шем на уровне магистерской подготовки концептуальное видение при разработке и продвижению российского туристского продукта на итальянский рынок. Несколько иной учебный план по образовательной программе «Туризм». Одной из учебных дисциплин является практико-ориентированная дисциплина-практикум «Основы межкультурной коммуникации», в содержании которой также может иметь место опыт итальянских и российских магистрантов, обучающихся по международной программе, поскольку они непосредственно являются носителями практических навыков по межкультурной коммуникации.
Образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося. В эту траекторию входит не столь-
ко аудиторная деятельность, сколько самостоятельная, включающая научно-исследовательскую. Таким образом, студент, нацеленный на международную магистерскую программу или планирующий работать в туроператорской компании по направлению Россия—Италия, может начать изучение итальянского опыта развития туризма еще при бакалаврской подготовке с учетом всех национальных особенностей и тенденций в развитии туризма в Италии.
Список литературы
1. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
2. Трипадвизор. Отзывы туристов об отелях, авиаперелетах, ресторанах и достопримечательностях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru
УДК 378.147-048.35
Ю.С. Ценч, канд. пед. наук Е.Е. Гордеева
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Модернизация профессионального образования в России диктует новые требования к подготовке будущих специалистов.
К настоящему времени в стране сложилась и продолжает успешно развиваться система профессионально-педагогического образования, на которую возложена задача подготовки педагогических кадров для средних профессиональных учебных заведений.
С введением ФГОС разработка системы мониторинга качества образования соотносится с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и определяющих их ответственность за «обеспечение функционирования системы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования в образовательном учреждении». Новые принципиальные требования в области качества образования — обязательное наличие внешней и внутривузовской системы качества образования [1—3]. Федеральный государственный стандарт определяет качество образования как обязательную норму, выполнение которой зависит от ряда факторов:
♦ контингента обучающихся и их профессиональной направленности;
♦ условий образовательного процесса;
• кадрового потенциала педагогического коллектива;
• материально-технического обеспечения. Таким образом, качество образовательного
процесса рассматривается как совокупность качественных условий, процессов, технологий, сопровождающих процесс обучения и результаты деятельности преподавателей. Основываясь на таком подходе, в ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП имени Ивана Федорова) выстраивалась система внутренней и внешней оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе. Данная система успешно применяется и в процессе подготовки педагогов профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)». Внутренняя система оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе («Диагностики уровня знаний обучающихся») осуществляется через внутривузовскую балльно-рейтинговую систему, обеспечивающую процесс перманентного отслеживания и распределения студентов по результатам комплексной оценки их персональных достижений. Применяемая в университет балльно-рейтинговая система способствует решению следующих задач:
Теория и методика профессионального образования
• проведение систематического внутривузов-ского контроля и аудита результатов учебной деятельности, успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
• совершенствование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;
• стимулирование систематической аудиторной и самостоятельной работы обучающихся;
• повышение мотивации обучающихся к освоению профессиональных образовательных программ с помощью более гибкой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
• определение объективного места, которое занимает обучающийся среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе;
• активизация работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся по обновлению и совершенствованию содержания, форм и методов обучения;
• формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у обучающихся;
• сопоставимости результатов обучения с европейской системой оценки знаний обучающихся (Положение «О балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова утв. на заседании ученого совета МГУП 25 июня 2012 г. Протокол № 14: ввод в действие с 01.09.2012). Наряду с внутренней системой оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в университете осуществляется также внешняя, разработанная НИИ мониторинга качества образования. Внешняя система диагностики уровня знаний обучающихся позволяет определить реальный уровень обязательной подготовки студентов-первокурсников по предметам школьного курса на базе 11 классов в соответствии с общепринятыми требованиями. Диагностика уровня знаний проводится в начале семестра и позволяет выявить «проблемные» разделы учебной программы, которым следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой через поддерживающие курсы базовых дисциплин, а также корректировку рабочих программ для увеличения часов проблемных тем или разделов.
Результаты анализа реального уровня обязательной подготовки студентов-первокурсников по предметам школьного курса за последние два года представлены в таблице.
По данным результатам уровня знаний обучающихся проводились поддерживающие курсы по дисциплинам «Химия», «Физика» и «Информатика». Были скорректированы также рабочие программы по дисциплинам на увеличение количе-
Результаты диагностики уровня знаний обучающихся за 2012-2014 годы
Дисциплина Средний процент правильных ответов (2012 год), % Средний процент правильных ответов (2014 год), %
Русский язык 68 70
Обществознание 53 68
Математика 49 54
История 47 58
Информатика 37 48
Физика 35 52
Химия 26 46
Итого 45 57
ства часов по темам с низким процентом усвоения знаний.
