Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1181
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативный барьер / установление контакта / коммуникация / общение / коммуникативные умения и навыки / информация / юрист / сотрудник правоохранительных органов / communication barrier / establishing contact / communication / communication / communication skills / information / lawyer / law enforcement officer

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усманова Елена Фанильевна

В настоящей статье исследуется проблема, связанная с барьерами установления контакта в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Актуальность темы обусловлена насущной проблематикой в сфере формирования компетентности сотрудников полиции с точки зрения коммуникативных навыков, которая отвечает современным реалиям общества. На основе проведенного анализа делается попытка выявить возникающие коммуникативные барьеры, определить их сущность, охарактеризовать возможные способы преодоления. Автором отмечается, что неумение установить контакт, коммуникативные барьеры в общении порождают непонимание между сторонами и приводят к невозможности получения необходимой для расследования дела информации. При речевом взаимодействии сотруднику правоохранительных органов необходимо овладеть навыками грамотной, доходчивой речи, которая должна строиться на началах последовательности, непротиворечивости и обоснованности и формулироваться исходя из возможного психологического воздействия на индивида. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE BARRIERS IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT STAFF

This article examines the problem associated with the barriers to establishing contact in the activities of law enforcement officials. The relevance of the topic is due to the urgent problems in the field of forming the competence of police officers in terms of communication skills, which meets the modern realities of society. On the basis of the analysis, an attempt is made to identify emerging communication barriers, to determine their essence, and to characterize possible ways to overcome. The author notes that the inability to establish contact, communication barriers in communication give rise to misunderstanding between the parties and lead to the impossibility of obtaining the information necessary for the investigation of the case. When interacting with speech, a law enforcement officer needs to master the skills of literate, intelligible speech, which should be based on the principles of consistency, consistency and validity and be formulated based on the possible psychological impact on the individual.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УДК 340.01

DOI: 10.24411/2618-8120-2021 -4-38-46

Е. Ф. Усманова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: usmanowa_ef@rambler.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ2

В настоящей статье исследуется проблема, связанная с барьерами установления контакта в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Актуальность темы обусловлена насущной проблематикой в сфере формирования компетентности сотрудников полиции с точки зрения коммуникативных навыков, которая отвечает современным реалиям общества. На основе проведенного анализа делается попытка выявить возникающие коммуникативные барьеры, определить их сущность, охарактеризовать возможные способы преодоления. Автором отмечается, что неумение установить контакт, коммуникативные барьеры в общении порождают непонимание между сторонами и приводят к невозможности получения необходимой для расследования дела информации. При речевом взаимодействии сотруднику правоохранительных органов необходимо овладеть навыками грамотной, доходчивой речи, которая должна строиться на началах последовательности, непротиворечивости и обоснованности и формулироваться исходя из возможного психологического воздействия на индивида.

Ключевые слова: коммуникативный барьер, установление контакта, коммуникация, общение, коммуникативные умения и навыки, информация, юрист, сотрудник правоохранительных органов.

E. F. Usmanova

N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: usmanowa_ef@rambler.ru

COMMUNICATIVE BARRIERS IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT STAFF

This article examines the problem associated with the barriers to establishing contact in the activities of law enforcement officials. The relevance of the topic is due to the urgent problems in the field of forming the competence of police officers in

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00378.

terms of communication skills, which meets the modern realities of society. On the basis of the analysis, an attempt is made to identify emerging communication barriers, to determine their essence, and to characterize possible ways to overcome. The author notes that the inability to establish contact, communication barriers in communication give rise to misunderstanding between the parties and lead to the impossibility of obtaining the information necessary for the investigation of the case. When interacting with speech, a law enforcement officer needs to master the skills of literate, intelligible speech, which should be based on the principles of consistency, consistency and validity and be formulated based on the possible psychological impact on the individual.

Keywords: communication barrier, establishing contact, communication, communication, communication skills, information, lawyer, law enforcement officer.

