КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
COMMUNICATION TRAINING EXERCISES DIALOGIC SPEECH
Л.С. Кара-оол L. Kara-ool
В работе рассматриваются теоретические основы диалога как формы речевого общения, а также роль коммуникативных упражнений в развитии умений диалогической речи.
This paper considers the theoretical foundations of dialogue as a form of speech and the role of conditionally communicative exercises in the development of skills of dialogue speech.
Ключевые слова: диалог, речевое общение, классификация, способы сочетания реплик, обучение диалогической речи, репродуктивные упражнения, коммуникативные упражнения, ситуативные упражнения, ролевые игры.
Keywords: dialogue, speech communication, classification, methods of combining phrases, training, dialogue speech, reproductive exercises, communication exercises, situational exercises, role-playing.
г) сценический диалог - речевое обще-
Диалог как форма речевого общения не дана человеку с рождения, поэтому его осваивают, как и любой вид деятельности, в процессе непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами [5: 107].
Диалогическая речь, как по содержанию, так и по языковому оформлению имеет ряд особенностей: краткость высказываний, многозначность тематики, частое переключение с одной темы на другую, недосказанность, постоянная обращенность к партнеру, обмен репликами происходит быстро, отсюда - неподготовленность и спонтанность речи.
По языковому оформлению для диалогической речи характерна использование разнообразной интонации, речевых клише, модальных слов, междометий, обращений, слов разговорного стиля, а также экстралингвистических средств общения, как мимика и жесты. Диалог отличается разнообразием неполных предложений и свободным от строгих норм синтаксическим оформлением высказываний - неоконченных предложений и слов-предложений.
Диалогическую речь классифицируют по разным признакам [1]:
1) по количеству участников:
а) диалог - непосредственное речевое общение двух лиц;
б) трилог - непосредственное речевое общение трех лиц;
в) полилог - непосредственное речевое общение нескольких лиц;
ние актеров для воплощения художественного замысла.
2) по величине:
а) диалогическое единство (минимальное диалогическое единство) - соединение реплик, принадлежащих разным собеседникам или комплексная единица диалога, представляющая собой объединение их двух и более речевых актов [2: 61];
б) микродиалог (до 5 реплик);
в) мезодиалог (около 6-15 реплик);
г) макродиалог (свыше 15 реплик).
3) по соотнесённости речевых мотивов:
а) сбалансированный диалог - спокойный разговор равноправных партнеров, при котором инициатива переходит от одного участника к другому или инициатор прослеживается, например,
- Меня зовут Орлан, а тебя?
- Айрана. А какую школу ты представляешь, Орлан?
- Гослицей.
б) афферентный диалог или диалог-расспрос - роли участников фиксированы, есть спрашивающий и отвечающий. У спрашивающего обычно определенная коммуникативная задача, например, как диалог между учителем и учеником или следователем и подозреваемым.
в) дискуссия - наиболее сложная и богатая разновидность спора на определенную тему [2: 63].
г) диалог недоразумение, например, по причине плохой слышимости:
- Шолбана, когда приехала?
- Что?
- Да, когда приехала?
4) по типу отношений между участниками общения:
а) кооперативный диалог - говорящие имеют общие цели и стремятся к психологическому единству;
б) конфликтный диалог - говорящие не совпадают по своим целям или разъединены психологически [2: 60].
5) по сфере общения:
а) диалог-ситуация социального контакта, например, в классе, в театре, в магазине, у врача и т.д.
6) диалог в ситуации неформального общения, например, на вечеринке, на улице, в спортзале.
Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство, образуемое парой реплик: реплика-стимул (инициирующая реплика) и реплика-реакция, т.е. отклик на инициативу собеседника [2: 61]. Способы сочетания реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств:
• вопрос - ответ:
- Сынок, что ты читаешь?
- Повесть «Белек» С. Сарыг-оола.
• вопрос - вопрос:
- Артыш, бабушка дома?
- А что, ее нет?
• сообщение - вопрос:
- Мы только что пришли из театра.
- А что смотрели?
• сообщение - ответное сообщение:
- Сегодня первое декабря.
- Да, первый день зимнего месяца.
• приглашение - согласие или несогласие:
- Пойдем обедать.
- Хорошо. / Спасибо, я уже пообедал.
• сообщение в форме приказа или просьбы - эмоциональная реакция:
- Шолбана, после секции забери брата из садика.