В МГУП имени Ивана Федорова по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» дополнительно проводится диагностика первокурсников, целью которой является выявление особенностей мотивации к учению, интеллектуальных способностей и качеств личности как факторов дальнейшего успешного обучения студентов в вузе. Результаты диагностики готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе позволяют спрогнозировать успешность учебной деятельности студентов, а также разработать ряд организационных и управленческих воспитательных и психолого-педагогических мер по развитию и саморазвитию профессиональной направленности обучающихся в целях их эффективного продвижения на различных этапах обучения в вузе. Результаты проведенной диагностики:
♦ уровень развития мотивации к обучению: очень высокая — 58,3 %; высокая — 16,7 %; средняя — 16,7 %; низкая — 8,3 %;
♦ индивидуальный профиль интеллекта первокурсника: пространственный — 63 %; вербальный — 25 %; математический — 15 %;
♦ выраженность свойств личности и черт характера: интроверт — 64 %; экстраверт — 36 %.
♦ Результаты диагностики готовности студентов первого курса предназначены:
♦ психологам психологических служб образовательных организаций;
♦ кураторам академических групп;
♦ специалистам отделов по воспитательной работе в вузе;
♦ заведующим кафедрами и деканам.
По итогам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:
♦ социально-психологические тренинги;
♦ индивидуальные психологические консультации;
• дополнительные учебные занятия.
Таким образом, осуществляемая в университете система диагностики обучающихся по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» способствует повышению качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения для средних профессиональных учебных заведений.
Список литературы
1. Киселева В.П. О диагностическом тестировании студентов первого курса // Современные проблемы профессионального технического образования: материалы
междунар. науч.-метод. конф. — Йошкар-Ола, 2011. — С. 31-34.
2. Наводнов В.Г. К вопросу о создании внутривузов-ской системы мониторинга качества образования // Современные проблемы профессионального технического образования: материалы междунар. науч.-метод. конф. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. — С. 81-82.
3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М. Диагностическое тестирование студентов первого курса — один из механизмов внутривузовской системы качества образовательного процесса // Медицинское образование и вузовская наука. — М.: МГМУ, 2013. — № 1(3). — С. 9-13.
УДК 371.3
Н.В. Чечеткина, канд. пед. наук
Московский государственный университет пищевых производств
ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
С переходом на двухуровневую систему высшего
образования существенно уменьшилась аудиторная нагрузка студентов. В большинстве вузов уменьшение аудиторной нагрузки в основном произошло за счет общеобразовательных дисциплин. Зачастую уменьшение аудиторной нагрузки сопровождалось увеличением времени, предусмотренного для самостоятельной учебной работы. Не вызывает сомнений важность самостоятельной работы. Однако многие студенты не приучены к ней в школе. Поэтому особенного внимания преподавателей требует организация самостоятельной работы студентов младших курсов. Должна быть создана система организации и управления самостоятельной работой студентов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Получить информацию о стартовом уровне знаний по изучаемой учебной дисциплине и навыков самостоятельной работы.
2. Обеспечить наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала.
3. Создать и внедрить систему регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
4. Реализовать систему мобильной обратной связи в системе «студент-преподаватель».
5. Разработать и внедрить систему учета качества выполнения текущей работы в семестре при выставлении результирующей оценки по дисциплине [1, 2].
Потенциальную возможность решить все эти задачи создает внедрение современных информационных технологий в учебный процесс. Частич-
но эти задачи были решены преподавателями кафедры «Высшая математика и физика» еще ранее. На кафедре физики МГУПП была разработана и многие годы успешно использовалась компьютерная программа для проведения практических занятий по физике [3]. Была разработана и апробирована балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов по физике [4]. Но для комплексного решения всех поставленных задач наиболее перспективной является сетевая технология электронного обучения. Она позволяет задействовать весь спектр возможностей информационной сети для передачи учебной информации, организации регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы (тестирования) и обеспечения взаимодействия участников учебного процесса [5].
В 2013 году в ФГБОУ ВПО МГУПП была создана общеуниверситетская система электронного образования (http://e-learning.mgupp.ru). В рамках этой системы каждая кафедра могла создавать единый для всех преподавателей банк материалов по каждой дисциплине или предоставить возможность каждому преподавателю создавать свой курс. На кафедре «Высшая математика и физика» каждому преподавателю была предоставлена возможность разместить необходимые для организации самостоятельной работы студентов учебные и информационные материалы, создать банк вопросов и использовать его для промежуточного и рубежного контроля. При этом у каждого преподавателя кафедры «Высшая математика и физика» в рамках общеуниверситетской системы образовался аналог своего сайта.