Введение

Юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач, однако практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, протекающая в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает отпечаток на всех участников процесса общения, наделяя их особыми правами и обязанностями, и придает общению специфический оттенок. Разработанные методические рекомендации и процессы, связанные с профессиональной подготовкой сотрудников органов внутренних дел, всегда базировались на исследованиях в области психологии, риторики и этики. Несомненно, основа остается неизменной - человек до сих пор использует речь для того, чтобы изложить и донести информацию, по-прежнему имеет сомнения и ограничения, определяемые как барьеры при установлении контакта. Современные реалии свидетельствуют о недостаточности уровня компетенции у сотрудников, поэтому с разными категориями людей зачастую бывает проблематично установить контакт и получить необходимую информацию [5, C. 53]. Начать следует с того, что человек может иметь разный процессуальный статус: свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, опрашиваемого, потерпевшего, представителя потерпевшего и так далее. Из приведенной совокупности видно, что это может быть либо правонарушитель, либо свидетель того или иного события, или же потерпевший от преступных и противоправных посягательств. С каждой из приведенных категорий наладить контакт бывает проблематично, тем более с течением времени люди могут менять свое поведение, и то, что сотруднику может показаться обыденным, на деле является психическим отклонением, хотя и неярко выраженным.

Методы

Решение поставленных научно-исследовательских задач потребовало привлечение комплекса методов, используемых не только в юриспруденции, но и в психологии. В процессе исследования применялись такие методы, как

сравнительно-правовой, системный, логический, структурный подход и комплексный анализ.

Результаты и обсуждение

В обобщенном виде барьер выражается в неспособности сотрудника органов внутренних дел установить должный и исчерпывающий контакт с лицом, чтобы получить информацию, необходимую для защиты прав и свобод человека, изобличения преступника и так далее. Считается, что указанная проблема строится на снижении общего уровня нравственности и духовной культуры общества. Советские разработки в области профессиональной этики правоохранителей сегодня представляются устаревшими, ведь в период советской эпохи прослеживается усиленное влияние идеологии на массы, поэтому найти подход к вышеназванным процессуальным лицам не составляло особого труда. Сейчас же в обществе возник культ информации, всеобщей доступности и потребления самых разнообразных благ, поэтому к каждому человеку найти подход невозможно, применяя лишь старые методические рекомендации и приемы.

Здесь стоит привести пример из современных реалий: человеку стало легко общаться через сеть Интернет посредством переписки, эмоции и чувства замещены так называемыми смайликами, символами и прочими способами выражения, но одновременно тяжело выражать свои эмоции незнакомому человеку в лице сотрудника правоохранительных органов. Градус недоверия правоохранителям в наши дни также существенно влияет на приведенную выше тенденцию, от чего сотрудникам становится еще сложение наладить контакт с тем или иным лицом. Исследователи считают, что такую проблему можно решить через контроль степени эффективности взаимоотношений с разными категориями лиц.

Зачастую основным барьером при установлении контакта с лицом является коммуникативный барьер, выраженный в качественной составляющей общения, его полноты и информативности. Бывает так, что сотрудники сами нередко преподносят информацию неправильно, бестактно, не полностью, оставляя двоякое восприятие, недоверие и даже апатию. Конечно, проблема кроется не только в сотрудниках, а в коммуникативных навыках обеих сторон общения, ведь каждая из сторон может понять информацию неправильно, интерпретировать ее через призму своих взглядов, которые бывают ошибочными.

Неумение задавать правильные и уместные вопросы порождает непонимание между собеседниками, происходит искажение, что, в свою очередь, может существенно повлиять, к примеру, на исход уголовного дела.

Б. Ф. Поршнев максимально емко и точно описал паттерн поведения сотрудника органов внутренних дел, указав, что «речь для сотрудника - это самый эффективный способ оказать на человека влияние, поэтому она должна быть четко структурированной, логичной, но в то же время подходить под конкретного человека» [4, С. 186].

