Научная статья на тему 'Коммуникативные навыки в педиатрии'

Коммуникативные навыки в педиатрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1701
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура / коммуникативная компетентность / активные формы обучения / communicative skills / communicative competence / active forms of learning

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Божбанбаева Н. С., Байгазиева Г. Ж., Абдуллаева Г. М., Мустафазаде Т. Ш., Бейсекова А. А.

В данной статье представлены особенности коммуникативной культуры будущего врача-педиатра, его взаимоотношения с ребенком. Установлено, что наличие коммуникативной компетентности врачапедиатра предотвращает эмоциональное выгорание и является залогом успешной профессиональной деятельности. Поэтому педагоги медицинских вузов, особенно педиатрических кафедр должны использовать на практических занятиях инновационные методы обучения, способствующие развитию всех компетенций студента, в том числе и коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative skills in pediatrics

This paper presents the features of the communicative skills of the future pediatrician, and his relationship with the child. It is established that the presence of communicative competence pediatrician prevents emotional burnout and is the key to a successful career. Therefore, teachers of medical schools, especially the pediatric departments should use in practical classes innovative teaching methods that promote the development of student skills, including communication skills.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные навыки в педиатрии»

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

110

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В ПЕДИАТРИИ

Божбанбаева Н.С., Байгазиева Г.Ж., Абдуллаева Г.М., Мустафазаде Т.Ш., Есенова С.А., Бейсекова А.А. Кафедра неонатологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

Резюме В данной статье представлены особенности коммуникативной культуры будущего врача-педиатра, его взаимоотношения с ребенком. Установлено, что наличие коммуникативной компетентности врача- педиатра предотвращает эмоциональное выгорание и является залогом успешной профессиональной деятельности. Поэтому педагоги медицинских вузов, особенно педиатрических кафедр должны использовать на практических занятиях инновационные методы обучения, способствующие развитию всех компетенций студента, в том числе и коммуникативных навыков. Ключевые слова коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, активные формы обучения

Communicative skills in pediatrics

Bozhbanbayeva N.S.d.m.c., docent, Baygasieva G.Z.c.m.c., docent, Abdullaeva G.M. c.m.c., assistant, Mustafazade T.S. assistant, Esenova S.A. assistant, Beisekova A.A. assistant. The neonatology department of KazNMY

Abstract This paper presents the features of the communicative skills of the future pediatrician, and his relationship with the child. It is established that the presence of communicative competence pediatrician prevents emotional burnout and is the key to a successful career. Therefore, teachers of medical schools, especially the pediatric departments should use in practical classes innovative teaching methods that promote the development of student skills, including communication skills.

Keywords communicative skills, communicative competence, active forms of learning

Педиатриядагы коммуникативт машыктар

Божбанбаева Н.С. м.г.д., доцент, Байгазиева Г.Ж. м.г.к., доцент, Абдуллаева Г.М. м.г.к., ассистент, Мустафазаде Т.Ш. ассистент, Есенова С.А. ассистент, Бейсекова А.А. ассистент С.Д. Асфендияров атындагы К^аз¥МУ-нщ неонатология кафедрасы

Туйш Бул макалада болашак бала дэр^ершщ коммуникативт мэдениет мен оныц баламен карым-катынасыныц ерекшелiктерi атап еттген. Бала дэр^ершщ коммуникативт компетентп болуы , оныц эмоционалды шаршауын алдын-алып, кэаби тургыда сэтплттщ кетлдемеа болатыны аныкталган. Осыган орай медициналык жогары оку орындарыныц , эаресе педиатриялык факультеттерiнiц м¥Fалiмдерi тэжiрибиелiк сабактарда студенттердiц барлык компетенцияларын, оныц шшде коммуникативтi машыктарын дамытатын окытудыц инновациялык эдiстерiн колдану керек.

