Научная статья на тему 'Будущее и человек XXI века'

Будущее и человек XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1693
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Н В. Серов

Целью настоящей работы является представление такой модели естественного интеллекта, которая могла бы быть признанной всем научным сообществом в любом разделе наук о человеке. Строго говоря, для достижения поставленной цели необходимо связать субъективные факторы личностного восприятия творчества с объективными параметрами среды, то есть формализовать в неких параметрах наиболее существенные функции творца, среди которых достоверно принято выделять три наиболее общие (включающие в себя производные от них): “социальная”, “культурная” и “биологическая”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее и человек XXI века»

Глава 20. БУДУЩЕЕ И ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА

Н.В. Серов

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы г. Санкт-Петербург, Россия

А Целью настоящей работы является представление такой

■ модели естественного интеллекта, которая могла бы быть

I признанной всем научным сообществом в любом разделе наук

Ф о человеке. Строго говоря, для достижения поставленной

цели необходимо связать субъективные факторы личностного восприятия творчества с объективными параметрами среды, то есть формализовать в неких параметрах наиболее существенные функции творца, среди которых достоверно принято выделять три наиболее общие (включающие в себя производные от них): “социальная ”, “культурная ” и “биологическая ”.

Идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать путь.

Гендер и деятельность

Целью настоящей работы является представление такой модели естественного интеллекта, которая могла бы быть признанной всем научным сообществом в любом разделе наук о человеке. Строго говоря, для достижения поставленной цели необходимо связать субъективные факторы личностного восприятия творчества с объективными параметрами среды, то есть формализовать в неких параметрах наиболее существенные функции творца, среди которых достоверно принято выделять три наиболее общие (включающие в себя производные от них): “социальная”, “культурная” и “биологическая”.

Как правило, культура представлена в виде системы ценностей, наполняющих индивидуальную жизнь смыслом. Эти ценности в свою

очередь организуют персональное поведение в духе взаимоотношений социальных групп, заставляя проявлять их свойство социальности в зависимости от уровня развития социальной системы. Нередко одним из критериев развития общества называют уровень его отношения к женщине. Этические оценки в многочисленных обществах считались конвенциональными, что легко допускало их субъективные трактовки в дискурсах различных культур. В настоящем сообщении исследуются возможности и ограничения аксиологической объективации этических предикатов в пределах все более утверждающейся культуры глобализма. Данное исследование стало возможным благодаря использованию теории и методологии хроматизма.

По данным различных исследователей, женщины имеют явное преимущество (по сравнению с мужчинами) в сфере проявления эмпатии. Как отмечается в психологии личности, потребность в аффи-лиации (межличностном общении и стремлении быть в обществе) связана с высоким уровнем эмпатии. Экспериментальное изучение этой потребности выявило, что у женщин она выражена сильнее, чем у мужчин [15; 17], а игровой зависимости подвержено порядка 85 % мужчин и 15 % женщин [30]. Однако весьма близкие проявления этой зависимости наблюдаются и в состояниях мистической одержимости, когда человек фактически отказывается от контроля сознания

- в надежде испытать божественную истину, ясновидение, "космическое сознание", единение с духами или сверхъестественными силами и т.п. Нередко ведущей при этом становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление), и, по-видимому, несколько нарушается способность проверки реальности.

При этом, как подчеркивает Ч. Тарт [35, с.21-23], «происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена амбивалентность, а также возможность сосуществования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного и того же объекта при отсутствии явного психологического конфликта; многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного осознавания. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во

времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению».

Обратим внимание, что выделенные мной слова Тарта характеризуют не только подсознательные принципы переработки информации, но и это бесконечное чувство безвременья, которое заставляет потомков столетиями разбирать архивы творца, принципиально не осознававшего краткий миг своей жизни. В связи с этим «безвременьем» весьма показательными выступают подчеркиваемые Ю.В. Романенковой такие хроматические характеристики полотен художников «межстилевых периодов» как ‘землистые’, ‘сероватые’, ‘гризайлевые’, связанные в хроматизме именно с ‘серым’ образ-концептом «времени перемен» [28].

Не следует ли отсюда, что чувство безвременья определяется некими уникальными условиями творчества? Ведь и в игре, и в мистических состояния проявляются принципиально экстремальные условия бытия, в которых обыденное осознавание всего и вся уже не является доминирующим. Не является ли это сущностным предикатом творчества? Игре наиболее подвержены дети, сознание которых еще не доросло до доминанты интеллекта.

Впрочем, может, поэтому женщины и обвиняют мужчин в инфантилизме [31, с. 13-15]? Ибо, по мнению А. Маслоу, как и у творцов даже самая обыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой, способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многим другим. Вертхаймер заметил как-то, что дети настолько креативны, что способны привнести смысл в любую рутинную, механическую деятельность, такую, например, как перекладывание книг с одного стеллажа на другой, и превратить ее в веселую, забавную игру. Мы еще вернемся и к игре, и к пресловутой инфантильности творцов.

Здесь же отметим несколько иные черты творцов, о которых говорит Маслоу, постоянно подчеркивая: «своеобразное чувство юмора

- одна из первых характеристик самоактуализированных людей, которую мне удалось обнаружить, оно было присуще абсолютно всем моим испытуемым. Чувство юмора этих людей объемлет собой са-

мые разные аспекты человеческого бытия и проявляет себя в самых разных формах.