Также им был описан следующий способ оказания влияния на человека: изначально необходимо определить степень доверия к сотруднику. Чем выше степень доверия, тем больше шансов, что у опрашиваемого (слушателя) возникнут образы, мысли и логические связи, позволяющие прийти к выводу, который нужен говорящему, то есть сотруднику. Сотрудник может привести человека к необходимой информации только в том случае, если он ему в этом помогает, задавая не наводящие, а уточняющие вопросы с долей поддержки и понимания, что может положительно отразиться на степени доверия. Важно понимать, что прямое внушение и воздействие недопустимо, поскольку слушатель может прийти к ошибочным выводам, что вызовет негативную реакцию, закрытость и отказ от дальнейшего восприятия какой-либо информации.

Считается, что методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел должны включать в себя работу с таким явлением, как «контрсуггестия». Оно подразумевает встречную психологическую активность человека, вызванную внушением со стороны говорящего, что выражается в защите от внушения. Человек, поняв, что ему что-то внушается, может закрыться в себе, избегать разговора и тем самым не выдать необходимую информацию для сотрудника. Это, как считают исследователи, основной барьер коммуникации между сторонами. Контрсуггестия, в свою очередь, подразделяется на виды, которые встречаются на практике каждого сотрудника - это авторитет, избегание и непонимание [4, С. 188].

Авторитет - это барьер, вызванный разделением людей на лиц, имеющих авторитет, и лиц, у которых он отсутствует. Человек склонен доверять авторитетному мнению и старается держаться подальше от малоавторитетных или неавторитетных мнений. Следует отметить, что каждый по-разному определяет степень авторитетности того или иного лица в самых разнообразных областях.

К примеру, опрашиваемый часто обращает внимание на должность сотрудника, его звание, возраст и опыт работы в органах внутренних дел. Соответственно, в глазах опрашиваемого или слушателя сотрудник низшего ранга будет выглядеть менее авторитетным, соответственно, возникает коммуникативный барьер. Избежать этого можно только в том случае, если сотрудник самостоятельно сможет оценить основания и характер формирования у конкретного лица представлений об авторитете, а уже затем выстраивать с ним общение и выбирать линию поведения.

Следующий коммуникативный барьер связан с непониманием, возникающим между собеседниками. Часто непонимание используется опрашиваемыми как защита, когда трудно определить истинные мотивы опрашивающего. Вопросы подозрительного характера могут вызвать чувство угрозы, поэтому человек может также закрыться или дать ложную, искаженную информацию о том или ином событии. Однако существуют и другие виды непонимания, когда человек действительно не может понять, что пытается донести до него собеседник, ввиду физических ограничений, языкового

барьера, уровня интеллекта и так далее. Чтобы предотвратить непонимание, сотруднику следует максимально быстро адаптироваться под опрашиваемого, обеспечив себя необходимым набором средств для правильного донесения информации и получения ответа.

И, наконец, избегание - это барьер, связанный с защитой от чужого воздействия, выражающийся в уклонении от вредных воздействий. К примеру, опрашиваемый может принять отдельные вопросы как давление или манипулирование им, поэтому он может избегать дополнительных вопросов сотрудника, отвечая на них неполно, неточно, используя при этом ложь. Чаще всего человек избегает того, что является для него болезненным, к примеру, человек, переживший военный конфликт, вряд ли будет спокойно беседовать на тему оружия, стрельбы или нанесения увечий. В этой связи для сотрудника необходимо нивелировать острые темы, давая человеку пространство для его уверенности в том, что сотрудник не хочет задевать его, а лишь получить необходимую информацию [4, С. 202].

Здесь хотелось бы указать и на тот факт, что процесс глобализации показал нам, насколько существенным может быть влияние манипуляции на общество. Категория манипуляции в юриспруденции имеет как широкое, так и узкое понимание. Считается, что широкий подход базируется на всеобъемлющем воздействии манипуляторов в лице СМИ, правительства, общественных деятелей, блогеров и так далее. Их воздействие может сформировать скрытые потребности, мотивы и напрямую влиять на их поведение. При таком широком подходе в обществе могут внедряться желания, установки и намерения, которые могут не совпадать с их личными потребностями [1, С. 12]. Манипуляция также может быть сугубо юридической, когда для человека могут искусственно вводиться правовые ограничения, может присваиваться статус (обвиняемого, подозреваемого, подсудимого) и так далее. Как уже было сказано ранее, для манипулятора важно, чтобы основная цель и мотивы его действий были скрыты, поэтому при деструктивном подходе к использованию манипуляции общество может прийти к негативным и необратимым последствиям, которые отразятся на будущем общества и государства.

