Научная статья на тему 'Коммуникационный менеджмент в инновационной деятельности'

Коммуникационный менеджмент в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATION MANAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щадов Михаил Иванович

Проведен анализ инновационной деятельности, который позволил выявить характерные для нее наиболее существенные методологические, методические и практические проблемы организационно-экономического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щадов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION MANAGEMENT IN INNOVATION ACTIVITY

The analysis of innovation activity has allowed to identify the most significant methodological, methodical and practical problems of the organizational and economic field, typical for it.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный менеджмент в инновационной деятельности»

да цеха - 268,40 ч. в год и инженера - технолога -115,32 ч. в год. Экономия численности инженеров по нормированию труда нормативно - исследовательской группы составила 1,44 человек, экономия численности инженеров по нормированию труда бюро трудовых нормативов 1,05 человек, инженеров по нормированию труда цехов 1,2 человек и инженеров -технологов 0,54 человека. Сокращение численности работников, непосредственно занимающихся проведением хронометражных наблюдений станочных операций, позволит предприятию ежегодно экономить ФОТ на 674588 руб. Общий рост производительности труда за счет экономии численности сотрудников составляет 89,3%, из которых значительная доля приходится на рост производительности труда за счет экономии численности инженеров по нормированию труда нормативно - исследовательской группы - 50%. Также значительный процент роста наблюдается по бюро трудовых нормативов отдела главного технолога - 25%. Оставшиеся 14,3% отражают рост производительности труда за счет экономии численности инженеров по нормированию труда цехов. Годовой экономический эффект от внедрения программно-вычислительного комплекса АСБ-700 в количестве шести приборов на ООО «Тольяттинский Трансформатор» для проведения хронометражей на станочных операциях составит 286870,16 руб. Внедрение приборов окупится всего за 7,1 месяцев.

Как видно из расчетов, внедрение программного вычислительного комплекса АСБ-700 на ООО «Тольяттинский Трансформатор» требует сравнительно небольших капитальных вложений, при этом срок оку-

паемости прибора невелик - менее года.

Значительные отличия системы нормирования труда предприятия ООО «Тольяттинский Трансформатор» от ОАО «АВТОВАЗ» обусловлены различием в типе производства и характере производственного процесса. На ООО «Тольяттинский Трансформатор» расчет норм на изделия основного производства производится аналитически-расчетным методом с элементами аналитически-исследовательского метода. Большинство рабочих мест являются универсальными, однако некоторые виды работ, например заготовительные операции, элементы которых есть во всех цехах основного производства, и станочные операции характеризуются незначительными отклонениями в типе деталей, производимых на рабочем месте. Установление и проверка норм и разработка нормативов на изготовление деталей на новом оборудовании может производиться путем проведения хронометражных наблюдений, при этом будет достигаться значительная точность в определении норм времени.

Использование программного вычислительного комплекса АСБ-700, разработанного для поточно-массового производства на ОАО «АВТОВАЗ», возможно и на предприятиях мелкосерийного и даже единичного производства, и это показало проведение хронометражей на ООО «Тольяттинский Трансформатор». При этом главная задача инженера-нормировщика - разработка алгоритма использования прибора для конкретной операции - дает возможность использования прибора на различных предприятиях машиностроения.

УДК 332.62(47)

КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.И.Щадов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ инновационной деятельности, который позволил выявить характерные для нее наиболее существенные методологические, методические и практические проблемы организационно-экономического плана. Ил. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: коммуникационный менеджмент; инновационная деятельность.

COMMUNICATION MANAGEMENT IN INNOVATION ACTIVITY M.I. Shchadov

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The analysis of innovation activity has allowed to identify the most significant methodological, methodical and practical problems of the organizational and economic field, typical for it. 1 figure. 3 sources.

Key words: communication management; innovation activity.

Финансовый кризис оказал сильное негативное влияние на инновационную активность российских компаний. Анализ инновационной активности компа-

ний, в частности в Иркутской области, показал:

1) наличие больших резервов активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, за

1Щадов Михаил Иванович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952)405097.

Shchadov Mikhail Ivanovich, a doctor of economic sciences, a professor of the Chair of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405097.

исключением такого источника инвестирования, как собственные средства;

2) высокий уровень отложенного спроса населения на продукцию инновационных технологий на фоне недостаточного темпа привлечения средств населения в инвестиционные проекты и программы;

3) возникновение профицита регионального бюджета, сопровождаемого относительно пассивной ролью региональных властей в управлении инновационными процессами;

4) инертность реализации инновационных «ноу-хау» как с точки зрения комбинации инвестиционных ресурсов из различных источников, так и с позиции использования разнообразных методов, форм инвестирования, снижения рисков и др.;

5) диспропорции в структуре и источниках инвестиций, выраженные в снижении доли собственных средств хозяйствующих субъектов, несопоставимо малом объеме использования коллективных форм инвестирования, практическом отсутствии эмиссионных методов привлечения инвестиционных ресурсов и др.;

6) фактическое отсутствие в сфере реализации инновационных технологий институциональных инвесторов. Более того, в их составе нет специализированных организаций, таких как инвестиционные банки, клиринговые центры, гарантийные агентства и пр.;

7) стагнация процесса привлечения иностранных инвестиций.

