Научная статья на тему 'Коммуникативные аспекты междисциплинарной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров'

Коммуникативные аспекты междисциплинарной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТУР / КАДРЫ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIONS / INFORMATION OUTLINE / PERSONNEL / COMMUNICATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH / METHODOLOGY / EDUCATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полещенко К. Н., Разумов В. И., Щетинкин Н. А.

Изложены проблемные аспекты междисциплинарной подготовки управленческих кадров для экономики знаний. Рассмотрены вопросы позиционирования инновационного образования. Показана значимость ролевых коммуникаций в инновационном процессе. Для анализа и систематизации коммуникативных отношений субъектов инновационной деятельности введено понятие «информационный контур». На основе информационного подхода к развитию коммуникаций показаны возможности создания институциональных форм инновационной деятельности, сочетающих научно-образовательные и экспертные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полещенко К. Н., Разумов В. И., Щетинкин Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative aspects of interdisciplinary innovation oriented managerial training

Problem aspects of interdisciplinary managerial training for knowledge economy are stated. Issues of innovative education positioning are considered. Significance of role communications in innovation process is shown. The notion information outline was introduced for analysis and systematization of communicative relations of the innovation activity subject. Possibilities of creation of institutional forms of innovation activity combining research and educational and expert functions are shown.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные аспекты междисциплинарной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 265-271.

УДК 1:001.895

К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, H.A. Щетин кин

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

_ _ к* _ _

МЕЖДИСЦИПАИНАРНОИ подготовки ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Инновации - это результат взаимосвязи двух идей, которые в принципе не имеют явной и непосредственной связи.

Котлер и Триас де Без

Изложены проблемные аспекты междисциплинарной подготовки управленческих кадров для экономики знаний. Рассмотрены вопросы позиционирования инновационного образования. Показана значимость ролевых коммуникаций в инновационном процессе. Для анализа и систематизации коммуникативных отношений субъектов инновационной деятельности введено понятие «информационный контур». На основе информационного подхода к развитию коммуникаций показаны возможности создания институциональных форм инновационной деятельности, сочетающих научно-образовательные и экспертные функции.

Ключевые слова: инновации, информационный контур, кадры, коммуникация, междисциплинарный подход, методология, образование, управление.

В связи с переходом отечественной экономики на инновационный путь развития актуализируется задача формирования управленческой элиты - кадров, способных осуществлять руководство инновационными процессами в различных сферах социальной и производственной деятельности [1]. В условиях крайнего дефицита соответствующего кадрового ресурса перед системой образования РФ встает проблема быстрой и эффективной подготовки руководителей новой «волны», интеллектуалов с глубокой междисциплинарной подготовкой, которым предстоит управлять потоками многомерных инноваций [2]. Отечественная образовательная практика развивается по пути создания многоуровневой системы обучения [3; 4], основу которой составляют специализированные центры по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере, а также государственные и негосударственные учебные заведения, занимающиеся переподготовкой и повышением квалификации по направлению «Инноватика» [5].

Анализ образовательных программ и предлагаемых траекторий обучения [2-6] показывает, что они ориентированы в основном на технико-экономические и научно-производственные аспекты подготовки. Принципиально не решенными оказываются методологические

©КН. Полещенко, В.И. Разумов, НА.Щетинкин, 2010

вопросы междисциплинарной подготовки управленческих кадров, обеспечивающие эффективный трансферт знаний в процессе обучения и ориентированные на формирование системного мышления, необходимого для восприятия новых идей, управления сложными системами, принятия стратегических решений и концептуального проектирования [7]. В условиях все большей потребности российской экономики в прорывных инновациях очевидным становится то обстоятельство, что генерация лежащих в их основе фундаментальных идей невозможна без результатов междисциплинарных исследований, которые, в свою очередь, нуждаются в соответствующей междисциплинарной подготовке специалистов. Такая подготовка практически отсутствует в учебных дисциплинах, тем более методология междисциплинарных исследований как самостоятельный раздел в философии науки, методологии науки до сих пор не выделен. Для примера укажем ведущие учебники для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки [8; 9]. Таким образом, не более чем декларируемыми остаются сформулированные лозунги и цели инновационного образования [10]. Вместе с тем инновационное образование предполагает интеграцию идей из различных областей науки, оперирование междисциплинарными категориями, обеспечивая комплексное отражение инновационного процесса. Отчетливо проявляется тенденция перехода от массового обучения к индивидуальной элитной подготовке специалистов по управлению инновациями, что предполагает внедрение в учебный процесс компетентностного подхода с использованием методик проектного и проблемного обучения, с обязательным участием дистанционных образовательных технологий.

