ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Короленко, студент О.С. Медведева, доцент
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOr.10.244n/24n-0450-2022-1-183-109-n3
Аннотация. В данной работе были изучены особенности мотивации персонала в организации, комплексно рассмотрено стимулирование. Подчеркнута важность связи потребностей организации с потребностями работников, необходимость проведения параллелей для показания высоких результатов каждого работника и организации вцелом. Рассмотрено влияние психических и эмоциональных взаимосвязей на трудовую деятельность работников. Проведены исследование и анализ системы мотивации работников отдела образования Малоярославецкой районной администрации путем тестирования и интервьюирования.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, вовлеченность, потребность, компетенции, удовлетворенность жизнью.
Успех организации при достижении целей в основном зависит от уровня заинтересованности и вовлеченности сотрудников. Этого можно достичь только в том случае, если реализация потребностей работников будет совпадать с задачами компании. Учитывая данный фактор, руководители могут влиять на мотивацию своих подчиненных.
Процесс мотивации представляет собой одну из ключевых функций управления, заключающуюся в преобразовании человеческой энергии в последовательность действий, реализующих планы организации [3].
Зачастую, мотивирование осуществляется за счет грамотного стимулирования, которое в свою очередь подразделяется на материальное и моральное.
Стимулирование
Материальное:
• Премии:
• Подарки:
• Льготы:
• Поездки:
• И т.п.
Моральное:
Повышение квалификации: Присвоение почетного звания: Награждение памятными подарками: II т.п.
Рис. 1. Виды стимулирования
Материальное стимулирование измеряется в денежном эквиваленте, моральное в свою очередь приносит удовлетворение, например, от реализованной работы, личной благодарности, возможности самореа-
лизации. Стимулирование должно быть комплексным, невозможно использовать только один из видов, так как в этом случае будет снижаться эффективность самого процесса. В целях максимизации сти-
мулов выделяют несколько принципов: доступность; ощутимость; постепенность; быстрая обратная связь; сочетание положительного и отрицательного (санкций) стимулирования [1].
Система мотивации персонала в учреждении - это комплекс мероприятий, направленных на стимуляцию к рабочему процессу, получению высоких результатов и желанию оставаться именно в этой организации.
Задача современного руководителя -удовлетворить интересы своих работников, заинтересовать и привлечь в свой отдел кадры, а в дальнейшем способствовать их профессиональному развитию. Необходимость изучения мотивации обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие работникам раскрыть свой творческий потенциал, стать более активными. В настоящее время в России существует ряд национальных проектов по развития инфраструктуры, в т.ч. национальный проект «Образование» [6].
Под влиянием образовательной среды, коллектив развивается в своей профессиональной деятельности. Образование не стоит на месте, приходится уметь быстро реагировать на изменчивые условия. Поэтому важно постоянно проводить мониторинг среди своих сотрудников для выявления наиболее значимых мотиваторов к деятельности. Для успеха организации также следует влиять на эти мотиваторы, в этом случае, потребности организации бу-
ду совпадать с потребностями работников. И последние будут выполнять поставленные перед ними задачи руководством с энтузиазмом и возможностью удовлетворения самих себя своим трудом.
Также не следует забывать о том, что хоть сотрудники и находятся в одном положении в отделе, факторы мотивации у всех различные. Грамотному руководителю необходимо четко понимать этот фактор и учитывать его при принятии управленческих решений по распределению актуальных задач среди работников, а также создать соответствующую всем требованиям систему мотивации.
Для того, чтобы заниматься этим, управляющему необходимо изучить теорию, связанную психо-эмоциональными типами личности. Это поможет наиболее верно классифицировать потребности подчиненных. Для определения показателей мотивации стоит использовать тестирование, так как оно точнее показывает заинтересованность в чем-либо.
Для отдела образования Малояросла-вецкой районной администрации МР «Ма-лоярославецкий район» мы использовали тесты В.И. Герчикова, Ф. Герцерберга и Н.В. Паниной на выявление мотивацион-ных факторов и на степень удовлетворения жизнью. Это было сделано для полноценного анализа психосоматических показателей и их сопоставления друг с другом.
В.И. Герчиков, социолог, квалифицированный консультант по управлению, разработал свой тест непосредственно для российских организаций. В своих работах он выделял 5 типов деловой мотивации (рис. 2).
Рис. 2. Типы деловой мотивации и их характеристика
Проведя опрос сотрудников отдела образования Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район» мы получили следующие результаты (рис. 3) [2].
