Научная статья на тему 'ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД БЕЛГОРОД"'

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД БЕЛГОРОД" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хлевицкая Е.П.

В статье проведен анализ развития туристской индустрии на примере муниципального образования (город Белгород). Определены туристические достоинства города. Приведена характеристика туристских ресурсов городского округа. В контексте развития туристской привлекательности города Белгорода рассмотрены элементы туристской инфраструктуры города. Выявлены факторы, препятствующие развитию туризма в Белгороде и формированию конкурентоспособного городского турпродукта.In article the analysis of development of the tourist industry on the example of the municipality is carried out (city of Belgorod). Tourist advantages of the city are determined. The characteristic of tourist resources of the city district is provided. In the context of development of tourist appeal of the city of Belgorod elements of tourist infrastructure of the city are considered. The factors interfering tourism development in Belgorod and to forming of a competitive city tourist product are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД БЕЛГОРОД"»

коммерческими угрозами, достаточно широко применяется и считается эффективным методом. В результате его реализации сам риск не снижается, снижается, он передается за вознаграждение страховой компании.

Экономическая и финансовая нестабильность деятельности российских предприятий обусловливает постоянный интерес к страхованию коммерческих рисков как эффективному способу защиты достигнутого уровня прибыли, дохода и капитала. Страхование коммерческих рисков является более выгодным способом уменьшения потерь.

Использованные источники:

1.Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

2. Васюкова Л. К. Инвестиции как форма реализации предупредительной функции страхования: монография / Л. К. Васюкова, В. А. Останин. Новосибирск: Сибпринт, 2012

УДК 338.48

Хлевицкая Е.П.

магистрант направления подготовки Государственное и

муниципальное управление НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В ГОРОДСКОМ

ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД»

В статье проведен анализ развития туристской индустрии на примере муниципального образования (город Белгород). Определены туристические достоинства города. Приведена характеристика туристских ресурсов городского округа. В контексте развития туристской привлекательности города Белгорода рассмотрены элементы туристской инфраструктуры города. Выявлены факторы, препятствующие развитию туризма в Белгороде и формированию конкурентоспособного городского турпродукта.

Ключевые слова: управление, развитие, туризм, внутренний туризм, муниципальное образование

In article the analysis of development of the tourist industry on the example of the municipality is carried out (city of Belgorod). Tourist advantages of the city are determined. The characteristic of tourist resources of the city district is provided. In the context of development of tourist appeal of the city of Belgorod elements of tourist infrastructure of the city are considered. The factors interfering tourism development in Belgorod and to forming of a competitive city tourist product are revealed.

Keywords: management, development, tourism, internal tourism, municipality

Туристская отрасль города Белгорода является одним из основных объектов кластерной политики, прежде всего, в силу своей главной особенности - тесной взаимосвязи с другими отраслями экономики (промышленностью и сельским хозяйством, строительством и торговлей, общественным питанием и транспортом и т.д.), которые участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса.

Белгород - город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрального Черноземья и России. Белгород обладает выгодным географическим положением на границе России и Украины, а также является крупным транспортным узлом России.

Политическая стабильность, наличие культурного и исторического наследия в сочетании с благоприятными природно-климатическими условиями и высоким интеллектуальным потенциалом определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса.

Среди туристических достоинств Белгорода можно выделить:

- богатый природный потенциал;

- многовековую историю края;

- близость к центру России, двум столицам и доступность всех основных видов транспортного сообщения;

- наличие высокой деловой и профессиональной активности;

- наличии культурных ресурсов: привлекательных достопримечательностей, высокопрофессиональных художественных коллективов, развитых музыкальных, театральных, фольклорных традиций.

Город располагает значительными туристско-рекреационными ресурсами и развитой инфраструктурой, готовой к приему гостей. Динамика показателей организации отдыха, развлечений и культурно-досуговой деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1

Организация отдыха, развлечений и культурно-досуговой деятельности на

территории городского округа «Город Белго род», единиц

Показатели 2010 2011 2012 2013 2015

Число организаций культурно-досугового типа 14 12 12 12 10

Число музеев, единица 6 6 7 7 7

Число профессиональных театров 2 2 2 2 2

Число парков культуры и отдыха (городских садов), единица 1 1 1 3 3

Число зоопарков, единица 1 1 1 1 1

Культурно-познавательные ресурсы города охватывают исторические, культурные и географические достопримечательности. На территории города находятся около 100 памятников истории и архитектуры, представляющих научную, историческую и художественную ценность, более 70 из них имеют федеральное значение, среди которых имеются объекты, которые логично и целесообразно реставрировать и

восстанавливать с целью организации на их базе тематической сети музеев и исторических комплексов. Сегодня в городе действуют 7 музеев, 2 театра, 4 кинотеатра, свыше 10 учреждений культурно-досугового типа, выставочные залы и т.д. На территории Белгорода расположены 1 православный монастырь и более 15 православных храмов [1].

