Научная статья на тему 'Коммуникационные технологии в борьбе с мошенничеством (на материале деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю)аналитический обзор'

Коммуникационные технологии в борьбе с мошенничеством (на материале деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю)аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОЛИЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСС-СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ PR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зибен А.Е., Милюкова А.Г.

В аналитическом обзоре представлено состояние дел в сфере защиты общества от киберпреступлений в России, изучена рольполиции в формировании правовой культуры граждан в этом вопросе, проанализирован опыт использования рекламы и PR в борьбе скиберпреступлениями в России и Алтайском крае и даны рекомендации для региональных органов правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT AGAINST FRAUD: COMMUNICATION TECH- NOLOGIES (BY EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY). ANALYTICAL REVIEW

The analytical review presents the state of affairs in the field of the role of police to protect society against cybercrime in Russia. The formation of the legal culture of citizens in this matter is studied. The experi-ence of the use of advertising and PR in the fight against cybercrime inRussia and in the Altai territory is analyzed. The recommendations for regional law enforcement agencies are given.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные технологии в борьбе с мошенничеством (на материале деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю)аналитический обзор»

который у материала был изначально. Нужно уделять больше внимания информационному посланию, которое имеет большое значение в деятельности по связям с общественность. В первую очередь, еще до перехода к разработке PR-стратегии, необходимо уделять особое внимание общей стратегии коммуникационного развития церкви.

Aksenova Olga N.

Voronezh State Architecture and Civil Engineering

RUSSIAN AND WORLD EXPERIENCE OF PUBLIC RELATIONS IN RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Abstract

The article describes the features of public relations of religious organizations. Analysis is conducted on the basis of world experience of PR-activity in the religious sphere. We consider in detail the work with the media, both in the most versatile communication channel. The conditions of effective public relations activities of religious organizations.

Key words: religious sphere, church, public relations, communication channels.

А.Е. Зибен

А.Г. Милюкова

Алтайский государственный университет

prasu@ftk. ru

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С МОШЕННИЧЕСТВОМ (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация

В аналитическом обзоре представлено состояние дел в сфере защиты общества от киберпреступлений в России, изучена роль полиции в формировании правовой культуры граждан в этом вопросе, проанализирован опыт использования рекламы и PR в борьбе с киберпреступлениями в России и Алтайском крае и даны рекомендации для региональных органов правопорядка.

Ключевые слова: мошенничество, киберпреступления, полиция, безопасность, пресс-служба, государственный PR.

Связи с общественностью являются обязательной частью управления в органах внутренних дел. На сегодняшний день главная задача связей с общественностью в органах силовых ведомств -прозрачность действий полиции, действия должны быть понятны общественности, благодаря этому будет получена поддержка83.

Одним из актуальных направлений деятельности ведомства на сегодняшний день является работа по борьбе с мошенничеством. К новым его видам относятся мошенничество c помощью мобильных телефонов и с банковскими картами. На уловки мошенников попадаются не только пожилые люди или подростки, но и взрослые, образованные люди84.

Аналитическая часть

Россия является лидером по темпам роста мошенничества с банковскими картами. Каждый год ущерб от него увеличился на 35%, говорится в исследовании компании FICO85. В целом на Россию

83 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. - М., Инфра-М, 2012. Бакунина Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов Российской федерации // Человек и закон. - 2008. -№5. - С.39-42. Безменов Б.Б., Одабицкий Д.А. Организация пресс-служб исполнительных органов власти. Волгоград, 2002. Бондаренко Т.А. О формах связи органов внутренних дел с общественностью. - Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ, 2005. Васильева О.М., Веремеенко И.И., Денисов Р.И. Основы взаимодействия милиции и общественности. - М., 1980. Воронов А.М. Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Российский следователь. - 2005. - № 7. Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М.: Феникс, 1997. Гундарин М.В., Фаст М., Павлова А.А. и др. Организация онлайн пресс-центра региональных органов власти: возможности и технологии // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2012. N° 10. С. 56-72.

