип личности будет основываться в первую очередь на информации Ид-плана, тогда как фемининный тип - на понятиях, т.е. на данных М-плана АМИ. Иначе говоря, в экстремальных условиях (существования общества) для принятия оптимальных решений адекватен маскулинный тип, тогда как в нормальных условиях - фемининный. Вместе с тем, как замечает Бетти Фридан 15, женщины - как в процессе маскулинизации примерно с последней четверти ХХ века, так и при получении высшего образования -приобретают определенные черты маскулинного типа творца в принципах принятия решений за счет концептов анализируемой ситуации. С другой стороны, высшее образование для мужчин нередко приводит к формализации принимаемых решений при элиминации конкретного ситуативного концепта. В самом деле, если в нормальных условиях женщина никогда не создавала и, полагаю, никогда не создаст никакого такого «матриотизма» и - как создатель жизни - никогда не пошлет ребенка на смерть, то мужчины нередко осознанно делают свое имя исключительно на «патриотизме» и/или войнах с иноверцами и т.д. и т.п.
Гендер и креатив
В свое время Х. Хейн 16 полагала, что «принять феминистскую позицию -это значит открыто признать точку зрения пола на все аспекты интеллектуальных и социальных действий». Однако с этим трудно согласиться, ибо, по данным экс-
15 Фридан Б. Загадка женственности.- М.: Прогресс, 1993, с.387.
16 Hein H. The Role of Feminist Aesthetics in Feminist Theory // J. of Aesthetics and Art Criticism. 1990, N 4, р.282-285.
M
С
s
3
периментаторов 17, половые различия в высших психических функциях обычно составляют около одной четверти стандартного отклонения. Это означает, что распределения, характеризующие способности мужчин и женщин, в значительной мере перекрываются. Этот подход, однако, отрицает значение индивидуальных и, прежде всего гендерных различий в пределах групп мужского и женского пола. Однако состав этих групп было бы разумнее определять по результатам индивидуального тестирования, а не по полу, - т.е. выявлять психологические черты реального гендера, но никак не абсолютизировать физиологические и/или паспорт-но-социологические черты пола. Как мне кажется, сегодня это должно быть понятно даже феминисткам, в креативе которых я так и не смог узреть какую-либо новую информацию, т.е. собственно творчество. А в этом и заключается гендерная уникальность творчества - создание новой информации, достичь которой рефлексивными путями невозможно18.
Обращаясь к билатеральности мышления, вспомним, что левое и правое направление цветов в цветовом круге объясняется преимущественным расположением цветообозначений стимульных (опредмеченных и/или вербализованных) цветов в левом полушарии головного мозга и перцептивных (распредмеченных) в правом 19. Поскольку же латерализация связана с определенной стереотипией функций левого полушария (Мт-план АМИ) и функциональной индивидуализацией правого (Ид-план), то здесь мы сталкиваемся с проблемой архетипичности цветовых образов в подсознании. Ведь если бы они были строго индивидуальными, то никак не являлись бы архетипическими, то есть присущими коллективному бессознательному. В хроматизме же вслед за Юнгом постулируется, что все люди на Земле неосознанно обладают тождественными архетипами, то есть сублимированными образами в подсознании. Поэтому я обращаю особое внимание на тот факт, что индивидуальным является не Ид-план, а лишь его Мт-плановое воплощение, то есть способность адекватного опредмечивания архетипов в музыкальных композициях, красках, словах, в танце и т.д. и т.п. - в силу таланта или умения опредметить их и претворить такими, какие они есть в нашей душе - в коллективном бессознательном человечества.
Все ценности по Шварцу направлены на удовлетворение трех универсальных потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов план АМИ/АМИГО); 2) потребностей координированного социального взаимодействия и 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Легко показать, что последняя пара потребностей, по существу, является различной интерпретацией социальных ценностей (Мт-план). Таким образом, авторами этого проекта духовная составляющая (т.е. И-план АМИ/АМИГО) «размыта» в группе социальных ценностей. Вполне возможно, что этот факт и приводит к нередким разночтениям результатов многочисленных последователей Ш.Шварца. Кросскультурное ценностное пространство, по теории Шалома Шварца, имеет круговую структуру (Рис 2), но в отличие от АМИГО (Рис. 1) определяется осями 'Открытость переменам — Консерватизм' и 'Само-
17 Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый, мозг.- М.: Мир, 1983, с.146.
