Научная статья на тему 'Коммуникативные технологии позиционирования языковой личности в социальных сетях'

Коммуникативные технологии позиционирования языковой личности в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / VIRTUAL LANGUAGE PERSONALITY / INTERNET COMMUNICATION / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PERSONALITY POSITIONING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидорова Ирина Геннадьевна

Анализируется социальная сеть как удобная коммуникативная площадка для реализации интернет-пользователями внутренних интенций. Предпринята попытка классифицировать коммуникативные технологии позиционирования языковой личности, которые предоставляют собой вариативный инструментарий для создания индивидуальных профилей, интерактивного взаимодействия интернет-пользователей, решения бизнес-задач, а также обмена интернет-ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses social network as a convenient communication platform for Internet users to realize their internal intentions. The author proposes a classification system that classifies the communicative technologies of language personality positioning, which provide a variety of tools for creating individual profiles, interaction of Internet users, solving business problems, as well as sharing Internet resources.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные технологии позиционирования языковой личности в социальных сетях»

известия вгпу. филологические науки

9. Lomakina E.A. Leksiko-pragmaticheskie sred-stva manipulyacii v politicheskoj kommunikacii // Lib-ri Magistri. 2018. № 5. S. 92-95.

10. Makarova A.V., Roze E.E. Vozmozhnosti SMI kak sredstva vozdejstviya // Mezhdunarodnyj nauch-nyj al'manah. 2016. № 3 (3). S. 38-50.

11. Muratova M. Sredstva rechevogo vozdejstviya v yazyke SMI [Elektronnyj resurs]. URL: http://old. russ.ru/politics/20030127-apelsin-pr.html (data obra-shcheniya: 10.12.2018).

12. Parshin P.B. Rechevoe vozdejstvie: osnovnye formy i raznovidnosti // Reklamnyj tekst: semiotika i lingvistika / Yu.K. Pirogova, A.N. Baranov, P.B. Parshin [i dr.]. M.: ID Grebennikova, 2000.

13. Radchenko I.I. Aspekty i sredstva rechevogo vozdejstviya pechatnyh SMI na chitatelya // Izv. Yuzh. fed. un-ta. Filologicheskie nauki. 2013. № 1. S. 78-85.

14. Sergeev V.M. Kognitivnye metody v social'-nyh issledovaniyah // Yazyk i modelirovanie social'-nogo vzaimodejstviya. M.: Progress, 1987.

15. Sternin I.A. Osnovy rechevogo vozdejstviya. Voronezh: Istoki, 2012.

16. Tarasov E.F. Rechevoe vozdejstvie kak problema rechevogo obshcheniya // Rechevoe vozdejstvie v sfere massovoj kommunikacii / otv. red. F.M. Berezin, E.F. Tarasov. M.: Nauka, 1990. S. 3-14.

17. Teneva E.V. Manipulyaciya i ubezhdenie kak podvidy kategorii vozdejstviya (na materiale bri-tanskogo politiko-publicisticheskogo diskursa) // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 9: Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2016. № 1. S. 120-130.

18. Shelestyuk E.V. Rechevoe vozdejstvie: on-tologiya i metodologiya issledovaniya: monogr. M.: FLINTA: Nauka, 2014.

Mechanisms of the affecting function of speech in the mass media discourse

The article deals with speech in mass media discourse and its increased affecting function. The authors consider the most common speech methods of affecting recipients resort to. The characteristic of speech influence is given, its correlation with inculcation, persuasion and evaluation is emphasized. It is concluded that the speech impact can be both hidden and explicit and can be realized by speech acts of various types.

Key words: mass media discourse, recipient, addressee, manipulation, speech influence, speech methods.

(Статья поступила в редакцию 27.05.2019)

и.Г. сидорова

(волгоград)

коммуникативные технологии позиционирования языковой личности в социальных сетях*

Анализируется социальная сеть как удобная коммуникативная площадка для реализации интернет-пользователями своих внутренних интенций. Предпринята попытка классифицировать коммуникативные технологии позиционирования языковой личности, которые представляют собой вариативный инструментарий для создания индивидуальных профилей, интерактивного взаимодействия интернет-пользователей, решения бизнес-задач, а также обмена интернет-ресурсами.