Можно сказать, что юмор пронизывает само восприятие жизни этих людей. Тщеславие, гордыня, стремление к успеху, суета, амбиции, борьба, - все человеческие недостатки могут показаться им забавными и комичными». В этой цитате я выделил курсивом предикаты именно сознания (как компонента интеллекта), которое, как показано выше, отказывает личности в праве на творчество. Подобное разнесение связано и с концепцией В. А. Геодакяна, согласно которой без понимания эволюционных ролей мужского и женского пола нельзя правильно определить и их социокультурные роли. Так в зонах дискомфорта и элиминации шел отбор в разных направлениях: у женского пола - на "воспитуемость", "адаптивность", "обучаемость", у мужского - на "находчивость", "сообразительность", "изобретательность", женской природе генетически свойственна лучшая "адаптация к существующим условиям", в то время как "поиск новых путей" - дело исконно мужское. [9]. Именно мужественные индивиды в первую очередь решали проблемы приспособления к изменяющимся, в том числе и Е- условиям, - когда в попытках творческого преодоления этих условий им приходилось относиться к болезненным ударам как к естественному условию игровой ситуации, в азарте которой боль переносится легче. Но это возможно только тогда, когда удар не приходится по самолюбию и человек сохраняет способность пошутить над своей неудачей [29]. Женский же подход к юмору, шуткам и/или игре является настолько своеобразным, что вряд ли способен преодолеть психологические барьеры и/или обеспечить адекватное функционирование «атомарной» модели интеллекта (АМИ) в Е- условиях [20]. При этом остроумие считают для себя характерной 70 % респондентов и только 2 % респонденток [22].

Поскольку ‘цвет’ является оптимальным инструментом для моделирования ‘идеального’. Поэтому для моделирования и соответственно кодирования информации, циркулирующей в интеллекте, сопоставим свойства внешнего и внутреннего цветового пространств на таком детально изученном (позволяющем проводить воспроизводимые измерения) объекте, как цветовое тело. Цветовое тело включает

вертикально расположенную ахромную ось и ортогонально лежащий на ее середине цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре, как показано на рис.1. Поскольку любой заданный цвет можно описать тремя параметрами (цветовой тон, насыщенность и светлота), то существование в интеллекте минимум трех уровней переработки информации должно коррелировать как с представлениями психоаналитической теории, так и с цветовым телом.

Действительно, согласно рис.1 между цветовым телом и функциями интеллекта наблюдается корреляция, благодаря чему появляется реальная возможность установления семантической связи между репрезентативными данными по ахромным цветам и хром-планами АМИ: сознание (белый цвет социума - М-план АМИ), подсознание (серый цвет креативности - Ы-план АМИ) и бессознание (черный цвет неизвестности - 8-план АМИ). На рис.1 изображен переход от цветового тела XIX в. через образные представления З.Фрейда и

Э.Фромма XX в. к АМИ XXI века.

Цветовое тело Интеллект по Фрейду Развитие по Фромму АМИ по Серову

Рис. 1. Развитие представлений ХХ века: от цветового тела к АМИ

Креативность как универсальная характеристика самоактуализированного человека сродни креативности ребенка, еще не испорченного влиянием социума. Вместе с тем по мере социализации большинство детей утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из дет-

ства. Если же, как подчеркивает К. Урбан [50], творческое отношение естественно для поведения детей, то и взрослый может многому научиться на примере этого естественно-природного атрибута девственного подсознания. Его основные и типичные черты таковы: дети испытывают потребность в новизне; открыты для нового опыта; ищут стимулы и находят для себя проблемы; обладают широким восприятием; ставят вопросы своему окружению, будь то члены семьи, другие люди или ситуации, а также неодушевленные предметы; исследуют явления и предметы в активном манипулировании, особенно в игре; играют сами и приписывают другим роли; обладают богатым воображением; легко и гибко меняют идеи, способы мышления; испытывают развивающиеся интересы; глубоко увлечены своими действиями. Й.Сефер [49]. показала положительное «воздействие на креативность учащихся начальной школы учебной программы, специально ориентированной на игру». В то же время не будем забывать ироническое заключение Ф.Вейнерта [51], гласящее, что «такие тренировочные программы как правило не причиняют никому никакого вреда, но развлекают большинство участников, а потому могут применяться, даже если их объективная польза не доказана».

Д. Робинсон [27, с.164] приводит замечательные доводы Ансельма, для которого «истина окончательно воспринимается лишь одним разумом, но в этом акте творческого восприятия разум опирается на строгий нейтралитет чувств. Именно эта линия рассуждений привела его к знаменитому онтологическому доказательству существования Бога. Ансельм выдвинул теорию, согласно которой то, что разум способен принять, является, в силу самого этого факта, реальным. Для того чтобы в разуме запечатлелась некоторая идея, он должен обладать свойством, совместимым с тем, которое могло бы внушить эту идею. Например, мы можем видеть цвет не только в силу наличия цвета, но и потому, что природа сформировала человеческие способности так, чтобы они реагировали на это свойство мира. Не существует способности, которой не соответствовал бы в природе какой-либо предмет или процесс. Разум же, будучи самой совершенной способностью, в состоянии понять «то, больше чего ни-

что не может быть», а это, в конечном счете, есть Бог». Обратим внимание на выделенные мной курсивом места.

Во-первых, согласно выводам В. Вундта, этот нейтралитет чувств характеризуется лишь серым цветом, моделирующим подсознание. Во-вторых, вера истинного творца в гармонию внешней и внутренней природы всегда подтверждалась на опыте и этим укрепляла мотивацию в целесообразности его творчества. И, наконец, в-третьих, индивид с нормальным зрением не воспринимает цвет, концепт которого не сформировался еще в его подсознании; следовательно, если творец руководствуется своим подсознанием, то, в самом деле, его интеллект в состоянии понять «то, больше чего ничто не может быть». А назовет ли он это Богом, или естественной эволюцией, или еще как-то, - это уже следствие, далеко выходящее за пределы собственно его трудов.

Исследования В.А. Ротенберга показали, что положительные эмоции могут снижать сопротивляемость организма, а отрицательные, такие как страх или ярость, могут эту сопротивляемость повышать. Ибо водораздел проходит не по знаку эмоций, а по характеру поведения. До тех пор пока человек или животное, даже испытывающее страх или гнев, сохраняет поисковое поведение, его здоровью ничто не угрожает.