18 Реут Д.В. Креативные структуры. // Рефлексивные процессы и управление. - М: ИП РАН, 2001, с. 161-163.
19 Серов Н.В. Психология исторической культурологии. - СПб: ИДПИ, 2009, с.7-35. - 182 -
преодоление (альтруизм) — Самоутверждение (эгоизм)'. В секторах этих осей располагаются 10 базовых ценностных ориентаций: творчество, разнообразие, гедонизм, достижение, власть, защищенность, традиции, приятие, великодушие и универсализм. Это пространство, по его мнению, универсально, и в его рамках могут быть сравнены любые культуры.
Поскольку билатеральность нашего мышления моделируется левым или правым направлением в цветовом круге, то любопытно, что независимо от этих построений Ш.Шварц и коллеги, изучавшие аксиолого-перцептуальное пространство человека, построили «аксиологический круг» в соответствии с левым направлением так, что большинство секторов 'ценностей' оказалось весьма близким к цветовой семантике цветового круга, моделирующего АМИГО (Ср. Рис.2 и 3).
Рис. 3. Оригинальное представление 'круга ценностей' Шварца |
Сопоставим, к примеру, ценности по Шварцу с функциями и хром-планами АМИГО, полученными по базе данных канонов и маркеров мировой культуры. Согласно обобщениям Шварца и их ревизии Билским на репрезентативных выборках, иерархический порядок предпочтения ценностей во многом схож в разных странах, что является, по мнению авторов, следствием общей человеческой природы и адаптивных функций, которые ценности выполняют в поддержании социальной жизни.
Каждый тип мотивации (ценности) определяется целью и/или потребностями человека, которые в свою очередь приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяет и стратегию его поведения, достоверность чего на примере АМИГО подтверждается в табл. 2.
В исследованиях 20 выявлены значимые межполовые различия: женщины больше предпочитают ценности Самопреодоления (Благожелательность, Универсализм), а мужчины - ценности Открытости к изменениям (Самостоятельность, Стимуляция) и Самоутверждения (Гедонизм, Власть). Данные Н.М.Лебедевой во многом согласуются с данными других исследований: сравнение гендерных различий индивидуальных ценностей в 70 культурах показало, что мужчины больше
20 Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям. Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм. // Психоло-гич.журн. 2009, том 30, № 6, с. 3-16.
предпочитают ценности Власти, Стимуляции, Самостоятельности, Достижения и Гедонизма, а женщины - ценности Благожелательности и Универсализма 21. И по заключению исследователей, эти тенденции закономерны и объяснимы с позиций проявления гендерной и возрастной специфики поведения, в чем мы убедились выше на примере АМИГО.
Таблица 2
Сопоставление оппозиций (±) по Шварцу и планов АМИГО
Ценности противоречат ценностям Планы АМИГО
Сохранения (Безопасность, Конформизм, Традиция) оппозиция между ценностью автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества Изменения (Стимулирование, Саморегуляция). Голубой 1 Красный Id(f) 1 S(m)
Самопреодоление выхода за пределы собственного эго (Универсализм, Благосклонность) оппозиция между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими Самоутверждения акцентировании "самости" (Власть, Достижение, Гедонизм). Фиолет 1 Желтый Id(m) 1 S(f)
Конфессиональная креативность
В последние годы наблюдается рост исследований, в которых отмечается влияние базовых ценностей культуры не только на идеологическое или экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на креативность, изобретательность и инновационные диспозиции личности 22 . Тем не менее, - как констатирует Н.М.Лебедева, - связь между культурными ценностями, с одной стороны, и инно-вационностью и изобретательностью членов данного общества - с другой, недостаточно изучена.
Согласно результатам кросскультурных исследований, на инновацион-ность и изобретательность влияют два измерения культуры: горизонтальность (неиерархичность) общества и индивидуализм. Изобретательность более вероятна
21 Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. 1992, v.25, p.1-65. Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies // Journ. of Personality and Social Psychology. 2005. V. 89.P. 1010-1028.
22 Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям; Серов Н.В. Счастье России в народе ее? // Счастливые страницы в истории человечества.- Тула: ТулГУ, 2009, с.427-444; Dollinger S.J., Burke Ph.A, Gump N.W. Creativity and Values // Creativity Research Journ., 2007, V.19, N.2-3, p.91-103; Schwartz S.H. Les valeurs de base de la personne: Theorie, mesures et applications // Revue française de sociologie, 2006, V.42, p.249-288.