Ключевые слова: виртуальная языковая личность, интернет-коммуникация, коммуникативные технологии, позиционирование личности.

Современный мир невозможно представить без Интернета и реализуемых им средств коммуникаций. Важнейшим средством виртуального общения являются социальные сети, представляющие собой коммуникативную площадку, где каждый зарегистрированный пользователь располагает готовым набором текстовых инструментов как для личного, так и для группового общения. Мировые социальные сети - это возможность найти друга или собеседника за пределами конкретной страны, представить себя, наладить устойчивые связи, высказать собственное мнение, при этом найти сторонников и оппозиционеров, ну и, конечно, репрезентовать свой бизнес и т. д.

Если говорить о системе коммуникативных жанров, ориентированных на предоставление пользователям вариативного набора инструментов для самопрезентации и позиционирования языковой личности в интернет-пространстве, то несомненно, жанр социальная

* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).

О Сидорова и.г., 2019

язы1кознание

сеть занимает особое место. Социальная сеть -это многофункциональная гипертекстовая вебстраница, позволяющая представлять данные о себе, создавать списки друзей и просматривать их списки [6, p. 211]. Социальная сеть -это сложный жанр персонального интернет-дискурса, который является особой гипертекстовой формой межличностного общения в виртуальном пространстве, участники которого могут присутствовать в настоящий момент (онлайн) или в перспективе (офлайн), что соответствует признакам группы асинхронных жанров [2, с. 144].

Разновидности социальных сетей постоянно изменяются, но, с точки зрения исследователя В.В. Смеюха, по целевой аудитории и основной тематике социальные сети бывают массовыми и специализированными, при этом «последние различаются по профессиональным возрастным, гендерным, религиозным признакам, по интересам, а также этнической и региональной принадлежности пользователей» [3].

Интернет предлагает пользователям различные социально ориентированные интернет-сообщества, образующие различные типы социальных сетей:

- собственно социальные сети - Facebook (www.facebook.com), MySpace (www.myspace. com), «Одноклассники» (www.odnoklassniki. ru), «ВКонтакте» (www.vk.com), «Мой Мир» (http://my.mail.ru/), «ВКругуДрузей» (www. vkrugudruzei.ru), «Гайдпарк» (http://gidepark. ru/) и др.;

- профессиональные социальные сети -LinkedIn (www.linkedin.com), «Профессионалы» (www.professionali.ru), «Мой Круг» (http:// moikrug.ru/); социальная сеть для ученых -«Академия» (http://www.academia.edu/); социальная сеть для медицинских работников -http://www.dailystrength.org/) и пр.

Все перечисленные примеры классификаций социальных сетей функционируют в интернет-пространстве и представляют собой жанровые форматы персонального интернет-дискурса, т. к. предоставляют возможность языковой личности выразить себя, реализовать внутренний потенциал, открыть новые коммуникативные возможности, устроить личную жизнь, найти необходимую информацию и т. д.

Очевидно, что популярность социальных сетей обусловлена простотой и массовостью включения практически любого человека, имеющего доступ к Интернету и зарегистри-

рованный профиль в какой-либо социальной сети, что определяет прагматическую ценность данного жанрового формата интернет-общения. В отличие от личного сайта, который полностью создается по индивидуальной задумке автора (дизайн, цветовое оформление, структура информационных блоков и т. д.), социальные сети предлагают пользователям уже готовые универсальные веб-страницы с навигацией и информационными блоками, с готовым дизайном и простым набором правил для регистрации аккаунта (профиля), заполнения структурных полей и обновления информации [2, с. 145]. Позиционирование языковой личности и имплицитная самопрезентация ее внутри интернет-сообщества, а также непринужденное фатическое общение, установление новых знакомств, поддержание утраченных связей - вот главные цели, с которыми интернет-пользователи активно регистрируются и создают профили в социальных сетях.

Известная во всем мире социальная сеть Facebook ориентирована, прежде всего, на поиск друзей и установление бизнес-контактов, локализованных не только в одной стране, но и во всем мире. Известная в России русскоязычная социальная сеть «Одноклассники» также открыта для иностранных интернет-пользователей, но все они, как правило, являются русскоязычными эмигрантами. Поэтому социальная сеть Facebook, интерфейс которой переведен и адаптирован на несколько иностранных языков, может являться форматом глобальной межкультурной интернет-коммуникации.