В городе предпринимаются необходимые меры для восстановления и сохранения территорий и объектов особо ценной природной и историко-культурной среды. Гордостью и символом областного центра являются академический театр им. М.С. Щепкина, а также музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление».

Белгород - центр проведения значимых в российском масштабе культурных мероприятий, что позволяет развиваться событийному туризму. Также в городе проходят конкурсы и фестивали, организованные силами предпринимателей города. Ежегодно в городе проводится более 10 фестивалей. Самые яркие из них, а именно фестивали: «Русская Каша», «БелМелФест» и «Небосвод Белогорья».

Привлекательность делового и конгрессного (научно-делового) вида туризма заключается в получении высокой прибыли и быстрой отдаче от посетителей, т.к. деловое сотрудничество может быть сопряжено с посещением историко-культурных объектов города. Организация подобных мероприятий способствует развитию внутреннего и въездного туризма, а так же расширению известности территории. Белгород - развитый промышленный и деловой центр. Продукция Белгородских предприятий широко известна в стране и за ее пределами. Предприятия города посещают делегации для обмена опытом и заключения деловых соглашений. В Белгороде проводятся крупные выставки, различные конференции, симпозиумы, семинары, которые собирают не только отечественных, но и зарубежных специалистов. Центром делового туризма в городе является Белгородская Торгово-промышленная палата с ее выставочным центром.

Активно в городском округе развивается спортивный туризм, который связан с поездками с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. Белгород является центром проведения различных областных и межрегиональных спортивных мероприятий, соревнований. На территории города расположены стадионы, бассейны, спортивные комплексы. Благодаря выдающимся успехам Белгородских спортсменов, достаточному развитию спортивных объектов и строительству новых, данный вид туризма в городе имеет значительные перспективы.

Оздоровительный туризм, направленный на восстановление человеческих сил, физического состояния человека (туриста) в городе развит недостаточно в основном из-за отсутствия достаточного количества объектов коллективного размещения в рекреационных зонах, таких как санаторно-оздоровительные и спортивно-оздоровительные комплексы, парки, дома и базы отдыха.

Таким образом, значительным потенциалом для развития на начальном этапе в Белгороде обладают культурно-познавательный, событийный, спортивный, деловой и корпоративный виды туризма.

В контексте развития туристской привлекательности города Белгорода рассматриваются следующие составляющие туристской инфраструктуры: инфраструктура туроперайтинга; транспортная инфраструктура; индустрия гостеприимства; рекреационная инфраструктура; информационная структура; торговая инфраструктура; индустрия развлечений; кадровые ресурсы.

Инфраструктура туроперайтинга. По состоянию на 01.01.2016 в городе Белгороде зарегистрировано более 150 туристических организаций, из них 14 являются туроператорами. Сведения о туроператорах, действующих на территории городского округа «Город Белгород», внесены в Единый Федеральный реестр.

На территории города действуют 10 туристских фирм, которые реализуют свыше 30 экскурсионных программ по Белгороду и Белгородской области. Количество туристов и экскурсантов, посетивших город Белгород в 2015 году - 186,1 тыс. чел., на 24.09.2016 году - 138,4 тыс. чел. [3]

Транспортная инфраструктура. Выгодное территориально-географическое положение повышает туристскую привлекательность города. Близость к таким городам федерального значения, как Москва и Санкт-Петербург.

Внутригородской транспорт широко развит в Белгороде и состоит из автобусов, троллейбусов и маршрутных такси, что позволяет доставлять туристов в любую точку города. Пассажирские перевозки осуществляют как муниципальные, так и частные перевозчики. Кроме того, в городе действуют организации-автоперевозчики, имеющие в своем распоряжении комфортабельные автобусы.