Что же такое поисковое поведение? Это активное поведение в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности, не сможет сказать наверняка: будут ли они успешными или нет. Однако он способен адекватно оценивать каждый промежуточный результат на пути к конечной цели и соответственно корректировать свое поведение. Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты поискового, тогда как полная уверенность в результате делает поведение автоматическим и стереотипным. Отказ от поиска снижает сопротивляемость организма, даже если сам этот отказ не сопровождается отрицательными эмоциями.

В этом фундаментальном законе, связывающем поисковое поведение (включая сюда мысли, фантазии, творчество) со здоровьем, по заключению В.А. Ротенберга, заложен глубокий философский смысл.

Поисковая активность сама по себе требует серьезных усилий по сбору и переработке информации и, следовательно, больших энергетических затрат. Она толкает человека на поиск неизведанного, нового, необычного, даже потенциально опасного. Легче - не искать, легче жить по стереотипам, заранее безошибочно предугадывая последствия каждого шага. Но если каждый член сообщества откажется от поиска, то не только он остановится в своем внутреннем развитии -остановится прогресс всей популяции в целом, остановится, если говорить о человеческом обществе, развитие цивилизации.

Зрение и слух

Для примера рассмотрим зрение как предикат интеллекта. Обычно в процессе сенсорной адаптации при действии постоянного раздражителя наступает исчезновение данного ощущения. Например, практически сразу же перестает ощущаться давление часов на кожу руки или очков на переносицу и т.п. Согласно Л.М. Веккеру [7], эти изменения чувствительности связаны с тем, что при установлении стационарного состояния взаимодействия с раздражителем затухание центростремительных импульсов автоматически прекращает весь дальнейший процесс ощущения, хотя процесс раздражения рецепторов продолжается. Для зрительного же анализатора (при действии постоянного и неподвижного раздражителя) отсутствие этого явления по Л.М. Веккеру объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата [39; 43].

С чем может быть связана эта исключительная особенность зрения? Представим зрение как исключительно гендерную (психологическую, коррелирующую с паспортной в 85 % случаев) характеристику интеллекта. Выше мы уже видели, что, во-первых, «атомарные» компоненты интеллекта характеризовались следующими логическими предикатами: сознание - формально-логический, подсознание - образно-логический и бессознание - «природно-логический». Во-вторых, для научного представления любой системы необходима дифференциация граничных условий существования человека на нормальные (К) и экстремальные (Е). И в-третьих, онтологический анализ данных гендерной психологии позволила выдвинуть следующее положение: при N условиях существования в женственном ин-

теллекте доминирует сознание, а в мужественном - подсознание, тогда как в Е условиях в женственном доминирует бессознание, а в мужественном сознание.

Действительно, много большая (чем у мужчины) средняя продолжительность жизни, ярко выраженный в динамике гомеостаз (периодическое возобновление крови, вынашивание, помимо себя, и плода, кормление младенца и т. п.) говорят сами за себя в констатации бессознательной доминанты интеллекта.. В то же время в N условиях у женщины, обнаруживается доминанта сознания, которая находит свое подтверждение в истории культуры: женщина как хранительница традиций, дома и очага, обладала лучшей социальной адаптацией и много меньшей (чем мужчина) криминогенностью.

Но если при N условиях у женщин доминанта сознания является природно-заданной, в частности, как правосознание; то у мужчин эта доминанта выступает скорее как самосознание, которое с раннего детства «социализируется» обществом для элиминации женственности и эмпатичности, по-видимому, в целях социальной, эмоциональной и физической поддержки следующего поколения женщин при любых граничных условиях. Напоминая, что речь идет исключительно о гендере, не буду повторяться, почему женщина является личностью в N условиях, тогда как при Е условиях она личностью не является. В хроматической психологии каждый индивид обладает интеллектом, в котором и выявляются свойства личности в зависимости от нормальных (Ы) или экстремальных (Е) условий. Так в N условиях свойства личности проявляются при доминанте фемининного правосознания, т. е. преимущественно у женщин, тогда как в Е условиях -при доминанте мужественного самосознания, т. е. преимущественно у мужчин. Вообще говоря, если личность - сформировавшийся интеллект, то интеллект женщины периодически формируется в онтогенезе Е-условий (месячные, беременность, роды, грудное вскармливание...) [3, Гл.2], в процессе которого происходит релевантное перераспределение доминант интеллекта.

Да, об этом говорит и вся история цивилизации. Вспомним, что в любых Е условиях все без исключения культуры спасали в первую очередь женщин и детей, ибо их интеллект в этих условиях оказы-

вался с доминантой бессознания, которое не всегда могло адекватно оценить социальную опасность дальнейших действий. Возможно, потому мальчиков с детства и учили быть мужчинами, чтобы в Е условиях они оставались личностями во всех смыслах этого слова, т.е. «не теряли головы», а действовали решительно (сознательно) и творчески (подсознательно) при любых обстоятельствах. Вообще говоря, это должно быть очевидным, так как сознание мужчины - это социализация подсознательных функций интеллекта, благодаря которым маскулинный тип интеллекта и призван всегда «любить глазами». Зрению как осязанию Павел Флоренский посвящает всю 32 главу «Анализа пространственности» [36].. А что для мужчины более значимо, чем не осязание - обладание женщиной, т.е. контролировать изменяющиеся условия и поддерживать женщину, у которой в Е условиях «голова идет кругом».