- Как всегда, а почему не Вадим?!
• просьба - сообщение:
- На обратном пути загляни в почтовый ящик.
- А я уже забрал газеты.
• сообщение - просьба:
- Сегодня мы всем классом пойдем в музей.
- Пожалуйста, будь внимательным при переходе улицы.
Самая крупная структурная единица диалогической речи - тематический макродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенных одной ситуацией общения. Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной беседы.
В методике выделяют свободные и стандартные диалоги.
В стандартных диалогах используется стереотипный языковой материал: они носят этикетный характер и обслуживают типовые ситуации с четко закрепленными ролями: врач - пациент, кассир - клиент, гид - турист, продавец - покупатель и т.д.
Свободный диалог используется во время беседы, дискуссии, интервью, где изначально общая логика развития разговора жестко не фиксируется социальными речевыми ролями.
В диалогической речи речь одного из участников зависит от речевого поведения другого, поэтому при обучении диалогической речи развивают следующие умения учащихся:
1. Задавать вопрос;
2. Ответить на вопрос собеседника;
3. На основании догадки понять общий смысл реплики собеседника;
4. Употреблять необходимые слова и выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи;
5. Выразить свое суждение по поводу реплики собеседника;
6. Выразить согласие или несогласие, благодарность, приветствие и т. п.
Система по обучению диалогической речи включает в себя две основные виды упражнений:
1) подготовительные упражнения. Они формируют материально-операционную основу говорения: лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование;
2) условно-коммуникативные упражнения. Они связаны с решением определенных коммуникативных задач, при решении которых учащиеся приобретают умения реплицировать и поддерживать двустороннюю активность.
В рамках данной работы рассмотрим некоторые виды условно-коммуникативных упражнений, которые имеют большое значение в развитии умений диалогической речи.
На практике используются следующие виды условно-коммуникативных упражнений:
- репродуктивные упражнения;
- коммуникативные (речевые) упражнения с грамматической направленностью [4].
Репродуктивные упражнения формируют мыслительные операции, обогащает знаниями, умениями и навыками составления диалогической речи. При выполнении данных упражнений обучающиеся продуцируют
Одно из главных условий: текстовый материал подбирается таким образом, чтобы обучающиеся не могли обойтись без обрабатываемого грамматического материала. Например, для завершения работы над темой «Обращение» можно рекомендовать на основе ситуации «Учитель и ученик» или «Врач и пациент» подготовить диалог с использованием распространенных и нераспространенных обращений,
соблюдая этикетные формы обращения.
Коммуникативные упражнения с грамматической направленностью, основная цель этих упражнений -формирование умений в каком-либо виде речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письменном выражении мыслей, а также умений «включиться» в речевой акт, побудить собеседника к высказыванию, регулировать его речевое поведение и т.д.
высказывание, используя введенный материал.
Задание самых простых репродуктивных упражнений - воспроизведение вопросо-ответных диалогических единиц. Основой этих упражнений может служить небольшой текст или диалог, прослушанный или прочитанный несколько раз. Обычно они выполняются с опорой на таблицы, схемы и картинки, как например,
1) схема для составления диалога:
-......?
-......?
-......!
2) таблица с учебно-речевыми ситуациями для общения
Эти упражнения составляют необходимое звено в работе над грамматическим материалом, без них грамматические навыки недостаточно совершенны, а грамматические знания не находят выхода в речь и остаются мертвым грузом в памяти обучающегося.
В методике из коммуникативных упражнений наиболее часто используются ситуативные упражнения, ролевые игры и упражнения, построенные на основе текста и наглядного материала.
Ситуативные упражнения могут быть с ограниченным языковым материалом или без ограничения, или созданы на основе картины, диафильма, изображения на фланелеграфе.
Ситуативные упражнения легко соотнести с употреблением определенного грамматического материала. Например, использование ситуации «Ремонт квартиры» дает возможность не только активизировать совместную рече-
Роли Ситуация Коммуникативное задание Вид речевого общения
Хозяева и гости Встреча гостей, знакомство Приветствие гостей, знакомство, расспросить, как они доехали, а затем поговорить об увлечениях, о семье. Диалог или связные высказывания, прерываемые вопросами
Ты и пожилой человек На улице замечаете, что пожилому человеку стало плохо Предложить помощь. Принять помощь с благодарностью. Диалог
Гид Зал музея Описать музейный экспонат так, чтобы вызвать интерес у посетителей Монолог
вую деятельность и совершен-ствовать различные речевые умения и навыки, но и отработать речевое применение конструкций красить/подкрасить, белить/подбелить, клеить/приклеить, забить/прибить - что?; ставить/ поставить/ переставить, вешать/повесить, класть/положить - куда?; стоять, висеть, лежать - где?
