Научная статья на тему 'Коммуникации студентов и научных руководителей как проекция трендов развития системы образования'

Коммуникации студентов и научных руководителей как проекция трендов развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность студента / вовлеченность / система образования / взаимодействие научного руководителя и студента / наставничество / доверие / student research activity / engagement / educational system / supervisor-student interaction / mentoring / trust

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна, Хуторцова Екатерина Романовна

Активная научная коммуникация становится отличительной чертой современной системы образования, что позволяет формировать коммуникативные и исследовательские навыки студентов, а также вносит свой вклад в развитие существующих моделей научных коммуникаций. Актуальным направлением исследований выступает выявление особенностей взаимодействия студентов и научных руководителей, реализуемого в рамках научной деятельности в вузе. Одной из форм научных коммуникаций в вузе является наставничество, которое поддерживается прагматичными и экзистенциальными мотивами, а также развивается под влиянием цифровых технологий и вузовских экосистем. Анализ различных факторов поддержания отношений наставничества позволяет выделить важную роль доверия, системное влияние которого открывает возможности разработки и применения комплекса мотивирующих инструментов, поддерживающих благоприятные условия и характер взаимодействия студентов и преподавателей, ведущих научную работу в вузе. Опираясь на данные проведенных социологических опросов среди студентов СПбПУ, авторы формулируют спектр проблем и направления совершенствования научных коммуникаций в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна, Хуторцова Екатерина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communications Between Students and Academic Supervisors as a Projection of Trends in the Development of the Educational System

Active scientific communication is becoming a distinctive feature of the modern educational system, allowing students to develop their communication and research skills. It also contributes to the evolution of existing scientific communication models. Identifying the characteristics of interaction between students and academic supervisors in the context of university scientific activities becomes a significant area of research. One form of scientific communication within the university is mentoring. This is supported by both pragmatic and existential motivations, and is influenced by digital technologies and the university ecosystem. The analysis of various factors in maintaining mentoring relationships highlights the important role of trust, the systemic influence of which opens up opportunities for developing and applying a set of motivational tools that support favorable conditions and promote positive interactions between students and teachers conducting scientific work at the university. Based on data from sociological surveys among Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU) students, the authors formulate a range of issues and directions for improving scientific communication at the university.

Текст научной работы на тему «Коммуникации студентов и научных руководителей как проекция трендов развития системы образования»

УДК 316.776.2 DOI: 10.24412/2414-9241-2024-10-145-155

КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ И НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК ПРОЕКЦИЯ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Геннадиевна Поздеева

кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

Екатерина Романовна Хуторцова

магистрант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

Активная научная коммуникация становится отличительной чертой современной системы образования, что позволяет формировать коммуникативные и исследовательские навыки студентов, а также вносит свой вклад в развитие существующих моделей научных коммуникаций. Актуальным направлением исследований выступает выявление особенностей взаимодействия студентов и научных руководителей, реализуемого в рамках научной

деятельности в вузе. Одной из форм научных коммуникаций в вузе является наставничество, которое поддерживается прагматичными и экзистенциальными мотивами, а также развивается под влиянием цифровых технологий и вузовских экосистем. Анализ различных факторов поддержания отношений наставничества позволяет выделить важную роль доверия, системное влияние которого открывает возможности разработки и применения комплекса мотивирующих инструментов, поддерживающих благоприятные условия и характер взаимодействия студентов и преподавателей, ведущих научную работу в вузе. Опираясь на данные проведенных социологических опросов среди студентов СПбПУ, авторы формулируют спектр проблем и направления совершенствования научных коммуникаций в вузе.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студента, вовлеченность, система образования, взаимодействие научного руководителя и студента, наставничество, доверие.

Современному этапу развития образовательной системы характерен тренд на включение все большего объема исследовательской и проектной работы студентов. Приобретение квалификации и профессиональной культуры предполагает активность студента по отношению к научным разработкам и интенсивную коммуникацию с преподавателями и экспертами. В свою очередь, в системе требований к преподавателям также сохраняется и с каждым годом увеличивается доля научных разработок, приветствуется работа в смешанных коллективах, публичные выступления, что предполагает интенсивность коммуникаций со студентами и аспирантами в рамках проектных и исследовательских практик.

Оценивая растущую роль коммуникаций в сфере образования, трансформирующейся благодаря развитию экосистем (Шипунова, Поздеева, Евсеева, 2023), нельзя не заметить все более весомую долю научных коммуникаций. Стимулирующими факторами здесь выступают информационные потребности обучающихся, объем цифровых практик и навыки работы с цифровыми ресурсами, настрой студентов на самостоятельную исследовательскую работу в режиме консультативной помощи преподавателей. Наука в университете становится все более

востребованной и значимой частью повседневной жизни, сопровождается генерированием коммуникаций, что способствует формированию интерсубъективного жизненного мира участников коммуникации.

