Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные потребности / социально-психологические потребности / межличностная коммуникация / трудовая мотивация / микроклимат организации / communicative needs / socio-psychological needs / interpersonal communication / work motivation / microclimate of the organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Н. Маковецкая

Статья посвящена анализу коммуникативных потребностей работников в организации, их влияния на трудовую мотивацию, лояльность персонала, процесс достижения профессиональных целей и задач организации. Автор рассматривает профессиональные коммуникации как необходимое условие эффективного взаимодействия внутри самой организации и устойчивости ее организационной культуры в целом; коммуникативные потребности современного работника раскрываются в разных содержательных аспектах: информационные потребности; потребности в обратной связи; потребности в признании и одобрении, в лидерстве и влиянии и т.д. В исследовании обосновывается тезис о том, что удовлетворение коммуникативных потребностей сотрудников должно быть неотъемлемой частью политики управления персоналом в современной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE NEEDS OF EMPLOYEES AND THEIR IMPLEMENTATION WITHIN THE ORGANIZATION

The article is devoted to the analysis of the communicative needs of employees in the organization, their impact on work motivation, staff loyalty, the process of achieving professional goals and objectives of the organization. The author considers professional communications as a necessary condition for effective interaction within the organization itself and the sustainability of its organizational culture as a whole; the communicative needs of a modern employee are revealed in various meaningful aspects: information needs; feedback needs; the need for recognition and approval, leadership and influence, etc. The study substantiates the thesis that meeting the communicative needs of employees should be an integral part of the personnel management policy in a modern organization.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ»

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В

РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Н. Маковецкая, канд. филос. наук, доцент Московский университет им. С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-152-155

Аннотация. Статья посвящена анализу коммуникативных потребностей работников в организации, их влияния на трудовую мотивацию, лояльность персонала, процесс достижения профессиональных целей и задач организации. Автор рассматривает профессиональные коммуникации как необходимое условие эффективного взаимодействия внутри самой организации и устойчивости ее организационной культуры в целом; коммуникативные потребности современного работника раскрываются в разных содержательных аспектах: информационные потребности; потребности в обратной связи; потребности в признании и одобрении, в лидерстве и влиянии и т.д. В исследовании обосновывается тезис о том, что удовлетворение коммуникативных потребностей сотрудников должно быть неотъемлемой частью политики управления персоналом в современной организации.

Ключевые слова: коммуникативные потребности, социально-психологические потребности, межличностная коммуникация, трудовая мотивация, микроклимат организации.

Коммуникации в современной организации играют одну из ключевых ролей в достижении поставленных профессиональных целей. Эффективное взаимодействие работников позволяет оперативно решать возникающие задачи, координировать деятельность и поддерживать конструктивный микроклимат. В то же время неудовлетворенность коммуникативных потребностей способна негативно сказаться как на индивидуальной работе каждого сотрудника, так и на результатах деятельности коллектива в целом. Современные исследования показывают, что неудовлетворенность работников в основном связана не с условиями труда или заработной платой, а с отсутствием необходимого общения. Это актуализирует необходимость изучения обозначенной проблемы.

Целью данного исследования является всесторонний анализ коммуникативных потребностей работников и определение основных факторов, влияющих на их удовлетворенность в рамках организации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления коммуникациями.

Коммуникативные потребности являются неотъемлемой частью потребностей

человека в целом. Любой человек, вовлеченный в процесс деятельности в рамках организации, стремится, прежде всего, к профессиональной самореализации, но вместе с этим и к удовлетворению определенных коммуникативных потребностей.

Понятие «коммуникативные потребности» можно определить как внутреннее побуждение личности к общению и взаимодействию с другими людьми с целью удовлетворения своих информационных, психологических и социальных нужд. Коммуникативные потребности работника представляют собой вектор его стремлений к установлению определенных видов и форм контактов и взаимоотношений с другими сотрудниками и руководством организации. «Профессиональные коммуникации являются непременным условием, позволяющим эффективно взаимодействовать друг с другом. От того, насколько быстро и доступно будет происходить передача информации, напрямую зависит темп и качество работы» [1, с. 69].

Основываясь на классификации потребностей человека, предложенной А. Маслоу, коммуникативные потребности работников условно можно разделить на несколько групп:

1. Информационные потребности. К ним относится потребность в получении оперативной и точной информации, касающейся организации, ее целей, задач, перспектив развития, актуальных событий. Это позволяет работнику ориентироваться в окружающей деловой среде и более эффективно выполнять свои обязанности.

2. Потребности в обратной связи. Каждый сотрудник стремится получать обратную связь от коллег и руководителя о результатах и качестве своего труда, оценку достижений и допущенных ошибок. Это мотивирует на дальнейшее профессиональное развитие.

3. Потребности в признании и одобрении. Это проявление значимости работника для коллектива, его вклада в общие достижения. Положительная оценка работодателя и коллег повышает уверенность в собственных силах и чувство принадлежности к команде.

4. Потребности в обучении. Любой человек стремится постоянно повышать свою квалификацию, расширяя знания и навыки.

5. Потребности в сотрудничестве. Эффективная работа невозможна без взаимодействия и взаимопомощи. Коммуникации являются основой формирования конструктивных рабочих отношений и взаимоотношений.

6. Социально-психологические потребности. К ним относится потребность в эмоциональной разрядке, общении «по душам», поиске поддержки и сочувствия, формировании дружеских отношений на работе. Это способствует эмоциональному благополучию личности.

