Научная статья на тему 'Коммуникативные умения будущих инженеров с позиции целостного подхода'

Коммуникативные умения будущих инженеров с позиции целостного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыданова Е. Н.

Раскрывается место коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности инженера. Выделены ключевые коммуникативные умения, описаны уровни их сформированности в системе взаимоотношений «инженер рабочий» и «инженер-инженер». Формулируются рекомендации по коррекции содержания и методов подготовки инженеров с учетом необходимости формирования коммуникативных умений специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные умения будущих инженеров с позиции целостного подхода»

Знание и использование вышеперечисленных факторов являются одним из условий достижения эффективности учебно-воспитательного процесса, преодоления психологических барьеров. К числу наиболее существенных можно отнести активные методы обучения, приемы психической саморегуляции и аттракции, эмпатию, рефлексию, что не исключает комплексного использования и других педагогических средств, способствующих преодолению барьеров и целостному развитию студентов.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Брудный, В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза / В.И. Брудный. М.: Отдел научн. информации, 1975. 11 с.

3. Вербицкая, Т.И. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Вербицкая. Калининград, 2003. 13 с.

4. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Лин-гвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Рус. язык, 1976. с. 157.

5. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. М.: Аспект Пресс, 1996. 207 с.

6. Парыгин, Б.Д. Психологический барьер и его природа / Б.Д. Парыгин // Социальная психология и философия. Л., 1975. Вып.3. 191с.

7. Певзнер, М.Н. Билингвальное образование в контексте

мирового опыта (на примере Германии): монография / М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин. Новгород, 1999. 94 с.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

9. Фомина, Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: Интериоризация профессиональных ценностей: автореф. дис. ... д-ра соц. Наук / Т.К. Фомина. Волгоград, 2004. 23 с.

10. Шакуров, Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопр. психологии. 2001. №1. С. 3—18.

Е.Н. Рыданова (Волгоград)

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПОЗИЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА

Раскрывается место коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности инженера. Выделены ключевые коммуникативные умения, описаны уровни их сформированности в системе взаимоотношений «инженер - рабочий» и «инженер-инженер». Формулируются рекомендации по коррекции содержания и методов подготовки инженеров с учетом необходимости формирования коммуникативных умений специалиста.

С повышением значимости инженерного труда растет уровень требований, предъявляемых к специалисту. Среди многих требований все очевиднее актуальность формирования у будущих инженеров коммуникативных умений. Практика убедительно доказывает, что в полной мере владеть коммуникативными умениями - значит в немалой степени заранее определить успех в своей профессиональной деятельности. Владение только специальными знаниями уже не является достататочным условием для реализации себя в профессии.

Студенты технического университета, как показал проведенный нами анализ, к процессу овладения профессией и восприятию ее с точки зрения коммуникативных умений не готовы. Должно произойти переосмысление причин, мотивов и целей, ведущих к соответствующему изменению образа будущего инженера в профессиональном инженерном самоопределении.

Инженерная деятельность, представляемая нами как взаимодействие, может быть рассмотрена в виде цепочки производственных отношений, где проявляется «феномен связи, воздействия, перехода и развития различных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты» (1. С. 305). Умение ясно и четко формулировать инженерно-технические задачи, способность аргументированно обосновывать их, находить коллективные решения в проблемных профессиональных ситуациях, грамотно оформлять документацию, а также содержательная, грамотная, правильно выстроенная речь

© Рыданова Е. Н., 2006

должны стать отличительной особенностью современного технического специалиста. Это в значительной степени поможет правильно выстроить систему общения в производственных условиях между коллегами, а также между инженером и рабочим.

Коммуникативная деятельность специалиста предполагает владение широким спектром умений. Из общего контекста характеристик мы выбрали ряд ключевых умений, наиболее влияющих на успешность профессиональной деятельности инженера в целом:

- умение и способность ясно, доходчиво и терпеливо разъяснять свою позицию;

- толерантность (как терпимость к иному), стремление и желание понять позицию другого и, в случае необходимости, принять ее;

- умение перспективно мыслить, прогнозировать и предвидеть;

- перманентная рефлексия как непрерывный самоанализ успешности осуществляемых профессиональных коммуникаций, профессионального общения;

- стремление к непрерывному профессионально ориентированному саморазвитию.

