Научная статья на тему 'Механизмы речевого воздействия в массмедиальном дискурсе'

Механизмы речевого воздействия в массмедиальном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1145
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / РЕЦИПИЕНТ / АДРЕСАТ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ / MASS MEDIA DISCOURSE / RECIPIENT / ADDRESSEE / MANIPULATION / SPEECH INFLUENCE / SPEECH METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна, Кисель Олеся Владимировна

Отмечается возросшая роль воздействующей функции массмедиального дискурса. Рассматриваются наиболее частотные приемы речевого воздействия, к которым прибегают адресаты. Дается характеристика речевому воздействию, подчеркивается его корреляция с внушением, убеждением и оценкой. Делается вывод, что речевое воздействие может быть скрытым и явным и реализовываться речевыми актами различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with speech in mass media discourse and its increased affecting function. The authors consider the most common speech methods of affecting recipients resort to. The characteristic of speech influence is given, its correlation with inculcation, persuasion and evaluation is emphasized. It is concluded that the speech impact can be both hidden and explicit and can be realized by speech acts of various types.

Текст научной работы на тему «Механизмы речевого воздействия в массмедиальном дискурсе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАуКИ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

А.и. дУБских, А.в. БУТОвА, О.В. кисЕль (Магнитогорск)

механизмы речевого воздействия в массмедиальном дискурсе

Отмечается возросшая роль воздействующей функции массмедиального дискурса. Рассматриваются наиболее частотные приемы речевого воздействия, к которым прибегают адресаты. Дается характеристика речевому воздействию, подчеркивается его корреляция с внушением, убеждением и оценкой. Делается вывод, что речевое воздействие может быть скрытым и явным и реализовываться речевыми актами различных типов.

Ключевые слова: массмедиальный дискурс, реципиент, адресат, манипулирование, речевое воздействие, речевые приемы.

Вопрос о возможностях воздействия на человеческое сознание с помощью языка уходит далеко в прошлое. Еще на заре цивилизации ритуальные тексты (обрядовые песни, заклинания) играли существенную роль в жизни наших предков. На постулаты риторики Древней Греции и Рима ориентируются и в наши дни представители различных сфер деятельности -от политиков до адвокатов и прокуроров. но если античные ораторы упражнялись в своем искусстве на форуме, то выступления их нынешних коллег имеют намного более широкое распространение за счет средств массовой коммуникации. Анализ речевых средств воздействия и манипуляции общественным сознанием и их функционирование в современном массмедиальном дискурсе определяет актуальность данной работы.

Посредством речи люди не только обмениваются информацией, но и осуществляют воздействие друг на друга. Учеными отмечается свойство языка формировать в сознании человека определенные концепты, которые со-

О Дубских А.И., Бутова А.В., Кисель О.В., 2019

ставляют основу его картины мира [14]. Создание и закрепление в сознании человека картины мира - одна из важнейших функций языка. Основным же каналом, через который осуществляется это воздействие, является массмедиальный дискурс [5-6; 11], создающий некую условную модель реальной жизни общества, возникающую в процессе познания окружающего мира сквозь призму групповых интересов [7]. Частотность употребления языковых средств в массмедиальном дискурсе зависит от их воздействующей и оценочной способности.

Речевое воздействие - манипуляция действиями и мыслями людей при помощи речи [1]. В таком контексте речевое воздействие можно рассматривать как речевое общение вообще, поскольку цель последнего - влияние на действия респондента или их корректировка. В этом смысле различают речевое общение в широком и в узком смысле. В широком смысле любое речевое общение рассматривается с точки зрения его интенциональной направленности и описывается с позиции одного из коммуникантов. В узком смысле речевое общение - общение различного вида в масс-медиальном дискурсе, предназначенное непосредственно аудитории. речевое воздействие в узком смысле отличает кооперативный тип общения, предполагающий равноправное сотрудничество коммуникантов, которые, обладая известной свободой выбора своих действий, имеют возможность менять свои взгляды и устремления, если это соответствует их интересам [12; 16]. В данной статье внимание сконцентрировано на речевом воздействии в узком смысле, при котором объект воздействия свободен в своих поступках и руководствуется своими потребностями.

