Научная статья на тему 'Способы совершенствования коммуникаций в компании'

Способы совершенствования коммуникаций в компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1882
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / способы совершенствования коммуникаций / коммуникационный менеджмент / социальная коммуникация / communication / ways to improve communications / communication management / social communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. А. Гилева

Целью данной статьи является разработка способов для совершенствования коммуникаций в компании. Представлены определения коммуникаций, данные отечественными и зарубежными учеными. Кратко рассмотрен процесс коммуникаций. Отсутствие эффективных коммуникаций ведет к тому, что в организации могут возникнуть коммуникационные барьеры, поэтому в статье представлен комплекс разработанных способов совершенствования коммуникаций в компании, которые влияют на внутреннюю и внешнюю среду деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE COMMUNICATIONS IN COMPANY

The purpose of this article is to develop ways to improve communications in a company. The definitions of communications given by domestic and foreign scientists are presented. The communication process is briefly reviewed. The lack of effective communications leads to the fact that communication barriers may arise in the organization, therefore, the article presents a set of developed ways to improve communications in the company that affect the internal and external environment of the company.

Текст научной работы на тему «Способы совершенствования коммуникаций в компании»

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ В КОМПАНИИ

Е.А. Гилева, магистрант

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11795

Аннотация. Целью данной статьи является разработка способов для совершенствования коммуникаций в компании. Представлены определения коммуникаций, данные отечественными и зарубежными учеными. Кратко рассмотрен процесс коммуникаций. Отсутствие эффективных коммуникаций ведет к тому, что в организации могут возникнуть коммуникационные барьеры, поэтому в статье представлен комплекс разработанных способов совершенствования коммуникаций в компании, которые влияют на внутреннюю и внешнюю среду деятельности компании.

Ключевые слова: коммуникация, способы совершенствования коммуникаций, коммуникационный менеджмент, социальная коммуникация.

В эпоху информационного общества актуальность коммуникаций обретает новые направления и возможности для достижения эффективной работы. Так как эффективная работа обусловлена накоплением, переработкой и анализом значительных объемов информации, следовательно, важную роль в них играет система грамотно выстроенных коммуникаций. Коммуникации значимы абсолютно во всех областях деятельности человека. Так как все люди, обмениваются информацией друг с другом, чем результативней данный обмен, тем выше шансы для достижения поставленных целей, как в работе, так и в жизни.

По определению Ю.В. Таратухиной коммуникация понимается как специфический акт обмена информацией, своеобразный процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. По ее мнению, с точки зрения социальной психологии, коммуникация - это процесс передачи информации от отправителя к получателю [6].

А.Я. Кибанов определяет коммуникацию как «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности». Он также утверждает, что коммуникативная сторона коммуникаций подразумевает обмен информацией, обобщенную с конкретным поведением собеседников. Весомой ролью является необ-

ходимость информации при обстоятельстве, при котором она не только принята, но и понятна и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие как эффект обмена данными может быть только в том случае, если все участники общения владеют системой кодировки [3].

Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация - это то, что связывает любой организм воедино» [1].

Коммуникационный менеджмент - объективно ориентированный вид менеджмента, познающий и использующий закономерности обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономических систем [5].

Термин коммуникационный менеджмент был употреблен в 1997 г. А.Б. Зверинцевым. Объектом коммуникационного менеджмента считают коммуникационные процессы, а предметом - условия их функционирования и условия целенаправленной эксплуатации. Базисными условиями коммуникационного менеджмента являются информационные потоки, а также их обработка, передача и хранение [2].

Для того чтобы понять процесс коммуникаций в организации и какова его эффективность, разберем этот процесс по элементам и этапам. В процессе обмена информацией акцентируют внимание на четырех элементах, таких как:

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, то есть информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Этапами обмена информацией являются:

1) зарождение идеи, сообщения;

2) кодирование и выбор канала. Кодирование - то есть преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д. Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;

3) передача - использование канала для доставки сообщения;

4) декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя. Декодирование включает восприятие послания, его интерпретацию и оценку [4].

Эффективность обмена информацией зависит от обратной связи, которая проходит все этапы обмена информацией.

Обратная связь - это реакция получателя на сообщение отправителя и учет этой реакции отправителем.

Обратная связь делает коммуникацию динамическим двухсторонним процессом. Может быть представлена как сообщения отправителю, которые включают в себя данные об эффективности процесса коммуникации.

Быстрая модернизация информационных технологий способствует радикальному изменению коммуникаций и обмену данными между работниками компании. Следовательно, дает больше возможностей для развития управленческих качеств, так

как за чет скорости передачи информации и способов увеличивается скорость принятия решений и дальнейший запуск механизма управления [4].