Интерфейс жанра социальной сети предлагает пользователям два варианта общения -публичное (когда все записи располагаются в ленте новостей личной страницы пользователя (в некоторых социальных сетях это «стена», «хроника»)) и персональное (личная переписка с другими зарегистрированными пользователями). Поэтому большую часть поля личной страницы занимает блок с размещенными записями, включающими не только записи, оставленные собственно самим автором, но и записи с информацией о действиях «друзей» [Там же, с. 146-147]:

Irina Sidorova-Fomicheva поделилась ссылкой. Irina Sidorova-Fomicheva изменила свою фотографию профиля.

Ивану Полынцеву нравятся 4 фото в Instagram. Tomasz Mrôz: Finally Arrived to Santa Clara... after 29 hours.

известия вгпу. филологические науки

Однако при всей общности в текстологической структуре интерфейса социальных сетей все-таки выделяют две основные группы инструментов интерфейса:

1) коммуникационные (предлагают пользователям возможность для записи, хранения коммуникационных данных (например, для личного профиля пользователя) в различных форматах - текстовом, аудио и видео; возможность для доступа к прочтению заметок пользователей и комментированию);

2) интерактивные (направлены на поддержку опосредованного данными (различных форматов) взаимодействия отдельных пользователей и их групп в режиме реального времени) [4, с. 173].

Коммуникационные инструменты социальных сетей характеризуют жанр с позиции асинхронных жанров, а интерактивные - с позиции синхронных, т. к. позволяют взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (интернет-телефония, видеочаты) либо почти синхронно (службы мгновенного обмена сообщениями, текстовые чаты) [5].

Текстовая организация персональных страниц пользователей (профилей) в социальной сети полностью подчиняется сверхзадаче позиционирования языковой личности в Сети: рамочная конструкция гипертекста социальной сети позволяет максимально эксплицировать заданный пользователем прагматический объем в отдельных блоках личной страницы, которая имеет общую для всех типов социальных сетей структуру: фото пользователя, имя профиля (данный блок может содержать как достоверную информацию о пользователе, так и вымышленную), статус, блок-анкета, различные фото- и видеоальбомы, поле комментариев. Среди специфических гипертекстуальных особенностей жанра социальной сети как особого типа текста можно выделить информационную плотность текстового пространства каждого из перечисленных блоков, которое по-разному представлено в социальных сетях, а также распределение характерных функционирующих блоков на главной странице профиля.

Мультимедийный параметр задается совокупностью вербальных и невербальных компонентов, создающих структурно-монолитный креолизованный текст, сонаправленный на самопрезентацию и позиционирование языковой личности:

- информационные блоки «о себе» (имя пользователя (ФИО или ник), дата и год рож-

дения, родной город, место проживания, семейное положение, образование, место работы, увлечения (любимые фильмы, музыка, книги, ТВ-программы и т. д.)); фотография пользователя; блок фотографий (альбомы пользователя); друзья; список сообщений; группы; игры; заметки; оценки; статус; лента новостей; хроника; блок предпочтений; подписки; мероприятия; заметки; фотографии, музыка, видео, текстовые сообщения (тематические статьи) и т. д. Все эти перечисленные тематические блоки гипертекстов личных страниц социальных сетей являются структурными блоками рамочной конструкции жанра, а их текстовое наполнение - это способ создать в виртуальном пространстве тот образ языковой личности, который должен максимально решать задачи ее присутствия в социальных сетях. Индивидуальный подход автора аккаунта при решении этих задач эксплицируется за счет средств языкового плана, к которым относятся особенности фонетико-графических средств (помогают наиболее точно приблизить речевые особенности автора к письменным текстам), лексики, морфологии и синтаксиса публичных текстов, а также стилистических приемов.