84 Фалалеев М. Ты мне больше не звони // Российская газета. 19.09.2013. Электронный ресурс. URL: http://rg.ru/2013/09/18/moshenniki-site.html(дата обращения: 30.03.2016). Корчагин, А. Криминалистика [Текст] : учебное пособие / А. А. Корчагин. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 402 с. Гавло В.К., Кругликова О.В. Криминалистическая методика предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о мошенничествах, совершаемых в сфере потребительского кредитования. Барнаул, 2015.

85 Россия лидирует в Европе по темпам роста мошенничества с банковскими картами // NEWSru.com. Электронный ресурс. URL: http://www.newsru.com/finance/23may2013/lider.html (дата обращения: 23.07.2014). Адамчук О. Как не стать жертвой карточных мошенников // Газета.ги. 14.01.2015 Электронный ресурс. URL:

http://www.gazeta.ru/business/2015/01/12/6373241.shtml(дата обращения: 30.03.2016)

приходится пятая часть киберпреступлений в мире86. Рост киберпреступлений в этой сфере связан с тем фактом, что за последние несколько лет кредитование с помощью кредитных карт было наиболее интенсивно развивающимся видом кредитования (только за 2012 г. объемы карточного кредитования выросли более чем на 100%)87, в то время как финансовая грамотность населения не росла.

Наиболее распространены такие способы хищений с банковских карт, как скимминг, фишинг и банковский «троян» под андроид88. Если говорить о телефонном мошенничестве, чаще всего используются обман по телефону, SMS-просьба о помощи, телефонный номер-«грабитель», простой код от оператора связи, ошибочный перевод средств и некоторые другие89.

Наказание за мошенничество как уголовное преступление регулируется ст. 159 УК. На сегодняшний день для защиты пользователей банковских карт принят Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который обязывает банк компенсировать потери клиента от мошеннических действий. Об этом говорит статья 9 закона, положения которой вступили в силу с 1 января 2014 года. К сожалению, несмотря на принятие закона, украденные деньги возвращаются пользователю карт в редких случаях (это, скорее всего, связано с тем, что владельцы карт не обращаются в банки).

86 Плотонова О. На Россию пришлась почти пятая часть мировых киберпреступлений // Ведомости. 31.01.2013. Электронный ресурс. URL:

http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2013/01/31/na_rossiyu_prishlas_pochti_pyataya_chast_mi шуу11(дата обращения: 30.03.2016)

87 Плотонова О. Россия стала лидером в Европе по росту карточного мошенничества // Ведомости. 22.05.2013. Электронный ресурс. URL:

http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/05/22/poteri_rossiyan_ot_kartochnyh_moshennikov_v_ 2012_g_sostaviH(дата обращения: 30.03.2016)

88 Кривошапова С.В., Литвин Е.А. Оценка и способы борьбы с мошенничеством с банковскими картами в России // International Journal of applied and fundamental research. 2015. №4. С. 116-120. Васюков С.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, проводимых с использованием банковских карт: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2013. Карева Е. И. Мошенничество с пластиковыми картами в России // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 325-328.

89 Коршиков В. Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества // Межмуниципальный отдел МВД РФ «Октябрьский». 5.01.2016. Электронный ресурс. URL: http://umvd56-230.m/naibolee_raspшstranennye_skhemy_telefonnogo_moshe4254/(дата обращения: 30.03.2016)

В последнее время банки и мобильные операторы запустили программы социальной ответственности, повышая

информированность потребителей о новых мошеннических схемах. Примером могут служить проект «Билайна» «Веб-ландия», проект «Мегафона» «Стоп фрод. Безопасное общение». Однако Минкомсвязи признает результаты борьбы операторов с мошенниками

90

неутешительными90.

Борьба с мошенничеством находится в сфере полномочий МВД России. Для решения проблемы необходимо в том числе вести информационную работу - повышать правовую культуру граждан и предупреждать о возможных покушениях на их средства.

Рассмотрим, как ведется борьба с мошенничеством региональными управлениями МВД с помощью коммуникационных инструментов.