Ролевые игры наиболее приближены к решению реальных задач общения, они позволяют учитывать в ходе игры различного рода межличностные отношения, отстаивать точку зрения персонажа, роль которого «играет» учащийся, искать пути речевого воздействия на собеседника с учетом его социально-ролевого поведения [3].
Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятии к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения.
В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роль, исходная ситуация, ролевые действия.
Роли могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений, вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений.
Исходная ситуация - выступает как способ организации ролевой игры. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект как предмет разговора, 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта [3].
И последний компонент - ролевые действия, исполняемые участниками во время ролевой игры.
Ролевая игра также требует подготовки ролевых предписаний, реквизита, приблизительных вариантов сценария игры. Во время данных игр преподаватель может тактично вмешиваться в ход игры, направляя ее в нужное русло, используя при необходимости подсказку.
Примерная ролевая ситуация: После республиканской Олимпиады «Шаг в будущее» участники собрались в актовом зале Гослицея. Не все участники
олимпиады успели познакомиться между собой в течение дня и теперь знакомятся, расспрашивают друг друга, кто, где живет и учится, о хобби, обмениваются номерами телефонов и т.п.
Упражнения с опорой на наглядность или текст богаты разнообразием заданий:
1. Выделить из текста ключевые слова;
2. Передать основную мысль текста одним предложением;
3. Составить план текста в виде вопросительных предложений;
4. Из текста выделить слова, используемые для описания предмета;
5. Отвечать на вопросы учителя по тексту;
6. Быстро реагировать на определенные реплики;
7. Разыгрывать учебные диалоги близко к тексту;
8. Подготовить вопросы по картине;
9. Подготовить план на основе серии рисунков;
10. Подготовить диалог по картине способом сочетания реплик: вопрос -ответ и т.д.
При выполнении упражнений с опорой на наглядность эффективна работа учащихся в парах. Этот вид работы может иметь несколько вариантов:
а) беседа о любом человеке, изображенном на картинке;
б) составление диалога, который мог бы произойти между изображенными на картинке лицами.
в) составление классом рассказа по цепочке;
г) составление разговора по схеме: класс - учитель, класс - ученик, учитель -класс, что при определенной тренировке учащихся вполне достижимо.
Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый учителем диалог, которые сводятся в основном к следующему:
1. Диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;
2. Драматизация прослушанного или прочитанного текста;
3. Исполнение роли персонажа фильма или мультфильма при выключенном звуке;
4. Беседа по обсуждению прочитанного текста с подготовкой и без нее.
Все эти упражнения используются для развития умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы. Однако основная цель учителя -научить учащихся в зависимости от ситуации правильно начать диалог, задать вопрос и ответить на него как в краткой форме, так и в виде небольшого монологического высказывания, а также поддержать разговор, развить мысль собеседника и довести диалог до его логического конца.
В ходе выполнения упражнений не следует акцентировать внимание на ошибках учащихся, прерывать их. Если ученики затрудняются, лучше подсказывать подходящие слова. А грамматические, фонетические и лексические ошибки лишь указывают над чем нужно работать, что следует дополнительно объяснить. И только по окончании работы целесообразно обратить внимание учащихся на допущенные ошибки.
Как показывает практика, при положительном эмоциональном настрое условно-коммуникативные упражнения способствуют положительным измене-
ниям в речи учащихся как в качественном (разнообразие диалогических единиц, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания) отношении.
Литература:
1. Киреева З.Р. Разновидности и характеристики диалогической речи // Технология обучения иноязычному говорению (диалогическая речь, полилог) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www. bspu.ru| node| 8850
2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003.
3. Межонова В.И. Методы и приемы обучения диалогической речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.nsportal.ru | shola| inostrannye - yazyki
4. Речевые упражнения в обучении диалогической форме общения // Обучение диалогической речи на основе развития речевых взаимодействий учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.knowledge.allbest.ru | pedagogics
5. Розенталь Д.Э., Телденкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. -М.: Астрель АСТ, 2001.