Анализ развития инновационного образования в странах ЭС показывает, что высокоразвитые страны все более активизируют обучение инновационному менеджменту. В Германии это выражается в увеличении количества кафедр по предпринимательству в университетах; в Великобритании организуются учебные курсы по проблемам наукоемких предприятий для выпускников вузов, инженеров

и ученых; в Португалии проводятся специальные курсы по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников, а в Бельгии практикуются тренинги по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий.

Проведенный среди групп слушателей программ повышения квалификации и студентов ОмГУ опрос, посвященный выбору приоритетов образовательной политики в области инновационного менеджмента, позволил отметить, что первостепенной мерой должна явиться подготовка руководящих работников, низкий образовательный уровень которых является существенным барьером на пути инновационного развития отечественной экономики.

Другим препятствием выступают, как это парадоксально ни звучит, сами наука и образование. Именно с их перестройки и должна начинаться подготовка инновационно-ориентированных управленческих кадров. Тема интеграции знаний, междисциплинарных исследований и т. п. уже несколько последних десятилетий привлекает внимание специалистов, однако в реальности, продолжает преобладать тенденция узкоспециализированной познавательной деятельности. Социальные механизмы управления наукой, особенно в форматах механизмов экспертиз научных работ (присвоение квалификаций, грантов, номинаций), в подавляющем большинстве поддерживают моно-дисциплинарные исследования. В 2004 г. число научных дисциплин превысило 10 ООО, и рост их числа продолжается. Ещё одной серьёзной проблемой выступает то, что распространенные в научных сообществах логико-методологические инструменты устарели. Редкие тексты выходят за пределы использования логики Пор-Рояль (XVII в.), автоматизация рассуждений кардинально не отличается от идей Р. Луллия (XIII в.). С учётом существенных успехов, достигнутых в автоматизации вычислений, разрыв высокотехнологичных отраслей науки и инженернотехнической деятельности с блоком гуманитарных и социальных дисциплин приобретает угрожающий характер.

В этом отношении важное место должна занять целенаправленная работа с научными кадрами, прежде всего с аспирантами и докторантами. Такая дея-

тельность должна преследовать цель -подготовку профессиональных учёных. Естественно, требуется создание соответствующих программ, включающих в себя аспекты: инновационный, коммуника-

тивный, логико-методологический, с непременной поддержкой современных информационных и компьютерных технологий. Тем самым может быть достигнут высоких уровень интеллектоёмкости за счет междисциплинарного характера подготовки молодых учёных. В данной деятельности у авторов есть опыт развёртывания работы семинаров аспирантов и соискателей различного профиля, а также ведения для них курсов инновационной и логико-методологической направленности, где ведущую роль играет подготовка к междисциплинарным исследованиям.

Необходимость преодоления еще одного барьера в реализации кадровой политики связана с подготовкой менеджеров новой формации, обладающих концептуальным мышлением, развитыми функциональными компетенциями принятия системных решений, формирование которых возможно только на фундаментальной основе.

Преодоление указанных барьеров возможно через создание целостной модели инновационного образования как наиболее адекватной современным вызовам системы научно-образовательного пространства в направлении междисциплинарного синтеза и конвергенции «двух культур», потребность в которых связана с ростом наукоемких производств, быстрой сменой высоких технологий в связи с сокращением их жизненного цикла, требующих быстрых управленческих решений. Вместе с тем ситуация все более усложняется в связи с появлением бизнес-культуры, еще более усиливающей дивергенцию гуманитарной и естественнонаучной компоненты. Проникновение биз-

гативным образом сказывается и на развитии бизнес-образования [11], что обусловлено его явно выраженным сутубо утилитарным характером, не ориентированным на получение фундаментальных естественнонаучных знаний и формирование мировоззренческих ориентиров, соответствующим реалиям XXI в. Ситуация не ограничивается кризисом индустриального общества. К концу XX - началу XXI вв. человечество достигло горизонта смыслов, опреде-

лённых в период осевого времени (по К. Ясперсу 800-200 гг. до н.э.). Начинается процесс становления новой эпохи, востре-бующей новые идеи и подходы [12; 13].