В настоящее время преобладающими становятся две модели научных коммуникаций — модель вовлеченности и стратегическая модель. Первая ориентирована на активный диалог ученых и общественности, готовность граждан не только интересоваться научными достижениями, но и вносить свой вклад в исследования, искать сопряженные жизненные и карьерные аспекты (Евсеева, 2022: 13-14). В развитие стратегической модели больше вовлечены молодые ученые, она основана на уверенности представителей науки и исследователей в том, что коммуникации с общественностью позитивно влияют на их карьеру и имидж (Kessler, Schäfer, Johann, Rauhut, 2022). Поэтому важно анализировать, как у молодых исследователей еще в период обучения происходит формирование коммуникативных навыков и освоение культуры общения, свойственной академическому сообществу и регулирующей внешние научные коммуникации. Это определяет акцент внимания на специфику и динамику отношения студентов и научных руководителей на вузовском этапе.

Проблема вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу актуализирована с позиций поиска инструментов включения молодежи в науку и применения комплексной системы мотивации. Участвуя в научно-исследовательской деятельности (НИД) в высших учебных заведениях, студенты приобретают исследовательские компетенции, в которых интегрируются интеллектуальные, информационные, экспериментальные и рефлексивные навыки. Важным аспектом этой деятельности выступает коммуникация студента и научного руководителя.

Результативность совместной научной работы студента и руководителя можно характеризовать с нескольких сторон: мотивационно-ценностной, процессуально-деятельностной, собственно результативной, презентационной, а также

интерактивной. В контексте анализа показателей совместной научной работы особую важность приобретает параметр баланса вклада в результат работы со стороны обучающегося и научного руководителя (Ракитина, 2014: 178). В оценках студентов с позиций эффективности работы критерий взаимодействия в области научных исследований пока не является значимым. Исследования показывают разброс мнений относительно того, чей вклад в научную работу оказывается более весомым — научного руководителя или студента. Здесь с повышением курса и ступени высшего образования у студентов отмечается тенденция давать более высокие оценки вклада руководителя, также возрастает и удовлетворенность коммуникациями.

Показатель баланса вклада зависит, на наш взгляд, от многих параметров, характеризующих среду, сложившуюся в подразделении вуза. Сюда следует отнести регламент работы и традиции; уровень и качество человеческих ресурсов на кафедре; коммуникативные навыки научного руководителя и студента; наличие и использование площадок для коммуникаций, включая цифровые ресурсы. Определяющее влияние оказывает фактор доверия, проявляющийся многоаспектно (Хуторцова, Поздеева, 2023: 310). Системность влияния доверия включает доверие вузу и его представителям в лице руководителей и преподавателей, доверие образовательной программе и целевой заданности плана научно-исследовательской работы, доверие непосредственно научному руководителю как персоне и его имени в научном мире, доверие самой науке, технологиям и коммуникациям.

Под воздействием этих факторов складываются повседневные рутинные практики, позволяющие реализовывать поставленные научные и образовательные цели. От слаженности этих практик, включенности в них и их совершенствования зависит то, насколько удовлетворенными оказываются участники результатом работы, достижениями и самими коммуникациями.

В структуре коммуникаций научных руководителей и студентов особое место занимает наставничество. Рассматривая

научное наставничество в качестве повседневной коммуникативной практики, отталкиваясь от идей П. Штомпки о социальном мире как «пространстве, наполненном встречами, контактами, взаимодействиями, связями, отношениями, социальными узами» (Штомпка, 2009: 8), можно говорить о выполнении наставничеством социальных функций передачи социального опыта, приращения нового знания и формирования эффективных моделей коммуникаций.

Свой взгляд на наставничество складывается в рамках феноменологии. А. Шюц понимал трудовую деятельность как сферу человеческого опыта, характеризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающую на основе трудовой деятельности как социальной активности личности, позволяющей раскрыть личностный потенциал (Шюц, 1988: 135). В этом смысле научное наставничество выступает как элемент повседневного академического труда, в нем интегрируются педагогический подход и научный способ восприятия университетской реальности, в рамках которой происходит наставническое взаимодействие.