Индустрия гостеприимства. На территории Белгорода действуют свыше 70 объектов размещения (35 отелей (2569 места), 2 мини гостиницы (12 мест), 4 апартамента (25 мест) и 10 хостелов (338 мест). Всего в коллективных средствах размещения - 1396 номеров/ 2 944 мест. Средняя стоимость проживания варьируется от 400 до 4800 рублей в сутки. Обеспеченность гостиничными местами составляет 6,7 мест на 1000 жителей, что выше среднего показателя по России (4,5) и приближается к среднеевропейскому уровню (12), действуют более 650 предприятий общественного питания на 39 тыс. посадочных мест [3].

Негативным фактором выступает то, что, по данным Ростуризма, в настоящее время ни одной гостиницей в городе Белгороде не пройдена добровольная процедура оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в «Системе классификации гостиниц и других средств размещения», согласно Приказу Ростуризма от 21

июля 2005 года №86 и ни одна из них не включена в каталог классифицированных средств размещения.

Рекреационная инфраструктура. На территории города расположены: Дворец спорта «Космос», ледовый дворец «Оранжевый лед», учебно-спортивный комплекс БелГУ Светланы Хоркиной, стадионы, спортивные площадки, спортивные залы, плавательные бассейны. На территории города имеются охраняемые природные территории: лесопарк «Сосновка» и «Архиерейская роща», ряд оздоровительных учреждений, 6 парков и 1 парк культуры и отдыха с развлечениями и аттракционами.

Однако ощущается недостаток санаторно-оздоровительных учреждений, домов и баз отдыха, что сдерживает развитие такого вида туризма, как оздоровительный.

Информационная структура. Организация информационного обмена и предоставление рекламной информации - достаточно распространенный способ установления новых перспективных туристских связей как внутри региона, так и на межрегиональном и международном уровне. Хорошая рекламная деятельность, привлечение СМИ могут способствовать формированию положительного туристского имиджа и продвижению туристского потенциала города. В настоящее время в сети Интернет имеется множество сайтов, содержащих информацию о городе (официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода, официальный сайт правительства Белгородской области). В тестовом режиме работает официальный туристический портал города Белгорода (http://belgorodtur.ru/).

Торговая инфраструктура туризма. В сфере торговли в городе действуют более 10 крупных торговых центров, более 170 парикмахерских и салонов красоты, фотоателье, мастерские по ремонту автомобилей, часов, обуви, ювелирных изделий. Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невелики, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население.

Среди торговых предприятий, с точки зрения развития туристской привлекательности, наибольшего внимания заслуживают те, которые занимаются продажей товаров туристского спроса и сувенирной продукции. В настоящий момент таких предприятий недостаточно, в основном они размещены за пределами туристских маршрутов города, что значительно сокращает возможности туристов в приобретении сувениров. Имеющаяся сувенирная продукция не является оригинальной, поэтому необходима поддержка производства сувенирной и подарочной продукции, отражающей народные традиции и историческое наследие города.

Неотъемлемой частью индустрии туризма выступает индустрия развлечений. На территории города Белгорода индустрия развлечений представлена профессиональными театрами, кинотеатрами, картинными галереями, музеями. В центре города находится Зоопарк, Ботанический сад,

2 боулинг-центра, на территории городского пляжа развиваются водные развлечения.

Однако ощущается острая необходимость в современном аквапарке, оборудованных горнолыжных склонах, теннисных кортах и т.п. Также возможно провести переговоры с охотничьими хозяйствами, мотоклубами и другими спортивными организациями с целью привлечения их к организации активного отдыха туристов и горожан.

Индустрия питания. В городе Белгороде действуют более 650 предприятий общественного питания на 39 тыс. посадочных мест, обеспеченность услугами общепита составляет сегодня более 145% от нормы, что позитивно влияет на туристическую привлекательность города

[3].

В последние годы все более популярным как среди россиян, так и у иностранных туристов становится гастрономический туризм. В этой связи Белгороду есть что предложить своим гостям, например: рестораны в рекреационных зонах («Белогорье», «Шишка», «Веретено», «Салют», «Пикник-парк»), обслуживание в специализированных стилизованных предприятиях общественного питания (ресторан «Зима» с ледяной комнатой, ресторан «Башня», зал русской кухни Арт- клуб Студии, ресторан 12 стульев и др.). Для туристов, привыкших к мировым брендам предприятий быстрого питания, существуют сетевые фрайчазинговые компании: «Макдоналдс», «Сабвей», «KFC» и другие.