В Воронежской области среди населения распространяют брошюры о предупреждении мошенничества, также материалы размещены на сайте Воронежского ГУ МВД России.

Главное управление МВД России по Самарской области реализует проект по борьбе с мошенничеством, который предполагает беседы с жителями отдельных районов с участковыми полиции. Сотрудники МВД детально объясняют типичные схемы мошенников и способы их разоблачения.

В Москве регулярно проходит международная конференция «Борьба с мошенничеством в сфере высоких технологий. Профилактика и противодействие. AntiFraud Russia». В ходе мероприятия разрабатываются методы борьбы с мошенничеством с помощью новейших технологий.

В Кирове по инициативе администрации и прокуратуры города проводятся телефонные «горячие линии» по борьбе с мошенничеством. Акция проводится в рамках декады, направленной на повышение финансовой грамотности населения. Основная её цель - предупреждение граждан о возможных нарушениях их прав в сфере кредитования.

90 Голицына А. Борьба операторов с мошенниками не принесла плодов // Ведомости. 14.05.2013. Электронный ресурс. URL:

http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2013/05/14/mobilnyj_ottok_deneg(дата обращения: 30.03.2016)

В Поволжье организуются совместные мероприятия УМВД и Сбербанка для СМИ, например, брифинги. Это способствует увеличению количества публикаций в СМИ о проблеме.

Рассмотрим работу пресс-службы и опыт ГУ МВД по Алтайскому краю по борьбе с мошенничеством. Прежде всего, отметим, что отдел информации и общественных связей ГУ МВД по Алтайскому краю ставит в своей деятельности следующие задачи:

1) Информационное сопровождение ГУ МВД России по Алтайскому краю;

2) Информационное сопровождение сайта ГУ МВД России по Алтайскому краю;

3) Организация общественных проектов, направленных на развитие правовой ответственности у граждан;

4) Сотрудничество со СМИ;

5) Организация пресс-конференций и других мероприятий для СМИ;

6) Формирование общественного мнения о деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю через средства массовой информации.

Коммуникация с целевой аудиторией проходит через такие каналы, как:

• Интернет, а именно официальный сайт ГУ МВД по Алтайскому краю и сайты органов государственной власти (местные), группы в социальных сетях.

• Печатные СМИ («Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда», газета «Свободный курс» и другие).

• Радио («Серебряный дождь», «Катунь» и другие)

• Телевидение («Катунь 24», «Россия 1», «Вести -дежурная часть»)

Также коммуникация происходит с помощью рассылки по телекоммуникационным каналам связи (территориальные каналы).

Ежемесячно в ГУ МВД проводится анализ публикаций в СМИ, по окончанию каждого года создается отчет. Например, по итогам 2014 г. вышло 1147 публикаций. Каналы распространения - радио, телевидение, печатные СМИ, интернет. Характер публикаций носит положительный и нейтральный характер. Однако существуют

публикации негативного характера. Жанры публикаций - интервью, статьи, новости. Коммуникационная деятельность проходит непрерывно, как через СМИ, так и благодаря операционным каналам (территориальные каналы) посредством листовок, буклетов, информационных стендов и ознакомительных видеосюжетов. Целевой аудиторией данных публикаций являются жители Алтайского края в возрасте от 14 лет.

Помимо основных значимых тем ежедневно публикуются пресс-релизы и иных информационные материалы для СМИ, проводятся различные акции, конкурсы, а также учебно-воспитательная работа для граждан Алтайского края. ГУ МВД России по Алтайскому краю реализует свою проектную деятельность во многих направлениях, например, реализуются проекты «Открытый взгляд», «Полиция детям», «Леса Алтая под охраной полиции», «Женщины в полиции», «Им благодарна полиция» и т.д.

