Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / социализация / диагностические методики / методические рекомендации / communicative skills / socialization / diagnostic techniques / methodological recommendations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смагина Александра Владимировна

В статье рассматриваются коммуникативные умения дошкольника как фактор его социализации. Описаны результаты эмпирического исследования с применяем совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг коммуникативных умений дошкольников как фактора их социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смагина Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE SKILLS OF A PRESCHOOLER AS A FACTOR OF HIS SOCIALIZATION

The article discusses the communicative skills of a preschooler as a factor of his socialization. The results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the communicative skills of preschoolers as a factor of their socialization are described.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.4.14 ПЕДАГОГИКА

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ

А.В. Смагина Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматриваются коммуникативные умения дошкольника как фактор его социализации. Описаны результаты эмпирического исследования с применяем совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг коммуникативных умений дошкольников как фактора их социализации.

Ключевые слова: коммуникативные умения; социализация; диагностические методики; методические рекомендации

COMMUNICATIVE SKILLS OF A PRESCHOOLER AS A FACTOR OF HIS SOCIALIZATION

A.V. Smagina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article discusses the communicative skills of a preschooler as a factor of his socialization. The results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the communicative skills ofpreschoolers as a factor of their socialization are described.

Keywords: communicative skills; socialization; diagnostic techniques; methodological recommendations

Актуальность исследования содержится в проблеме развития общения дошкольников, которое является комплексной, т.к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социологии, лингвистики. Развитие общения в дошкольной организации осуществляется в разных видах деятельности детей: во время образовательного процесса, самостоятельной деятельности, в игре, а также в повседневной жизни.

Наличие большого числа исследовательских работ, посвященных проблеме развития общения детей дошкольного возраста в процессе социализации, говорит о ее актуальности в современном обществе. Согласно Федеральному государственному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам. Без развития коммуникативных навыков это сделать невозможно. Возникает противоречие между социальным заказом государства и созданием условий, необходимых для этого развития.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаро-вича. По их мнению, развитие речевой деятельности возможно в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности, т.е. в процессе социализации (Педагогика, 2015: 176).

Целью исследования является экспериментальное изучение коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Задачи исследования:

- отобрать методики исследования, исходя из цели исследования и контингента испытуемых;

- провести констатирующий эксперимент;

- проанализировать результаты исследования.

База исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе организации исследования были использованы теоретические методы - это анализ научных исследований, эмпирические методы - это проведение диагностики по проблеме исследования тестирование и опрос.

Для диагностики уровня коммуникативного развития детей дошкольного возраста была использована Методика «Мой друг».

Цель методики: изучение представлений о сверстнике и эмоционального отношения к нему.

Обработка результатов исследования проводится подсчетом характеристик, данных ребенком, по соответствующим критериям.

Для изучения познавательного компонента образа сверстника была использована Методика «Проблемные ситуации».

Цель: изучение познавательного компонента образа сверстника.

На основе анализа ответов детей по предложенным критериям выделяются три уровня сформированности познавательного аспекта.

Так же был использован Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина). Цель: определение эмпатических реакций и поведения. В протоколе фиксируется проявление эмпатических реакций и поведения детей. На основании количественной интерпретации результатов выявляется степень соответствия каждого ребенка описанным формам поведения.

В дополнение была заполнена Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Цель: выявить проявления коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений.

После проведения диагностики по методике «Мой друг» были получены следующие результаты:

Уровень коммуникативного развития, %

27 50

23

Высокий Средний Низкий

■ уровень коммуникативного развития

Рис.1. Результаты диагностики уровня коммуникативного развития у дошкольников по «Мой друг»

82

Анализ результатов исследования показал, что для 8 (27%) дошкольников характерен высокий уровень коммуникативного развития. Такие дети легко и непринужденно вступают в контакт со сверстниками, как правило неконфликтны. Такие дети приветливы, легко находят общий язык, устанавливают кратковременный и долговременный вербальный контакт. В целом ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

Средний уровень коммуникативного развития свойственен для 15 (50%) детей. К таким детям относится половина исследуемой группы. Для них характерны избирательные, ровные отношения с другими детьми. Знают правила культуры общения, но пользуются ими ситуативно. Периодически вступают в конфликты, но для их разрешения обращаются за помощью к взрослым, стараются разрешить их мирным путем.

