Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / коммуникационная деятельность / стратегическое управление / коммуникационные процессы / внутриорганизационные коммуникаций / communications / communication activities / strategic management / communication processes / intra-organizational communications

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Зайцева, В.К. Романович

В научной статье представлены результаты исследования характеристики и роли коммуникаций в системе стратегического управления организацией. Проанализированы особенности влияния коммуникаций на обеспечение эффективности стратегического управления. Определены актуальные проблемы организации коммуникационной деятельности. Предложены рекомендации по совершенствованию коммуникаций в системе стратегического управления организацией. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммуникации формируют внутрикорпоративные связи, необходимые для эффективного осуществления стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION

The scientific article presents the results of a study of the characteristics and role of communications in the strategic management system of an organization. The features of the influence of communications on ensuring the effectiveness of strategic management are analyzed. Current problems in organizing communication activities are identified. Recommendations for improving communications in the system of strategic management of an organization are proposed. The relevance of the study is due to the fact that communications form intercorporate connections necessary for the effective implementation of strategic management.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

А.А. Зайцева, студент

Научный руководитель: В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-64-66

Аннотация. В научной статье представлены результаты исследования характеристики и роли коммуникаций в системе стратегического управления организацией. Проанализированы особенности влияния коммуникаций на обеспечение эффективности стратегического управления. Определены актуальные проблемы организации коммуникационной деятельности. Предложены рекомендации по совершенствованию коммуникаций в системе стратегического управления организацией. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммуникации формируют внутрикорпоративные связи, необходимые для эффективного осуществления стратегического управления.

Ключевые слова: коммуникации; коммуникационная деятельность; стратегическое управление; коммуникационные процессы; внутриорганизационные коммуникаций.

Современные реалия ведения предпринимательского дела в экономике России характеризуются нестабильностью социально-экономической среды, в связи с чем, необходимо осуществлять корректирующие действия к принятию новой стратегии развития. Данные вопросы подпадают под компетенции стратегических менеджеров, принятие решений которыми обеспечивает устойчивость и экономическую безопасность предприятия [1, с. 184].

Стратегический менеджмент, как метод управления организацией в условиях кризиса, актуальный для многих предприятий российской экономики в виду тех событий, которые происходит в периоде 20222023 гг. Благодаря подходу стратегического управления в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды становится понятно, какой необходимо разработать и использовать комплекс мероприятий, чтобы сохранить устойчивость компании и повысить ее степень конкурентной выживаемости.

Из-за принятия в 2022 г. международных торгово-экономических санкций в отношении крупнейших компаний России сформировались проблемы стратегического развития российской экономики. Появились факторы-угрозы, провоцирующие экономическую нестабильность внешней

среды. Поэтому главная задача для управленческого аппарата организаций - оптимизация бизнеса к новым условиям ведения хозяйственной деятельности. Чтобы обеспечить конкурентоустойчивость и выживаемость менеджеры принимают решения, генерирование которых происходит благодаря инструментам стратегического управления. Однако, чтобы их передача, делегирование и доведение до реализации было эффективным, необходимым является соответствующий коммуникационный процесс.

Именно коммуникационные процессы являются фундаментом управления коммуникаций в компаниях. Под ними подразумевается процесс обмена и передачи информации между двумя и более субъектами организационной структуры [3, с. 142].

Коммуникации, как процесс, формируются из комбинации элементов, к которым относятся:

1. Отправитель - субъект, который передает информацию.

2. Получатель - субъект, который получает информацию.

3. Сообщение - передаваемая отправителем получателю информация.

4. Канал - инструмент, при помощи которого происходит передача информации между отправителем и получателем.

5. Обратная связь - проявление реакции Схему коммуникаций можно изобразить

получателя на информацию, отправленную в виде следующих этапов (рис.) [4, с. 30]. отправителем.