Для примера можно взять рассуждения женщины-психолингвиста [2] о зрении: «Зрение - главный ориентир человека в мире, а зрительная информация - главная из всех ее видов (ср. Лучше один раз увидеть...). Зрительная информация обрабатывается мозгом быстро (точнее, моментально, «сразу»), в основном на подсознательном уровне (в норме не требует специальных умственных усилий и рефлексии, более того, происходит нередко даже как бы помимо или наперекор воле человека, ср. глаза бы мои не видели)». Вряд ли кто сможет приписать последнее выражение мужчине при различении мужского и женского «начал» в восприятии зрительной информации. Действительно, женщина любит ушами... Слух необходим женщине во всех ситуациях: в общении - слышать все и вся; информацию в любовном акте воспринимает тело; ночью, - если что-то не так с младенцем, - адекватен только слух, етс. И если выше мы соотнесли речь с Мт-планом, то слух остается интерпретировать как функцию Б-плана, а зрение - Ы-плана АМИ. Показательно, что эти соотнесения полностью соответствуют триадам и ахромных сублиматов, и доминирующих гендерных характеристик. Как мне кажется, сегодня это должно быть понятно даже феминисткам, в креативе которых я так и не смог узреть какую-либо информацию. А в этом и заключается гендерная уникальность творчества - создание

«новой информации», достичь которой рефлексивными путями невозможно [26].

Таким образом, гендерная дифференциация доминант интеллекта позволяет полагать, что именно мужское зрение и определяет витальные потребности человечества в самосохранении и воспроизводстве при любых граничных условиях, поскольку остальные модальности характеризуются адаптационными эффектами. Это подтверждается и экспериментальными данными по гендеру [12; 40; 41] с так называемым «прямым взглядом», т. е. с рациональной оценкой собеседника М-планом АМИ.

Так, в процессе общения мужчины чаще смотрят в сторону или на какие-то части тела своего собеседника-женщины, но не в глаза, за исключением тех сюжетов, когда они что-то объясняют женщине, поучают ее или выступают в роли руководителя, ведущего диалог. Женщины в процессе общения чаще смотрят в глаза собеседнику, и взгляд их продолжительнее взгляда мужчин на 0,38-0,42 секунды. Причем он несет иной смысл - информационный. Примечательно также, что женщины существенно легче выносят контакт посредством взгляда.

Это связано, как считают специалисты, с тем, что женщины в коммуникативном диалоге (да и не только в нем) стараются создать о себе у собеседников более благоприятное впечатление. При этом они не склонны воспринимать пристальный взгляд как сигнал угрозы. Напротив, для них это - скорее выражение интереса и желания установить человеческий контакт. Да ведь еще с детства, по данным В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман [15] мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) — на отношения между людьми.

Поскольку же ‘сознание’ - это социализация интеллекта, то благодаря этому потенциальные партнеры могут не только вступить в социальные отношения, но и на едином вербальном языке их поддерживать.

Два вида сознания

Для понимания полихромных и/или гендерных отношений - между «верхом» и «низом», между социумом и природой, между душой и телом партнеров - кратко коснемся их цветовой семантики, которая тысячелетиями воспроизводилась в памятниках мировой культуры и по существу являлась объективацией субъективных предикатов гендера/пола. В согласии с целью работы рассмотрим функции АМИ с гендерной оппонентностью (АМИГО). Итак, и у мужчины, и у женщины в социуме доминирует сознание. Но функции их сознаний отличны друг от друга. В хроматизме СОЗНАНИЕ (как компонент интеллекта, моделируемый белым цветом) подразделяется на ПРАВО-и САМО-СОЗНАНИЕ:

• ПРАВОСОЗНАНИЕ (женская душа, М(£)-план

АМИГО, пурпурные цвета) - в истории мировой культуры репрезентативно характеризует женщину как хранительницу традиций, дома и очага: врожденное материнство, миролюбие, рассудочность, лучшая восприимчивость к воспитанию, вербализации и обучению; женщина всегда обладала лучшей социальной адаптацией, лучшими вербальными способностями и много меньшей (чем мужчина) криминогенностью [1]. Да и понятие душевности, включающей и альтруизм, и социальную потребность жить «для других», как правило, соотносится с женщиной. Статистика утверждает, что перечисленными чертами характера, т.е. правосознанием в большей мере характеризуются женщины, поскольку репрезентативно они более

законопослушны и в большей мере социализированы.

• САМОСОЗНАНИЕ - (мужская душа, М(т)-план АМИГО, зеленые цвета) - приобретенная от социума «Я-концепция», достоверно характеризующая мужчин, имеющих ярко выраженные черты повышенной самооценки, самоконтроля, самопознания и т. п. Кроме того, мужчина достоверно чаще женщин компетентен, властен, агрессивен, самоуверен и социально не ограничен вплоть до криминогенности. Иначе говоря, самосознание мужчины находится в зависимости от его подсознания, как это показывает практика чисто мужских войн,

фанатических драк, охоты, «рыбалок», игровой зависимости и т.д. и т.п. Так, например, услуги по избавлению детей от нездоровых пристрастий оказывают в больнице Capio Nightingale, что в центральном Лондоне. Подростков 12 лет и старше учат справляться с зависимостью и посвящать компьютеру и телефону ограниченное время. Также тинейджерам будут прививать навыки общения в реальной жизни. Сегодня портрет среднего британского веб-зависимого пользователя выглядит так: молодой человек около 21 года, большую часть времени проводящий на порнографических и игровых сайтах, а также в онлайновых сообществах. Кстати, в Китае веб-зависимостью страдает каждый седьмой интернет-пользователь. [18].

Таблица l. Соотношение между АМИ и АМИГО

Динамическая структура интеллекта (личности), по К.К. Платонову [24] Динамическая локализация функций 1) АМИ АМИГО

Социально обусловленные кора, левое полушарие головного мозга Сознание M(f)

Уровень подготовленности (личного опыта) M(m)

Особенности психических процессов подкорка, правое полушарие Подсозна- ние Id-

Биологически обусловленные особенности подкорка, стволовые отделы Бессозна- ние S-

Примечание к табл. 1. По данным исследователей [15], левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!»), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление. Обычно, т.е. в N. условиях задействованы оба полушария, и речь идет только об относительной активности

каждого их них при решении той или иной задачи, т.е. принцип относительного детерминизма полностью соблюдается и здесь.