в менее иерархическом обществе, так как бюрократия подавляет творческую активность. В иерархических обществах более распространены системы контроля, подавляющего креативность и изобретательность; изобретения часто влекут за собой радикальные социальные изменения, которые в иерархических обществах стремятся минимизировать, опасаясь перераспределения власти. В индивидуалистических обществах больше ценится свобода, необходимая для творчества; изобретателей нужно вознаграждать материально и признанием, что более типично для индивидуалистических обществ, умеющих ценить и выделять индивидуальность. Психологические характеристики независимости, достижений и нонконформизма, важные для инноваций и изобретательности, более распространены в индивидуалистических обществах.
Таблица 3
Хром-анализ межгрупповых различий ценностей 23
Канадцы Русские Кавказцы
Приоритет ценностей Универсализм (Idm), Традиция (Idf) Безопасность (Ь^ + Мт), Самостоятельность, (¡Зщ), Власть (Мт) Безопасность (Idf+Mm), Конформность (Ida), Традиция (Idf), Универсализм (Idm), Власть (Mm)
Ценностная оппозиция24 Самопреодоление (Idm + Ida) Открытость к изменениям (¡Зщ) Сохранение (Idf + Mm)
Каким же образом эти теоретические положения могут быть проверены на практике? Обратимся к образ-концепту АМИГО в виде цветового круга. Как показано на рис. 2 при нормальном положении цветового круга - независимо от принадлежности к понятийно-творческой или креативно-образной «культуре» построения 25 - пурпур всегда находится вверху, в зеленый внизу. Между тем, в исламе «священный патриархально-зеленый цвет» (цвет одежд Мухаммеда) «переворачивал» семантику цветового круга так, что мужская доминанта самосознания оказывалась над женственной субдоминантой правосознания. То есть, создавались экстремальные условия существования. Впрочем, они и так были экстремальными в условиях безводных пустынь, пятидесятиградусной жары, песчаных бурь и т.п. На экстремальность этих условий указывает и экстремальный цвет одежд: с XVII века мусульманкам было предписано надевать черные (темные) одежды в нор-
23 Всего 426 студентов: 193 русских (ГУ ВШЭ, Москва), 137 с Северного Кавказа (даргинцы, ингуши, чеченцы и др. - Ставрополь), 96 канадцев (Саскатун, Канада) [Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям].
24 Согласно построениям Ш.Шварца, аксиологический круг условно разбит на 4 сектора: 1) «Открытость к изменениям» включает Самостоятельность, Стимуляция и Гедонизм; 2) « Самоутверждение» - Достижение и Власть; 3) «Сохранение» - Безопасность, Конформность и Традиция; 4) «Самоопределение» - Благожелательность и Универсализм [Schwartz S., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journ. of Personality and Social Psychology. 1987, V.53, №3, p.550-562].
25 Серов Н.В. Психология исторической культурологии. - СПб: ИДПИ, 2009, с.20.
мальныхусловиях и белые в экстремальных, так как в обычных условиях мужчины носили белые одежды, которые практически во всех мифологиях и ритуалах приписывались им исключительно в экстремальных состояниях.
Рис. 4. При N условиях мусульмане в белом и мусульманки в черном20
Собственно Коран (32: 6-8) выделяет в человеке две сущности: телесную и духовную; при этом все ужасы посмертного устрашения в исламе провозглашаются преимущественно для телесной сущности по сравнению с духовной (47: 29; 56:42: 82: 14 и др.). С позиций этого подразделения на духовное и телесное, то есть на «верх» и «низ», по Бахтину, кратко сопоставим схематическое положение тел в ритуалах моления. Во всех мировых конфессиях такие культурологические категории как «верх» и «низ» соответствуют их семантике, и процесс обращения к Богу осуществляется снизу вверх27. В исламских же ритуалах моления осуществляется инверсия этих категорий, то есть информационно-энергетическая составляющая «верховной» молитвы трансформируется в сугубо энергетическую составляющую доминантного «низа», что также позволяет соотнести эту религию с экстремальным состоянием интеллекта. Об этом говорит и буквальный перевод с арабского слова «ислам» - покорность, которая при доминанте 'низа' над 'верхом' и позволяет муллам исламизма (в отличие от священников ислама) полностью завладевать поведением правоверных, направляя покорных прихожан на любое преступление с помощью аффективных состояний гнева и т.п. Ибо, согласно Джеймсу, «ничто не уничтожает с такой неудержимостью действия запретов, как гнев, потому что его сущностью является разрушение». Именно разрушения мы и видим в действиях исламистов, направленных, с одной стороны, на абсолютизацию исламистского гнева «низов», а с другой, на подрыв отношений с Западом по принципу «Разделяй и властвуй».