В связи с этим все более важным в процессе формирования новых смыслов в результате междисциплинарного синтеза разнородных знаний становится сила и плодотворность интуитивного суждения, способного «противостоять авторитету логического и, вообще, дискурсивного метода познания в отношении тех истин, которые не могут быть обоснованы логически» [14]. В частности, доказано [15], что интуитивные суждения приобретают зачастую решающее значение на пред-проектных стадиях интеллектуальной деятельности.

Такой подход дает основание соотнести методологию реализации образовательного проекта с методологией проектирования и управления инновационной деятельности. Тем самым проект с необходимостью предусматривает соединение научного и образовательного компонентов.

Уместно отметить, что аналогии современных реалий научной, инновационно-технологической и управленческой деятельности заключаются в освоении на единой научно-образовательной платформе принципиально новых типов объектов и процессов, представляющих собой весьма сложные саморазвивающиеся макросистемы, в которых возникают кооперативные явления, основанные не на силовых, а на информационных взаимодействиях. Понимание природы кооперативных явлений в сложных системах различной природы открывают универсальные ресурсные возможности использования информационных и знаниевых потоков в процессах управления [16].

Тем не менее ключевой проблемой социальной практики остается несоответствие уровня подготовки управленческих кадров уровню и сложности проблем управления инновационно-технологическими и социальными макросистемами. В условиях смены технократической парадигмы на передний план выходит лидирующая роль социальной инженерии, в частности, инновационных социальных и гуманитарных технологий [17], определяемых как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы,

культуры, человека в интересах получения полезного результата при наименьших затратах обществом и отдельными людьми. Скрытые потенциалы социальных систем, в том числе образования, можно рассмотреть с точки зрения снижения социальной напряженности в связи с позиционированием действующих акторов в развивающейся системе коммуникативных отношений.

Для поддержки стратегии инновационно-ориентированного развития совре-

менного общества представляется целесообразным позиционирование инновационного образования в качестве содержательно-связующего компонента, обеспечивающего трансферт первопринципов и междисциплинарных знаний в бизнес-образовательную среду (рис. 1). В такой интерпретации содержание инновационного образования определяется системой социально-технологического знания, а ее логико-смысловой стержень составляет взаимосвязь «мышление-компетенции».

Рис. 1. Позиционирование инновационного образования:

3 - знания, И - информация, Н - навыки, У - умения, М - мышление, К - компетенции

Установки на переход в формат инновационного развития сталкиваются с возрастающим сопротивлением социосистемы, заключающейся в кризисе науки и образования. Такой кризис имеет очевидные причины и механизмы, если согласиться с тезисом о том, что наука и образование есть ключевой проект индустриальной эпохи. В существующем виде наука и образование в своей основной части выступают скорее консервативной, чем прогрессивной частью социосистемы [13, 19]. Возможно, за счёт инновационной реорганизации образования удастся перейти к новым стратегиям в познании и в управлении. Для этого требуются не просто новые фундаментальные идеи и открытия, необходимо сосредоточиться на разработке технологий формирования новых смыслов, к которым начнут стремиться современные цивилизация и культура.

Снижение социальной напряженности при реализации инновационной деятельности предусматривает формирова-

ние согласованной системы коммуникаций (рис. 2), в которой, помимо мотивационной составляющей, решающее значение имеет соответствие типов мышления акторов.

В схеме на рис. 2 большое место занимает представление механизмов коммуникации в системе: наука, образование, власть, бизнес. Совершенствование коммуникаций в такой системе совершенно необходимо для запуска масштабного социального проекта, как имеющего самостоятельно значение, так и выступающего базой для проектов гуманитарных. Однако от понимания остроты потребности в формировании и оптимизации таких механизмов до их реализации проходит большое время. Поэтому на передний план, наряду с разработкой (проектированием) научных и образовательных стратегий, выходит задача разработки эффективных коммуникаций, обеспечивающих их реализацию.

