Научная статья на тему 'Коммуникативные основы формирования научной педагогической школы малого региона'

Коммуникативные основы формирования научной педагогической школы малого региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / АНАЛИЗ / ANALYSIS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCHOOL OF SCIENCES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова Альбина Алексеевна

В статье анализируется подход к формированию научной педагогической школы малого региона. Предлагаемый опыт научных педагогических исследований в республике Алтай реализуется в рамках научной школы «Развитие образовательных систем малого региона на основе компетентности и аксиологического подхода», формирующей непрерывное и тесное сотрудничество и коммуникацию ученых, способствующей обмену научными идеями и развитию научного интереса российских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные основы формирования научной педагогической школы малого региона»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Communicative bases of formation of scientific pedagogical school

of the small region Temerbekova A. (Russian Federation) Коммуникативные основы формирования научной педагогической школы

малого региона Темербекова А. А. (Российская Федерация)

Темербекова Альбина Алексеевна / Temerbekova Albina — доктор педагогических наук, профессор, кафедра математики и методики преподавания математики, физико-математический факультет, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай

Аннотация: в статье анализируется подход к формированию научной педагогической школы малого региона. Предлагаемый опыт научных педагогических исследований в республике Алтай реализуется в рамках научной школы «Развитие образовательных систем малого региона на основе компетентности и аксиологического подхода», формирующей непрерывное и тесное сотрудничество и коммуникацию ученых, способствующей обмену научными идеями и развитию научного интереса российских ученых.

Abstract: the article approach of formation of scientific pedagogical school of the small region is analyzed. The offered experience of scientific pedagogical researches in Altai Republic is realized within school of sciences «Development of educational .systems of the small region on the basis of competence and axiological approaches», forming continuous and close cooperation and communication of scientists, promoting an exchange of scientific ideas and development of scientific interest of the Russian scientists.

Ключевые слова: регион, республика, анализ, коммуникация, научная школа, образование, регион, компетентностный подход, аксиологический подход.

Keywords: region, republic, analysis, communication, school of sciences, education, region, competence-based approach, axiological approach.

Одним из средств научной коммуникации среди педагогов являются научные школы. Образование научных школ является следствием особенностей культурно-исторического развития России [1]. Становление и развитие научных школ, выявление их отличительных признаков и характеристик, критериев и показателей рассматривается в работах отечественных исследователей (А. Н. Антонов, Д. Б. Аронов, О. Ю. Грезнева, Д. Ю. Гузевич, В. Г. Садков, Б. А. Старостин и др.).

Научная школа «Развитие образовательных систем малого региона на основе компетентностного и аксиологического подходов» [2] является консолидацией тесного, постоянного коммуникативного общения ученых, обмена научными идеями и обсуждения результатов ученых малого региона, в процессе которой формируется и развивается научный интерес. Как один из типов научного сообщества и особая форма кооперации научной деятельности, она развивается по направлениям: Формирование информационной компетентности личности в системе высшего профессионального образования посредством интерактивных технологий обучения. Развитие системы личностно ориентированного развивающего обучения. Формирование общепрофессиональных компетенций в системе высшего профессионального образования.

Научная школа по своей сути представляет собой эффективную модель образовательной коммуникации, реализующейся на разных ступенях образования на базе определенного предметного содержания. Теоретические исследования членов научной школы сопровождаются инновационными педагогическими технологиями, реализующимися в грантовской деятельности: В 2008 г. РГНФ. № 0406-612-01 г/Т. В 2010 г. РГНФ № 06-06-61860 Г/Т. В 2011 г. РГНФ. 11-16-04501г/Т (рук. Темербекова А. А.); РФФИ №11-01-90705-моб_ст (рук. Байгонакова Г. А.). В 2012 г. РГНФ №12-16-04001 (рук. Чугунова И. В.); РФФИ №12-01-90701-моб_ст (рук. Байгонакова Г. А.). В 2013 г. РГНФ №13-16-04501 (рук. Темербекова А. А.); 13-01-06810 мол_г (рук. Темербекова А. А.). В 2015 г. РГНФ №15-16-04502 (рук. Темербекова А. А.); в 2016 г. РГНФ №16-16-04007 (рук. Темербекова А. А.).

