Научная статья на тему 'Этапы формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания'

Этапы формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / COMMUNICATIVE SKILLS / SERVICES SECTOR SPECIALISTS / STAGES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Галкина Елена Николаевна

Приведена структура коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания, включающая: диалогово-речевые, информационно-тех­нологические, аудиоконтактные, аналитико-управленческие, оценочно-реф­лексивные группы умений. Рассмотрены этапы их формирования: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, профессионально-деятельност­ный, оценочно-рефлексивный. Приведены результаты формирования коммуникативных умений, полученные в процессе критериально-диагностической оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Галкина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION STAGES OF SERVICE SPECIALIST’S COMMUNICATIVE SKILLS

The article describes a structure of communicative skills including as follows: dialogue and speech, information and technological, audio-contact, analyst-administrative, estimated and reflective. The authors also consider the stages of formation of communicative skills of service sector specialists: motivational and target, cognitive activity, professional activity, estimated and reflective. The work adduces the results of formation of communicative skills obtained in the course of a criterion-diagnostic assessment.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания»

УДК 377.5

А. А. Толстенева, Е. Н. Галкина

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация. Приведена структура коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания, включающая: диалогово-речевые, информационно-технологические, аудиоконтактные, аналитико-управленческие, оценочно-рефлексивные группы умений. Рассмотрены этапы их формирования: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, профессионально-деятельностный, оценочно-рефлексивный. Приведены результаты формирования коммуникативных умений, полученные в процессе критериально-диагностической оценки.

Ключевые слова: коммуникативные умения, специалисты сферы обслуживания, этапы формирования коммуникативных умений.

A. A. Tolsteneva, E. N. Galkina

FORMATION STAGES OF SERVICE SPECIALIST’S COMMUNICATIVE SKILLS

Abstract. The article describes a structure of communicative skills including as follows: dialogue and speech, information and technological, audio-contact, analyst-administrative, estimated and reflective. The authors also consider the stages of formation of communicative skills of service sector specialists: motivational and target, cognitive activity, professional activity, estimated and reflective. The work adduces the results of formation of communicative skills obtained in the course of a criterion-diagnostic assessment.

Key words: communicative skills, services sector specialists, stages of formation of communicative skills.

На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования, которые затрагивают все сферы деятельности человека. Рыночные отношения стимулируют потребность в высококвалифицированных специалистах.

Подготовкой специалистов среднего звена занимается система профессионального образования. Одним из направлений профессиональной подготовки специалистов является сфера обслуживания. К специалистам сферы обслуживания относятся люди следующих областей деятельности: жилищно-коммунальной, страховой, торговой, туристической, сферы индустрии питания и др.

Специалисты сферы обслуживания - это работники, деятельность которых связана с процессом коммуникации. Поэтому в процессе обучения таких специалистов необходимо уделить внимание процессу формирования коммуникативных умений.

Коммуникативные умения специалистов сферы обслуживания - это составляющая профессиональных умений, совокупность осознанных, целенаправленных, освоенных, умственных и практических действий на основе продуктивного применения знаний о профессиональной деятельности специалистов сферы обслуживания, функций и структуры общения, основных техник коммуникации, обеспечивающих реализацию следующих видов дея-

тельности: организация питания, организация обслуживания, маркетинговая деятельность, контроль качества продукции и услуг, выполнение работ по рабочим профессиям и должностям служащих в организациях общественного питания.

Структура коммуникативных умений включает в себя: диалогово-речевые, информационно-технологические, аудиоконтактные, аналитико-управ-ленческие, оценочно-рефлексивные умения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений у различных специалистов сферы обслуживания исследовалась в работах Н. В. Паркиной [1], З. И. Павицкой [2], Е. Н. Рыдановой [3] и других, однако вопросы формирования коммуникативных умений у будущих специалистов индустрии питания рассмотрены не достаточно полно, в то время как к таким специалистам предъявляются высокие требования.

Процесс формирования коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания включает в себя несколько этапов: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, профессионально-деятельностный, оценочно-рефлексивный (рис. 1).

Мотивационноцелевой этап

Профессионально-

деятельностный

этап

Когнитивно-

деятельностный

Оценочно-

рефлексивный

Развитие мотивации к формированию коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания

Формирование основных техник общения, решения конфликтных ситуаций

Применение сформированных умений в условиях профессиональной деятельности

Оценка и самооценка сформированности коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания

При изучении факультативов и общеобразовательных дисциплин: «Введение в специальность»; при мастер-классах студентов старших курсов, при изучении общеобразовательных дисциплин: «Русский язык», «Иностранный язык», «Естествознание» и др.

При изучении дисциплин:«Сфера профессиональной коммуникации», «Психология и этика деловых отношений», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», «Организация обслуживания в организациях общественного питания», «Контроль качества продукции и услуг общественного питания» и др.

