Научная статья на тему 'Коммуникативные стратегии в текстах религиозной организации: «Саентология» в Китае'

Коммуникативные стратегии в текстах религиозной организации: «Саентология» в Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ / САЕНТОЛОГИЯ / РОН ХАББАРД / VERBAL INFLUENCE / COMMUNICATIVE STRATEGIES / TOTALITARIAN SECTS / SCIENTOLOGY / RON HABBARD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кабирова А. A.

Рассматриваются коммуникативные стратегии в текстах религиозной тоталитарной организации «Саентология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE STRATEGIES IN THE TEXTS OF RELIGIOUS ORGANIZATION: «SCIENTOLOGY» IN CHINA

Communicative strategies in the texts of religious totalitarian organization «Scientology»are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные стратегии в текстах религиозной организации: «Саентология» в Китае»

УДК 81'27 ВАК 10.02.00

А. A. Кабирова

Екатеринбург, Россия

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ТЕКСТАХ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: «САЕНТОЛОГИЯ» В КИТАЕ

Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых - кандидатов наук (проект МК-1644.2014.6 «Методика комплексного (лингвистического, психолингвистического, психофизиологического) анализа экстремистского текста и его воздействия на адресата»)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевое воздействие; коммуникативные стратегии; тоталитарные секты; Саентология; Рон Хаббард.

АННОТАЦИЯ: Рассматриваются коммуникативные стратегии в текстах религиозной тоталитарной организации «Саентология».

A. А. Kabirova

Yekaterinburg, Russia

COMMUNICATIVE STRATEGIES IN THE TEXTS OF RELIGIOUS ORGANIZATION: «SCIENTOLOGY» IN CHINA

KEYWORDS: verbal influence; communicative strategies; totalitarian sects; Scientology; Ron Habbard.

ABSTRACT: Communicative strategies in the texts of religious totalitarian organization «Scien-tology»are examined in the article.

Речевое воздействие - это побуждение адресата с помощью речи к определенному действию путем уговоров, внушения, угроз, насмешки, просьбы, обещания и пр. Средства массовой информации, реклама, телевидение, Интернет активно используют коммуникативные стратегии и тактики с целью формирования оценки происходящего в мире.

В современном мире существует множество деструктивных организаций тоталитарного типа, использующих коммуникативные стратегии в своих асоциальных целях. Подвергаясь деструктивному воздействию, человек может лишиться своих личносьных качеств, потерять друзей, семью, работу или стать угрозой для общества.

Среди религиозных деструктивных организаций тоталитарного типа, на

наш взгляд, особую опасность представляет религиозное движение «Саентология». «Саентология» - это «авторская секта», единоличное создание Л. Рона Хаббарда» [1]. Это международное религиозное движение тоталитарного типа, целью которого является создание нового устройства общества, живущего исключительно по принципам данной организации.

Данное движение привлекло нас своей масштабностью, массовостью, все-охватностью и обширностью распространения по всему миру.

Тексты организации, автором которых является лидер саентологического движения - РонХаббард, переведены на 65 языков, в том числе и на китайский. В городе Гаосюн на острове Тайвань (КНР) была открыта первая в Азии и самая

44

большая в мире Саентологическая Церковь. Тринадцатиэтажное здание возвысилось над островом в 2013 году и открыло свои двери для всех сторонников учения Рона Хаббарда.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что число организаций, угрожающих безопасности общества, растет, а механизмы речевого воздействия, используемые в текстах деструктивных организаций, серьёзно не изучены. Знание речевых стратегий воздействия поможет нам более критично и обдуманно относиться к любой, внушаемой нам, информации.

Материалом для работы послужили тексты движения «Саентология», а именно: «Саентология: основы мысли», «Дианетика. Новая наука о разуме», «Саентология: новый взгляд на жизнь».

В результате исследования в текстах организации были обнаружены следующие коммуникативные стратегии.

Стратегия возвеличивания. В текстах организации идеализируется деятельность и идеология движения «Саентология», происходит «гуруизация» лидера. Потенциальным адептам внушается идея о том, что только «Саентология» может дать правдивые ответы на интересующие вопросы, в том числе на извечные человеческие темы, а создатель данной философии «нашел ответы на все загадки человеческой души».

Стратегия дискредитации науки и абсолютизации религии. На страницах текстов организации ведется работа по убеждению человека в значимости авторской религии и возведение её в ранг абсолюта. Наука же позиционируется как средство заработка, нацеленное на «доход от исследований». Религия представлена как спасение от войны, катализатором которой является наука.

Стратегия запугивания. В текстах организации рассказывается о возможной катастрофе, которая произойдет с человечеством, если люди откажутся распространять учение саентологов. Та-

45

ким образом, учение репрезентируется как спасение всего человечества от возможной войны, катастрофы.

Стратегия обещания (здоровья, хорошего самочувствия, чудесного выздоровления). Тексты организации обещают чудесное избавление от всех болезней, улучшение физического здоровья, улучшение зрения и избавления от очков, улучшение психического поведения, повышение уровня мастерства, улучшение внешнего вида, социального положения, развитие таланта и интеллекта, освобождение от тревог, внутреннюю гармонию. Организация представлена как всемогущая, способная излечить своих участников от всех болезней, включая рак.

Стратегия отчуждения от «остального» социума. Для того чтобы увеличить зависимость от организации, сделать возвращение в общество невозможным, изменить речь, предлагается ознакомиться с множеством незнакомых терминов, встречающихся только в данном учении. Данная стратегия затрудняет общение адепта с родственниками и друзьями, обедняет его мысль, делает его речь сложной и непонятной людям, не связанным с «Саентологией». Люди, не являющиеся членами организации, представляются негативно. «Саентология» максимально втягивает человека в свое религиозное движение, делая возвращение в общество невозможным.

Таким образом, особенностью речевых стратегий, используемых Л. Роном Хаббардом и его последователями, является их агрессивное и невероятно опасное воздействие на психику адептов. Строгие правила организации, собственная терминология и летоисчисление, изоляция от общества, невозможный выход из данного движения, постоянная ложь, обязательные денежные взносы - все это свидетельствует о высокой опасности движения, которое наносит непоправимый вред обществу. Высокая плотность населения в Китае создает благоприятные условия для развития деструктивных куль-

тов и привлекает повышенное внимание саентологов к этой стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. 554 с.

2. Хаббард Л.Р. Дианетика. Современная наука о разуме. - М. : Нью Эра, 2001. 876 с.

3. Хаббард Л.Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. - М. : Нью Эра, 2002. 40 с.

4. Хаббард Л.Р. Саентология: основы мысли. - М. : Нью Эра, 2001. 42 с.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.