В узком смысле применение манипуляций можно выявить в коммуникативной стороне общения, которое возникает между сотрудниками органов внутренних дел и общественностью в лице обращающихся граждан, правонарушителей и лиц, совершивших преступления. Зачастую, общение между данными субъектами происходит за счет применения вербальных средств. Поэтому при речевом взаимодействии сотруднику необходимо овладеть навыками грамотной, доходчивой речи, которая строится на началах последовательности, непротиворечивости и обоснованности. Информация, которая доносится от сотрудника, должна формулироваться исходя из возможного психологического воздействия на индивида [2, С. 203].

Нередко на практике бывает так, что не только сотрудник может манипулировать собеседником, но и собеседник умело побуждает сотрудника к

совершению необходимых ему действий против его воли. Для предотвращения подобных ситуаций сотрудники правоохранительных органов должны анализировать ситуации, проводить комплексное наблюдение за будущим или возможным собеседником, а также самостоятельно обучаться навыкам ведения переговоров и разбирать примеры из практики.

Помимо указанных барьеров исследователями также выделяются иные барьеры, которые сказываются на коммуникации между сотрудником органов внутренних дел и человеком, делая их общение неэффективным. Одним из таких барьеров является логический уровень опрашивающего и опрашиваемого. Один участник, общаясь, может не принимать логических заключений другого, обесценивая его аргументацию, считая при этом, что только он прав в поставленных вопросах. Такой барьер сотрудник чаще всего испытывает при общении с разными категориями граждан. В зависимости от категории разнится и уровень интеллекта - он может быть как ниже, так и выше, чем у сотрудника, поэтому исход такого общения может быть непредсказуемым, и что самое главное - крайне неэффективным и безрезультатным. Чтобы преодолеть этот барьер, необходимо знать аргументы, владеть логическими приемами и стараться приблизиться к уровню логики человека [3, С. 104].

Зачастую социальные или психологические различия между лицами могут сформировать барьеры в общении. Отношение к социальной сфере, политике, религии, профессии может сформировать неправильное суждение о доносимой информации. К примеру, сотрудник, оперируя сугубо юридическими и процессуальными терминами, вызывает дискомфорт и недопонимание со стороны гражданина, который далек от сферы юриспруденции. Глобальность этой проблемы кроется не только в невозможности, порой, наладить контакт между сотрудником и людьми, но и вызвать рост противоположных позиций и мировоззрений. Такие барьеры формируются из социальных предпосылок и нередко навязываются сферами общества.

Приведенная выше информация при ее углубленном и детальном исследовании позволила прийти к выводу о том, что все коммуникативные барьеры независимо от их масштаба носят сугубо психологический характер, и возникают они от индивидуальных особенностей всех людей без исключения. Кто-то может быть замкнут, стеснителен, боязлив или скрытен, и тому есть уже иные, более детальные причины.

А. В. Репин справедливо указал, что барьеры в общении - это личностные и психофизические особенности каждого из общающихся, выраженные в текущем психическом состоянии, степени защищенности, потребностях, мотивах, целях и установках, паттернах взаимодействия, контекста и во многом другом [5, С. 57].

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов должны доносить информацию правильно, убеждать граждан в правильности своей профессиональной точки зрения. Коммуникативные процессы представляются

наиболее эффективными, если сотрудник способен считаться с каждым человеком и принимать его особенности.

