Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА YOUTUBE В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА YOUTUBE В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1688
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / видеохостинг / блогер / коммуникация / контент

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горшкова Лариса Анатольевна

Видеохостинги становятся новым средством коммуникации, в которых формируется особая культура интернет-общения, обладающая своим собственным языком. Одним из активно развивающихся типов интернет-площадок являются социальные медиа, представляющие собой интерактивные онлайн-средства, с помощью которых широкая группа людей получает возможность создавать, редактировать, потреблять информационный контент. Наиболее популярной интернет-площадкой является видеохостинг «YouTube». Он совмещает в себе возможность массовой и межличностной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА YOUTUBE В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

22. Singer, J. B. Strange bedfellows? The diffusion of convergence in four news organizations [Text] / J. B. Staiger// Journalism Studies. - 2004. - № 5 (1). - P. 3-18. - DOI: 10.1080/1461670032000174701.

23. Staiger, J. Convergence Media History [Text] / J. Staiger (ed.), S. Hake (ed.). - NY : Routledge, 2009. - 224 p. - DOI: https://doi.org/10.4324/9780203883433.

24. Wasike, B. S. Framing News in 140 Characters: How Social Media Editors Frame the News and Interact with Audiences via Twitter [Text] / B. S. Wasike // Global Media Journal: Canadian Edition. - 2013. - № 6 (1). - Р. 5-23.

Алшакарна Ахмед Абдул-Хай Ибрагим - магистрант первого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета, ahmad.shkarnah89@gmail.

Научный руководитель: Загидуллина Марина Викторовна - профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10217 Л. А. Горшкова

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С. П. Королева Самара (Россия)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА YOUTUBE В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Видеохостинги становятся новым средством коммуникации, в которых формируется особая культура интернет-общения, обладающая своим собственным языком. Одним из активно развивающихся типов интернет-площадок являются социальные медиа, представляющие собой интерактивные онлайн-средства, с помощью которых широкая группа людей получает возможность создавать, редактировать, потреблять информационный контент. Наиболее популярной интернет-площадкой является видеохостинг «ТооиТиЬе». Он совмещает в себе возможность массовой и межличностной коммуникации.

Ключевые слова: медиа, видеохостинг, блогер, коммуникация, контент.

Видеохостинги становятся новым средством коммуникации, в которых формируется особая культура интернет-общения, обладающая своим собственным языком. Наибольший интерес представляют видеоблогеры, они особенно популярны у молодежной аудитории и имеют многомиллионных подписчиков. Блогеры применяют различные коммуникативные тактики, создают собственные бренды, благодаря чему легко узнаваемы аудиторией [17].

Целью данного исследования является нахождение общих для русскоязычного сегмента YouTube коммуникативных тактик видеоблогинга. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- проанализировать основные формы коммуникативного взаимодействия;

- выявить стилистическую специфику современной интернет-коммуникации;

- определить функциональные особенности коммуникации адресата и адресанта в рамках видеохостинга YouTube.

Реализации указанных целей и задач способствуют следующие методы:

- метод мониторинга и комплексного анализа информационного поля;

- метод контекстуального анализа;

- метод жанрово-стилистического сопоставления.

Теоретической базой исследования послужили положения, разработанные в теории коммуникации и массмедиа такими исследователями, как С. М. Эрвин-Трипп [16], Р. Абельсон [15]. Вопросом изучения структурно-содержательных и стилистических особенностей сообщений занимались в разное время различные ученые, среди которых И. В. Арнольд [3], В. В. Виноградов [6], Г. Я. Солганик [13] и многие другие.

Теоретическая значимость статьи заключается в следующем: научные исследования с опорой на эмпирическую базу расширяют представления о теории коммуникации [6] и показывают значительные изменения в современных масс-медиа именно благодаря набирающим популярность видеохостингам.

Социальные медиа представляют собой интернет-площадки, на которых, используя онлайн-средства, широкая группа людей имеет возможность общаться, а также создавать информационный контент.

Видеохостинг <^оиТиЬе» является популярной социальной сетью. Он совмещает в себе возможность массовой и межличностной коммуникации.