Например, для позиционирования языковой личности характерно проявление «линг-вокреативной деятельности» [1, с. 32], которое обусловлено рефлексией над своим поведением, в частности в языковой игре: поиск средств звуковой выразительности, речевой манипуляции и комплекса неязыковых средств, с помощью которых в публичных текстах социальной сети передаются настроение и эмоциональное состояние их авторов. Такой эффект воздействия может достигаться за счет использования:

1) эмотиконов (т. е. специфических графических элементов, созданных для выражения эмоций): от стандартных (формируемых интернет-пользователем из вариаций знаков пунктуации (двоеточие, скобки круглые, квадратные, треугольные, тире, точка с запятой, звездочка и др.) - © - улыбка, радость; © -грусть, недовольство; © или - нейтральное отношение; :-О - удивление; :-* - поцелуй; =: [] - ужас и т. д.) до закрепленных в определенной социальной сети;

2) заглавных букв, эксплицирующих внутренний эмоциональный подъем и настроение;

3) вариативности цветового оформления, шрифта, использования различного рода графических символов ($, % &, «», а . ~ 5282),

языкознание

цифр, средств иконического языка (различные рисунки и анимации);

4) прописных и комбинирования строчных и прописных букв для логического выделения.

Все эти особенности позиционирования и самопрезентации языковой личности в социальной сети, безусловно, носят индивидуальный характер, поскольку призваны раскрыть языковую личность отдельного человека с его богатым внутренним миром, опытом, отношением к действительности, уровнем образования и готовности к отрытому диалогу с виртуальным собеседником. Именно поэтому, говоря о коммуникативных технологиях позиционирования отдельного человека в социальной сети, необходимо определять вариативный инструмент рассматриваемого формата интернет-общения. Это возможности:

1) создания индивидуальных аккаунтов с личной или псевдоличной информацией об интернет-пользователе;

2) взаимодействия интернет-пользователей (например, просмотр профилей друг друга, чтение хроники или записей стены, комментариев и пр.);

3) создания локального или глобального интернет-сообщества для достижения бизнес-целей и реализации продукта;

4) обмена разного рода информацией (музыкой, фильмами, текстовыми форматами и т. д.).

Таким образом, проведенный анализ прагматических, медийных, гипертекстуальных, структурно-семантических и стилистико-язы-ковых параметров интернет-общения языковой личности в социальной сетях показал, что вариативный набор рамочной структуры и конвенциональные особенности общения в рассмотренном коммуникативном жанре полностью определяются коммуникативными технологиями, т. е. реализуемыми возможностями позиционирования языковой личности в виртуальной среде.

Список литературы

1. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореф. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013.

2. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014.

3. Смеюха В.В. Социальные сети: функционально-типологический аспект // Вопросы тео-

рии и практики журналистики. 2013. № 2. С. 100105.

4. Ушаков А.А. Интернет-дискурс как особый тип речи // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 4. С. 170-174.

5. Щипицина Л.Ю. Текстовая организация социальной сети как гипержанра интернет-коммуникации // Субъект познания и коммуникации: языковые и межкультурные аспекты. Воронеж, 2014. С. 211-225.

6. Boyd D.M., Ellison N.B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. № 13(1). P. 210-230.

* * *

1. Lutovinova O.V. Yazykovaya lichnost' v vir-tual'nom diskurse: avtoref. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2013.

2. Sidorova I.G. Kommunikativno-pragmatiche-skie harakteristiki zhanrov personal'nogo internet-dis-kursa (sajt, blog, social'naya set', kommentarij): dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2014.

3. Smeyuha V.V. Social'nye seti: funkcional'no-tipologicheskij aspekt // Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki. 2013. № 2. S. 100-105.

4. Ushakov A.A. Internet-diskurs kak osobyj tip rechi // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2010. № 4. S. 170-174.

5. Shchipicina L.Yu. Tekstovaya organizaciya social'noj seti kak giperzhanra internet-kommunikacii // Sub#ekt poznaniya i kommunikacii: yazykovye i mezhkul'turnye aspekty. Voronezh, 2014. S. 211-225.

Communicative technologies of language personality positioning in social networks

The article analyses social network as a convenient communication platform for Internet users to realize their internal intentions. The author proposes a classification system that classifies the communicative technologies of language personality positioning, which provide a variety of tools for creating individual profiles, interaction of Internet users, solving business problems, as well as sharing Internet resources.

Key words: virtual language personality, Internet communication, communication technologies, personality positioning.

(Статья поступила в редакцию 26.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.