Выделенные умения взаимосвязаны, их развитие носит динамический характер. Изменения происходят на различных уровнях сформированности коммуникативных умений. Понятие «уровень» является показателем целостности и системности и отражает диалектический характер процесса развития. Толковый словарь, определяющий развитие как процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному, от низшего к высшему, дает нам объяснение наличию уровней.

Вопросы уровней развития качеств личности рассматривались в трудах многих исследователей (В.Н. Мясищев, В.И. Да-нильчук, В.С. Ильин, В.В. Сериков,

Н.К. Сергеев, Е.А. Крюкова и др.). Опираясь на сложившиеся в этих работах подходы, мы руководствовались следующим положением: «качественное формирование и развитие умений более высокого уровня невозможно без освоения предыдущих» [2]. Естественно, что прежде, чем умения достигнут высокого уровня, они должны пройти длительный и сложный путь развития. Требуемый уровень можно выразить через систему параметров, в которых отражены, на наш взгляд, не столько неустойчивые приобретения опыта, сколько

более прочные и медленно изменяемые образования.

Исходя из определения развития как устойчивого изменения качественного состояния системы, обусловливающего переход к новому уровню целостности [3], мы выделили уровни сформированности коммуникативных умений будущего ин-женера-строителя.

Так, инженер по роду своей деятельности может выступать по отношению с подчиненным рабочим в роли руководителя, по отношению к другим инженерам он - коллега. Согласно этим ролевым функциям целесообразно, на наш взгляд, распределить коммуникативные умения будущего инженера следующим образом (См. табл. 1, 2).

Согласно этим представлениям, можно определить следующие обобщенные характеристики профессиональной деятельности инженера в системе взаимоотношений «инженер - рабочий»:

• Низкий уровень характеризуется противоречивостью и неопределенностью информации, поступающей от инженера к рабочим, что вызывает напряженность. Рабочие не получают четко обозначенного задания, объема работ для выполнения, инструктаж формален и не регулярен. Инженер использует вербальную информацию без учета уровня самооценки рабочего, широты его опыта, особенностей его характера и типа личности.

• Средний уровень дает возможность инженеру влиять на поведение рабочих, используя методы убеждения, создания новых установок и перспектив, поощрения и награждения.

• Высокий уровень определяет инженера как непосредственного лидера в среде рабочих. Рабочие осознают себя коллективом и чувствуют себя комфортно на рабочем месте.

Для системы взаимоотношений «инженер - инженер» выделяем следующие характеристики.

• Коммуникативные умения низкого уровня развития не позволяют инженеру грамотно вести дискуссии, пользоваться правилами аргументации и убеждения; как следствие - возникновение недоверия к партнеру и сомнения в его компетентности.

• Коммуникативные умения среднего уровня развития позволяют инженеру реагировать на поведение коллеги, быть гиб-

Таблица 1

Коммуникативные умения в системе взаимоотношений «инженер-рабочий»

Признаки Умения на уровне

низком среднем высоком

Грамотное владение профессиональной речью (умение использовать коммуникативные функции языка (просьба, совет, убеждение, извинение, наставление и т.д) Сбивчивая речь с использованием терминов, не понятных рабочим. Не задается вопросом: понятно ли все подчиненным Донесение информации, как правило, без получения сигналов обратной связи Обеспечение полного понимания себя собеседником за счет разнообразных сигналов обратной связи

Владение способами невербальной коммуникации (языком жестов, мимикой, движением) Донесение информации до рабочих монотонно, без использования нужных повторов, рас-ставления акцентов на особо важных местах Слабое использование языка жестов, интонации и мимики для эмоционального донесения информации до рабочих Обеспечение полного внимания к себе, и, как следствие, качественное донесение задания до рабочих с помощью интонации, жестов и мимики

Умение прогнозировать производственную ситуацию (сбор, переработка и передача информации), предвидение результата, целеполагание Недостаточное умение и нежелание организовывать производственный процесс с учетом «человеческого фактора» Умение и ситуативное желание организовывать производственный процесс с учетом «человеческого фактора» Обеспечение во всех ситуациях качественной работы производства, с учетом т.н. «человеческого фактора»