• Зарождение идеи передачи информации отправителем

м

• Кодирование мыслей отправителя в виде сообщения и выбор канала передачи

2 информации

м

V • Передача сооогцения от отправителя получателю

3

м

V • Декодирование символов сообщения отправителя в мысли получателя

Рис. Схема коммуникаций в организации

В основном проблемными вопросами организации внутренних коммуникаций компаний в системе стратегического управления является:

- неопределенность в должностных инструкциях менеджеров и сотрудников;

- запутанный процесс принятия решений;

- неэффективная организационная структура управления;

- неэффективные и некачественные бизнес-процессы.

Однако в основном проблемами структурных коммуникаций и межличностного общения являются отсутствие грамотно разработанной корпоративной культуры, где в основе находится взаимное уважение и открытые коммуникационные процессы.

Одной из острых проблем в обеспечении эффективности осуществления коммуникаций внутри организации или при проведении делового общения и переговоров являются и коммуникационные барьеры. Причиной их возникновения, как правило, является недопонимание между участниками коммуникаций, когда одно и то же понятие воспринимается по-разному.

Коммуникационные барьеры принято считать психологическими препятствиями, которые возникают между участниками коммуникаций и воздействуют на передачу информации, что делает необходимость поиска их преодоления и устранения. Од-

ним из таких методов выступает формирование сплоченности команды внутри организации.

С целью развития сплоченности команды в преодолении коммуникационных барьеров и совершенствования коммуникаций при обеспечении эффективного стратегического управления организацией, можно использовать четыре ключевых принципа [2, с. 3]:

1. Заразить людей корпоративной культурой организации, которая создает комфортные условия для трудовой деятельности, активности, креативности и творчества.

2. Объединить людей вокруг общей цели, которая будет стратегической и иметь долгосрочные перспективы реализации (зачастую рекомендуется временной промежуток в 3-5 лет).

3. Структурировать команду при помощи организационного дизайна, где будут определены функции, распределенные между сотрудниками организации.

4. Завести традиции и регулярные мероприятия, которые позволят выгрузить сотрудников с психологического давления, разгрузить их мышление и сознание, обеспечить более тесное неформальное общение, чтобы установить взаимно доверительные отношения.

Таким образом, коммуникации занимают ключевую роль в построении эффек-

тивной системы взаимодействия сотрудни- сов внутри компании необходимо решение ков и управляющих внутри организации, острых проблем, связанных с низкой эф-где важна координация в решении задач и фективностью корпоративной культуры и достижении целей, установленных в рам- наличием коммуникационных барьеров. ках стратегического управления бизнесом. Лучшей стратегией развития коммуника-С целью обеспечения эффективных ком- ций является формирование сплоченности муникаций и коммуникационных процес- команды сотрудников.

Библиографический список

1. Гиноян Н.К. Стратегический менеджмент: сущность и основные компоненты // Наукосфера. - 2021. - № 5-2. - С. 183-186.

2. Федоришин М.И. Сплоченность как ключевой фактор эффективного функционирования и результативности команды // Cifra. Психология. - 2023. - № 1 (1). - С. 1-5.

3. Лозовский А.Н., Джога В.А. Особенности формирования современного коммуникационного процесса в менеджменте предприятия // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 5-5 (61). - С. 140-145.

4. Рубас А.К., Тлеппаев А.М. Совершенствование системы коммуникационного менеджмента в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-3 (87). -С. 28-33.

COMMUNICATIONS IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT

OF AN ORGANIZATION

A.A. Zaytseva, Student

Supervisor: V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. The scientific article presents the results of a study of the characteristics and role of communications in the strategic management system of an organization. The features of the influence of communications on ensuring the effectiveness of strategic management are analyzed. Current problems in organizing communication activities are identified. Recommendations for improving communications in the system of strategic management of an organization are proposed. The relevance of the study is due to the fact that communications form intercorporate connections necessary for the effective implementation of strategic management.

Keywords: communications; communication activities; strategic management; communication processes; intra-organizational communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.