Любопытно, что с позиций доминирующего 'низа' любое преступление может казаться социально приемлемым. Поэтому-то извинения политиков и редакторов некоторых журналов в западных странах в пресловутом «карикатурном деле» (перепечатка датских карикатур) оказались неадекватными истинному положению дел. Маловероятно, чтобы кто-либо стал отрицать тот факт, что Запад
26 Forman Y. (Red.) La couleur: nature, histoire et décoration. - P.: Le Temps Apprivoisé, 1993, p.185. Дмитриев С.В. Цвет в траурной обрядности народов Средней Азии. // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты./ История, археология, культурная антропология и этнография.- М., 1996, с.345-351.
27 При этом эмоционально-аффективная составляющая молитвы трансформируется в гипота-ламической области подкорки головного мозга в информационно-энергетическую, которая в идеальном случае и воспринимается Богом (ноосферой, по В.И. Вернадскому [Серов Н.В. Цвет культуры, с.554].
воспринимает божественность с позиций доминирующего «верха», тогда как исламистами проповедовалась доминанта 'черного' «низа», которая осуществляется в молитвах правоверных, и покорностью которой пользуются до сих пор проповедники терроризма. Об этом писал еще Джеймс28: «Во время исключительного господства какого-нибудь ощущения вещи, в обычное время невозможные, становятся естественными, потому, что в этот момент сила всех запретов парализована.... Одной из важнейших черт энергетического характера является наличность чувства, обладающего способностью разрушительно действовать на «запреты». Я имею в виду то, что в своих низших проявлениях носит название раздражительности, вспыльчивости. и выражается нетерпением, угрюмостью, настойчивостью и суровостью. В настойчивости всегда кроется намерение жить с наибольшей затратой энергии, хотя бы это причиняло только страдания».
Цвет как модель ценности
Все ценности по Шварцу направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов; 2) потребностей координированного социального взаимодействия; 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Исходя из этих универсальных человеческих способностей, Шварц и Билски вывели 10 ценностных мотивационных типов: саморегуляция, стимулирование, гедонизм, достижение, власть, безопасность, конформность, традиция, благосклонность, универсализм. Иначе говоря, ни в одну из этих ценностей не входит такая неотъемлемая черта человеческого интеллекта как эстетическое восприятие.
Таблица 4
Семантика цветовых канонов и концептов ценности_
Цвета и каноны План Функции планов АМИ Аксиологические концепты
Шварц Шварц-Серов
Белый - прошлое М- Социальность ('Мать') - ТРАДИЦИИ
Серый - настоящее И- Культура ('Отец') - ТВОРЧЕСТВО
Черный - будущее Б- Природа ('Дети') - ВОСПРИЯТИЕ
Пурпур - Эос, София, св. Анна, Дева Мария Mf Женская интуиция сверх- и правосознание Самостоя-стоятель тель-ность универсализма Универсализм сверхсознания
Красный - маскулинный (т) ЯН, тела богов и воинов ^ активность, драки, войны, фанатизм (Мускулы) Самостоя-стоятель тель-ность, стимуляция Самостоятельность, Стимуляция
Оранж = К+Ж, Sа ТЕЛЕСНОЕ ЕДИНЕ- Гедо- Гедонизм
28 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993, с.209.
