DOI: 10.17805/trudy.2023.4.14 ПЕДАГОГИКА
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ
А.В. Смагина Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются коммуникативные умения дошкольника как фактор его социализации. Описаны результаты эмпирического исследования с применяем совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг коммуникативных умений дошкольников как фактора их социализации.
Ключевые слова: коммуникативные умения; социализация; диагностические методики; методические рекомендации
COMMUNICATIVE SKILLS OF A PRESCHOOLER AS A FACTOR OF HIS SOCIALIZATION
A.V. Smagina Moscow University for the Humanities
Abstract: The article discusses the communicative skills of a preschooler as a factor of his socialization. The results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the communicative skills ofpreschoolers as a factor of their socialization are described.
Keywords: communicative skills; socialization; diagnostic techniques; methodological recommendations
Актуальность исследования содержится в проблеме развития общения дошкольников, которое является комплексной, т.к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социологии, лингвистики. Развитие общения в дошкольной организации осуществляется в разных видах деятельности детей: во время образовательного процесса, самостоятельной деятельности, в игре, а также в повседневной жизни.
Наличие большого числа исследовательских работ, посвященных проблеме развития общения детей дошкольного возраста в процессе социализации, говорит о ее актуальности в современном обществе. Согласно Федеральному государственному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам. Без развития коммуникативных навыков это сделать невозможно. Возникает противоречие между социальным заказом государства и созданием условий, необходимых для этого развития.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаро-вича. По их мнению, развитие речевой деятельности возможно в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности, т.е. в процессе социализации (Педагогика, 2015: 176).
Целью исследования является экспериментальное изучение коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
- отобрать методики исследования, исходя из цели исследования и контингента испытуемых;
- провести констатирующий эксперимент;
- проанализировать результаты исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
В ходе организации исследования были использованы теоретические методы - это анализ научных исследований, эмпирические методы - это проведение диагностики по проблеме исследования тестирование и опрос.
Для диагностики уровня коммуникативного развития детей дошкольного возраста была использована Методика «Мой друг».
Цель методики: изучение представлений о сверстнике и эмоционального отношения к нему.
Обработка результатов исследования проводится подсчетом характеристик, данных ребенком, по соответствующим критериям.
Для изучения познавательного компонента образа сверстника была использована Методика «Проблемные ситуации».
Цель: изучение познавательного компонента образа сверстника.
На основе анализа ответов детей по предложенным критериям выделяются три уровня сформированности познавательного аспекта.
Так же был использован Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина). Цель: определение эмпатических реакций и поведения. В протоколе фиксируется проявление эмпатических реакций и поведения детей. На основании количественной интерпретации результатов выявляется степень соответствия каждого ребенка описанным формам поведения.
В дополнение была заполнена Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Цель: выявить проявления коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений.
После проведения диагностики по методике «Мой друг» были получены следующие результаты:
Уровень коммуникативного развития, %
27 50
23
Высокий Средний Низкий
■ уровень коммуникативного развития
Рис.1. Результаты диагностики уровня коммуникативного развития у дошкольников по «Мой друг»
82
Анализ результатов исследования показал, что для 8 (27%) дошкольников характерен высокий уровень коммуникативного развития. Такие дети легко и непринужденно вступают в контакт со сверстниками, как правило неконфликтны. Такие дети приветливы, легко находят общий язык, устанавливают кратковременный и долговременный вербальный контакт. В целом ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.
Средний уровень коммуникативного развития свойственен для 15 (50%) детей. К таким детям относится половина исследуемой группы. Для них характерны избирательные, ровные отношения с другими детьми. Знают правила культуры общения, но пользуются ими ситуативно. Периодически вступают в конфликты, но для их разрешения обращаются за помощью к взрослым, стараются разрешить их мирным путем.
Низкий уровень коммуникативного развития преобладает у 7 (23%) дошкольников. Это свидетельствует об избирательных, часто негативных взаимоотношений со сверстниками. Такие дошкольники характеризуются неумением здороваться и прощаться, обращаться к сверстникам по имени, а взрослым по имени и отчеству. Перебивают говорящего, вежливые слова практически не употребляют.