Участие и проведение студентами мастер-классов, прохождение практики в ресторанах, кафе, клубах города Н. Новгорода и Нижегородской области, социальное партнерство с ассоциацией рестораторов и отельеров

Решение проблемных ситуаций, предлагаемых при изучении курса «Сферы профессиональной коммуникации», характеристики с производств, обеспечение трудоустройства

Рис. 1. Этапы формирования коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания

Мотивационно-целевой этап обеспечивает развитие мотивации к формированию коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания через знакомство студентов с особенностями будущей профессиональной деятельности, развитие потребностей к коммуникации; это этап предварительного ознакомления с системой формирования коммуникативных умений.

На когнитивно-деятельностном этапе осуществлялся процесс изучения и применения в учебном процессе техник коммуникации.

Курс «Сфера профессиональной коммуникации» позволяет студентам изучить основы техник коммуникации и особенности общения специалистов сферы обслуживания.

Структура курса включает:

- понятие профессиональной коммуникации;

- особенности профессионального общения специалистов сферы обслуживания;

- профессиональную коммуникацию в трудовом коллективе;

- способы решения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

В большую часть курса введены практические занятия, представляющие собой решение проблемных ситуаций, участие в тренингах и выполнение практических работ; методическое обеспечение состоит из рабочей программы курса «Сфера профессиональной коммуникации» и системы индивидуальных заданий, направленных на решение конфликтных ситуаций между начальником и подчиненным, на разработку алгоритма ведения беседы с работниками, нарушающими трудовую дисциплину, с клиентами, которым требуется помощь менеджера.

Формирование коммуникативных умений происходит на теоретических занятиях при изучении общеобразовательных дисциплин на первом и втором курсах и общепрофессиональных или специальных дисциплин на втором курсе («Психология и этика деловых отношений», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации и др.).

На профессионально-деятельностном этапе происходит формирование коммуникативных умений в условиях профессиональной деятельности, созданной и восстребованной предприятиями - социальными партнерами. Деятельность реализуется через участие в мастер-классах, тренингах и при прохождении практики [4].

На оценочно-рефлексивном этапе осуществляются оценка и самооценка сформированности коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания, который включает в себя выполнение заданий и упражнений на теоретических, производственных занятиях, во время внеаудиторной работы, а также показывает возможности реализации в профессиональной деятельности.

Формирование и оценка коммуникативных умений у студентов происходят при изучении конкретных дисциплин (табл. 1).

С целью оценки сформированности коммуникативных умений будущих специалистов сферы обслуживания в исследовании выделены три уровня сформированности: высокий, средний, базовый.

Перечисленные уровни включают в себя следующие показатели:

- высокий уровень: постоянная мотивация к процессу формирования коммуникативных умений; владение всеми видами коммуникативных умений

при решении проблемных задач; на практике коммуникативные умения реализуются осознанно, самостоятельно и без ошибок; объективная самооценка уровня сформированности всех видов коммуникативных умений;

- средний: слабо выраженная мотивация к процессу формирования коммуникативных умений; поверхностное понимание сущности процесса коммуникации; несистемное владение коммуникативными умениями (только в процессе учебной деятельности); объективная самооценка уровня сформи-рованности отдельных видов коммуникативных умений;

- базовый: несистемная мотивация к процессу формирования коммуникативных умений; владение отдельными видами или частичное владение всеми видами коммуникативных умений; на практике коммуникативные умения реализуются неосознанно, с ошибками; неспособность объективно оценить уровень сформированности коммуникативных умений.

Таблица 1

Соотнесение вида коммуникативного умения к дисциплинам, на которых они формируются

Вид коммуникативного умения Дисциплины, на которых происходит формирование коммуникативного умения

Диалогово-речевые (умение правильно строить письменную и устную речь, грамотно строить диалог с персоналом, тактично беседовать с клиентом и др.) «Русский язык и культура речи», «Психология и этика деловых отношений», «Сфера профессиональной коммуникации», «Введение в специальность»

Информационно-технологические (умение преподносить персоналу информацию об организации работ по обслуживанию клиентов, о работе производства, о контроле соблюдения технологического процесса производства и др.) «Сфера профессиональной коммуникации», «Организация обслуживания в организациях общественного питания», «Контроль качества продукции и услуг общественного питания», «Маркетинг в организациях общественного питания», «Иностранный язык в профессиональной коммуникации»

Аудиоконтактные (умение выслушать клиента, оценить качество обслуживания и предложения по его повышению и др.) Общеобразовательные дисциплины («Русский язык», «Литература», «Естествознание» и др.), «Сфера профессиональной коммуникации», «Психология и этика деловых отношений»

Аналитико-управленческие (умение анализировать производственные ситуации, регулировать производственные конфликты, устанавливать доверительный контакт с персоналом и клиентами и др.) «Психология и этика деловых отношений», «Сфера профессиональной коммуникации»