Функциональные и структурно-содержательные изменения, происходящие в коммуникативном взаимодействии в рамках социальных медиа, затрагивают все ключевые элементы коммуникации: адресанта, адресата и сообщение [1. С. 15]. Передача информации реализуется через различные информационные каналы и технологии подачи информации. Важнейшей составляющей общения является сложная система особой идентификации различных оттенков понятий, в котором значительную роль играют смыслы, которые не могут быть сведены к материальным носителям - знакам и электронным процессам, при посредстве которых происходит обмен информацией. К пространству межличностной коммуникации можно отнести среду, создаваемую в процессе общения двух человек. В роли собеседника выступает индивид, человек, а не его воображаемый заменитель. Такое пространство становится «социальным» в собственном смысле. Далее по возрастающему количеству участников общения можно выделить публичную коммуникацию, которая предполагает активную область общения и пассивных реципиентов. Пространство массовой коммуникации включает в себя внутриличностную и межличностную коммуникации.

Важной особенностью пользователя в социальных сетях является возможность отслеживать реакции на размещённое им сообщение в режиме онлайн, а также следить за количеством лайков, дизлайков, репостов, содержанием комментариев, числом фолловеров, которые изменяются либо остаются на прежнем уровне после размещения им нового поста [13. С. 21].

В социальных медиа отправитель создает коммуникативную ситуацию для взаимодействия с заинтересованной аудиторией [2. С. 82]. На канале <^оиТиЬе» комментарии являются основным инструментом передачи информации.

Важно, что у адресанта есть возможность изменить публикацию, то есть редактировать на любом этапе в режиме онлайн.

Как утверждает О. С. Иссерс в своей работе: «Сегмент социальных медиа в активно развивающемся интернет-пространстве, являясь важной составляющей системы современной массовой коммуникации, представляет собой перспективный источник для дальнейших комплексных исследований с точки зрения плана содержания и плана выражения, речевых жанров и стилистики, а также иных элементов коммуникации» [10. С. 189].

Для того чтобы исследовать YouTube как феномен коммуникативного взаимодействия, следует в первую очередь установить несколько первостепенных положений.

Во-первых, почти любое сказанное или написанное слово всегда имеет какую-то цель. Подтвердить теорию о том, что говорящий осознает цель своего дискурса, может исследование американского социолингвиста С. М. Эрвин-Трипп: «Люди воспринимают цель как то, что поможет им достичь их целей. Именно поэтому в сообщениях, которые они получают - они пытаются обнаружить целевую установку» [16. С. 12].

Во-вторых, стратегия может предусматривать коррекцию своего поведения, если реакция слушателя не устроила говорящего. При этом необходимо делать упор на реализацию установки и цели говорящего [3. С. 218].

Таким образом, в основе коммуникативной стратегии лежит осознаваемая или подсознательная цель, для достижения которой используются вербальные и невербальные средства. Коммуникант при этом совершает определенную последовательность речевых актов [4; 5; 8]. Но прийти к цели, используя лишь один коммуникативный ход, невозможно, необходимо выстроить сложную цепочку различных коммуникативных тактик [7. С. 272].

Далее мы должны углубиться в теорию речевых актов и дать определения некоторым понятиям: речевой акт, коммуникативный ход, «фрейм». Также мы будем строить исследование на основе теории структуры убеждений Р. П. Абельсона [15. С. 25].

«Речевой акт - это высказывание, наделенное значением и обладающее намерением воздействовать на слушающего» [14. С. 9].

Одним из элементов речевого акта является коммуникативный ход. Это функционально-структурная единица, которая в основе своей содержит ряд организованных стратегий вокруг целевой доминанты. С помощью него участники коммуникации стараются различными способами продвинуть общение. Для этого и выбираются определенные типы речевой тактики.

Как раз для решения этого вопроса мы и обратимся к теории структуры убеждений Р. П. Абельсона.

«Фрейм» - это подсознательная модель поведения, которая диктует нам как среагировать или что сейчас нужно сказать. Примером могут быть поздравления, благодарственная или надгробная речь. Но даже надгробная речь может служить коммуникативным ходом для реализации коммуникативной тактики. Она реализует речевую стратегию, потому что даже у этого ритуала есть цель - поддержание образа своего «я».

Надо отметить, что видеоблогинг относится к медиакоммуникации, поэтому основная цель говорящего в такой речевой ситуации - повлиять на картину мира зрителя или собеседника.

«Анализируя этот вид общения, к которому, прежде всего, относится массовая коммуникация, стоит отметить, что у него двойной субъект. С одной стороны, <...> непосредственно осуществляющий такое общение <...> С другой стороны, коллектив или группа, на которые направлено такого рода воздействие.» [15. С. 34].