Понятие «гендер» изначально было введено медиками-сексологами как психологический термин в отличие от паспортного (физиологического) пола, а затем использовано феминистками, но уже - как некий принцип социального неравенства между мужчинами и женщинами. Вслед за американскими социологами феминистических направлений «пол» и «гендер» стали синонимами и у психологов [14; 25]]. Из табл. 1 и рис. 2 можно видеть, что АМИГО не только по форме, но и по существу является гендерно оппонентной, в которой женственному осознанию социума противостоит мужская логика его формального отображения. Последнее объясняется социализирующим воспитанием мальчиков как «настоящих мужчин» («Не реви, ты не девочка - придумай что-нибудь, дай сдачи, и т.п.»), которое практически элиминирует их эмпатические способности, - в отличие от природно обусловленной социальности девочек («Поплачь милая, поплачь, и все пройдет»).

И эта социализация мужской «Я-концепции», с одной стороны, необходима обществу как надежная опора для будущего поколения женщин, а с другой, по-видимому, может представлять серьезную опасность для развития общественных отношений на основе права. Таким образом, даже на онтологическом уровне сознание как компонент АМИ подразделяется на вербальную душевность социально фемининного правосознания (Mf) и формальную логику искусно социализированного маскулинного самосознания (Mm).

Перейдем к полихромным цветам. Из антропологии хорошо известно, что цвет кожных покровов любой расы человечества заключен лишь в области теплых тонов, при этом кожные покровы женщин всегда характеризуются более светлыми тонами (желтыми за счет меньшей толщины кожи и жировой прослойки) по сравнению с мужскими (красными окрасками мускулатуры) [45; 5’ с. 134, 147, 254]. Не зря же исследователи цветовой семантики называют теплые тона приземленными, интимными, телесными [38, с.421; 42, p.140-153; 44, p.186; 46, S.115, 259]. «Теплые цвета выражают близость, замкнутость, интимность, приземленность» [42, p. 139-153; 44, p. 173; 46, S.186; etc]. 312

Таким образом, можно с большой долей уверенности предположить универсальность теплых тонов в качестве единого - для всего человечества - цветового маркера тела (бессознания как компонента интеллекта, т.е. С-плана АМИГО).

С другой стороны, все холодные цвета отдалены от реципиента не только физически (голубое/синее небо), но и физиологически: «отдаленность» холодных цветов объясняется явлением хроматической аберрации глаза, которое объясняется тем, что из-за меньшей длины волны синие лучи менее преломляются на хрусталике и точка их локализации оказывается перед сетчаткой. Реципиенту приходится, как бы пододвигаться к стимулу, чтобы сфокусировать глазной аппарат на предмете. Именно поэтому холодные тона кажутся более отдаленными, а теплые - находящимися ближе, чем в реальности. Очевидно, эти факторы и сказались на том, что холодные тона в большинстве мифологем означивались как неземные, духовные и/или божественные [47; 48, р.82-90], что позволило мне сопоставить их с духом ((подсознанием как компонентом интеллекта, т.е. с Ид-планом АМИГО).

Если информационные функции тела моделируются теплыми цветами (женские - солнечно'-желтыми и мужские - красными), а духовные функции холодными (женские - голубыми и мужские - фиолетовыми), то с душой, с сознанием получается несколько сложнее. Хроматический анализ гендерной семантики оставшихся полихромных цветов позволил полагать, что пурпурный сублимат женского правосознания (М^) оказывается природно заданным («простым») для Кусловий существования общества, тогда как ‘зеленое’ самосознание мужчин (Мт) с раннего детства культивируется социумом («...ты же мужчина... » и т.п.) для поддержки следующего поколения женщин в Е-условиях, т.е. оказывается «сложным».

Очевидно, поэтому от мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, так как они настолько логично и безэмоционально реагируют на раскрытие перед ними чувств другого человека, что это можно принять за отвержение. В свою очередь мужчины, избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают возможность получить поддержку от других, поскольку окружающие могут и не догадываться, что им требуется такая поддержка [17, с. 185].

Рис.2. Цветовой круг АМИГО: женственные - Mf (правосознание - пурпур), Sf (бессознание - желтый) Idf (подсознание - голубой); мужественные - Sm (бессознание - красный), Mm (самосознание - зеленый), Idm (подсознание -фиолетовый) и андрогинные - Sa (телесное - оранж) и Ida (духовное - синий) единение.

Возвращаясь к подразделению цветов на телесно-теплые и духовно-холодные, обратим внимание на вытекающее отсюда следствие, что общими и/или близкими по цвету компонентами АМИ с гендерной оппонентностью (АМИГО) для обоих полов могут являться бессознание (О = К+Ж) и подсознание (С = Г+Ф), как это представлено в цветовых канонах, тысячелетиями воспроизводимых человечеством. Очевидно, это обусловлено единым принципом восприятия цветов друг друга в гомеостатическом соответствии с определенным локусом контроля, как мы это видели выше.

На рис. 2 изображен цветовой круг АМИГО с первыми буквами цветообозначений по периметру и хром-планами, соответствующими гендерной оппонентности на диаметрах внутри круга. Так, например, если красным цветом маркируется мужское бессознание, мускулистое тело, его активность, то противоположным голубым - женственное романтичное подсознание, с тонким кожным покровом и потому кажущимся голубоватым, как мы это и видим в Калевале (22: 314

2): «Ты была в дому цветочек, / На дворе отцовском радость, / Мать звала тебя ведь солнцем, /Ясным месяцем отец звал, /Блеском вод тебя звал братец, /Голубым платком — сестрица».

Сопоставление гендерной семантики диаметрально противоположных (контрастных) цветов на рис.2 наглядно демонстрирует тот факт, что в сумме они дают серый сублимат как нейтрализацию эмоций, по Вундту [8, с.49, 52-53, 63]. Отсюда же следует, что характеристическим свойством цветовой модальности является оппонентный характер переработки перцептов как идеальных распредмеченных образов, сущностно характеризующих противоречивость планов АМИ с гендерной оппонентностью (АМИГО).