Хозяйский
Рис. 3. Соотношение типов мотивации в отделе образования
Отсюда следует, что больше всего сотрудников отдела управления образованием стремятся к достижению высоких целей и считают деятельность, которой посвящают себя успешной, их интересуют сложные задачи, через выполнение которых они самореализуются. Также они понимают степень ответственности за свои
действия и проявляют инициативу и энтузиазм.
Фредерик Герцерберг создал собственную систему классификации факторов, выделив мотивационные и гигиенические. Он разработал тест, показывающий полный спектр ощущений сотрудника от работы и от атмосферы в трудовом коллективе (рис. 4) [4].
Мотива!] il о иные факторы
Гиги еничеоси е
Экономические (зарплата,
премии, льготы);
Физические (условия
труда);
Социальные
(взаимоотношения в
коллективе);
Статусные (престижность); Ориентация (беседы с руководством); Безопасность (физическая и социальная).
Могие аци онные
Премии за заслуги и признание; Свобода действий; Доступ кинформации; Движение по карьерной лестнице; Ответстве н н о сть; Накопленный опыт; Сотрудничество.
Рис. 4. Мотивационные факторы Ф. Герцерберга
Умение найти правильные мотивы, побуждающие работников к эффективному труду, заинтересовать персонал в достижении поставленных целей - вот основные задачи, которые должен ставить перед собой менеджер любого звена [7]. Как показало наше исследование работников отдела образования Малоярославецкой районной администрации, заведующий создал качественную систему мотивации в отделе. Так как большинство опрошенных (83%) мотивируются к трудовой деятельности посредством мотивационных факторов, нежели гигиенических. Иными слова-
ми, сотрудники отдела достаточно промо-тивированы к работе, чтобы реализация их потребностей совпадала с решением поставленных перед ними задач руководителя.
Для получения полноценного анализа организации мы также провели тестирование, разработанное и апробированное Паниной Н.В., направленное на степень удовлетворенности жизнью (ИЖУ) [5].
Данное тестирование подтвердило высокий уровень замотивированности работников и высокую степень удовлетворенности своей жизнью (рис. 5).
Рис. 5. Результаты тестирования показателей ИЖУ
В отделе образования Малоярославец-кой районной администрации МР «Малоя-рославецкий район» существует грамотная система мотивации и стимулирования работников. Анализ данной организации показал заинтересованность сотрудников не только в получении достойной заработной платы, но и возможности самореализации, раскрытия творческого потенциала, активного участия в жизни общества и многого
другого, что соответствовало их потребностям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование мотивационных приемов должно быть комплексным, сочетающим в себе различные приемы стимулирования трудового процесса. В таком случае процесс управления организацией и ее сотрудниками станет наиболее успешным.
Библиографический список
1. Афанасьева Т.П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования: Планирование и мотивация профессионального развития кадров: метод. пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова; под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2014. - 104 с.
2. Герчиков В.И. Трудовая мотивация деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gadalkindom.ru/test/gerchikova.html
3. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учеб. -М.: ИН-ФА-М, 2016. - 304 с.
4. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psycabi.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka
5. Фредерик Герцберг. Тестирование по мотивации персонала. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fb.ru/article/281108/motivatsionnyiy-test-gertsbergan
6. Медведева О.С. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инфраструктуры в России / О.С. Медведева, В.Н. Левкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 8-2. - С. 270-276. - DOI 10.17513Zvaael.1285.
7. Субботина Т.Н. Влияние внутренних стимулов на поведение персонала / Т.Н. Субботина, А.И. Захаренкова // Вектор экономики. - 2019. - №6 (36). - С. 177.
THE INFLUENCE OF STAFF MOTIVATION ON THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATION DEPARTMENT
V.V. Korolenko, Student
O.S. Medvedeva, Associate Professor
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky
(Russia, Kaluga)
Abstract. In this paper, the features of staff motivation in the organization were studied, stimulation was comprehensively considered. The importance of linking the needs of the organization with the needs of employees, the need for parallels to demonstrate the high results of each employee and the organization as a whole is emphasized. The influence of mental and emotional relationships on the labor activity of employees is considered. A study and analysis of the motivation system of employees of the education department of the Maloyaroslavets district administration by testing and interviewing were carried out.
Keywords: motivation, stimulation, involvement, need, competence, life satisfaction.