По мнению П. А. Амбаровой, взаимодополнение преподавания и науки в университетском образовании порождает такое качество наставнических практик, как целостность, выражающая соединение объективного и субъективного начала, личностного и общественного, ритмичности и непрерывности во времени (Амбарова, 2023: 83-85). Таким образом, наставничество как модель научных коммуникаций студента и научного руководителя выступает как многофункциональная социальная практика, порождающая множественные эффекты. Для характеристики научного наставничества предлагается анализировать структуру повседневных коммуникативных практик с позиций пространственно-временного, лингвистического, символического и вещно-материального ракурса. Функциональный срез научного наставничества предполагает выявление смыслов, транслируемых от наставника к подопечному, что помогает вхождению

в мир науки, приобщению к принятым в научном сообществе коммуникативным практикам, статусно-ролевым аспектам, освоению языка общения и ментальных моделей, форм воображения и логических подходов, принятых и понятных для научного сообщества.

В русле исследований специфики научного наставничества представляет интерес и коммуникация научных руководителей с аспирантами. Исследования показывают, что уровень включенности научных руководителей в организационную и консультативную поддержку аспирантов в их работе над диссертацией достаточно высокий (Собкин, 2022: 7). Также респонденты из числа аспирантов отмечают легкость и доступность получения необходимых консультаций научного руководителя, но при этом только 20% респондентов (каждый пятый) отмечает, что научный руководитель включает их в свою собственную научную работу. Среди факторов, влияющих на взаимодействие с научным руководителем, выделяются следующие: самооценка своего материального статуса; семейные традиции научной деятельности, сопряженные с процессом воспроизводства научной элиты; уверенность аспирантов в успешной защите своей диссертации. Одним из ценных наблюдений является выявленная социальная дифференциация аспирантов, отражающаяся на успешности коммуникаций с научным руководителем.

Анализируя характер коммуникаций и мотивацию обучения студентов и аспирантов, важно отметить, что проблема баланса интеллектуального вклада и достижения высокого уровня кооперации в процессе подготовки научных продуктов, а также выявление степени удовлетворенности коммуникациями участниками — эти вопросы остаются весьма актуальными и недостаточно изученными, тогда как они играют существенную роль в достижении научных и образовательных результатов.

С целью выявления факторов вовлеченности студентов в научные коммуникации было проведено социологическое исследование в Санкт-Петербургском политехническом университете

Петра Великого (три фокус-группы, октябрь-ноябрь 2023 г.). Согласно данным фокус-групп, все студенты-участники имеют опыт проведения исследований, все участвуют в научных коммуникациях, понимая под ними прежде всего общение с научным руководителем и преподавателями по поводу исследований и выполнения учебных заданий. Многие участники видят позитивные стороны научной работы студента в вузе: возможность попробовать что-то новое, приобрести исследовательские навыки, расширить свой кругозор, преодолеть некоторый страх перед тем, что заниматься наукой — очень сложно. В качестве трудностей вовлечения в научную работу участники отметили нехватку свободного времени, неуверенность в себе, отсутствие интереса. При этом никто не отметил коммуникационных барьеров в общении с научным руководителем. Студенты подчеркнули, что обязательно должен быть свободный выбор в пользу научных исследований, это не должно вводиться как обязательный модуль.

Все опрошенные студенты скорее или полностью доверяют своим преподавателям, в особенности тем, кто является их научными руководителями. Среди критериев, которые определяют уровень доверия преподавателям и научным руководителям, основными оказались ученая степень, опыт работы, исследовательский опыт, практический опыт и компетентность. По отношению к научным руководителям участники дискуссии также в качестве факторов выделяют общность интересов и личные качества, которые будут способствовать продуктивному взаимодействию: интеллигентность, уважительность, ответственность, оперативность, внимательность, креативность, а также одновременно строгость и справедливость.

Важным аспектом научных коммуникаций является характер взаимодействия научного руководителя и студента, в нем существенную роль играет принцип прагматики коммуникации и мотивов, побуждающих к сотрудничеству. Здесь работает психологический принцип, в котором успешность любой деятельности

зависит от того, как сочетаются способности личности с условиями деятельности (Шадриков, 2010: 21-22). В поле взаимодействия руководителя и студента складывающийся межличностный стиль общения существенно зависит от руководящих мотивов, коммуникационных навыков и от стратегического видения второго участника. Динамический аспект коммуникаций также корректирует ситуацию, так как обуславливает изменения в зависимости от ситуации (Грибанькова, 2011: 72).