Рис. 2. Схема ролевых коммуникаций в инновационном процессе в контексте трансформации знаний

По-нашему мнению, отправными положениями при разработке стратегии инновационного образования должны служить взаимосвязи «наука - образование -бизнес» и «наука - образование - власть», складывающиеся в России на текущий момент. Данную ситуацию можно выразить в виде модели «информационного дисбаланса» (рис. 3), представляющего собой пирамиду информационных контуров, образованную взаимодействующими социальными институтами.

Рис. 3. Модель «информационного дисбаланса» в контексте инновационного развития: «НАУКА», «ВЛАСТЬ», «БИЗНЕС», «ОБРАЗОВАНИЕ» - вершины:

1, 2, 3, 4 - информационные контуры

В предложенной модели условно можно выделить четыре информационных контура с вершиной «ВЛАСТЬ», представляющих собой некие фазовые пространства, формируемые потоками информации. Если контуры 1, 2, 3 рассматривать в соответствие с тем, что основным источником информации является «ОБРАЗОВА-

НИЕ», то, согласно рис. 3, они являются замкнутыми, в то время как контур 4, характеризуемый триадой «ВЛАСТЬ» - «НАУКА» - «БИЗНЕС», без «ОБРАЗОВАНИЯ» как основного источника информационных ресурсов, теряет свою смысловую определенность и является незамкнутым информационным контуром. Смысловая определенность в рассматриваемой триаде появляется лишь тогда, когда «ВЛАСТЬ» выступает в качестве источника принятия решений, причем в этом случае требуется иной подход, предполагающий включение, наряду с информационными потоками, еще и потоков знаний как интеллектуально-ресурсной основы принятия решений.

Выделение информационных контуров, применительно к коммуникационному взаимодействию субъектов инновационной деятельности, позволяет последовательно проанализировать эффективность информационно-коммуникативного взаимодействия в каждой из триад. В частности, развитие информационного контура «образование - наука - власть» в направлении конвергенции информационных ресурсов может трансформироваться в эффективную информационную систему, способную выходить за пределы своего информационного поля [18]. Способность выхода системы за пределы собственного информационного контура характеризует ее как поведение, соответствующее поведению открытой динамической системы, и предполагает когерентный характер развития в условиях обмена ресурсами с другими информационными контурами. В этом случае открываются возможности для

реализации детерминированных (адаптационных и бифуркационных) механизмов развития информационных контуров в направлении формирования единой информационно-коммуникативной поли-субьектной системы «информационного баланса». Систему «информационного баланса» можно определить как область коммуникативных отношений, функционально обеспечивающую многоканальный трансферт информации в полисубьектной среде, способной к генерированию интеллектуального ресурса (в данном случае знаний - структурированной информации, транслирующей смыслы и доступной пониманию) для преодоления ситуаций смысловой неопределенности при принятии управленческих решений.

Первоочередным этапом в создании указанной системы должно явиться формирование «инновационных» коммуникаций в направлениях «ВЛАСТЬ-НАУКА» и «ВЛАСТЬ-ОБРАЗОВАНИЕ» с целью развития недостающего, на наш взгляд, субъекта инновационной деятельности - института интеллектуальной экспертизы -«ЭКСПЕРТИЗА» (рис. 4). Система «информационного баланса» должна отвечать принципу симметрии, из чего следует необходимость введения еще одного компонента, сопрягаемого с источником информации - «ОБРАЗОВАНИЕ», выполняющего функции интеллектуально-ресурсного интерфейса (ИРИ). ИРИ может не только выполнять функции регулятора информаци-онно-знаниевых потоков и центра подготовки научно-обоснованных решений, но и формировать особый тип коммуникаций, направленных на формирования инновационной культуры через образование междисциплинарных сообществ из представителей властной, интеллектуальной (научно-образовательной) и бизнес-элит.

Следует сказать о богатых традициях интеллектуальных экспертиз, культивируемых в СССР, РФ от теории и практики мыследеятельности Г.П. Щедровицкого к методикам сценирования, Форсайтов С.Б. Переслегина [19, с. 438-493.]. Принципиальным является не столько некий результат в форматах прогноза, проекта, концепции, сколько подготовка людей к пониманию многообразия состояний, ресурсов, траекторий развития среды, в которой им предстоит работать и принимать решения.

