Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ'

КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нарижная Ю.А., Самохвалова Е.В.

В статье рассматривается практика коммуникационного взаимодействия жителей города Белгорода и МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения города Белгорода». В статье уделяется внимание особенностям деятельности социального работника. Приведены результаты социологического исследования. Выявлены коммуникационные барьеры и предложены пути их преодоления.The article deals with the practice of communication between residents of the city of Belgorod and the MBU of the Complex Center for Social Services for the Population of the City of Belgorod. The article pays attention to the peculiarities of the social worker's activity. The results of sociological research are presented. Communication barriers have been identified and ways of overcoming them have been proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

УДК 35.08

Нарижная Ю.А. студент магистрант 2 курс, факультет «Институт управления»

Россия, г. Белгород Научный руководитель: Самохвалова Е.В., кандидат

социологических наук, доцент доцент кафедры «Социальных технологий» Белгородский государственный университет

Россия, г. Белгород КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ Аннотация: В статье рассматривается практика коммуникационного взаимодействия жителей города Белгорода и МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения города Белгорода». В статье уделяется внимание особенностям деятельности социального работника. Приведены результаты социологического исследования. Выявлены коммуникационные барьеры и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: коммуникационное взаимодействие, взаимодействие, муниципальное учреждение, население, коммуникация.

COMMUNICATION INTERACTION OF MUNICIPAL AUTHORITIES WITH THE POPULATION OF THE CITY OF

BELGOROD: THEORY AND REALITY Annotation: The article deals with the practice of communication between residents of the city of Belgorod and the MBU of the Complex Center for Social Services for the Population of the City of Belgorod. The article pays attention to the peculiarities of the social worker's activity. The results of sociological research are presented. Communication barriers have been identified and ways of overcoming them have been proposed.

Keywords: communication interaction, interaction, municipal authority, population, communication.

Необходимость научного осмысления и оценки места и роли муниципальных учреждений в системе взаимодействия российской власти и общества приобретает очевидную актуальность. Муниципальные учреждения - это организации, созданные органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично419. К муниципальным относится большинство учреждений дошкольного и

419 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 03 декабря._

общего школьного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, взрослые и дети, находящиеся на попечении государства, безработные, мигранты и вынужденные переселенцы, дети-сироты, дети и семьи группы риска - эти и другие проблемные группы населения не всегда могут самостоятельно справиться с возникающими жизненными трудностями, особенно в современных условиях. Состояние человека, находящегося в трудной жизненной ситуации - особое, оно характеризуется растерянностью, тревожностью, неадекватной реакцией, неуверенностью в своих силах. Для оказания помощи данным категориям людей и создаются муниципальные социальные бюджетные учреждения.

Так, муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» администрации города Белгорода осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации420.

Оказание социальной помощи, в том числе в рамках деятельности данного Центра, можно рассматривать как совместную деятельность специалиста и клиента, при которой социальный работник руководит процессом оказания помощи, а не самим клиентом. Социальный работник побуждает клиента к самостоятельным действиям, а не выполняет эти действия за него. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом или со значимым социальным окружением клиента.

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Такая деятельность предполагает наличие целого ряда профессиональных навыков и знаний. Специалист должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту.

Чтобы выяснить как в действительности происходит коммуникационное взаимодействие между специалистами данного учреждения и населением города и насколько оно эффективно в апреле - мае 2016 года было проведено социологическое исследование. В ходе него было опрошено две категории респондентов: население (N=50) и сотрудники муниципального учреждения (N=50).

420 Устав муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения»: распоряжение администрации города Белгорода от 23 марта 2011 г. № 932 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»._

Интерпретация результатов социологического исследования позволяет:

- оценить в целом эффективность взаимодействия белгородцев и специалистов муниципального учреждения;

- выявить социальные настроения населения в отношении деятельности социальных работников;

- определить трудности граждан во взаимодействии с социальными работниками.

Анализ результатов исследования показал, что только 34% опрошенных считают, что социальные работники - «внимательные и уважительные», для 20% респондентов социальные работники представляются бесконфликтными людьми, кроме того, 46% считают, что с ними легко общаться и они легко располагают к себе. При этом лишь у 42% белгородцев нет никаких проблем во взаимодействии с ними.

Одновременно 56% белгородцев, обращавшихся в Центр, отметили такое качество социальных работников, как неумение доступно предоставить информацию. Стоит также отметить, что у 58% опрошенных возникают трудности во взаимодействии с социальными работниками, в основном это трудности в непонятном изложении информации и ее нехватке. Так же среди проблем были отмечены: несвоевременность информации (2%) и недоверие к источнику информации (2%).

Очевидно, что работникам учреждения, взаимодействующим с гражданами, необходимо развивать их главную профессиональную компетенцию - умение строить эффективное коммуникационное взаимодействие. Никакое интеллектуальное и духовное развитие работника не принесёт успеха без этой компетенции.

Коммуникационная нагрузка на подразделения Центы дифференцирована. Одним отделам приходится взаимодействовать с населением несколько раз в день (названия отделов), другим несколько раз в неделю (название отдела), а некоторым несколько раз в месяц (название отдела). Как видно из данных опроса взаимодействие происходит часто. Несмотря на частоту (опыт) коммуникационных взаимодействий, сотрудники учреждения утверждают, что их коммуникация с населением среднее эффективна - 68% и лишь 32% опрошенных считают коммуникацию с населением полностью эффективной. Это говорит о некоторых проблемах взаимодействия.

Анализируя мнение населения, можно сделать следующие выводы: ни один из опрошенных не сказал, что коммуникация с центром эффективна полностью. 64% респондентов ответили, что взаимодействие с данным учреждением средне эффективна, остальные 36% считают коммуникацию с центром мало эффективной.

В целом, исследование показало, что население и сами работники Центра понимают, что их коммуникация находится не на высоком уровне по степени эффективности. Также если работники учреждения будут уделять

внимание всем тонкостям коммуникационного взаимодействия и совершенствовать свои умения в этой области, то работа с населением будет осуществляться быстрее и качественнее, передача информации станет более эффективной, многие процессы будут ускорены.

Использованные источники: 1.Устав муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» [Текст] : распоряжение администрации города Белгорода от 23 марта 2011 г. № 932. - Белгород : [б.и.]. 2014. - 14 с.

2.Об утверждении государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. №2 523-пп (ред. от 22.12.2014) // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

УДК 334.01

Норицына М.М. студент магистратуры 1 курс, учетно-финансовый факультет Пермский институт (филиал) Российский экономический

университет им. Г.В. Плеханова Россия, г. Пермь

Научный руководитель: Черданцев В.П., доктор экономических

наук, профессор

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЕЕ ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается понятие «эффективность» с разных точек зрения. Необходимость проведения оценки эффективности с использованием многокритериальных методов. Различные варианты и аналогии показателей для оценки эффективности.

Ключевые слова: экономическая эффективность, методика, многокритериальная оценка.

THE CONCEPT OF EFFICIENCY AND ITS EVALUATION USING MULTI-CRITERIA INDICATORS

The article discusses the concept of "efficiency" from different points of view. The needfor evaluation of the effectiveness of using multi-criteria methods. Various options and similar indicators to assess performance.

Key words: economic efficiency, methodology, multi-criteria assessment.

Термин «эффективность» универсален, его применяют во всех сферах человеческой деятельности. В экономике в самом общем виде эффективность означает результативность хозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.