В исследованиях, посвященных факторным аспектам мотивации научно-исследовательской работы студента, было установлено, что мотивация студента зависит от курса обучения (Разина, 2011: 95). Исследователи находят подтверждение предположению, что важные изменения в структуре научной деятельности студента происходят на втором курсе обучения, когда отмечается высокая мотивация. В качестве индикаторов для характеристики межличностного взаимодействия научного руководителя и студента могут быть использованы показатели, располагающиеся по двум шкалам: «доминирование — подчинение» и «дружелюбие — агрессивность». Пространство модификаций практик взаимодействия формируется по линиям, на противоположных полюсах которых располагаются «оппозиция» и «кооперация», а также «подчинение» и «доминирование». Диагностирование своего типа поведения в роли руководителя особенно важно, так как помогает преодолению барьеров и легкому установлению общих правил взаимодействия, ведущих к сотрудничеству.

Моделирование эффективных поведенческих практик, развивающих научно-исследовательскую деятельность в рамках обучения в вузе, может идти по нескольким направлениям (Федорова, Завьялов, 2012):

1) опора на когнитивный подход: эффективная передача знаний о научной деятельности;

2) развитие коммуникационного пространства взаимодействия, обеспечивающего ведущую роль научного руководителя и научной коммуникации в целом;

3) процессно-операциональный подход, предполагающий создание максимально комфортных и отвечающих целям условий для развития научно-исследовательских навыков и компетенций.

Успешность последнего подхода зависит от политики вуза в направлении создания коммуникационных площадок, пространств и поддержки открытых и интегрированных моделей вузовских коммуникаций (Брюхова, Исмагилов, 2023). Развитие коммуникационного пространства в образовательной среде вуза служит основой для достижения целей более высокой вовлеченности молодежи в исследования, научные коммуникации и для гармонизации научных практик, осуществляемых студентами и преподавателями.

Список литературы

Амбарова П. А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 4. С. 77-99.

Брюхова Е. М., Исмагилов Р. И. Проблематика научной коммуникации студентов России // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2023. Вып. 2 (36). С. 1-13.

Грибанькова А. А. Научное руководство аспирантами: социально-психологические аспекты // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 70-74.

Евсеева Я. В. Научная коммуникация в современном мире // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология: реферативный журнал. 2022. № 2. С. 12-23.

Разина Т. В. Факторная структура мотивации научной деятельности студентов // Психология обучения. 2011. № 10. С. 88-99.

Ракитина О. В. Особенности взаимодействия субъектов научно-исследовательской деятельности: бакалавриат, магистратура, аспирантура // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 177-182.

Собкин В. С., Смыслова М. М., Коломиец Ю. О. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем // Национальный психологический журнал. 2022. № 1 (45). С. 3-14.

Федорова М. А., Завьялов А. М. Психологическая компетентность научного руководителя и мотивация научной деятельности студента как условия совместной научной работы // Вестник СибАД И. 2012. № 1 (23). С. 145-149.

Хуторцова Е. Р., Поздеева Е. Г. Проблема фактора доверия в моделях научной коммуникации // Гуманитарный форум в Политехническом. Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции: В 2 т. СПб., 2023. С. 309-317.

Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 320 с.

Шипунова О. Д., Поздеева Е. Г., Евсеева Л. И. Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики // Дискурс. 2023. Т. 9, № 3. С. 18-31.

Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3-13.

Шюц А. Структура повседневного мышления // Соц Ис. 1988. № 2. С. 129137.

Kessler S. H., Schäfer M. S., Johann D., Rauhut H. Mapping mental models of science communication: how academics in Germany, Austria and Switzerland understand and practice science communication // Public understanding of science. 2022. Jan 11. P. 1-21.

COMMUNICATIONS BETWEEN STUDENTS AND ACADEMIC SUPERVISORS AS A PROJECTION OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL

SYSTEM

Elena G. Pozdeeva

PhD in Sociology, Associate professor,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

Ekaterina R. Hutortsova

Master's student

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

St Petersburg, Russia;

e-mail: [email protected]

Active scientific communication is becoming a distinctive feature of the modern educational system, allowing students to develop their communication and research skills. It also contributes to the evolution of existing scientific communication models. Identifying the characteristics of interaction between students and academic supervisors in the context of university scientific activities becomes a significant area of research. One form of scientific communication within the university is mentoring. This is supported by both pragmatic and existential motivations, and is influenced by digital technologies and the university ecosystem. The analysis of various factors in maintaining mentoring relationships highlights the important role of trust, the systemic influence of which opens up opportunities for developing and applying a set of motivational tools that support favorable conditions and promote positive interactions between students and teachers conducting scientific work at the university. Based on data from sociological surveys among Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU) students, the authors formulate a range of issues and directions for improving scientific communication at the university.

Keywords: student research activity, engagement, educational system, supervisor-student interaction, mentoring, trust.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.