Коммуникативные приемы видеоблогеров (в данном случае речь идет о них, как участниках общения) разнообразны и используются для доминирования над аудиторией. Действительно, единственная их цель - подтолкнуть зрителя на определенные реакции, выгодные говорящему. Трансляции видеоблогов, каналов в социальных сетях ведутся с целью увеличить количество подписчиков, лайков. Блогер производит контент, не задумываясь о том, что интересно ему самому. Первоочередной задачей является заинтересовать реципиента и получить материальную выгоду в виде подписки или возможности размещать рекламу. Масс-медиа становятся объектом для манипулирования. Происходит подмена реальности, вырабатываются элементы коммуникативной стратегии, то есть коммуникативные тактики.

Специфика построения видеоблога способствует вовлечению в «тайный круг» друзей. Это манипулятивный прием, с помощью которого подписчикам внушают, что они являются избранными. Их якобы посвящают в подробности личной жизни блогера. Соответственно, цель участников - попасть в этот круг. Для этого они различными способами готовы материально поддерживать своего кумира. Обычно в данной группе доминируют подростки до 18 лет.

Таким образом, можно выделить три основных коммуникативных стратегии: влияние на картину мира слушателя/зрителя, привлечение новых подписчиков и поддержание у уже имеющейся аудитории ощущения избранности.

Что касается коммуникативных тактик, то основным аспектом можно назвать тактику селфбрендинга. В центре внимания видеоблогера находятся личность, собственный образ. Влогер - это медиа, которое производит культурный, развлекательный контент из своей личной жизни.

Влог, как новая форма коммуникации, похож на литературное произведение, в частности, на драму. Формируется взгляд на произведение как на коммуникативное событие общения автора, героя и читателя, что приводит к осознанию читателя имплицитного и эксплицитного. Так, с одной стороны, возникает представление о читателе как сотворце эстетического события, носителе «формирующей активности» [12. С. 205].

Видеоблогинг в целом, и каждый видеоблогер в частности выявляют свою целевую аудиторию. По теории имплицитного читателя, наоборот, целевая аудитория находит видеоблогера. Видео такой тематики делается для тех людей, которым был бы этот контент интересен. Таким образом, смысл видеоролика так же, как смысл литературного произведения не воспринимается, как готовый, а считывается только в акте восприятия.

Видеоблогинг, по крайней мере тот его тип, который мы рассматриваем, а именно влог о своей жизни и личности, достаточно схож с литературоведческой концепцией жизнетворчества, получившей свое распространение в начале 20 века. «Жизнетворчество выступает как сознательное структурирование собственной жизни, процесс ее формообразования и стилизации в заранее выбранном направлении, когда человек предстает автором-героем своего жизненного повествования» [9. С. 288]. Автор-герой -слово, которым можно описать влоги.

Другая особенность тактик, на которую хочется обратить внимание, - это сочетание ритуализированной речи, запланированной с импровизацией или видимостью ее.

Начнем с приветствия. Интересная черта приветствия в видеоблогинге - это то, что оно, являясь одновременно ритуалом, в этот же момент создает и поддерживает публичный образ блогера. Приветствие каждого видеоблогера в чем-то уникально. Разберем на примерах.

Самое известное приветствие блогера на русскоязычном YouTube - это традиционное приветствие Ивангая: «Хаю-хай, с вами Ивангай!» [18]. Иван Рудской сделал такое приветствие своим фирменным знаком. Гораздо более ярко в плане интонации приветствие Кати Клэпп: «Всем привет, меня зовут Катя Клэпп, и сегодня на моем канале очень гламурное видео, потому что это май морнинг рутин». «My morning routine» специально расшифрован русским транслитом, потому что Катя в этот момент иронично произносит это с русским акцентом. И такая самоподача тоже поддерживает построенный образ «милой домоседки». С одной стороны, с помощью использования английских слов в своей речи автор видеоролика показывает условно уровень своего образования и культурного уровня. Получается, что она следит за англоязычным интернетом и западной популярной культурой. Именно такую личностную конструкцию она и транслирует через свои видео. С другой стороны, наигранный русский акцент добавляет к словам Клэпп долю самоиронии [19; 20].

Таким образом, на этих двух примерах мы проиллюстрировали представленный тезис о сочетании ритуальной речи в приветствиях, которые используют авторы влогов. Каждый из них создает свой «ритуал» приветствия напрямую через лексику или интонационно, и этот ритуал становится способом поддержания собственного бренда.