Проведенный анализ инновационной деятельности позволил выявить наиболее существенные методологические, методические и практические проблемы организационно-экономического плана, характерные для нее.

Во-первых, проблему организации эффективного взаимодействия всех субъектов инновационного процесса на территории региона, так как все указанные выше субъекты осуществляют активную инвестиционную деятельность в общей системе инвестиций и весьма значимы для решения проблемы наращивания объемов и обеспечения эффективности инновационной деятельности;

во-вторых, задачу разработки и реализации механизма адаптации системы управления инвестициями к изменениям условий и параметров инновационного процесса;

в-третьих, проблему активизации инновационной деятельности как единство экономических, организационных и правовых механизмов, обеспечивающих согласование экономических интересов и синхронизацию усилий участников инновационной деятельности;

в-четвертых, необходимость пристального понимания и развития коммуникационного менеджмента как управления процессами обмена информацией. Применительно к инновационной сфере информационный обмен как объективная основа коммуникаций осуществляется как внутри, так и между контрагентами инновационной деятельности, органами государственной статистики, налоговыми и органами власти. Причем речь идет об обмене структурированной информацией, сбор, обработка, анализ и доведение до поль-

зователя которой является прерогативой учетной функции управления.

Проведенное исследование показало, что реализация коммуникационной функции способствует созданию дополнительной добавленной стоимости, является фактором конкурентного преимущества и повышает эффективность экономического управления за счет, как минимум, четырех следующих факторов:

1) способствования достижению высоких показателей развития производственных и логистических процессов;

2) воздействия на формирование менталитета рыночных агентов;

3) оперативного стимулирования процесса потребления;

4) ограничения непредсказуемости рынка и снижения рисков в управлении.

При этом, по мнению подавляющего большинства экспертов, агрессивная реклама как элемент и один из самых действенных методов коммуникационного менеджмента стала причиной динамичного роста и развития ряда хозяйствующих субъектов производственного, торгового и банковского секторов хозяйства.

В целом деятельность лидеров инновационных технологий отличают следующие характеристики реализации основных производственно-хозяйственных функций:

1) развитое правовое сопровождение деятельности;

2) наличие служб комплексного анализа рынка;

3) включение оценочной деятельности как необходимого компонента принятия управленческих решений;

4) прогнозирование и стратегическое планирование деятельности;

5) коммуникационный менеджмент.

Специфика функциональной структуры хозяйствующего субъекта в современных условиях показана на рисунке.

/Развитое правовое\ ^Л сопровождение \ деятельности /

Специфика Наличие службЛ^ функциональной[ комплексного 1 структуры V анализа рынка у

хозяйствующего --.—

субъекта________

11рогнозирова-\. дключение

Х^деятельности^/ \чдеятельностиу'

Специфика функциональной структуры хозяйствующего субъекта в современных условиях

Наименее исследованным компонентом функциональной структуры участников инновационной деятельности, особенно в регионах, является коммуникационный менеджмент. Для понимания его сущности рассмотрим понятие коммуникации.

Коммуникационный менеджмент

Коммуникации представляются в исследованиях двояко: как процесс и как явление. «Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми; как явление они представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм» [1].

Наличие коммуникаций позволяет осуществлять связь между структурными единицами организации, чем достигается ее целостность как системы. Авторы словаря различают три аспекта коммуникаций: технический, семантический и прагматический.

Технический аспект связывают с процессами передачи информации от одной точки, устройства или лица другому по соответствующим каналам. Семантический аспект коммуникаций отражает передачу или прием информации, включая ее понимание получателем. Прагматический аспект учитывает влияние принятой информации на поведение получателей и эффективность использования ими этой информации.

В последнее время российскими учеными стал широко использоваться термин «инвестиционный климат». Рассмотрим его применительно к проблемам развития инвестиционной сферы.

В самом общем виде инвестиционный климат можно охарактеризовать как совокупность условий вложения капитала. Он характеризуется ответом на вопрос, насколько благоприятна ситуация для вложений в инвестиционные программы и проекты. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, его определяющих и способствующих расширенному воспроизводству. При этом, с одной стороны, можно рассматривать выходные параметры инвестиционного климата: приток и отток капитала в инвестиционную сферу; уровень инфляции; уровень процентных ставок кредитования инвестиционных проектов; долю сбережений населения и его совокупный вклад в инвестиционную деятельность; информационный фон и ожидания деловой среды.