Низкий уровень коммуникативного развития преобладает у 7 (23%) дошкольников. Это свидетельствует об избирательных, часто негативных взаимоотношений со сверстниками. Такие дошкольники характеризуются неумением здороваться и прощаться, обращаться к сверстникам по имени, а взрослым по имени и отчеству. Перебивают говорящего, вежливые слова практически не употребляют.

В целом по результатам диагностики по методике «Мой друг» наблюдается высокий и средний уровень коммуникативного развития, что говорит о сформи-рованности данного навыка о старших дошкольников.

После проведения исследования коммуникативной компетенции дошкольников по методике «Проблемные ситуации» были получены следующие результаты:

Рис.2. Уровень развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников

По результатам проведенной диагностики, для 6 (20%) воспитанников группы характерен высокий уровень развития коммуникативных компетенций. Это проявляется в умении дошкольников вести диалог со взрослыми и сверстниками, слушают и слышат говорящего, не перебивают. Возникающие конфликтные ситуации решают конструктивно.

Средний уровень коммуникативных компетенций свойственен для 19 (63%) детей. Такие показатели указывают на умение вести беседу со взрослыми и сверстниками, но иногда в процессе общения дети испытывают затруднения и обра-

щаются за помощью к взрослому. В целом доброжелательны, но не всегда могут самостоятельно решить конфликтные ситуации.

Для 5 (17%) воспитанников характерен низкий уровень развития коммуникативных компетенций. Это проявляется в неумении вести диалог со сверстниками и взрослыми, неадекватном реагировании на замечания.

Результаты проявлений эмпатических реакций у дошкольников (данные переведены в проценты):

Рис. 3. Результаты проявлений эмпатических реакций у дошкольников

18 человек (60%) характеризуются гуманистическим типом эмпатии -дети данной категории часто проявляют интерес к состояниям окружающих, также проявляют эмоциональные реакции и идентифицируются с другим, 6 детей (20%) показали проявление эгоцентрической формы эмпатии, 6 детей (20%) отмечены смешанным типом эмпатии. Результаты сформирован -ности коммуникативных способностей у дошкольников (данные переведены в проценты):

Рис. 4. Результаты сформированности коммуникативных качеств у дошкольников

(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

В итоге дети распределились следующим образом:

- высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений отмечены 4 (13,3%) детей;

- средний уровень сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений выявлен у доминирующего количества детей - 17 человек (56,7%);

- низким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений характеризуются 9 (30%) детей.

Общий анализ результатов диагностики показал, что в целом в группе детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности коммуникативных умений развит достаточно хорошо. Речевые навыки сформированы в соответствии с возрастными особенностями.

На основе полученных результатов можно предложить ряд мер, которые помогут повысить уровень коммуникативного развития дошкольников. Например, проведение специальных занятий по развитию коммуникативных навыков, использование игр и ролевых игр для практики коммуникативных умений, организация групповых занятий, нацеленных на развитие коммуникативных навыков и т.д. (Социальная психология, 2017: 96). Также следует отметить, что результаты исследования могут быть полезны не только для педагогов и родителей дошкольников, но и для специалистов в области психологии и педагогики, которые занимаются проблемами развития ребенка.

Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению, а коммуникативная среда выступает важным средством усвоения социального опыта, навыков социальной адаптации.

В исследовании коммуникативного развития приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Группа детей характеризуется как доброжелательный, сплоченный коллектив. Возникающие периодически конфликты решаются в основном конструктивно, при помощи педагога.

Исследование проводилось по методикам «Мой друг», «Проблемные ситуации» целью которых является изучение познавательного компонента образа сверстника и эмоционального отношения к нему. В результате исследования выяснилось, что большинство детей имеют высокий и средний уровни коммуникативного развития. Это говорит о сформированности данного навыка у старших дошкольников. Дети умеют вступать в диалог, вести беседу, в целом ровные отношения со сверстниками.

Для повышения эффективности развития коммуникативных навыков педагогам необходимо создавать условия для мотивации детей к конструктивному общению, расширению словарного запаса и связной речи. Для этого необходимо организовывать игры-драматизации, сюжетные игры, чтение, произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед-й (2015) / Сласте-нин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; М.: Академия, 576 с.

Социальная психология. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов (2017) / Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е.и др.; М., 431 с.

Смагина Александра Владимировна, обучающаяся 3-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-7459. Эл. адрес: [email protected]

SmaginaAlexandra Vladimirovna, a student of the 3rd year of the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]

Для цитирования:

Смагина А.В. Коммуникативные умения дошкольника как фактор его социализации. 2023. № 4. С. 81-86. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.