Наглядное сопоставление представленных ниже гендерных планов АМИ и данных хроматической психологии в табл. 2 позволяет полагать используемую методологию хроматизма оптимальной для антропологических исследований. Ибо много проще различать единство и противоположность принципиально различных функций гендера в интеллекте (как это следует из трех левых столбцов), а не пытаться алогично различать в «сознании» и сознательные, и подсознательные, и бессознательные функции без их дифференциации по гендеру (психологическому полу), как было принято в философствующей психологии.

Таблица 2. Семантика цветовых канонов АМИ/АМИГО для N

условий

Цвет Каноны и доминанты гендера Род Имя Среда Логика Вре- мена План 1)

Белый Инь, сохранение традиций^ мат ь Ду- ша социум фор- мальная про- шлое М А М И

Серый незаметность творца (т) оте ц Дух куль- тура образная настоя- щее И

Чер- ный Инь, зачатие - рождение (1) де- ти Те- ло приро- да генная буду- щее Б-

Пур- пУР Эос, София, св.Анна, Дева Мария 2) (1) Женствен- ное правосознан ие Ипостась женской интуиции сверх- и правосознание 3) Мг А М И Г О

Крас- ный Ян 4), тела богов и воинов 5) маскулин- тш (т) Мужествен- ное бессознание Мускулы 6), активность, драки, войны, фанатизм Бт

Оранж К+Ж, совместный, общий (ан-дрогинный (а)) ТЕЛЕСНОЕ ЕДИНЕНИЕ Физическое развитие, питание, сексуальность Ба

Жел- тый Инь, тела богинь и женщин -фемининный (1) Женствен- ное бессознание Жирок 7), «жена, облеченная в солнце» (Откр.12:1)

Зеле- ный Осирис, Ян, Магомет, Робин Гуд (т) Мужествен- ное самосознани е Самоутверждение «Я-концепция» 8), власть М т

Голу- бой Богини неба, «сердца дев» (1) (Инь-дневное небо) Женствен- ное подсознание Романтичность, дамские романы, мечты, гадания 9), фатализм ыг

Синий Г+Ф, совместный, общий (ан-дрогинный) (а) ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ Религиозность, работа, эстетика, отдых, сон Иа

Фио- Вишну, Мужествен- Творчество, хобби, Id

лет Кришна, ное игровая зависимость m

Лель, (m) подсознание

(Ян - грозо-

вое небо 10))

Примечания к табл. 2: 1) Доминанты хром-планов без нижних индексов передают семантику ахромных цветов, планы с нижними индексами - полихром-ных: g - gender - социо-культурный пол, включающий доминанты фемининных (f - feminine) и/или маскулинных (m - masculine) свойств, равенство и/или сумма которых образует доминанту андрогина (a = androgynous).

2) III Вселенский собор (Эфес, 431 г.) постановил «изображать Марию и Анну в пурпурных одеждах в знак наивысшего почитания» (цит. по: [6, с. 103]), ибо «пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость». Добродетельная жена... “виссон и пурпур — одежда ее” (Прит. 31: 10, 22).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Как констатирует В.В. Лунеев, «преступность - это проблема в первую очередь мужская» [21, с.151], откуда следует, что женственный тип интеллекта характеризует значимая доминанта правосознания.

4) 5 цветов соответствуют релевантным стихиям китайской натурфилософии: белый — металлу (дуальной категории Инь), красный — огню (Ян), желтый — земле (Инь), черный — воде (Инь), зеленый — дереву (Ян). [11, с.62-71; 13, с. 225-233, 432-439].

5) Документы [23, сс.14, 88, 142, 244, 544, етс].

6) Прирост мышечной массы (красный цвет) регулируется преимущественно мужскими половыми гормонами, концентрация которых в крови у мужчин в 10 раз выше, чем у женщин, тогда как у женщин прирост жировой массы (желтый цвет) определяется женскими половыми гормонами [17, с.363].

7) Практически во всех культурах мужчины и женщины имеют разный цвет кожи: у женщин он светлее и/или желтее [ 23, сс.82, 88-89, 108, 294, 510], а у мужчин, как правило, темнее и/или краснее [45;. 32, с.64-65].

8) Шпенглер определяет зеленый цветразвоплощающим действительность и созидающим дали силой и наряду с синим соотносит его с цветом одиночества, с фаустовским, монотеистическим цветом судьбы, как имманентного вселенной стечения обстоятельств [38, с.421-422]. В последнем определении полное совпадение с распредмечивающей тенденцией творчески-мужского поди/или самосознания в хроматизме.

9) Обратим внимание, что именно у девушек, большой популярностью пользовались различные виды предбрачных гаданий (гадания о замужестве) [16,

с.33-35]. Гадания совершаются главным образом индивидуально, а не коллективно. Даже пускание девушками венков по воде (река — дорога на тот свет) в Иванову ночь, хотя и могло совершаться публично, но было делом рук каждой отдельной девушки. То же и с крещенскими гаданиями. А в большинстве случаев общаться с темными силами следовало индивидуально и по возможности тайно. [19, с.47-48]. По-видимому, и сегодня девушкам никуда не деться от гаданий, обусловленных самой природой их подсознательной доминанты в этот период жизни [4, с .27].

10) «Символика цвета ... сложна и противоречива. Так, например, мы со своим уже укоренившимся представлением и о силе Ян (Небе) как о светлом начале Мироздания и о силе Инь (Земле) как о чем-то противоположном, разумеется, встанем в тупик, прочитав в “И цзине”, что “Небо черно-фиолетовое или, может быть, даже совсем черное, а Земля желтая”. Видимо, такая неожиданность обескуражила не только нас, так как комментатор Сюнь Шуан счел необходимым разъяснить: “Небо — Ян; начинается на северо-востоке, поэтому цвет его сюань, Земля — Это Инь; начинается на юго-западе, поэтому цвет ее желтый”» [33, с. 11-12].