Еще одна тактика, реализующая эту же стратегию, - это интерактивное общение со зрителем. Его можно выразить формулой: «Я рассказал(а) о себе - теперь поделитесь своими историями». Такой прием встречается довольно часто. «И делитесь своими комментариями внизу по поводу бодрого утра, как вы его достигаете!» Здесь блогер приглашает аудиторию к взаимодействию, показывая, что ему или ей важны и интересны жизни своих подписчиков, что только поддерживает эффект дружеского круга. В этом примере взаимодействие вообще происходит напрямую, в личных аккаунтах блогеров в социальных сетях.

Также стоит уделить внимание социальной коммуникации, в которой блогеры с видеохостинга YouTube имеют не последнее слово. Так, например, самый активный участник социальной коммуникации - Google - в апреле 2017 года провел очередной социальный проект «YouTube против кибербуллинга».

Кибербуллинг (cyberbullying), электронная травля (electronic bullying), социальная жестокость онлайн (online social cruelty) [16] - это травля, агрессия, направленная против определенного человека (жертвы), которая продолжается длительный отрезок времени и осуществляется через Интернет. В основном жертвами становятся дети и подростки, имеющие странички в социальных сетях и являющиеся активными пользователями. В России это явление появилось относительно недавно, но набирает обороты с каждым годом, и мы уже входим в первую пятерку стран, в которых дети и подростки наиболее подвержены кибербуллингу.

Блогеры принимают активное участие в борьбе с этим явлением. Они сами нередко становятся объектами нападок. Именно поэтому Катя Клэпп и Марьяна Ро на YouTube-канале Google Russia поделились опытом, как поступать в подобных ситуациях. В конце ролика блогеры агитируют пользователей снимать свои ролики с хэштегом #CreateDontHate.

Пример одного из роликов с участием блогера Марьяны Ро: «Привет ребята, меня зовут Марьяна, и это не мой канал. Речь пойдет о кибербуллинге. Сталкивалась ли я с «хейтом» и как я с этим борюсь? Я считаю, что самое лучшее лекарство от кибербуллинга - это просто игнор. Каждый раз, когда мне пишут гневные комментарии, «троллят» меня, пытаются как-то «подстебнуть», я стараюсь их просто игнорировать, потому что, я считаю, это правильно. Я решила стать амбассадором программы «YouTube против кибербуллинга», потому что знаю, как сложно бороться с «хейтом», и давайте бороться с кибербуллингом вместе: снимайте свои видео под этим хэштегом, я уверена, что у нас получится сделать Интернет чуточку добрее» [21; 22].

Что касается стилистических приемов, то Марьяна в видеоролике использует гипофору в речевой коммуникации. Вопросно-ответная форма привлекает внимание аудитории и создает впечатление доверительной беседы. С целью закрепления коммуникативного эффекта блогер прибегает к использованию молодежного сленга, такого как «хейт», «троллят», «подстебнуть». Невербальная составляющая также направлена на привлечение молодой аудитории: используется реквизит - табличка с хэштегом #CreateDontHate, блогер выбирает одежду в молодежном стиле, в эфире присутствуют динамичный монтаж, интершумы и прочее.

Блогеры, являясь современными лидерами мнений для большого количества молодежи, способны формировать мнение своей аудитории и манипулировать им.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, почему YouTube является феноменом коммуникативного взаимодействия. Итак:

1) авторы видео создают свои собственные ритуалы. Они берут некоторую стандартную форму, например, приветствие, и наполняют ее своим собственным особенным содержанием, к примеру: «Хаю-хай, с вами Ивангай». Зритель заинтересовывается и запоминает данное приветствие и после нередко применяет его в своей жизни;

2) обращение к зрителю, интерактивное общение, например, «напишите необычные факты в комментариях о вашем теле». Таким способом создается эффект заинтересованности, тактика проявления интереса;

3) схожей стратегией является побратимство для создания эффекта «избранного круга»: «Я счастлива, что у меня есть вы, потому что я хочу идти по этому пути вместе с вами, я искренне верю, что вместе мы сможем сдвинуть любые препятствия на нашем пути». Данная коммуникативная тактика позволяет зрителю почувствовать себя особенным, что так необходимо каждому человек. Эта тактика позволяет зрителю думать, что он способен влиять на блогера своим присутствием на канале.