Также ведутся страницы Главного управления в социальных сетях «Одноклассники», Twitter, «ВКонтакте». Однако активность в социальных сетях абсолютно отсутствует: ни одного лайка, репоста или комментария. Это связано, прежде всего, с отсутствием какого-либо продвижения подобных источников информации в сети Интернет. Аудиторией данных страниц являются не столько жители края в целом, сколько журналистское сообщество, и группы имеют цель информирования, а не влияния на мнение и поведение подписчиков. Данная особенность коммуникации государственный

91

структур, отмеченная исследователями ранее91, затрудняет полноценный диалог с общественностью.

Обратную связь о своей деятельности ведомство получает с помощью телефона горячей линии, а также ежегодных опросов населения. По данным анкетирования составляется отчет для корректировки дальнейших действий полиции края.

Если говорить о борьбе с мошенничеством, то региональный пресс-центр ГУ МВД на своем сайте регулярно обновляет информацию о новых случаях мошенничества. Также создана памятка для граждан «Не дай обмануть себя». Однако в данной памятке только

91 Коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением: стратегии и технологии: коллективная монография / под ред. проф. Е. В. Лукашевич. - Барнаул: Концепт, 2013.

вскользь рассказывается о том, как нужно себя вести в случаях, если вас пытаются обмануть по телефону. Также в краевых СМИ распространяются новости, связанные с новыми случаями мошенничества, и дается социальная реклама (аудиореклама) в городском транспорте. Так же, как и коммуникация ГУ МВД в целом, по теме мошенничества сообщения носят нейтральный, информирующий характер. В результате сообщения не запоминаются, не влияют на разрешение проблемы. Отметим, что резким контрастом сдержанным сообщениям полиции выглядит общий рекламный фон города. Например, как показало исследование звуковой рекламы в Барнауле, в подавляющем большинстве случаев эти сообщения

"92

раздражают слушателей92.

В целом можно сказать, что ГУ МВД России по АК ведет активную коммуникацию с жителями края. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно для решения проблемы. Нужно выработать систему действий по улучшению эффективности связей с общественностью, чтобы коммуникация носила не только информирующий, но и влияющий, убеждающий характер, а также разработать методы устранения проблемы мошенничества, одной из главных проблем на сегодня для органов внутренних дел.

Борьба с мошенничеством в любом случае принесет свои плоды, но для того чтобы информированность населения была эффективнее, следует совмещать несколько каналов. Как мы видим, брошюры с информацией, сайт, звуковая реклама - это лишь малая часть возможностей ГУ МВД России.

Как мы указывали выше, целевая аудитория потенциальных жертв мошеннических действий чрезвычайно обширна и включает как пенсионеров и школьников, так и экономически активных граждан. Мы в прилагаемом плане действий сосредоточимся на воздействии на детей школьного возраста и пенсионеров.

Задачи проекта

• Осуществление продуктивной коммуникации ГУ МВД России по Алтайскому краю и жителей края;

92 Аникин Д.В., Ковалева А.В., Явинская Ю.В. Коммуникативные эффекты звуковой рекламы: как вернуться к молчанию? // Власть. 2015. .№12. С. 69-73.

• Создание позитивного имиджа ГУ МВД России по АК в глазах общественности;

• Сокращение преступлений, связанных с мошенничеством, среди населения.

Рекомендации по разработке коммуникационного проекта и планируемые действия

Для школьников нужно разработать программу, в рамках которой полицейские вместе с работниками банков, ГГ-специалистами будут приходить в школы, проводить там разъяснительные беседы, а также в игровой форме учить детей правилам безопасности. Также возможно проведение совместных встреч представителей МВД и мобильных операторов в школах. В преддверии встреч создавать группы в социальной сети «ВКонтакте» с информацией о способах противодействия мошенничеству и ежедневно публиковать посты в формате инфографики, сообществ типа «Подслушано», мотиваторы, полезную информацию и советы, запустить викторину «Разоблачи мошенника» с вручением призов на очных встречах в школах. Устроить конкурс среди школьников на разработку социальной рекламы против мошенничества.