С другой стороны, для анализа необходимо рассматривать и входные параметры, которые предопределяют значения выходных. Входные параметры характеризуют потенциал инвестиционной сферы по освоению инвестиций, а также степени риска по их реализации. К ним относятся:

- природные ресурсы и состояние экологии;

- качество рабочей силы;

- уровень развития и доступности объектов инфраструктуры, в т.ч. коммуникационной;

- политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;

- макроэкономическая стабильность, куда входят состояние бюджетов, платежных балансов, задолженностей участников инвестиционной сферы;

- качество государственного управления, политика центральных и местных властей;

- полнота и качество законодательства в части регулирования инвестиционной деятельности, а так-

же экономики в целом, включая степень ее либеральности;

- уровень соблюдения законности и правопорядка, уровень преступности и коррупции;

- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

- степень развития банковской системы и других финансовых институтов, доступность кредитования;

- открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

- характер долгосрочных партнерских связей, стереотипы поведения партнеров при исполнении контрактов;

- административные, технические, информационные и другие барьеры у входа на рынок;

- уровень монополизма в экономике.

Очевидно, что число факторов, формирующих инвестиционный климат, достаточно велико, и они все вместе создают либо благоприятную ситуацию, привлекающую капитал, либо неблагоприятную, следствием которой является утечка капитала.

Как отечественные, так и зарубежные эксперты оценивают в целом российский инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность очень неоднозначно. Подчеркивается ряд моментов, которые могут привлечь инвесторов, и множество негативных, которые выталкивают капитал в другие страны. Инвестиционный климат разнится также и по регионам, например, предпочтение отдается таким регионам, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Красноярский край. В перечне предпочтительности регионов вложения Иркутская область отсутствует.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных факторов, которые имеют наибольшее значение применительно к заявленной теме исследования. Принципиально считается, что главные конкурентные преимущества, которые имеются в России [3] - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал. Пожалуй, это все основные положительные факторы. Набор же отрицательных существенно больше: например, если мы говорим о качестве рабочей силы, то она занимает пограничную ситуацию между отраслями, не очень благоприятными для размещения производства, и отраслями, вообще для него не подходящими. В частности, в строительстве качество рабочей силы оценивается как очень низкое, в то время как банковский сектор характеризуется укомплектованностью профессиональных кадров на достаточно высоком уровне.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

1. Качество государственного управления как фактора, определяющего инвестиционный климат, также оставляет желать лучшего, и в настоящее время его можно считать не удовлетворяющим требованиям развития, поскольку наблюдается:

- консервативность, проявляющаяся в сохранении практически всех институтов государственной власти советского периода;

- противоречивость как противостояние в течение длительного периода исполнительной и законодательной ветвей власти, а также постоянная борьба между федеральным центром и регионами за распределение прав и ресурсов;

- непоследовательность действий исполнительной власти, в которой представлены интересы консерваторов, реформаторов и представителей прежней бюрократии;

- подверженность исполнительной власти влиянию частных интересов;

- коррумпированность и падение профессионализма государственных чиновников.

2. Анализ фактора «корпоративное управление» показал также наличие множества проблем. Основные фундаментальные причины такого положения заключаются в следующем:

- отсутствуют механизмы перераспределения собственности в пользу эффективных собственников, реализующих инвестиционные проекты;

- в структуре собственности многих предприятий все еще высока доля аффилированных лиц;

- низкие стандарты обеспечения прозрачности информации о деятельности участников инвестиционной деятельности препятствуют привлечению внешних инвесторов, в том числе и иностранных;

- незащищенность прав меньшинства акционеров, которые игнорируются и ущемляются большинством, а органы государственного регулирования, правовая система не способны пока их обеспечить;

- у многих руководителей приватизированных предприятий отсутствует осознание того, что их ответственность связана с удовлетворением интересов собственников (акционеров), а не прочих заинтересованных сторон - местных властей, трудового коллектива и т.д.

3. Что касается законодательной базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, то она также имеет серьезные недостатки. Так, ряд законов плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующие законодательные акты недостаточно хорошо продумана. Сложность решения проблемы контрактных обязательств заключается в распространенности и повторяемости ряда нарушений, к примеру с оформлением прав собственности или сдачей строительных объектов в эксплуатацию. Сложившаяся практика взаимоотношений становится выгодной участникам инвестиционной деятельности, являя альтернативные, зато устойчивые правила игры. Изменение сложившейся ситуации потребует разрушения устойчивых стереотипов поведения, устраивающих в каждый данный момент значительное число контрагентов инвестиционной деятельности.

Библиографический список

1. Словарь-справочник менеджера / под ред. М.Г.Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1999. 524с.

2. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. 223с.

3. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации / под ред. Яськовой Н.Ю. М., Изд-во «У Никитских ворот», 2009. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.