Описанные выше коммуникативные стратегии и тактики и позволяют делать из видеохостинга YouTube феномен коммуникативного взаимодействия.

Список литературы

1. Алтухова, Т. В. Коммуникация в социальной компьютерной сети «ВКонтакте»: жанроведческий аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Т. В. Алтухова. -Кемерово, 2012. - 26 с.

2. Антонова, Л. Г. Интегрированный подход к описанию текстовых продуктов в контексте требований современной коммуникативистики [Текст] / Л. Г. Антонова // Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации: сб. науч. труд. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - Вып. 1. - С. 80-84.

3. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык [Текст] / И. В. Арнольд. - М. : Флинта ; Наука, 2002. - 384 с.

4. Барашкина, Е. А. Корпоративный сторителлинг в эпоху «второй устности» [Текст] / Е. А. Барашкина // Век информации. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 165-166.

5. Барашкина, Е. А., Масленкова, Н. А. «Протокол коммуникации»: конструирование телесности в новостной ленте социальной сети [Текст] / Е. А. Барашкина, Н. А. Масленкова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). -С. 137-146.

6. Виноградов, В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики [Текст] / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1955. - № 1. - С. 60-87.

7. Володина, М. Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке [Текст] / под ред. М. Н. Володиной. - М. : Академический Проект, 2011. - 332 с.

8. Выровцева, Е. В. Стилистические особенности текстов печатных СМИ как формы медиавируса [Текст] / Е. В. Выровцева // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2013. - С. 125-130.

9. Жирова, Н. А. Художественное творчество в рамках сетевого ресурса Рунета [Текст] / Н. А. Жирова // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: материалы Международ. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др., Екатеринбург. -М., 2007. - Т. 2. - С. 286-292.

10. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. - М. : URSS, 2008. - 277 с.

11. Новый словарь иностранных слов by EdwART [Электронный ресурс] // Академик. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ fwords/43697/ (дата обращения: 22.06.2020).

12. Попов, А. В. Блоги. Новая сфера влияния [Текст] / А. В. Попов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 336 с.

13. Солганик, Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Текст] / Г. Я. Солганик // Публицистика и информация в современном обществе. - М. : Изд-во МГУ. - 2000. - С. 9-23.

14. Шилина, М. Г. Интернет коммуникация как фактор трансформации информационной сферы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / М. Г. Шилина. -СПб., 2012. - 45 с.

15. Abelson, R. P. Statistics as Principled Argument [Text] / R. P. Abelson. - N.J. : Psychology Press, 1995. - 240 p.

16. Егут-Тпрр, S. М. An analysis of the interaction of language, topic and listener // Readings in the Sociology of Languages / J. A. Fishman (ed.). - The Hague Paris, 1968. -pp. 86-102. - DOI: https://doi.org/10.1525/aa.1964.66.suppl_3.02a00050.

17. YouTube для прессы [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. - URL: https://www. youtube.com/intl/ru/yt/about/press/ (дата обращения: 22.06.2020).

18. YouTube ИванГай [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. - URL: https://www. youtube.com/user/EeOneGuy (дата обращения: 22.06.2020).

19. YouTube Катя Клэпп [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. -URL: https://www. youtube.com/user/TheKateClapp (дата обращения: 22.06.2020).

20. Катя Клэпп против кибербулинга [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=5otAZSEQ_mYm/user/TheKateClapp (дата обращения: 22.06.2020).

21. YouTube Марьяна Ро [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. - URL: https:// www.youtube.com/user/MRilakkuma (дата обращения: 22.06.2020).

22. YouTube Марьяна Ро: как бороться с кибербулингом [Видеозапись] // Видеохостинг YoutTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=hIGFQ19QHGo (дата обращения: 22.06.2020).

Горшкова Лариса Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, [email protected].

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10218

Е. Н. Ежова

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия) М. Н. Новиков

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕКЛАМА В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена рассмотрению такой разновидности некоммерческой рекламы, как государственная реклама, которая по ряду существенных признаков может быть отнесена к самостоятельному типу рекламирования. В современных условиях государственная реклама становится действенным ресурсом управления, продвижения стратегических идей государственной политики, средством формирования позитивного внешнего и внутреннего имиджа территорий страны.

Ключевые слова: государственная реклама, медиакоммуникации, типоформирующие признаки, объекты рекламирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.