С пенсионерами, которые относятся к категории тех людей, которые наиболее подвержены действиям мошенников, нужно проводить серьезную работу. Ежемесячно участковый полицейский должен проводить беседы с пенсионерами, рассказывать им о возможных случаях мошенничества. Транслирующуюся в городском транспорте социальную аудиорекламу, посвященную случаям мошенничества, следует сделать более эмоциональной, отразить в ней личный опыт борьбы с мошенниками конкретных людей, тогда она не будет восприниматься отстраненно.

В рамках борьбы с мошенничеством нужно наиболее детально проработать для пенсионеров брошюру по борьбе с мошенничеством, в ней должна быть информация о видах мошенничества, способах не попасться на уловки мошенников, и - главное - реальные истории и комментарии людей, которые подвергались мошенничеству. Их распространение будет осуществляться с помощью участковых полицейских. Распространять буклеты можно совместно с Почтой России (при передаче пенсии). Создание брошюры позволит жителям края более подробно узнать о проблеме мошенничества и, возможно,

снизит уровень преступности в данной сфере. В совокупности с беседами созданные брошюры принесут желаемый эффект.

Все разработанные материалы выкладывать в специальном разделе на сайте ГУ МВД. Для того чтобы привлечь посетителей сайта, нужно проводить акции и конкурсы, призывать сообщать на сайте о случаях мошенничества. Необходимо учитывать экспертные рекомендации по наполнению официального сайта органов власти93.

Для распространения информации и социальной рекламы активно использовать, кроме СМИ, городской транспорт, остановки, информационные доски в подъездах.

На все мероприятия приглашать журналистов, кроме того, проводить специальные мероприятия для СМИ по борьбе с мошенничеством, запустить информационный проект «Внимание: мошенники!» на сайте какого-либо интернет-СМИ. Устроить для журналистов мастер-класс по противодействию мошенничеству в интернете.

Если в комплексе реализовать данные методы, мы получим заинтересованность и активность жителей края, привлечем внимание общественности к деятельности ГУ МВД. Это повлияет на положительное отношение к органам внутренних дел, тем самым способствует поддержанию позитивного имиджа.

Выводы

ГУВД России по Алтайскому краю в настоящее время взаимодействует с различными представителями региональных средств массовой информации, ведет активную проектную деятельность для создания позитивного имиджа организации в глазах общественности.

Борьба с мошенничеством является одной из глобальных проблем органов внутренних дел во всей России. Исключением не является и отдел ГУВД России по Алтайскому краю.

Следует более целенаправленно доносить информацию о мошенничестве обществу. Для этого нужно разделить аудиторию по возрасту и доносить информацию с помощью различных медианосителей и инструментов.

93 Лукашевич Е.В., Макарова Е.В., Сидорова А.Г. Оценка эффективности коммуникации органов государственной власти алтайского края с населением посредством официальных сайтов // Вестник алтайской науки. 2013. N° 1. С. 114-119.

Если все эти рекомендации вступят в силу, то с большой вероятностью можно утверждать, что общество будет меньше подвергаться мошенничеству, будет в курсе деятельности органов внутренних дел и станет больше доверять данной структуре.

Ziben Anastasia E.

Miliukova Anna G.

Altai State University

THE FIGHT AGAINST FRAUD: COMMUNICATION TECHNOLOGIES (BY EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY). ANALYTICAL REVIEW

Abstract

The analytical review presents the state of affairs in the field of the role of police to protect society against cybercrime in Russia. The formation of the legal culture of citizens in this matter is studied. The experience of the use of advertising and PR in the fight against cybercrime in Russia and in the Altai territory is analyzed. The recommendations for regional law enforcement agencies are given.

Key words: Fraud, Cyber Crime, Police, Security, Press Service, Government Public Relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Г. Милюкова

Алтайский государственный университет

megasdrw@gmail. com

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О

ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЕ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация

Представлены результаты комплексного социологического исследования на тему отношения населения Алтайского края к вневедомственной охране. Проведен мониторинг собственных информационных ресурсов организации и публикаций в СМИ о ней, аудит сайта, социологический опрос населения.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, полиция, общественное мнение, население, Алтайский край.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.