Владение языком знаковых систем (чертежа, схемы, технического документа) Неправильное считывание информации с чертежа и, как следствие, неверное донесение ее до рабочих Донесение информации до исполнителей в сжатом виде, что оставляет место для сомнений в важности и качестве выполняемой работы Полное владение информационной культурой чертежах в схемах. Донесение до рабочих важности соблюдения требований технического документа

Умение прогнозировать конфликтную производственную ситуацию в зависимости от личностных качеств исполнителей Конфликтная ситуация неподконтрольна, решить ее без вмешательства извне не представляется возможным Допускается возникновение конфликтных ситуаций, но решение принимается на уровне «инженер - рабочий» Полное владение ситуацией, с исключением межличностных конфликтов

ким в словах, мышлении, восприятии и поведении, осуществлять консультирование, быть готовымпомочь сотрудникам в решении производственных проблем.

• Коммуникативные умения высокого уровня развития позволяют инженеру достигать согласия в установлении приоритетной цели, вести совместный поиск новых идей, перспективных методов работы.

Вышеуказанное предполагает серьезные коррективы в содержании и технологиях подготовки инженера. Включение в

содержание подготовки специальных тренингов, новых учебных дисциплин и практикумов бывает трудно реализуемо из-за дефицита учебного времени и не всегда целесообразно ввиду оторванности от предметного инженерного содержания. Поэтому основной путь - это придание соответствующей направленности (на формирование необходимого коммуникативно -го опыта, знаний и умений) преподаванию всех дисциплин, предусмотренных стандартами инженерной подготовки.

Таблица 2

Коммуникативные умения в системе взаимоотношений «инженер — инженер»

Признаки Умения на уровне

низком среднем высоком

Базовые инженерные умения Не всегда способен объяснить суть принимаемых профессиональных решений, слабое владение техническим языком, недостаточное умение пользоваться справочниками и технической литературой Умение объяснить и решить производственную задачу Умение самостоятельно анализировать, и отбирать необходимую информацию, использование информационных технологий

Умение оперативно мыслить и ориентироваться в производственной ситуации Передача задач и прав исполнителю, который принимает ответственность за их выполнение на себя Умение комбинировать информацию, полученную из разных источников Умение прогнозировать производственную ситуацию, планировать и распределять работу

Способность к достижению взаимопонимания Эпизодическое вербальное взаимодействие с использованием словесного устного и письменного материала Эмпатия (понимание состояния другого человека), доброжелательность Умение вести дискуссии, фасцинация (специально организованное «обрамление высказывания» в целях повышения ее эффективности

Умение работать в команде Принятие автономных решений без непосредственного взаимодействия с группой, влияние на других членов группы, потребность занимать лидерские позиции. Умение использовать логическую аргументацию для убеждения собеседника Недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, использование компромиссов

Традиционная методика освоения учебных дисциплин станет более эффективной, если будет предполагать выполнение студентом системы учебных проектов, ориентированных не только на овладение знаниями предметной области, но и на выработку способности аргументировать свои мысли, стремление и желание понять позицию другого, толерантность, умение прогнозировать и перспективно мыслить, непрерывный самоанализ и саморазвитие.

Литература

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М., Логос. 2002.

2. Сергеев, Н.К. О категории связи и ее применении в исследовании педагогического процесса / Н.К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981г.

3. Философский энциклопедический сло-варь.М.: Политиздат,1983. 840 с.

М.В. Голенко (Волгоград)

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Рассматривается проблема профессиональной социализации выпускников вузов.

В качестве одного из наиболее действенных ее факторов характеризуется мотивация учебной деятельности на завершающих этапах профессиональной подготовки, все чаще совпадающих с началом профессиональной деятельности специалиста. Анализируются данные опроса среди студентов.

В связи с преобразованиями, происходящими в нашем обществе, особенно актуальна проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных к проявлению современного, более осознанного и ответственного отношения к профессиональной деятельности. Этого тре-

© Голенко М. В., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.