В большинстве случаев стимульные цвета — при переходе от красного через зеленый к синему ученые располагали по часовой стрелке, тогда перцептивные цвета (воображаемые, чувствуемые, представляемые и т.п.) — против часовой стрелки. Отсюда с определенной долей вероятности можно было бы предположить, что существует некая взаимодополнительность данных физиков и физиологов по сравнению с отношением к цвету философов, художников и психологов. Однако не так все просто. Ибо и отдельные физики изображали цвета против, а лирики - по часовой стрелке. Сопоставление гендерной семантики диаметрально противоположных (контрастных) цветов в центре АМИГО наглядно продемонстрировало нам и нейтрализацию эмоций, по В.Вундту [8, с.47-63], и оппонентный характер цветовой модальности, и собственно ту самую «противоречивость» нашего интеллекта, о которой размышлял еще Гете: «Как только глаз видит какой-нибудь цвет, он сейчас же приходит в деятельное состояние, и его природе свойственно, столь же бессознательно, как и неизбежно, породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность всего цветового круга. Один отдельный цвет возбуждает в глазу посредством специфического ощущения стремление к всеобщности» [10, § 805].

Об этой всеобщности - не только для глаза и/или мозга, но и вообще говоря, для всей истории человечества, - замечательно говорил Платон (Зак.816 е): «и вообще, противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Но т.к. «человек» это родовая абстракция, то в хроматизме были выявлены конкретные видовые предикаты этих противоположностей, что было осуществлено на основе цветовых канонов, которые тысячелетиями воспроизводились в памятниках мировой культуры.

Природа и социум наделили женственный интеллект удивительно эмпатичным чувством цвета, тогда как мужественный по природе своей обделен и чувством цвета (дальтонизм встречается преимущественно у мужчин), а социумом - и эмпатией (Не плачь, ты же мужчина!). Поскольку цвет как онтологически идеальное связан с материальным через чувство, то - никак не цвет, и не краска, и не цветообозначение, а - именно чувственное выражение эмоций является адекватным маркером, который позволяет создавать релевантные герменевтические парадигмы. Рассмотрим разночтения этой аксиомы.

Так, некоторые исследователи (например, [34]) полагают, что с включением красочного пятна в контекст художественного произведения... происходит его превращение в эстетически значимую и смыслополагающую единицу. Поэтому... сколь ни определенны символические значения цвета в ряде традиционных культур, мы должны признать, что вариативность его смыслов все же бесконечно велика, как не предсказуем и производимый им в каждом конкретном случае эмоциональный эффект. Однако так ли это?

Во-первых, данная вариативность главным образом обусловлена лингвистической элиминацией оттенков, вербальная неадекватность имен которых общеизвестна. К примеру, слово «синий» содержит более трех тысяч оттенков от голубовато- до фиолетово-синих, каждый из которых обладает предсказуемым эмоциональным эффектом в каждом конкретном случае. Во-вторых, эти случаи принято подразделять по условиям существования и/или восприятия, по возрасту, гендеру и т.п. К примеру, тот факт, что в большинстве европейских языков вербально завуалировано семантическое различие

между синим (андрогинным) и голубым (фемининным), по-видимому, и приводит к нередкому отнесению и голубого, и синего цветообозначений к женскому. И, наконец, в-третьих, постмодернистская элиминация образно-цветовых представлений обычно исключала учет характеристических предикатов «верха»/»низа» гендера и/или условий существования в образной картине мира, описываемой этим текстом.

Так, например, в супружеской измене осуществляются экстремальные условия («запретный плод сладок»), т.е. измененное состояние интеллекта обоих партнеров, что было наглядно представлено Питером Брейгелем в «Нидерландских поговорках», одна из которых (сцена с молодой женой в ярко-красном платье, укрывающей старого мужа голубым плащом) гласит «Она накидывает голубое на своего мужа (делает его рогоносцем)». Возможно, здесь и кроется объяснение того, почему именно голубой был обозначением неверности, и почему его начали относить и к неверным, и к обманутым, как об этом пишет Хёйзинга [37, с.305]. В этом, на мой взгляд, и заключается двусторонность цветовой семантики, учет которой и приводит к адекватности интерпретаций на базе полученных нами моделей.

Если же вслед за философами мы так и будем рассматривать родовое понятие «человек», то вряд ли когда поймем причины, по которым мужчина может быть «дальтоником», а женщина нет. Ибо в хроматизме достаточно ясно показано, что сохранение женственной эмпатии мальчика привело бы его в процессе пубертата к одновременному сопереживанию лишь с «верхом» женщины. А это было бы абсурдом для женственно-противоречивой природы, для воспроизводства жизни на Земле, для их взаимной любви.

Наглядное сопоставление гендерных планов АМИ и данных хроматической психологии в табл. 3 позволяет полагать используемую методологию хроматизма оптимальной для ускоренного обучения, запоминания и усвоения информации. Ибо для исследователя много проще различать единство и противоположность принципиально различных функций гендера в интеллекте (как это следует из трех левых столбцов), а не пытаться алогично различать в «сознании» и сознательные, и подсознательные, и бессознательные функ-

ции без их дифференциации по гендеру (психологическому полу), как это было принято в старой психологии, или как показано в двух правых столбцах табл. 3, но уже с хроматическим подразделением по гендерным хром-планам.