Оценочно-рефлексивные (умение оценить ответную реакцию собеседника, контролировать эффективность общения на основе установления обратной связи, корректировать техники общения и др.) «Психология и этика деловых отношений», «Сфера профессиональной коммуникации»

Humanities. Pedagogy 161

80 % -

70%

50%

30%

20%

10%

высокий | средний | базовый диалогово-речевые

высокий | средний | базовый

ин фор мационно -технологичес кие

высокий | средний базовый аудиоконтактные

высокий | средний | базовый аналитико-управленческие

высокий | средний | базовый

оценочно-рефлекс ивны е умения

30,17 °

72,42

27,59 °/

72,41 (

Этап конечный 30,17®

32,76% 31,89 Я

30,18% 31,03°,

33,63 % 32,76 °,

Рис. 2. Результаты уровня сформированности видов коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания в экспериментальной группе

■ Этап начальный

■ Этап конечный

№ 1 (25), 2013 Гуманитарные науки. Педагогика

162 University proceedings. Volga region

80 c

70'

60'

50'

40'

30'

20'

10'

a

высокий | средний | базовый д иало гово -речевые

высокий | средний | базовый

информационно-технологические

высокий | средний | базовый аудиоконтактные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий | средний | базовый

аналитико-_______управленчес кие_______

высокий | средний | базовый

о ценочно -р е флек сивны е умения

Этап начальный

0%

30,17%

69,83 %

0%

27,59 %

0%

27,59 %

72,41 %

0%

25,86 %

73,28 %

Этап конечный

31,90%

11,20%

30,17%

58,63 %

12,06 %

29,31 %

26,72 %

62,94 %

13,79%

Рис. 3. Результаты уровня сформированное™ видов коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания в контрольной группе

■ Этап начальный

■ Этап конечный

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Результаты сформированности видов коммуникативных умений были получены при проведении педагогического эксперимента на базе Института пищевых технологий - Нижегородского филиала ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт», уровень сформированности был определен у 116 студентов, обучающихся по специальности «Организация обслуживания в общественном питании», с помощью оценки выполнения тестовых заданий, мастер-классов, участия в научных конференциях, при выполнении тематических практических заданий, отзывов работодателей (рис. 2, 3).

Как видно из рисунков, на начальном этапе в экспериментальной и контрольной группах высокого уровня сформированности коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания не выявлено; на конечном этапе, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп, определено, что в экспериментальной группе количество будущих специалистов сферы обслуживания с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений увеличилось в среднем в два раза, со средним уровнем количество будущих специалистов сферы обслуживания в обеих группах приблизительно одинаковое, с базовым уровнем количество будущих специалистов сферы обслуживания в случае экспериментальной группы уменьшилось в 1,5-2 раза.

На основе анализа результатов уровня сформированности видов коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания на начальном и конечном этапах можно сделать вывод о том, что поэтапное формирование коммуникативных умений является эффективным.

Список литературы

1. Паркина, Н. В. Методика работы над языковыми средствами выражения оценки в процессе коммуникативной подготовки юриста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Паркина Н. В. - Ярославль, 2006. - 18 с.

2. Павицкая, З. И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Павицкая З. И. - Казань, 1999. - 175 с.

3. Рыданова, Е. Н. Формирование коммуникативных умений будущих инженеров в проектной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Рыданова Е. Н. - Волгоград, 2010. - 144 с.

4. Решетникова, А. В. Методология проведения мастер-классов, семинаров и тренингов / А. В. Решетникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 80 с.

References

1. Parkina, N. V. Metodika raboty nad yazykovymi sredstvami vyrazheniya otsenki v protsesse kommunikativnoy podgotovki yurista : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Parkina N. V. - Yaroslavl', 2006. - 18 s.

2. Pavitskaya, Z. I. Formirovanie kommunikativnykh umeniy studentov v usloviyakh auditornogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk / Pavitskaya Z. I. - Kazan', 1999. -175 s.

3. Rydanova, E. N. Formirovanie kommunikativnykh umeniy budushchikh inzhene-rov v proektnoy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk / Rydanova E. N. - Volgograd, 2010. - 144 s.

4. Reshetnikova, A. V. Metodologiya provedeniya master-klassov, seminarov i tre-ningov / A. V. Reshetnikova. - M. : GEOTAR-Media, 2007. - 80 s.

Толстенева Александра Александровна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей инженерной подготовки, Нижегородский государственный педагогический университет

(г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1) E-mail: Tolstenev25@yandex.ru

Галкина Елена Николаевна аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет

(г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1) E-mail: elenadankova85@yandex.ru

Tolsteneva Aleksandra Aleksandrovna Doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of general engineering training, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, 1 Ulyanova str.)

Galkina Elena Nikolaevna Postgraduate student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, 1 Ulyanova str.)

УДК 377.5 Толстенева, А. А.

Этапы формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания / А. А. Толстенева, Е. Н. Галкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. -№ 1 (25). - С. 157-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.