К исследованию вопросов речевого воздействия сегодня приковано внимание ученых, работающих в различных научных направлениях и стремящихся систематизировать и оптимизировать сведения о нем [8; 18]. Этот интерес обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это связано со значительным расширением функциональных возможностей массме-диального дискурса: от технологических, приведших к сжатию пространства, времени и ин-

формации и позволяющих адресату одновременно получать сведения из различных уголков мира, до идеологических и просветительских. Массмедиальный дискурс сегодня играет ключевую роль в формировании и корректировке общественного мнения по политическим, социальным, экономическим, культурным вопросам [2-3; 11]. А специалисты из этих сфер деятельности активно прибегают к языковым средствам манипулирования и воздействия на аудиторию. Все эти аспекты привели к возникновению различных агентств и институтов, занимающихся подробным изучением способов речевого воздействия.

Наиболее эффективными приемами манипуляции мнением аудитории являются убеждение и суггестия. Под убеждением понимается влияние на восприятие реципиента с целью принятия им определенной позиции. В основе убеждения лежат целенаправленный выбор, систематизация и подтверждение фактов и заключений по той или иной проблеме, необходимых для осознанного признания адресатом истинности взглядов, оценок, выводов [7; 17]. В своей классификации «логических» способов речевого воздействия И.А. Стернин отдает приоритет средствам, благодаря которым адресат воспринимает информацию осознанно, а не на бессознательном уровне. Основные пути речевого воздействия, по И.А. Стерни-ну, - обоснование и убеждение, дающие реципиенту понять, что истина установлена, факт доказан и т. п.; уговаривание, призванное на эмоциональном уровне побудить адресата изменить мнение и принять позицию адресанта; суггестия, рассчитанная на принятие реципиентом определенных тезисов на веру; давление, заставляющее собеседника совершать что-то против его воли. Однако наиболее действенными и «цивилизованными», по И.А. Стернину, являются первые четыре средства, давления же следует избегать [15].

Суггестия имеет дело с эмоционально-чувственной стороной собеседника, опосредованно воздействуя на его разум и действия, снижая критическое восприятие сообщаемого [1; 7; 17].

В качестве приемов психологического воздействия выделяют заражение и подражание [7-8; 18]. Процесс заражения сопровождается не столько передачей реципиенту информации фактического характера, сколько ее эмоциональным восприятием. Подражание предполагает копирование манеры поведения или образа мыслей определенного эталона [1].

Средства речевого воздействия, за счет которых происходит манипуляция с сознанием реципиента и достигается прагматический эффект, делятся на группы на основании задач, выполняемых ими в массмедиальном дискурсе. К первой группе языковых приемов относятся те, интенция которых заключается в донесении до реципиента новой, неизвестной информации о незнакомых явлениях или событиях, способной изменить позицию адресата в отношении тех или иных вопросов. Такое речевое воздействие направлено на модификацию категориальной структуры сознания, внедрение в нее новых понятий, систем организации предметов, фактов, явлений окружающей реальности [9, с. 93]. Речевое воздействие этим способом реализует одну из главных функций массмедиального дискурса - информирование. Второй путь речевого воздействия предполагает воздействие на картину мира реципиента без сообщения ему новых сведений об уже знакомых ему объектах и событиях. Однако полученная информация необходима для того, чтобы по-новому взглянуть на корреляцию этих явлений и фактов, пересмотреть свое мнение о них [18]. Речевое воздействие влияет на восприятие аудиторией нюансов и оттенков элементов действительности без трансформации общего представления о них. Такой способ речевого воздействия хорошо подходит для формирования стереотипов и выполняет идеологическую функцию, отвечающую за анализ, оценку, комментирование исходного материала. Третий прием целенаправленного речевого влияния на реципиента предполагает прямое воздействие на представления адресата и заключается в корректировке общего эмоционального расположения, мировосприятия адресата. Такого рода воздействие реализует рекреативную функцию массмеди-ального дискурса, заключающуюся в развлечении, самореализации, формировании специфического эмоционального фона.

Для речевого воздействия первым способом используются такие языковые приемы, при помощи которых в сознание аудитории скрыто внедряется новая для нее информация, изменяющая ее представления об окружающем мире. К таким приемам относятся искусно созданные речевые импликатуры, различные виды пресуппозиций, интерпретация чужих высказываний с точки зрения собственных воззрений, возражения, замаскированные под согласие и т. д. [Там же]. Особое место здесь также занимает аргументация. Когнитивная цель аргументирования передается че-

рез иллокутивные составляющие соответствующих речевых актов, вербализирующих принципы и мотивы макроакта аргументации.