ВЛАСТЬ

* '.«Г.* -

V

ЭКСПЕРТИЗА

Рис. 4. Модель «информационного баланса» в контексте инновационного развития:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - информационные контуры, ИРИ - интеллектуально-ресурсный интерфейс

Вероятно, что институции, подобные ИРИ, способны обеспечить эффективное взаимодействие социальных институтов, включенных в инновационную деятельность. Развитие ИРИ как многофункциональной институции может быть обеспечено за счет оптимизации механизмов трансфера знаний и технологий, проведения качественной экспертизы инновационных проектов, а также путем поэтапного создания общей инновационной культуры акторов, формируемой на междисциплинарной научно-образовательной платформе [20-23], раскрывающей универсальный характер нелинейных процессов как фундаментальной основы управления сложными динамическими системами любой природы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» : Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 // Собрание законо-

дательства РФ. 16 марта 2009 г. №11. Ст. 1277.

[2] Туккель И. П., Федоров М. П. Становление инновационной экономики: университеты и кадровое обеспечение // Изв. Урал. гос. ун-та. 2007. № 52. С. 11-18.

[3] Гохберг П., Ковалева Н. Подготовка управленческих кадров в условиях инновационного менеджмента // Человек и труд. 2001. № 5. С. 75-77.

[4] Зинов В. Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. М. : Дело, 2005. 496 с.

[5] Инноватика. Нормативные документы // http://www.itportal.ru/inn_list_doc.jsp.

[6] Попова И. В. Опыт магистерской подготовки в контексте инновационного развития отечественного высшего профессионального образования // Изв. Урал. гос. ун-та. 2007. № 52. С. 19-26.

[7] Теслинов А. Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб. : Питер, 2009. 288 с.

[8] Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М. : Гардарики, 2006. 639 с.

[9] Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М. : Гардарики, 2006. 384 с.

[10] Гольдштейн Г. Я., Родзин С. И. Инновационное образование для деятельности в производственно-технологической и научной сферах // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. С. 59-65

[11] Беннис У., ОТул Дж. Школы бизнеса сбились с курса // Harvard Business Review.

[12] Разумов В. И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре // Дискурсо-логия: методология, теория, практика : доклады III Междун. науч.-практ. конф., посвященной 40-летию студенческой революции 1968 г. и корифеям Франкфуртской школы / под общ. ред. О.Ф. Русаковой. 2 октября - 19 декабря 2008 г. Т. 1. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2008. С. 45-50.

[13] Разумов В. И. Философия инновационного развития университета // Университеты Рос-

сии и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны / отв. ред. В. И. Разумов, В. И. Струнин, H.A. Томилов. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. С. 14-19.

[14] Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино : Век 2, 2004. С. 153.

[15] Разумов В. И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований : дис. ... д-ра фи-лос. наук. Новосибирск, 1996.

[16] Полещенко K. H., Разумов В. И., Рыженко Л. И. От инноватики к инновациологии: философские аспекты социальной динамики // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 1. С. 17-24.

[17] Инновационные социальные технологии устойчивого развития / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Г. Т. Галиев. Уфа : ДизайнПолиграф-Сервис, 2003. 352 с.

[18] Корогодин В. И. Информация и феномен жизни. Пущино : АН СССР, 1991. 200 с.

[19] Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд. М. : АСТ ; СПб. : Terra Fantastica, 2009. 701 с.

[20] Полещенко K. H., Разумов В. И., Верхогляд Е. В. Стратегические ориентиры подготовки кадров для инновационной деятельности // ИННОВАТИКА. 2009: Тр. междун. конференции. Ульяновск : УлГУ, 2009. С. 45-46.

[21] Полещенко К. Н. Проект блока дисциплин инновационной направленности и его методологическая поддержка // Методология научных исследований : материалы регион, науч.-практ. конф. 27 мая 2008 г. / отв. ред. В.И. Разумов. Омск: Изд-во «ИП Бикбулатова B.C.», 2009. С. 35-39.

[22] Гзринг Г. И., Полещенко К. Н. Подготовка кадров для инновационной деятельности в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского // Инфраструктура инновационной деятельности: сб. тез. докладов и сообщений науч.-практ. конф. Омск : Департамент городской экономической политики Администрации города Омска, 2008. С. 4-10.

[23] Крючков В. H., Полещенко K. H., Разумов В. И.

Менеджмент высоких технологий: научно-

образовательные аспекты подготовки кадров для инвенциональной энономики // Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 2. С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.