Krnrri сездер коммуникативтi мэдениет, коммуникативтi компетентентплт, окытудыц белсендi тYрлерi

На сегодняшний день, очевидно, что каждый врач, кроме знаний, должен обладать коммуникативной культурой. Коммуникативная культура - совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей. Формирование коммуникативной культуры включает не только знания и умения владения речью, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения [1,2]. Следовательно, врач владеет коммуникативной культурой, если владеет профессиональными коммуникативными умениями, то есть практические и коммуникативные навыки врача тесно переплетаются. Коммуникативная культура имеет особое значение для специалистов лингвоинтенсивных сфер деятельности, к числу которых относится и педиатрия, поскольку во

взаимоотношениях между врачом и родителями ребенка возникает коммуникативное пространство. Если отношения в этом пространстве выстроены в положительном ключе, то имеет место выраженный терапевтический эффект. В педиатрии взаимоотношения врача и пациента имеют особое значение, связанного с психическим развитием ребенка [2, 3]. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, к которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Первую безопасную среду для малыша создают родители и медицинские работники. Если у родителей и медицинских работников имеются психологические проблемы, то они могут препятствовать формированию такой безопасной среды для развивающегося человека. Иногда дети боятся врачей в «белых халатах», последние ассоциируются с болью, страхом и другими негативными чувствами, что может неблагоприятно влиять на психику развивающегося ребенка. Поэтому от умения врача-педиатра, от его коммуникативных навыков зависит эффективность лечения.

Возможно, что психологические проблемы врача-педиатра возникают вследствие дефицита разнообразных возможностей профессионального общения с коллегами в зависимости от специфики работы. Особенно это касается участковых педиатров. Участковый врач вследствие дефицита времени как бы «варится в собственном» соку, поэтому у него могут возникнуть разнообразные психологические проблемы: разочарование, неуверенность, социальная апатия, либо, наоборот, самоуверенность, снижение самокритики и др. Такие проблемы, безусловно, могут привести к эмоциональному выгоранию. В связи с этим внесение новой информации о совершенствовании коммуникативной культуры является способом упорядочить, повысить организованность врачебной деятельности.

В исследованиях Чусовляновой С.В. (2009) установлено, что наибольшее влияние на формирование коммуникативной культуры по собственной оценке студентов оказывают следующие факторы: семья (80,3 %), книги (65,3 %), а также преподаватели вуза (63,4 %) [4]. Таким образом, формирование положительных качеств коммуникации у студентов, будущих врачей, есть кропотливый труд педагогов высшей медицинской школы, целенаправленный труд самого студента на всех этапах его обучения в вузе. Понять себя должен и преподаватель медицинского университета. Прежде всего, он сам должен владеть коммуникативными навыками, от его коммуникабельности, уровня коммуникативной культуры может зависеть становление как профессиональных, так и коммуникативных навыков студента, становление личности специалиста. В этой связи следует говорить об интегрированной системе формирования и развития коммуникативных навыков студента [2]. В частности, студент, будущий врач-педиатр должен обладать навыками эмоционального коррективного опыта, а также навыками общения с родителями ребенка, с детьми, а в неонатологии «крохотным» новорожденным ребенком.

В выборе форм и методов обучения коммуникативным навыкам предпочтение отдается активным формам (составление сценариев). На старших курсах примерное название элективов «Перинатальная психология», «Исследование личности и интеллекта ребенка в клинике", "Игровые приемы в работе врача-педиатра", "Психологические основы помощи в кризисных состояниях" и др.

При подготовке практических занятий на старших курсах можно использовать ролевые и деловые игры, метод мозгового штурма, научно-практические конференции, симпозиумы,

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

111

творческие проекты, диспуты. Отрадно то, что эти методы обучения развивают студента как в профессиональном, так и в коммуникативном отношении. Обязательным компонентом должна стать обратная связь со студентами. Эффективная обратная связь - один из краеугольных камней в основе эффективного обучения коммуникативным навыкам [3,5]. Основные требования к обратной связи: ясное изложение, регулярность, сбалансированность и конструктивность, индивидуальная направленность, объективность. Таким образом, владение коммуникативными навыками в совершенстве, то есть, фактически наличие коммуникативной компетентности - одно из условий успешной профессиональной деятельности, устойчивости к эмоциональному выгоранию.

Литература

1. Асимов М.А., Нурмагамабетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки: Учебник.-Алматы.-2008.- 212 с.

2. Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: Коммуникативные навыки: - Методические рекомендации. - Караганда. - 2010 г. - 46 с.

3. Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача. // Пер. с нем. И.Я.Сапожниковой, Э.Л.Гушанского. - М.:Алтейя, 2006.- 544с.

4. Чусовлянова С.В. Автореф. дис.к.п.н. Коммуникативная культура студентов медицинского вуза в контексте их жизненных и профессиональных ценностей в Российском обществе начала 21 века. М., 2009.- 38с.

5. Герасименко С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза. // Электронный педагогический журнал. - 2007. - №1

ANALYSIS OF PERINATAL AND NEONATAL MORTALITY CAUSES IN ALMATY IN 2008-2010

N.S. Bozhbanbayeva, A.A. Berikbayeva, A.I. Amanbekova, A.S. Kurbanova

Neonatology Department Kazakhstan National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

Abstract Analysis of mortality and juvenile neonatal mortality in Almaty for the period 2008-2010 was carried out. Among the causes of juvenile neomortality the leading position belongs to infections. 82.6% of neomortality cases fall within premature infants. Keywords perinatal period, infant, prematurity.

2008-2010 ЖЫЛДАР АРАЛЫГЫНДА АЛМАТЫ КАЛАСЫ БОЙЫНША ПЕРИНАТАЛЬДЫ ЖЭНЕ НЕОНАТАЛЬДЫ еЛ1МШ1ЛД1КТ1Н СЕБЕПТЕРШ1И САРАПТАМАСЫ

2008-2010 жылдар аралыГында Алматы Каласы бойынша перинатальды жэце неонатальды eлiмшiлдiк сараптамасы жYрпзiлдi. Ерте неонатальды eлiмшiлдiк себептер^ц штде жетекшi орынды инфекционды фактор алатыны аны^талды. Неонатальды eлiмшiлдiк Курылымында шала туылгандар 82,6% Курайды.

Анализ перинатальной и неонатальной смертности по городу Алматы за период 2008-2010 гг

Проведен анализ перинатальной и неонатальной смертности по городу Алматы за период 2008-2010 гг. Выявлено (определено?) что среди причин ранней неанатальной смертности ведущее место занимает инфекционный фактор. В структуре неонатальной смертности недоношенные составляют 82,6%.

Immediate problem of modern pediatry is still the prevention of exigent conditions and reduction of infant mortality, including neomortality (juvenile and late). Neomortality rate is one of the key indicators of healthcare system and it is used for political, administrative and managerial decisions. Proper and on-time analysis of infant mortality enables to develop a series of specific measures focused on improvement of pregnant women and children's health, to evaluate effectiveness of preventive measures,

work of local healthcare authorities related to protection of motherhood and childhood.

The aim of the study was to conduct a perinatal audit with regards to the rate level and causes as a basis for the development of measures focused on reduction of perinatal and neonatal mortality. Material and methods of study

We conducted a retrospective analysis of 2760 mortality cases in Almaty during the period of 2008-2010. Study results and discussion

During the study of direct neonatal mortality cases (anatomopathological diagnosis) it was found that the leading position belongs to asphyxia (31.1%), second position to intrauterine pneumonia (27.5%), respiratory distress syndrome, (20.5%), congenital malformations (14.9%), other (6.1%). The studies revealed that 1139 newborns died in the juvenile neonatal period and it amounted to 41.3% out of the whole number of mortality cases of 0-27 days old infants and stillborns. Out of the total number of stillborns and infants who died within the first 27 days, 605 newborns died within the late neonatal period which amounts to 21.9%. 1016 cases (36.8%) of stillbirths were registered. As for the place of death, most mortality cases occurred in maternity hospitals (32.7%), perinatal center (54.7%), infectious hospitals (3.5%) and children's hospitals (9.1%). Of all cases of mortality in neonatal period there were 82.6% of preterm infants, 15.5% of full-term infants and 1.9% of post-term infants.

Only 32.1% of infants with birth weight between 500 and 999 and 24.4% of infants with birth weight between 1000 and 1499 grams died. Consequently there were 56.5% of small premature infants. There were 26.1% of newborns with birth weight between 1500 and 2499 grams and 17.4% of newborns who weighted more than 2500 grams (see Table 1 below).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.