Таблица 3. Соотнесение хроматических и психологических характеристик

Хроматические

м Женственное

И Ї сверх- и правосоз-

нание (Ипостась С

Н Мужественное

Ц бессознание (Мус- О

Т кулы, активность,

т драки, войны, фа- З

Е натизм)

Женственное Н

Л бессознание (Жи-

рок, «жена, обле- А

Л ченная в солнце»)

м Мужественное Н

Е самосознание (Са-

т моутверждение И

К Женственное под-

иг сознание (Роман- Е

тичность, дамские

Т Мужественное

м подсознание

(Творчество, хоб-

т би, игровая зависимость)

Психологические впечатлительность, интуитивизм, “потребно-стная сфера”, противоречивость, конформизм неупявнопешенность — интуиттия эмо-

личностное качество действовать решительно

в опасной обстановке, уверенность в себе,

преодоление возможных чувств страха и продолжительное переживание событий,

стремление отложить реализацию намерений - эмоциональность, теплота, изменчивость, инстинктивная готовность к контактам умение контролировать импульсивные порывы, склонность к самоанализу, последовательность, рационализм, независимость, уравновешенность - рациональные способности, компетенция, уверенность, воспроиз-робость, застенчивость, заниженный уровень притязаний, тревожность, неуверенность в

своих способностях, эмоциональность, -умение мобилизовать силы на достижение

цели, настойчивость в достижении поставленной цели - способности к творчеству, творческая интуиция, чувственная эффективность контактов

Легко видеть, что приведенная в табл.3 систематизация гендерных различий по планам АМИГО весьма актуальна для разработки и решения многих гуманитарных проблем.

Литература:

1. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. - М.: Российское право, 1992.

2. Барашкина Е.А. Перцептивная модель концептуализации ментальной сферы. // VIII Междунар. Конф. Когнитивное моделирование в лингвистике. М.-Варна: МИСИС, 2005. / Text Processing and Cognitive Technologies, № 12, 2005, р.65-70

3. Бодяшина В.И., Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. - М.: Медицина, 1990.

4. Борисов С.Б. Культурантропология девичества. - Шадринск: ШПИ, 2000.

5. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. -М., ГУПИ, 1941.

6. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы - М.: Искусство, 1977.

7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.

8. Вундт В. Психология душевных волнений...// Психология эмоций. Тексты. - М., МГУ, 1984.

9. Геодакян В.А. Половой диморфизм и «отцовский эффект». // Ж.Общ.Биол., 1981, Т.42, № 5, с.657-668.

10. Гете И.-В. К учению о цвете. // Избр. соч. по естествознанию. -М.: Наука, 1957, сс. 261-358, 523-529.

11. Гране М. Китайская мысль. - М.: Республика, 2004.

12. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе. // Социологич. Исслед., 1999,№ 4,с.71-78.

13. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. - М.: Наука, 1990.

14. Думитру И. и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. - Бухарест: Мед.изд, 1981.

15. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - М.: Линка-пресс, 1998.

16. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1980.

17. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб: Питер, 2010.

18. Кошкина Э. В Великобритании открылась первая клиника

для веб-зависимых детей.

http://www.telegraph.co.uk/health/children_shealth/7467200/Reh ab-clinic-for-children-internet-and-technology-addicts-founded.html. Daily Telegraph: 18.03.2010.

19. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.- М., Наука, 1983.

20. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. - М.: Языки славянской культуры, 2005.

21. Лунеев В.В. Возрастные изменения в мотивации. // Криминальная мотивация. - М.: Наука, 1986.

22. Львова А.И., Рязанцева И.А. Особенности межличностной привлекательности.// Психологические проблемы современной российской семьи. М., 2005, Ч.2, с.344-347.

23. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.-М., Искусство, 1961.

24. Платонов К.К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. - М., 1968. С. 69-75.

25. Пол и гендер в науках о человеке и обществе. - Тверь: ТГУ, 2005.

26. Реут Д.В. Креативные структуры.//Рефлексивные процессы и управление.- М: ИПРАН, 2001, с. 161-163.

27. Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии - М., Институт. св. Фомы, 2005.

28. Романенкова Ю.В. Мировоззренческие универсалии периодов Stilwandlung - К.: ГАРККиН, 2009.

29. Ротенберг В. Психология поиска <http://www.genesis.ru>.

30. Серов Н.В. Хроматическая антропология интеллекта // // Этнограф. обозрение, 2010, № 1, с.83-99.

31. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. -СПб: Речь, 2002.

32. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности.

- СПб: Питер, 2009.

33. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. - М., Наука, 1975.

34. Тараканова Е.В. Метафизика цвета. // Итальянский сборник, 2003, № 7, с. 210-219

35. Т арт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Эксмо, 2003.

36. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993.

37. Хёйзинга Й. Осень Средневековья... - М.: Наука, 1988, с.305.

38. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х т. / Пер.с нем. И.И. Маханькова.

- М.: Айрис-пресс, 2003.

39. Ярбус А. Л. О работе зрительной системы человека. // Биофизика, 1975, Т.20, вып.5, с.916-919.

40. Argyle M. Bodily communication. London. Methuen, 1975

41. Atwuter E. "I hear you". Mow to Use Listening Skills for Profit. Prentice-Hall. Inc., Englewood Cliffs. New Jersey, 1981

42. Bremond E. L’intelligence de la couleur.- P.: Albin Michel, 2002.

43. Ditchburn R.W. Eye - movements and visual perception. - Oxford: Clarendon Press, 1973

44. Forman Y. (Red.) La couleur: nature, histoire et decoration. - P.: Le Temps Apprivoise, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Frost P. Fair women, dark men: The forgotten roots of color prejudice.

- Christchurch, New Zealand: Cyberedition, 2005.

46. Heller E. Wie Farben wirken. Farbpsychologie. - Hamburg: Rowohlt Verlag GmbH, 1999.

47. Pastoureau M. Bleu. Histoire d’une couleur. - P.: Seuil, 2004.

48. Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. - P.: BONNETON, 1999.

49. Sefer J. The effect of play oriented curriculum on creativity in elementary school children. // Gifted Educat. Internat., 1995, N 11, p.4-17.

50. Urban K.K. Recent trends in creativity research and theory in Western Europe.//Europ.J.High Ability, 1990,N1,p.99-113.

51. Weinert F.E. Kreativitat: Fakten und Mythen . // Psychologie heute, 1991, B.18(9), S.30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.