7. Потребности в лидерстве и влиянии. Данные потребности раскрываются в стремлении человека проявить себя, оказать влияние на коллектив, принимая на себя определенные лидерские функции.

Удовлетворение перечисленных коммуникативных потребностей имеет большое значение для повышения мотивации и удовлетворенности трудом работника, а также для достижения высокой эффективности всей организации. Неудовлетворенность в коммуникациях может негативно сказаться как на самочувствии отдельного

сотрудника, так и на его работоспособности и результатах труда. Для обеспечения удовлетворения коммуникативных потребностей персонала руководству необходимо обеспечить определенные условия:

- Свободный обмен информацией внутри организации. Работники должны иметь доступ ко всем значимым сведениям через инструменты внутренней коммуникации.

- Открытость обратной связи. Необходим механизм получения от работодателя и коллег объективной оценки работы, регулярных консультаций о достижениях и перспективах карьерного роста.

- Мероприятия для сотрудничества и общения. Это совместные мероприятия различного характера для укрепления коллектива, обмена опытом, неформального общения.

- Возможность обучения и повышения квалификации. Для этого организация должна предоставлять образовательные программы, проводить тренинги и обеспечивать обмен знаниями.

- Система мотивации и стимулирования. Должны использоваться меры материального и морального поощрения за результативный труд и вклад в общие достижения.

- Участие в принятии решений. Вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их напрямую, повышает чувство сопричастности.

Таким образом, эффективное удовлетворение коммуникативных потребностей персонала позволяет повысить мотивацию сотрудников и улучшить индивидуальную работу каждого. Это, в свою очередь, положительно сказывается на конечных результатах деятельности организации. «Вступая в межличностную и межгрупповую коммуникацию, работники организаций становятся ее основным ресурсом в процессе формирования долгосрочных отношений сотрудничества с партнерами во всех остальных направлениях и эффективность этого процесса зависит от способности к построению системы социальных связей в профессиональной и межпрофессиональной среде» [2, с. 21].

Однако для того, чтобы обеспечить удовлетворение всех видов коммуника-

тивных потребностей, руководству необходимо проанализировать специфику своей организации и определить наиболее приоритетные направления. Так, следует учитывать масштаб деятельности организации, штатную численность, особенности организационной культуры, отраслевую принадлежность. При этом нужно учитывать изменения, которые происходят в формате профессиональных деловых коммуникаций в условиях цифровизации [3, с. 197-199].

Для крупных производственных предприятий с численностью персонала свыше 500 человек наиболее актуальными будут: обеспечение оперативного информирования всех подразделений о планах и изменениях в производстве для согласования работ; внедрение электронных систем документооборота и баз данных с целью максимальной доступности информации; организация внутренних коммуникаций через специализированные порталы, приложения, информационные стенды; обучение персонала по программам повышения квалификации прямо на производстве; проведение корпоративных мероприятий для сотрудников разных подразделений.

Для малых организаций с численностью до 50 человек важными будут: организация регулярных брифингов для оперативного информирования; наличие оперативной обратной связи между сотрудниками и

вации индивидуальных и групповых достижений; неформальное общение для укрепления взаимопонимания.

Также с учетом целевой аудитории персонала целесообразно выделить приоритетные направления удовлетворения коммуникативных потребностей:

- для молодых сотрудников в возрасте до 30 лет: обучение, сотрудничество, обратная связь, а также возможность проявить инициативу;

- для опытных сотрудников старше 40 лет: информированность, признание заслуг, мероприятия для общения и развлечений;

- для топ-менеджеров: возможность лидерства, принятия решений, участия в разработке стратегии развития;

- для представителей административного персонала: гибкий график, дистанционная работа, обучение новым навыкам.

Удовлетворение коммуникативных потребностей должно стать неотъемлемой частью политики управления персоналом в организации. При проведении мониторинга удовлетворенности необходимо выявлять наиболее значимые для разных групп сотрудников направления и определять эффективные механизмы их реализации. Это позволит повысить мотивацию, лояльность персонала, а также достичь целей и задач, поставленных перед организацией.

топ-менеджментом; гибкая система моти-

Библиографический список

1. Манакова Е.О., Манаков А.С. Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций // Теория и практика современной науки. -2021. - № 8 (74). - С. 68-69.

2. Вельмисова Д.В. Сила слабых связей в построении сетей сотрудничества: профессиональные и межпрофессиональные коммуникации // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2023. - № 1 (9). - С. 18-28.

3. Ахметова Г.З., Маковецкий М.Ю., Маковецкая Е.Н., Рудаков Д.В. Направления трансформации делового общения в условиях цифровизации // Заметки ученого. - 2020. -№ 10. - С. 196-200.

THE COMMUNICATIVE NEEDS OF EMPLOYEES AND THEIR IMPLEMENTATION

WITHIN THE ORGANIZATION

E.N. Makovetskaya, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Moscow Witte University (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the communicative needs of employees in the organization, their impact on work motivation, staff loyalty, the process of achieving professional goals and objectives of the organization. The author considers professional communications as a necessary condition for effective interaction within the organization itself and the sus-tainability of its organizational culture as a whole; the communicative needs of a modern employee are revealed in various meaningful aspects: information needs; feedback needs; the need for recognition and approval, leadership and influence, etc. The study substantiates the thesis that meeting the communicative needs of employees should be an integral part of the personnel management policy in a modern organization.

Keywords: communicative needs, socio-psychological needs, interpersonal communication, work motivation, microclimate of the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.