совместный, общий (андро-гинный) НИЕ (Физическое развитие, питание, сексуальность етс) низм
Желтый - фемининный (1) ИНЬ, тела богинь и женщин Sf «великое знамение -жена, облеченная в солнце» 29 - Красота
Зеленый - ЯН, Осирис, Магомет, Робин Гуд Mm Самоутверждение «Я-концепция», власть Достижение Власть Власть, достижение Самосознание
Голубой - (Инь - небо днем), богини неба, «сердца дев» Idf Романтичность, гадания, Дамск.романы, фатализм Безопасность, традиции Конформизм
Синий = Г+Ф, совместный, общий, (андро-гинный) Иа ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ (религиозность, работа, эстетика, отдых, сон) Конфор-фор- мизм, Доброта Эстетика, Религия Отдых
Фиолет - (Ян-ночное небо), Вишну, Кришна, Вакх, Лель Idm Творчество, хобби, игровая зависимость Универсализм Универсализм подсознания
Вообще говоря, в научной литературе существует общее согласие относительно того, как определять и измерять ценности. Вместе с тем, согласно выводам Вольфганга Билского и коллег30, сравнение результатов различных методик по исследованиям этого концепта 31 с теорией динамической организации ценностей Шалома Шварца показывает не вполне однозначные результаты. В основном это касается положения Шварца о двухмерной биполярной структуре, в которой воспроизводились не все концепты ценностей, а наблюдалась лишь общая тенденция их совокупностей на оппозиционных осях 'Открытость к изменениям' - 'Сохранение' и 'Самопреодоление' - 'Самоутверждение'. Причем наиболее воспроизводимой оказалась оппозиция 'Самопреодоление' - 'Самоутверждение', тогда как ось 'Открытость к изменениям' - 'Сохранение' оказалась не всегда воспроизводимой по различным методикам. Безусловно, здесь сказывались как сложности различных сценариев, или учет лишь пола (но не гендера), так и трудоемкость
29 «И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце» (Откр.12: 1).
30 Bilsky W. & Schwartz S. H. Values and personality. European Journal of Personality, 1994, V. 8, p.163-181. Bilsky W., Koch M. On the content and structure of values: universals or methodological artefacts? // BLASIUS, J. et al. (Ed.). Social science methodology in the New Millennium. Interna tional conference on logic and methodology, 5., Cologne. Updated and extendedProceed-ings... Cologne, Germany. Leverkusen: Leske + Budrich, 2002. Disponível em: < miami.uni-muenster.de/servlets/DerivateServlet/Derivate-1802/Bilsky_Koch.pdf>.
31 Canter D. Facet theory: Approaches to social research. - N.Y.: Springer, 1985. McClelland D.C. The personal value questionnaire.- Boston: McBer, 1991. Kilmann R.H. Toward a unique/useful concept of values for interpersonal behaviour: a critical review of the literature on value.// Psychological Reports, 1981, V.48, p.939-959.
опросов, включавших и методику Ш.Шварца. В итоге В.Билский 32 полагает, что методика Ш.Шварца несомненно имеет эвристическую полезность, но исследования по ее совершенствованию в сочетании с другими методиками требуют своего продолжения. В чем же тут дело? Почему достаточно жизненные вопросы этих методик не всегда совпадают с теорией Ш.Шварца? Как это объясняется в теории хроматизма?
При соотнесении в табл. 4 структуры индивидуальных ценностей Ш.Шварца (Рис.3) с АМИГО (Рис.2) легко видеть, что определенные компоненты интеллекта не получили своих концептов в теории Ш.Шварца, тогда как некоторые из концептов, наоборот, оказались соотносимыми с несколькими компонентами (с несколькими ценностями по другим методикам, как это неоднократно показывает В.Билский). Да и данные по канонам в табл.1 свидетельствуют о том, что такой концепт как 'Традиция' ('Сохранение') адекватно может быть представлен лишь в Мт-плане АМИ, т.е. с привлечением 'правосознания' как компонента интеллекта, тогда как окажется искусно привязанным к ИГ плану АМИГО, как это следует из вышеприведенных данных 33. Тогда получает адекватное толкование и различие между воспроизводимостью одной оппонентной оси (БГ - Ит)34 и относительной невоспроизводимостью другой (ИГ - Бт).
Заключение
Итак, трехмерная структура функций АМИ предполагает одновременный учет и гендерных характеристик в АМИГО, и пространственно-временных в АМИ35. Отсюда автоматически получается, что пересечение всех оппонентных осей дает истинный концепт творческой (инновационной) активности. Ибо истинный креатив образуется лишь на пересечениях, если можно так сказать, «межценностных» противоречий и их устранением в себе. А так как хроматические модели интеллекта были апробированы тысячелетиями их воспроизводимости человечеством, то возможно и АМИ/АМИГО окажутся адекватными для валидной систематизации и классификации многих концептов 'ценностей', включая универсалии
32 Bilsky, W. A estrutura de valores: sua estabilidade para além de instrumentos, teorías, idade e culturas. // Revista de Administraçao Mackenzie, 2009, V.10, N 3, p.13-33.