Исходя из соотнесения иллокутивного наполнения типа речевого акта с когнитивной интенцией тезиса аргументирования, различают скрытую и явную аргументацию, которая вербализуется различными типами речевых актов [8]. Скрытая аргументация предполагает имплицитные высказывания адресанта, который по определенным причинам не хочет обнаружить свои истинные мотивы. Явная аргументация эксплицируется двумя видами речевых актов: во-первых, императивами, отвечающими за процедуру принятия решений (приказание / указание, предписание, рекомендация, пожелание и т. п.), во-вторых, эпи-стемическими речевыми актами, включающими утверждение, допущение, рассуждение, соображение и др., направленными на картину мира и знания реципиента. В случае если адресанту необходимо завуалировать подлинный смысл аргумента, он использует речевые акты, неявно воздействующие на мнение реципиента и не навязывающие ему определенного поведения, но подчеркивающие природу поступков говорящего (обещание, согласие, оценка адресантом фактов и явлений, сочувствие, недовольство и т. п.). Широкое распространение здесь также получают недомолвки, намеки.

Для осуществления речевого воздействия на адресата вторым способом используются единые (унифицированные) принципы именования объектов, закрепляются в речевой практике (а следовательно, и в сознании аудитории) идеологические, оценочные речевые клише и штампы, рассчитанные на фоновые знания адресата, которые сегодня формируются в том числе из названий блокбастеров, фраз из популярных книг, часто исполняемых хитов, рекламных слоганов, высказываний политических и общественных деятелей и пр., которые по форме могут представлять собой олицетворения, фразеологизмы, афоризмы. Подобные клише и штампы оказывают воздействие на сознание реципиента благодаря действию психологического механизма стереоти-пизации (die Länder der dritten Welt, der kalte krieg): Zugang zu den Kommunikationsnetzen und Teilhabe an den Informationstechnologien ist eine Forderung von Vertretern der so genannten Dritte-Welt-Länder [23]; Dreißig Jahre nach dem Ende des Kalten Krieges herrscht in Europa erneut ein Kalter Krieg - so oder so ähnlich lauten die Äußerungen aus Politik, Medien und Wissenschaft [21].

Группа средств, выполняющих функцию номинации социально-политических объектов, включает не только идеологически маркированные элементы, но и нейтральные лексемы, идеологическая релевалентность которых проявляется только в контексте [25, р. 298299]. Высокочастотное употребление таких лексем в одном и том же контексте приводит к постепенному закреплению за ними определенной идеологической направленности, к инвариантности их референции. Ключевое слово в массмедиальном дискурсе - символ, за которым стоит мнение, совокупность ощущений, соединенных с ним в сознании аудитории. Такие контекстуальные образы способны превращаться в стереотипы, становясь ключевыми словами пропагандистской кампании и даже целой политической эпохи. Так, в 1978 г. в Германии стартовала акция GfdS (Gesellschaft für deutsche Sprache) - «слово года», - продолжавшаяся более двух десятилетий и закончившаяся акцией «100 слов века». Она сфокусировала слова, отражающие главные события / явления XX в. В тематическом отношении эти слова представляли сферы политики, общественной жизни, социальной сферы, защиты окружающей среды, культуры и истории Германии (Aids, Atombombe, Computer, Doping, Dritte Welt, Emanzipation, Entsorgung, Gen, Mafia, Stress, Terrorismus, Yaens, Kaugummi, Kugelschreiber, Sex, Single, Star и т. д.). Такие слова-символы, в связи с частым употреблением их в оценочных контекстах собирающие в себе смоделированную систему чувств, экспектаций, убеждений, создаются на основе учета ценностных ориентаций людей и целенаправленно внедряются в массовое сознание.

В основе речевого воздействия, направленного на формирование определенного эмоционального мироощущения, лежат такие психологические механизмы, как эмоциональное заражение и аттракция. «Нагруженный язык», различного рода коннотации создают особый настрой, который способствует эмоциональному заражению реципиентов. Трактовка какого-либо предмета или отрезка реальности некоторым способом определяется житейскими навыками и умениями людей, воспитанием и компетентностью, а также конкретными условиями.

