УДК 81'42:81'38:2-79
ББК Ш105.51+Ш105.55+Э26 ГСНТИ 16.21.29 Код ВАК 10.02.00
А. А. Кабирова
Екатеринбург, Россия
РЕЧЕВЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА*
АННОТАЦИЯ. В данной работе представлены результаты исследования способов речевого воздействия в текстах религиозных организаций тоталитарного типа «Саентология» и «Разлиты», выделены ведущие коммуникативные стратегии. Через анализ коммуникативной политики организаций доказывается их деструктивный характер.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевые способы воздействия, коммуникативная стратегия, коммуникативная политика, религиозная организация тоталитарного типа.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Кабирова Алена Андреевна, студентка Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета.
Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: [email protected]
A. A. Kabirova
Ekaterinburg, Russia
METHODS OF SPEECH INFLUENCE IN TOTALITARIAN RELIGIOUS ORGANIZATIONS
ABSTRACT. The article presents the results of a research of the methods of speech influence in the texts of religious organizations of a totalitarian type like Church of Scientology and the Raelian
Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых -кандидатов наук (проект МК-1644.2014.6 «Методика комплексного (лингвистического, психолингвистического, психофизиологического) анализа экстремистского текста и его воздействия на адресата»).
Church and describes their main communicative strategies. It argues their destructive character through analysis of the communicative policies of these organizations.
KEY WORDS: methods of speech influence; communicative strategy; communicative policy; religious organization of a totalitarian type.
ABOUT THE AUTHOR: Kabirova Alena Andreevna, Student, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University.
«Саентология» - это «авторская секта», единоличное создание Л. Рона Хаббарда» [Дворкин 2002]. Это международное религиозное движение тоталитарного типа, целью которого является создание нового устройства общества, живущего исключительно по принципам данной организации. В результате исследования мы выделили следующие коммуникативные стратегии в текстах организации «Саентология».
1. Стратегия возвеличивания.
В текстах организации идеализируется деятельность и идеология движения «Саентология», происходит «гуруизация» лидера.
2. Стратегия дискредитации науки и абсолютизации религии.
На страницах текстов организации ведется работа по убеждению человека в значимости авторской религии и возведение ее в ранг абсолюта. Наука же позиционируется как средство заработка, нацеленное на «доход от исследований».
3. Стратегия запугивания.
В текстах организации рассказывается о возможной катастрофе, которая произойдет с человечеством, если люди откажутся распространять учение саентологов. Таким образом, учение репрезентируется как спасение всего человечества от возможной войны, катастрофы.
4. Стратегия обещания (здоровья, хорошего самочувствия, чудесного выздоровления).
Организация представлена как всемогущая, способная излечить своих участников от всех болезней, включая рак.
5. Стратегия отчуждения от «остального» социума.
Адепту предлагают ознакомиться с множеством незнако-
© Кабирова А. А., 2015
мых терминов, встречающихся только в данном учении. Данная стратегия затрудняет общение адепта с родственниками и друзьями, обедняет его мысль, делает его речь сложной и непонятной людям, не связанным с «Саентологией».
Таким образом, особенностью речевых стратегий, используемых Л. Роном Хаббардом и его последователями, является их агрессивное и невероятно опасное воздействие на психику адептов. Строгие правила организации, собственная терминология и летоисчисление, изоляция от общества, невозможный выход из данного движения, постоянная ложь, обязательные денежные взносы - все это свидетельствует о высокой опасности движения, которое наносит непоправимый вред обществу.
Все представленные стратегии позволяют организации менять сознание реципиента и превращать свободномыслящих людей в своих рабов.
«Разлиты» представляют собой международное оккульт-но-религиозное движение, провозгласившее своей целью открытие посольства для пришельцев - специально отведенного места, где земляне могли бы встретиться со своими инопланетными создателями - элохимами. Именно на этот проект направлены все денежные средства, взымаемые с участников проекта. Ниже приведем характерные стратегии и тактики речевого воздействия, применяемые в религиозной организации «Разлиты»:
1. Стратегия «Атака любовью»
Как только вы ступаете на путь религиозного движения, вас окружают заботой и вниманием. Вы попадаете в теплую, приятную атмосферу группы. Вас принимают таким, какой вы есть, со всеми вашими грехами и недостатками. В рамках организации вы можете получить даже оправдание аборта, убийства и самоубийства.
2. Стратегия возвеличивания
Данная организация предстает перед адресатами как идеальная, учение как единственно верное, а лидер как воплощение совершенства.
3. Стратегия дискредитации церкви и устройства общества
Общество представляется как место погибели: медицина - бесполезной, психиатрия - опасной, различные религии -ложными, политика - устарелой. Организация отрицает другие религии, эволюцию, церковь и Библию. Разрешение на клонирование усиливает протест против Церкви.
4. Стратегия запугивания
При помощи дисциплины, убеждений, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград навязываются и постоянно поддерживаются чувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и чувство собственной беспомощности заставляют людей оставаться в кругу группы.
Таким образом, в данной организации адепт подвергается мощному речевому воздействию. Ему обещают райскую жизнь, полную свободы человека от нравственных условностей, любовь и безопасность, его запугивают различными катаклизмами, изолируют от общества.
Особенностью речевых стратегий «раэлитов» является их ориентированность на духовные, общечеловеческие категории: любовь, добро, свобода, в том числе свобода от ограничений, навязанных общественной и религиозной моралью.
Представленные религиозные организации, безусловно, имеют деструктивный характер.
«Саентологи» и «Разлиты» кладут в основу учения разные идеи, но достигают их единым путем. Обещание заботы и помощи, райской жизни, свободы, безопасности, возвеличивание организации, лидера, учения, уничижение церкви, отрицание других религий, запугивание - все это можно найти на страницах учений данных движений, пропагандирующих себя как единственно верные и идеальные.
Подводя итоги работы, следует отметить, что число организаций, угрожающих безопасности общества, растет, а механизмы речевого воздействия, используемые в текстах таких организаций, серьезно не изучены. Знание стратегий и тактик речевого воздействия поможет нам более критично и обдуманно относиться к любой, внушаемой нам, информации.
ЛИТЕРАТУРА
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Н. Новгород, 2002. 554 с.
Раэль. Послание, переданное инопланетянами. -2007. 93 с.
Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука о разуме. -
2001. 876с.
Хаббард Л. Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. -
2002. 40 с.
Хаббард Л. Р. Саентология: основы мысли. -2001. 42 с.