33 Об этом говорит и семантико-аксиологическая несовместимость в одном секторе 'Традиции' и 'Конформизма', ибо во множестве субкультур и в частности, молодежных, они отрицают и/или элиминируют друг друга. Возможно, это связано и с тем фактом, что в западных языках отсутствуют цветообозначения голубого (синий = Г+С). Да и с позиций эстетики поперечное пересечение этого сектора явно нарушает гармонию круга, что подтверждается и весьма странным отнесением Гедонизма одновременно к «осям» и Самоутверждения, и Открытости.
34 На эту оппонентность указывают и женственные черты творцов (5 шкала MMPI), и семантика множественных концептов творческой индивидуальности. [EaglyA.H., BeallA.E., Sternberg R.J. The psychology of gender. - N.Y.: Guilford Press, 2004. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации. // Форсайт, 2009, №2(10), с.16-26. Серов Н.В. Цвет культуры етс].
35 Соотнесение Мт-плана АМИ с 'традициями' и 'сохранением', а пересечение всех осей Id-плана - с креативностью, приводит к предположению, что S-план и является той ценностью, которая и противостоит 'Сохранению', т.е. 'Открытость к изменениям' как 'Самостоятельность' (Mf) и 'Стимуляция' (Sm), что по теории Шварца-Билского и должно было наблюдаться в двухмерных построениях. И здесь, нельзя не вспомнить К.Леви-Стросса, считавшего именно бессознание, т.е. S-план АМИ хранилищем разума человеческого.
Шварца.36 Ибо, на мой взгляд, эксперту много проще не блуждать в старопсихологических потемках «единого сознания», а представить информационную модель последнего на воспроизводимом уровне АМИ/АМИГО с достаточно обоснованными теоретическими положениями о динамической локализации их функций, ценностей, мотиваций и других атрибутов интеллекта.
Понятно, что приведенная классификация и систематизация ценностей Шварца по планам АМИ/АМИГО никак не вписывается в принципы объяснения, существовавшие в старой психологии. Ибо одно дело - хроматическая классификация концептов, тысячелетиями воспроизводимых мировой культурой, но совершенно другое - попытки объяснений того, что и по логике науки, и по определению, противоречит даже собственной метафизике оксиморона («бессознательные функции сознания», разумеется, элиминируют редукцию, но заодно и науку, ибо мне, по крайней мере, все время напоминают 'бессмысленный смысл' постмодернизма).
Если же цвета и хром-планы АМИ и/или АМИГО оказались универсалиями, включившими в себя и все субстанции З.Фрейда, К.Г.Юнга, и все тенденции развития Э.Фромма, и все функции «сознания» старой психологии, и все ценности, по Ш.Шварцу, то далее очевидно, имеет смысл использовать именно универсалии, а не их частные проявления. Ибо создание адекватных информационных моделей требует именно элиминации частностей путем включения их в характеристические общности37. В сочетании с цветовыми канонами это «совпадение» также позволяет сделать вывод о достоверном характере архетипической («атомарной») модели интеллекта (АМИ). Поскольку исключения из правила архети-пичности цветовых канонов составили не более 12-15 % от всей базы данных по цветовым канонам мировой культуры, то актуальной задачей гуманитарии можно полагать дальнейшую верификацию АМИ / АМИГО как вполне осмысленного образа ценностно-универсальных методик культурологии с учетом гендера (психологического пола) и граничных (Ы или Е) условий существования различных культур.
36 Безусловно, здесь следует учитывать и граничные условия, и гендер, и 85 % достоверность данных хроматизма. Т.е. могу полагать, что при параллельном предъявлении шкал цветового круга и ахромной оси с опросами по тесту Шварца будет наблюдаться удовлетворительное соответствие обеим моделям при много большей адекватности АМИ/АМИГО (с учетом гендера и Ы-Е условий).
37 Серов Н.В. Размерностная онтология моделирования антропологических баз данных. // НТИ, 2010, Сер.2, N 1, с.1-14.