Основными формами деятельности Научной школы являются: научное творчество и совместная научная деятельность по интеграции научных знаний по проблемам использования современного образования; руководство научной работой аспирантов, докторантов, соискателей для выполнения диссертаций; проведение научных конференций, методологических семинаров, проведение выездных

семинаров на экспериментальных площадках; издание монографий, сборников научных статей, тезисов конференций; разработка и реализация образовательных программ, проектов, способствующих саморазвитию личности обучаемого в условиях использования интерактивных технологий обучения; участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и других научных фондов.

Одним из направлений научной школы является научная работа студентов. В рамках научной школы ежегодно проходит Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике, в которой принимают участие команды Кузбасской государственной педагогической академии, ВосточноСибирской государственной академии образования, Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина, Томского государственного педагогического университета, Тюменского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета и команда Горно-Алтайского государственного университета.

В рамках научной школы осуществляется подготовка аспирантов по специальностям 13.00.01. -общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.02. - теория и методика воспитания и обучения (физика, уровень высшего профессионального образования). В рамках научной школы издается Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», который входит в Перечень реферируемых периодических изданий ВАК Российской Федерации. Главный редактор журнала - доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, международный журналист, почетный работник высшей школы РФ и почетный научный деятель РА А. В. Петров.

В рамках научной школы развивается научно-исследовательская лаборатория «Инновационные образовательные технологии», целью которой является обеспечение психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов в образовании на основе разработки и внедрения компетентностного подхода в обучение и воспитание студента как субъекта образовательного процесса. Руководитель лаборатории - доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и МПМ ГАГУ Темербекова А. А.

Студенты, магистранты, аспиранты заинтересованно участвуют в дискуссионных обсуждениях вопросов научного характера. Заседания и семинары по актуальным проблемам современного образования проводят преподаватели вуза, ученые республики [4].

Развитие научной школы осуществляется в рамках научных мероприятий. Ежегодно на базе ГорноАлтайского государственного университета проходит Международная научно-практическая конференция «Информация и образование: границы коммуникаций» (http://moodle.gasu.ru), ежегодно издаются сборники научных трудов конференции. Проведение научных мероприятий способствует формированию и развитию образовательной среды малого региона [5] и задает новый вектор научного направления, актуального для педагогов, учителей, обучающихся. Базируясь на различных экспериментальных площадках, студент, магистрант, аспирант, докторант, исследователь может уже в самом начале своего научного пути участвовать и активно работать в научной школе, где можно сориентироваться в научном направлении, определить и утвердить тему будущего выпускного квалификационного проекта, магистерской, кандидатской и докторской диссертации, ведя свое научное исследование во взаимодействии с республиканскими учеными, используя потенциал научной школы для формирования и развития собственного научного контента. Академическая мобильность обучающихся напрямую связана с формированием профессионального самосознания и успешной профессиональной деятельности в будущем. Формирование научных кадров малого региона является эффективным средством решения кадровой политики в сфере образования.

Литература

1. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65.

2. Научная школа «Развитие образовательных систем малого региона на основе компетентностного и аксиологического подходов». Режим доступа: http://www.gasu.ru/. (дата обращения: 18.05.2016).

3. Информация и образование: границы коммуникаций ЮТО'15: сборник научных трудов № 7 (15). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. 398 с.

4. Развитие образовательной среды малого региона (на примере республики Алтай) / Россия -Тюмень: векторы евразийского развития: под ред. В. К. Левашова, Н. Г. Хайруллиной. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2015. С. 140-149.

5. Темербекова А. А. Международная научно-практическая конференция «Информация и образование: границы коммуникаций» ЮТО'15 (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, 5-8.07.2015). Вестник РГНФ, 2016. № 4 (81). С. 247-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.