Чтобы преодолеть большую часть барьеров, необходимо достигнуть понимания между партнерами, сформировать необходимые условия для донесения или получения нужной информации. Чтобы общение было понятным, продуктивным и логичным, нужно выстраивать его грамотно, говорить внятно, разборчиво и уважительно. Также важно не только говорить самому, но и уметь слушать собеседника. Первоначальная, познавательная беседа позволяет изучить необходимую совокупность характеристик человека с точки зрения его поведения, психики, интеллекта, эмоций, черт характера и т.д. Все это позволяет спрогнозировать эмоциональную реакцию на те или иные вопросы, умение лица выстроить логическую цепочку из доведенной ему информации, уровень эрудированности и словарного запаса.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: сотрудники правоохранительных органов должны выстраивать общение с лицом, преодолевая коммуникативные барьеры. Подготовка сотрудников в этом ключе должна подразумевать изучение психологии, повышение уровня квалификации и постоянную практику.

Сотрудник должен не только иметь необходимую теоретическую базу, но также самостоятельно развивать коммуникативные умения и навыки. При подготовке сотрудников преподавательскому или начальствующему составу стоит побуждать их к изучению информации из самых разнообразных источников, иметь креативный подход и развивать рациональность и логику самого мышления. Поэтому обучение и профессиональная подготовка должна носить исключительно активный характер с упором на практическую составляющую. Активность предполагает применение следующих методов: активизации как способа в минимально отведенные сроки достигнуть желаемого результата; изучения возможностей личности самих обучающихся в условиях учебной группы; формирования благоприятного психологического климата в коллективе; проведения практических занятий; использования взаимодействия между обучающимися и применения методов социальной психологии.

Библиографический список

1. Багулина Н. В. Основные технологии манипулирования в общении // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 10-12.

2. Липницкий А. В., Недилько М. С. Конфликт как манипуляция в профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2019) : Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский

университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 203-205.

3. Михайлова А. Г., Косцова М. В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. № 3. С. 101-119.

4. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // Историческая психология и социология истории. 2010. № 2. С. 185-219.

5. Репин А. В. Проблемные аспекты установления коммуникативного контакта при подготовке и проведении допроса подозреваемого и обвиняемого // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 3 (40). С. 53-58.

References

1. Bagulina N. V. Osnovnyye tekhnologii manipulirovaniya v obshchenii (Basic technologies of manipulation in communication) // Aktual'nyye voprosy sovremennoy psikhologii (Actual problems of modern psychology) : materialy I Mezhdunar. nauch. konf. Chelyabinsk : Dva komsomol'tsa, 2011. pp. 10-12.

2. Lipnitskiy A. V., Nedilko M. S. Konflikt kak manipulyatsiya v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD (Conflict as manipulation in the professional activities of police officers) // Aktual'nyye problemy psikhologii pravookhranitel'noy deyatel'nosti: kontseptsii, podkhody, tekhnologii (Actual problems of the psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies) (Vasilievsky readings -2019): Materials of an international scientific and practical conference. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019. pp. 203-205.

3. Mikhaylova A. G., Kostsova M. V. Etapy formirovaniya gotovnosti k preodoleniyu emotsional'nykh bar'yerov obshcheniya (Stages of formation of readiness to overcome emotional barriers of communication) // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' (Historical and socio-educational thought). 2020. No. 3. pp. 101-119.

4. Porshnev B. F. Kontrsuggestiya i istoriya (Elementarnoye sotsial'no-psikhologicheskoye yavleniye i yego transformatsii v razvitii chelovechestva) Counter-suggestion and history (Elementary socio-psychological phenomenon and its transformation in the development of mankind) // Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii (Historical psychology and sociology of history). 2010. No. 2. pp. 185-219.

5. Repin A. V. Problemnyye aspekty ustanovleniya kommunikativnogo kontakta pri podgotovke i provedenii doprosa podozrevayemogo i obvinyayemogo (Problematic aspects of establishing communicative contact in the preparation and conduct of interrogation of the suspect and the accused) // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2020. No. 3 (40). pp. 53-58.

Сведения об авторе

Усманова Елена Фанильевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин юридического факультета ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Область научных интересов: проблемы теории права, правовая культура, правовая коммуникация, медиация. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: usmanowa_ef@rambler.ru About the author

Usmanova Elena Fanilevna - Candidate of Law, associate Professor, associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the Faculty of Law of N. P. Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of the theory of law, legal culture, legal communication, mediation. The author of over 100 scientific and educational works. E-mail: usmanowa_ef@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.