на восприятие и интерпретацию тех или иных сведений, стремление получить из них некое значение, дать им оценку влияет также организация материала, употребление отдельных слов. Эти ключевые слова акцентируют

внимание адресата на определенных моментах, наталкивают на эмоционально-оценочные умозаключения и рассуждения. Язык массме-диального дискурса изобилует эмоционально-экспрессивной и коннотативной лексикой, которая рассчитана на создание особой атмосферы, позволяющей изменять настроение реципиентов [13]. Кроме того, оперирование с ценностными ориентирами реципиентов, оказание психического давления и побуждение к различным эмоциям (злоба, сочувствие, смущение, восторг) - во всех этих процессах активную роль играют аффективы, например Kriese, Hungersnot, Waisenheim: „1985, während der großen Hungersnot in Äthiopien, arbeitete ich zusammen mit meiner Frau in einem Waisenheim im Norden des Landes [24]. Функциональная роль данных слов заключается не в передаче конкретной оценки определенным сведениям и фактам, а в наполнении медийного текста «необходимыми» эмоциями, создания «нужной» психологической среды для реципиента. Например, заголовок в журнале: Bunt, improvisiert, manchmal etwas abgefuckt [20].

К способам речевого воздействия также относится скрытая самопрезентация - эмоциональная «самоподача» респондента, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях. Мотивы самопрезентации могут быть различны, но профессионально созданный имидж адресанта формирует у реципиента заданное представление о нем, что упрощает манипуляцию с сознанием реципиента. К числу таких приемов относятся, например, приемы «идентификации», «солидаризации» адресанта с адресатом, реализующие стремление создать впечатление общности взглядов, интересов и устремлений, ощущение «психологического созвучия» автора и аудитории [4, с. 99]. Автор подчеркивает схожесть интересов своей партии и потенциальных избирателей: Wir brauchen mehr und bessere Hilfe. Wir müssen zusammen sein und nicht vergessen, dass heute 5.000 Afrikaner an Aids sterben und morgen wieder 5.000 und übermorgen wieder. Wir müssen immer zusammentun [24]. Языковые способы формирования такого впечатления разнообразны: это и употребление местоимения «мы», и тяготение речи к разговорным формам и оборотам (интими-зация повествования), и использование рекламных, лозунговых приемов формулировки основных положений. Экспрессивная оценка адресантом тех или иных фактов и событий

способствует повышению суггестивного речевого воздействия.

К средствам саморепрезентации относятся также различные формы высказывания уважения уму, проницательности, самостоятельности, трезвости мысли адресата, а также приемы «фактического общения» (включение в текст фраз «витального смысла» - не имеющих определенного значения, но говорящих о воспитанности автора), обеспечивающие незаметное вхождение в доверительный контакт с аудиторией.

Одним из способов саморепрезентации являются ссылки на авторитет, подчеркивающие компетентность источника «достоверной» информации. Лексические единицы, создающие иллюзию авторитетности и компетентности неопределенных групп людей, как правило, не содержат никаких объективных сведений о называемых источниках, имеют расплывчатый денотат (zuverlässige Quelle, die Informationsquelle: „Es gibt viele Spekulationen zu den kommenden Android-Smartphones von Google -und nun auch eine zuverlässige Quelle, die das echte Design verifiziert" [19]; Internet verstärkt als Informationsquelle [22]).

Таким образом, воздействующая функция массмедиального дискурса реализуется за счет частотного использования лексических и семантических средств манипуляции мнениями, эмоциями аудитории, рассчитанных на перло-кутивный эффект. Процессы, лежащие в основе механизма языкового манипулирования общественным сознанием, не ограничиваются приведенной классификацией приемов. Тем не менее подобная систематизация приемов и средств языкового манипулятивного воздействия может быть полезной для более полного понимания самого процесса языкового манипулирования общественным сознанием и его связи с психологическими механизмами, лежащими в его основе.

Список литературы

1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд. Минск, 2003.

2. Данилова A.A. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, Изд-во «КДУ», 2009.

3. Дубских А.И. Жанрово-прагматические особенности массово-информационного дискурса // Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик: материалы II Междунар. науч. конф. Курск: Изд. дом VIP, 2009. С. 36-40.

4. Дубских А.И., Бутова A.B., Харитонова С.В. Солидаризация как тактика самопрезентации пуб-

личной персоны в «звездном» интервью // Вопр. когнитивной лингвистики. 2017. № 1(50). С. 99-106.

5. Егорова Л.Г. Приемы речевого воздействия в современном региональном медиадискурсе // Вестн. Нижегор. гос. лингв. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 43. С. 30-38.

6. Ермакова Л.В. Манипулятивные технологии как способ реализации модусной категории персу-азивности в дискурсе СМИ // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 3. С. 141144.

7. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия в языке СМИ: моногр. М.: Ин-т языкознания РАН, 2003.

8. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. М.: Флинта, 2010.

9. Ломакина Е.А. Лексико-прагматические средства манипуляции в политической коммуникации // Libri Magistri. 2018. № 5. С. 92-95.

10. Макарова А.В., Розе Е.Е. Возможности СМИ как средства воздействия // Международный научный альманах. 2016. № 3 (3). С. 38-50.

11. Муратова М. Средства речевого воздействия в языке СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/politics/20030127-apelsin-pr.html (дата обращения: 10.12.2018).

12. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин [и др.]. М.: ИД Гребенникова, 2000.

13. Радченко И.И. Аспекты и средства речевого воздействия печатных СМИ на читателя // Изв. Юж. фед. ун-та. Филологические науки. 2013. № 1. С. 78-85.

14. Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987.

15. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2012.

16. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф.М. Бе-резин, Е.Ф. Тарасов. М.: Наука, 1990. С. 3-14.

17. Тенева Е.В. Манипуляция и убеждение как подвиды категории воздействия (на материале британского политико-публицистического дискурса) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. № 1. С. 120-130.

18. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: моногр. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

19. Aus zuverlässiger Quelle: So sehen die GoogleHandys Pixel 3 und Pixel 3 XL wirklich aus [Electronk resource] // GIGA. URL: https://www.giga.de/smart phones/google-pixel-3/news/aus-zuverlaessiger-quelle-so-sehen-die-google-handys-pixel-3-und-pixel-3-xl-wirklich-aus/ (дата обращения: 20.01.2019).

20. Bunt, improvisiert, manchmal etwas abgefuckt [Electronic resource] // Spiegel online. URL: http:// www.spiegel.de/panorama/gesellschaft/trinkhallen-im-ruhrgebiet-bunt-improvi-siert-manchmal-etwas-abge fuckt-a-1250485.html (дата обращения: 20.01.2019).

21. Der neue Kalte Krieg [Electronic resource] // Junge Welt. URL: https://www.jungewelt.de/artikel/ 345590.geopolitik-der-neue-kalte-krieg.html (дата обращения: 20.01.2019).

22. Forschung: Internet ist wichtigste Information squelle über das Urlaubsziel [Electronic resource] // we4tourism. URL: https://www.we4tourism.at/forschu ng-internet-ist-wichtigste-informationsquelle-ueber-das-urlaubsziel/ (дата обращения: 22.01.2019).

23. Internet und Telekommunikation in der Dritten Welt [Electronic resource] // Deutschlandfunk. URL: https://www.deutschlandfunk.de/internet-und-te lekommunikation-in-der-dritten-welt.684.de.html?dra m:article_id=40383 (дата обращения: 25.01.2019).

24. Ich bin keine singende Mutter Teresa [Electronic resource] // Zeit online. URL: https://www.zeit. de/2007/16/65-Interview-Bono-16/seite-4 (дата обращения: 26.01.2019).

25. Kisel O.V., Zerkina N.N., Zalavina T.Y., Savinova Y.A., Mikhaylov V.V., Kozhushkova N.V. Linguistic and social Aspects of Name Giving Motivation // Espaco Plural. 2017. Т. 18. № 36. P. 297316.

* * *

1. Golovin S. YU. Slovar' psihologa-praktika. 2-e izd. Minsk, 2003.

2. Danilova A.A. Manipulirovanie slovom v sredstvah massovoj informacii. M.: Dobrosvet, Izd-vo «KDU», 2009.

3. Dubskih A.I. Zhanrovo-pragmaticheskie oso-bennosti massovo-informacionnogo diskursa // Yazyk, literatura, mental'nost': raznoobrazie kul'turnyh praktik: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. Kursk: Izd. dom VIP, 2009. S. 36-40.

4. Dubskih A.I., Butova A.V., Haritonova S.V. Solidarizaciya kak taktika samoprezentacii publichnoj persony v «zvezdnom» interv'yu // Vopr. kognitivnoj lingvistiki. 2017. № 1(50). S. 99-106.

5. Egorova L.G. Priemy rechevogo vozdejstviya v sovremennom regional'nom mediadiskurse // Vestn. Nizhegor. gos. lingv. un-ta im. N.A. Dobrolyubova. 2018. № 43. S. 30-38.

6. Ermakova L.V. Manipulyativnye tekhnologii kak sposob realizacii modusnoj kategorii persuazivnos-ti v diskurse SMI // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2015. T. 21. № 3. S. 141-144.