В целом по результатам диагностики по методике «Мой друг» наблюдается высокий и средний уровень коммуникативного развития, что говорит о сформи-рованности данного навыка о старших дошкольников.
После проведения исследования коммуникативной компетенции дошкольников по методике «Проблемные ситуации» были получены следующие результаты:
Рис.2. Уровень развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников
По результатам проведенной диагностики, для 6 (20%) воспитанников группы характерен высокий уровень развития коммуникативных компетенций. Это проявляется в умении дошкольников вести диалог со взрослыми и сверстниками, слушают и слышат говорящего, не перебивают. Возникающие конфликтные ситуации решают конструктивно.
Средний уровень коммуникативных компетенций свойственен для 19 (63%) детей. Такие показатели указывают на умение вести беседу со взрослыми и сверстниками, но иногда в процессе общения дети испытывают затруднения и обра-
щаются за помощью к взрослому. В целом доброжелательны, но не всегда могут самостоятельно решить конфликтные ситуации.
Для 5 (17%) воспитанников характерен низкий уровень развития коммуникативных компетенций. Это проявляется в неумении вести диалог со сверстниками и взрослыми, неадекватном реагировании на замечания.
Результаты проявлений эмпатических реакций у дошкольников (данные переведены в проценты):
Рис. 3. Результаты проявлений эмпатических реакций у дошкольников
18 человек (60%) характеризуются гуманистическим типом эмпатии -дети данной категории часто проявляют интерес к состояниям окружающих, также проявляют эмоциональные реакции и идентифицируются с другим, 6 детей (20%) показали проявление эгоцентрической формы эмпатии, 6 детей (20%) отмечены смешанным типом эмпатии. Результаты сформирован -ности коммуникативных способностей у дошкольников (данные переведены в проценты):
Рис. 4. Результаты сформированности коммуникативных качеств у дошкольников
(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
В итоге дети распределились следующим образом:
- высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений отмечены 4 (13,3%) детей;
- средний уровень сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений выявлен у доминирующего количества детей - 17 человек (56,7%);
- низким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений характеризуются 9 (30%) детей.
Общий анализ результатов диагностики показал, что в целом в группе детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности коммуникативных умений развит достаточно хорошо. Речевые навыки сформированы в соответствии с возрастными особенностями.
На основе полученных результатов можно предложить ряд мер, которые помогут повысить уровень коммуникативного развития дошкольников. Например, проведение специальных занятий по развитию коммуникативных навыков, использование игр и ролевых игр для практики коммуникативных умений, организация групповых занятий, нацеленных на развитие коммуникативных навыков и т.д. (Социальная психология, 2017: 96). Также следует отметить, что результаты исследования могут быть полезны не только для педагогов и родителей дошкольников, но и для специалистов в области психологии и педагогики, которые занимаются проблемами развития ребенка.
Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению, а коммуникативная среда выступает важным средством усвоения социального опыта, навыков социальной адаптации.
В исследовании коммуникативного развития приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Группа детей характеризуется как доброжелательный, сплоченный коллектив. Возникающие периодически конфликты решаются в основном конструктивно, при помощи педагога.
Исследование проводилось по методикам «Мой друг», «Проблемные ситуации» целью которых является изучение познавательного компонента образа сверстника и эмоционального отношения к нему. В результате исследования выяснилось, что большинство детей имеют высокий и средний уровни коммуникативного развития. Это говорит о сформированности данного навыка у старших дошкольников. Дети умеют вступать в диалог, вести беседу, в целом ровные отношения со сверстниками.
Для повышения эффективности развития коммуникативных навыков педагогам необходимо создавать условия для мотивации детей к конструктивному общению, расширению словарного запаса и связной речи. Для этого необходимо организовывать игры-драматизации, сюжетные игры, чтение, произведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед-й (2015) / Сласте-нин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; М.: Академия, 576 с.
Социальная психология. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов (2017) / Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е.и др.; М., 431 с.
Смагина Александра Владимировна, обучающаяся 3-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-7459. Эл. адрес: [email protected]
SmaginaAlexandra Vladimirovna, a student of the 3rd year of the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Смагина А.В. Коммуникативные умения дошкольника как фактор его социализации. 2023. № 4. С. 81-86. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.14