На сегодняшний день сфера общественного питания переживает динамичное развитие. Соответственно растут такие показатели, как количество посадочных мест и общий оборот предприятий общественного питания, однако уровень обслуживания во многих заведениях недостаточно высок, что не способствует формированию привлекательного туристского имиджа города.

Кадровые ресурсы. Подготовку специалистов в сфере туризма осуществляют БелГУ (специальность - туризм и гостиничное хозяйство), БГТУ им. В.Г.Шухова (экономика международного туризма) и БУПК (социально-культурный сервис и туризм).

Вместе с тем остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов в отрасли, особенно высокопрофессиональных экскурсоводов (гидов), в совершенстве знающих историю региона.

В городском округе «Город Белгород» управление развитием туристской индустрии осуществляется отделом по развитию туризма (далее -Отдел), являющимся структурным подразделением управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации города Белгорода.

Основными задачами Отдела выступают:

- обеспечение реализации государственной политики по развитию въездного и внутреннего туризма, ремесленничества и гостиничных услуг на

основе использования рыночных механизмов и соблюдения требований действующего законодательства;

- организация работы по развитию инфраструктуры в сфере въездного и внутреннего туризма, ремесленничества и гостиничных услуг;

- регулирование отношений, возникающих в области въездного и внутреннего туризма ремесленничества и гостиничных услуг на территории города.

Управление развитием туриндустрии города осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Развитие торговли, услуг и туризма в городе Белгорода на 2015 - 2020 годы» муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата на 2015 - 2020 годы».

Основными целями развития туризма на территории города в соответствии с муниципальной программой выступают [2]:

- повышение качества обслуживания и формирование положительного имиджа предприятий сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания и туризма;

- обеспечение информированности населения города в сфере товаров, услуг и защиты прав потребителей.

Однако следует отметить, что в городе все еще существует потребность в увеличении количества рекреационных зон, развитии индустрии развлечений и появлении новых уникальных объектов для отдыха.

К факторам, препятствующим развитию туризма в Белгороде и формированию конкурентоспособного городского турпродукта, в том числе внутреннего туризма, относятся:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура, в том числе инфраструктура, предназначенная для организации событийного туризма;

- дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма;

- недостаток информации о проведении событийных мероприятий и низкая эффективность систем продвижения туристического продукта на внутренний и внешний рынки.

Решению указанных проблем, а также развитию внутреннего туризма в городском округе будет способствовать реализация масштабного социально - ориентированного проекта «Мультипарк Белгородский» по созданию сети многопрофильных рекреационных зон. Одним из первых объектов этого проекта является Белгородский зоопарк.

В целях формирования единого информационного пространства и комфортного доступа к региональному туристскому продукту и сопутствующим услугам для жителей и гостей города в 2017 году планируется создание Туристско-информационного центра в самом центре Белгорода.

Наиболее популярным подходом к продвижению территорий сегодня является туристический брендинг, а одним из инструментов его создания является событийный туризм, способствующий расширению известности региона, созданию и развитию его имиджа.

По мнению крупных российских туроператоров, проблема таких «нетуристических», с общепринятой точки зрения, городов как Белгород, Брянск, Курск, Липецк, Воронеж, Тамбов не в отсутствии объектов показа, а в недостатке рекламы, продвижения имеющихся брендов и так называемых «фишек». И решением данной проблемы может стать развитие событийного и делового туризма, а также дальнейшее продвижение положительного имиджа города на внутреннем и внешнем рынках.

Использованные источники: 1.Об утверждении Концепции развития туристской привлекательности города Белгорода : Решение Совета депутатов г. Белгорода от 21 сентября 2010 № 378. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW404;n=195 85;dst=100091#0

2.Об утверждении муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата на 2015 - 2020 годы»: Постановление от 12 ноября 2014 года № 233. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432805802.

З.Белгород в цифрах. 2015 год. Режим доступа: http: //www.beladm.ru/municipalnaya- statistika/

УДК 338.22.01

Хоконова М.З. старший преподаватель Кабардино - Балкарский государственный университет

Россия, г. Нальчик ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В данной статье рассматривается место и роль процесса диверсификации в современной экономике, критерии предварительной оценки принятия решения по диверсификации, а также анализируются важнейшие выгоды процесса диверсификации.

Ключевые слова: диверсификация, конкурентоспособность, интеграция, инвестиции, альянс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.