7. Zheltuhina M.R. Tropologicheskaya sugges-tivnost' massmedial'nogo diskursa: o probleme rechevogo vozdejstviya v yazyke SMI: monogr. M.: In-t yazykoznaniya RAN, 2003.

8. Kopnina G. A. Rechevoe manipulirovanie: ucheb. posobie. M.: Flinta, 2010.

9. Lomakina E.A. Leksiko-pragmaticheskie sred-stva manipulyacii v politicheskoj kommunikacii // Lib-ri Magistri. 2018. № 5. S. 92-95.

10. Makarova A.V., Roze E.E. Vozmozhnosti SMI kak sredstva vozdejstviya // Mezhdunarodnyj nauch-nyj al'manah. 2016. № 3 (3). S. 38-50.

11. Muratova M. Sredstva rechevogo vozdejstviya v yazyke SMI [Elektronnyj resurs]. URL: http://old. russ.ru/politics/20030127-apelsin-pr.html (data obra-shcheniya: 10.12.2018).

12. Parshin P.B. Rechevoe vozdejstvie: osnovnye formy i raznovidnosti // Reklamnyj tekst: semiotika i lingvistika / Yu.K. Pirogova, A.N. Baranov, P.B. Parshin [i dr.]. M.: ID Grebennikova, 2000.

13. Radchenko I.I. Aspekty i sredstva rechevogo vozdejstviya pechatnyh SMI na chitatelya // Izv. Yuzh. fed. un-ta. Filologicheskie nauki. 2013. № 1. S. 78-85.

14. Sergeev V.M. Kognitivnye metody v social'-nyh issledovaniyah // Yazyk i modelirovanie social'-nogo vzaimodejstviya. M.: Progress, 1987.

15. Sternin I.A. Osnovy rechevogo vozdejstviya. Voronezh: Istoki, 2012.

16. Tarasov E.F. Rechevoe vozdejstvie kak problema rechevogo obshcheniya // Rechevoe vozdejstvie v sfere massovoj kommunikacii / otv. red. F.M. Berezin, E.F. Tarasov. M.: Nauka, 1990. S. 3-14.

17. Teneva E.V. Manipulyaciya i ubezhdenie kak podvidy kategorii vozdejstviya (na materiale bri-tanskogo politiko-publicisticheskogo diskursa) // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 9: Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2016. № 1. S. 120-130.

18. Shelestyuk E.V. Rechevoe vozdejstvie: on-tologiya i metodologiya issledovaniya: monogr. M.: FLINTA: Nauka, 2014.

Mechanisms of the affecting function of speech in the mass media discourse

The article deals with speech in mass media discourse and its increased affecting function. The authors consider the most common speech methods of affecting recipients resort to. The characteristic of speech influence is given, its correlation with inculcation, persuasion and evaluation is emphasized. It is concluded that the speech impact can be both hidden and explicit and can be realized by speech acts of various types.

Key words: mass media discourse, recipient, addressee, manipulation, speech influence, speech methods.

(Статья поступила в редакцию 27.05.2019)

и.Г. сидорова

(волгоград)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ*

Анализируется социальная сеть как удобная коммуникативная площадка для реализации интернет-пользователями своих внутренних интенций. Предпринята попытка классифицировать коммуникативные технологии позиционирования языковой личности, которые представляют собой вариативный инструментарий для создания индивидуальных профилей, интерактивного взаимодействия интернет-пользователей, решения бизнес-задач, а также обмена интернет-ресурсами.

Ключевые слова: виртуальная языковая личность, интернет-коммуникация, коммуникативные технологии, позиционирование личности.

Современный мир невозможно представить без Интернета и реализуемых им средств коммуникаций. Важнейшим средством виртуального общения являются социальные сети, представляющие собой коммуникативную площадку, где каждый зарегистрированный пользователь располагает готовым набором текстовых инструментов как для личного, так и для группового общения. Мировые социальные сети - это возможность найти друга или собеседника за пределами конкретной страны, представить себя, наладить устойчивые связи, высказать собственное мнение, при этом найти сторонников и оппозиционеров, ну и, конечно, репрезентовать свой бизнес и т. д.

Если говорить о системе коммуникативных жанров, ориентированных на предоставление пользователям вариативного набора инструментов для самопрезентации и позиционирования языковой личности в интернет-пространстве, то несомненно, жанр социальная

* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).

О Сидорова и.г., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.