Улучшение внутренней коммуникации не только влияет на прибыль, но также может повысить вовлеченность сотрудников, создать более сильные команды и повысить конкурентоспособность компании. Эффективные методы внутренней коммуникации помогают повысить производительность, создать лучшее рабочее место и уменьшить ежедневные конфликты между членами команды.

Как улучшить внутренние коммуникации?

1. Поощряйте в сотрудниках обмен, вклад и диалог.

Хорошее общение существует только когда участвуют обе стороны. Не менее важно давать обратную связь сотрудникам, но также важно научить членов команды давать обратную связь. Ключом к этому шагу является открытая и заслуживающая доверия культура, которая поощряет диалог между командами и отдельными людьми. Когда сотрудники понимают свою роль и ожидания, они будут работать на успех.

2. Руководители должны быть примером.

Для того чтобы сотрудники хорошо общались, и были честными по отношению к начальству и друг другу, руководителю желательно тоже придерживаться данных норм. Ожидая от команды, что они будут делиться информацией открыто, следует убедиться, что руководитель делает то же самое.

3. Озвучивание целей и задач публичными способами.

В большинстве случаев компания не всегда озвучивает свои цели и задачи всем сотрудникам, а только руководству, поэтому сотрудники могут не располагать всей информацией о деятельности фирмы, как они могли бы использовать их в своей повседневной работе, из-за этого возникают информационные барьеры. Довольно сложно реализовать задуманную компанией стратегию, когда у сотрудников нет точной картины дня. Для того чтобы про-

информировать всех сотрудников, полезно публиковать цели компании, команды и личные цели, то есть сделать их понятными и видимыми для всех.

4. Использование онлайн систем вместо встреч.

При правильном планировании можно сделать встречи команды более эффективными. Есть лучшие способы общения и сотрудничества, одним из вариантов является использование сетевых ресурсов отчетности. Улучшение сотрудничества с помощью социальных технологий может повысить продуктивность взаимодействия.

5. Установление регулярных процессов общения.

Общение должно быть частью ежедневной или еженедельной рутины, а не только для ежегодного информационного всплеска. Люди должны получать подробные обновления в режиме реального времени. Поэтому настоятельно рекомендуется сделать общение еженедельным процессом с определенными правилами.

6. Опрос сотрудников.

Следует регулярно проводить опросы сотрудников, чтобы получить ответы на самые насущные вопросы. Полезно знать, что чувствует и думает команда, как они

нах. Такая информация может предсказать будущие истории успеха или неудачи.

7. Самое ценное это умение слушать.

Все предыдущие шаги будут бессмысленны, если руководитель и сотрудники не знают, как слушать и воспринимать новую информацию, как правильно реагировать на поступившую информацию. Довольно часто слушание важнее публикации информации. Недостаточно запрашивать информацию, жизненно важно уметь ее слушать, принимать и понимать.

Анализируя предложенные шаги, можно сделать вывод, что коммуникационный менеджмент - это не только теория, а также практика, которая грамотно продумана и выстроена. Благоприятный имидж компании, конкурентоспособность на рынке, общественное мнение о компании, подкрепляется эффективной коммуникационной системой. Каждой организации следует развиваться, совершенствоваться в коммуникационных процессах, все это следует делать, для эффективной деятельности. Внедрение информационных технологий является повышающим фактором в процессе управления коммуникациями и решает многие управленческие задачи более быстро и эффективно.

концентрируются на достижениях и пла-

Библиографический список

1. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления. - М., 2003. - 558 с.

2. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. -СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 267 с.

3. КибановА.Я. Этика деловых отношений. - М.: Дрофа, 2013. - 365 с.

4. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management). - Изд-во: Дело, 1997. - 704 с.

5. Cherry C. On human communication: A review, a survey, and a criticism. Cambridge, 1978; Черри К. Человек и информация. - М., 1972. - 349 с.

6. Таратухина Ю.В. Деловые и межкультурные коммуникации: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2016. - 462 с.

WAYS TO IMPROVE COMMUNICATIONS IN COMPANY

E.A. Gileva, Graduate Student Altai State University (Russia, Barnaul)

Abstract. The purpose of this article is to develop ways to improve communications in a company. The definitions of communications given by domestic and foreign scientists are presented. The communication process is briefly reviewed. The lack of effective communications leads to the fact that communication barriers may arise in the organization, therefore, the article presents a set of developed ways to improve communications in the company that affect the internal and external environment of the company.

Keywords: communication, ways to improve communications, communication management, social communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.