Научная статья на тему 'Коммуникации в студенческом социуме'

Коммуникации в студенческом социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2089
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникации в студенческом социуме»

ЗОЖ включает в себя отказ от табачных, алкогольных и наркотических средств, занятие спортом, правильное питание и соблюдение режима дня. Если немедленно начать борьбу с курением и употреблением алкоголя в молодёжном социуме, процесс наркомании можно остановить, для чего необходимо:

• развивать культуру приобретения и развития полезных привычек;

• формировать представление об укреплении здоровья;

• научить применять знания о факторах, влияющих на здоровье,риске заболеваний при определённых ситуациях.

Именно такие приоритеты должны быть установлены при формировании здорового образа жизни.

Литература

1. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентик, В .А. Полесский. - М. : Медицина, 2008.

2. Википедия. Профилактика наркомании. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Наркомания как социальная проблема. - URL: http://prozavisimost.ru/narkomaniya/narkomaniya-kak-socialnaya-problema.html.

КОММУНИКАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИУМЕ

МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ШАКО Л.Ю., ВЕНТЕР Ю.А.

Омского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Человек является социальным существом, не мыслящим своей жизни без общения с другими индивидами, которое играет важную роль в социализации человека.

В жизни каждого человека студенческие годы имеют большое значение, поскольку именно в это время коммуникация достигает высокого уровня.

Под коммуникацией понимается обмен знаниями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов, в частности языковых знаков. Данная сфера знаний и научных интересов начала формироваться ещё в древние времена [2].

Коммуникационная среда - это совокупность условий, позволяющих группе людей реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу. Существует несколько видов коммуникации: фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего к слушающим, по принципу «один говорит - остальные молчат». Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками. Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например через текст, видеозапись, рисунок или схему [3].

В большинстве случаев в стенах вуза студенты охотно заводят новые знакомства и новых друзей. Но всё зависит от характера и индивидуальных особенностей человека. Некоторые студенты держатся в стороне и не нуждаются в новых знакомствах. Экстраверт всегда готов общаться, даже если у него

плохое настроение. Он без труда заводит разговор с незнакомым человеком. Не понимает, как можно не общаться. Отсюда любопытство к людям, не только к их достоинствам, но и к недостаткам. Интроверт, напротив, не склонен к внешней коммуникации. Он не стремится общаться, ему больше интересен собственный внутренний мир. Ему сложно завести диалог, ведь он не заинтересован в беседе. Поэтому некоторые считают интровертов «тяжелыми» людьми.

В современном мире всем людям приходится общаться и контактировать, ведь общество информационное. Поэтому даже интроверту приходиться общаться, а экстраверту - пытаться не лезть со своими разговорами, нарушая личное пространство.

Также важную роль в общении играет темперамент студента. Меланхолику присущи такие качества, как эмоциональность, ранимость, склонность к депрессиям, переживаниям. Флегматик неспешен, невозмутим, внешне скуп на проявление эмоций, спокойный, уравновешенный. Холерик - быстрый, подвижный, порывистый, с эмоциональными вспышками и резкими перепадами настроения, неуравновешенный. Сангвиник легко переносит неудачи, оптимистичный, живой, с частой сменой впечатлений. Учитывая темперамент, общаться становится намного легче.

Для развития коммуникации студенческой молодёжи особое значение имеет формирование и развитие корпоративной культуры вуза, признаками которой является чувство принадлежности, «сопричастности» вузу; наличие и развитие горизонтальных связей; «командный дух»; преданность; социальное партнёрство; социальный обмен (идеями,

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

59

ценностями, знаниями), диалог, коллективная ответственность; концентрация творческой энергии «человеческого фактора» (знаний, духовности, креативности) [1].

Руководство РЭУ им. Г.В. Плеханова формирует процесс взаимоотношения студентов с преподавателями, персонала друг с другом, а также отношения между студентами. Более того, следует постоянно искать пути модернизации, улучшения коммуникаций. Именно это и является одной из важнейших задач успешного функционирования университета.

В Омском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова есть студенческий совет с соответствующей структурой, благодаря чему существует чёткое разграничение полномочий. Цель совета - организация интересных и увлекательных мероприятий для остальной части студентов, привлечение их к активному участию. Другой важной миссией студенческого совета является сформирование нового коллектива внутри каждой группы первокурсников, чтобы межличностные их отношения стали более тёплыми, открытыми. С этой целью создано кураторство. Для достижения максимального результата кураторами для первого курса назначаются члены студенческого совета. Такая система позволяет максимально эффективно раскрыть потенциал первокурсников, объединить их между собой в один коллектив, так как возрастная категория кураторов и первокурсников практически одинаковая. Ежегодно проводится «посвящение в студенты». В Омском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова создана система трёхступенчатого посвящения, благодаря чему уже в первые сентябрьские дни студентам первого курса приходится работать в команде. Студенческий

Совет для достижения данной цели проводит организацию выездных мероприятий. Например, «верёвочные курсы» - отличный пример того, как можно объединить людей в команду, научить работать в коллективе.

Отношения между студентами и преподавателями складываются иначе. Коммуникации между ними возникают в основном в учебном процессе. Большое количество студентов ежегодно выезжает на базы отдыха с целью провести досуговые мероприятия, но отсутствуют выезды студентов вместе с частью преподавательского состава, что могло бы положительно повлиять на их взаимоотношения. Что же касается учебной деятельности, то у каждого преподавателя существуют определённые часы консультаций, что позволяет студентам отработать долги и недочёты по изучаемым дисциплинам. Более того, в Омском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова ежегодно проводятся научно-практические конференции, где принимают участие студенты вуза. Статьи, ими написанные, публикуются в сборниках конференций. Написание статьи - ещё один повод для выстраивания взаимоотношений между студентом и преподавателем.

Таким образом, важную роль в студенческом общении играют тип личности, темперамент, также сам вуз, который проводит мероприятия для поддержания командного духа. Коммуникации в студенческой среде, рассмотренные на примере Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, несут в себе важную задачу - сформировать коллектив, сделать его сплочённым, крепким и дружелюбным. Решение этой задачи позволит университету успешно функционировать.

Литература

1. Тарасов С.Г. Организационная психология / С.Г. Тарасов, Г.В. Суходольский. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2008. - 256 с.

2. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. - М., 2009. Электронная версия http://kachkine.narod.ru/ Сотт^еогу/Со^е^э/Со^е^э.Мт (дата обращения: 15.03.2016).

3. Жукова Т.В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи: автореф. на соискание ученой степени к.с.н. / Т.В. Жукова // http://www.dissercat.com/content/problemy-krosskulturnoi-kommunikatsii-studencheskoi-molodezhi#ixzz2hgzj9YSo (дата обращения: 16.03.2016).

60

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.