Научная статья на тему 'Фундаментальные аспекты образовательной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров'

Фундаментальные аспекты образовательной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КАДРЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПАРАДИГМА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / СИНЕРГЕТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / INNOVATION / HUMAN RESOURCES / A MULTIDISCIPLINARY APPROACH / PARADIGM / RETRAINING / SYNERGY / MANAGEMENT / TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полещенко К. Н., Разумов В. И., Щетинкин Н. А.

Актуализирована проблематика создания целостной системы воспроизводства профессиональной отечественной элиты. Показано, что причины низкой эффективности отечественной образовательной системы обусловлены медленной перестройкой и внедрением учебных программ, ориентированных на парадигмальные сдвиги в науке, технологиях, управлении, определяемые фундаментальными достижениями в науке и методологии. Рассмотрены пространство проектирования программы междисциплинарной научно-образовательной платформы для подготовки инновационно-ориентированных управленцев; позиционирование интеллектуальноемкого образования в фокусе принятия решений; комплекс программ вузовского и послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental aspects of educational attainment innovation-oriented managerial

The problems of establishing a coherent system of reproduction of domestic professional elite are actualized. It is shown that the causes of low efficiency of the national education system due to slow restructuring and implementation of educational programs focusing on the paradigmatic shifts in science, technology, management, determined by fundamental advances in the science and methodology. It is considered: the space of program design of interdisciplinary research and education platform for the preparation of innovation-oriented managers; positioning intellectually-intensive education in the focus of decision-making; complex programs of university and graduate education.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные аспекты образовательной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 339-344.

УДК 378.046.4

К.Н. Полещенко, В.И. Разумов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Н.А. Щетинкин

Департамент по науке и инновациям ЯНАО

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Актуализирована проблематика создания целостной системы воспроизводства профессиональной отечественной элиты. Показано, что причины низкой эффективности отечественной образовательной системы обусловлены медленной перестройкой и внедрением учебных программ, ориентированных на парадигмальные сдвиги в науке, технологиях, управлении, определяемые фундаментальными достижениями в науке и методологии. Рассмотрены пространство проектирования программы междисциплинарной научно-образовательной платформы для подготовки инновационно-ориентированных управленцев; позиционирование интеллектуальноемкого образования в фокусе принятия решений; комплекс программ вузовского и послевузовского образования.

Ключевые слова: инновации, кадры, междисциплинарный подход, парадигма, переподготовка, синергетика, управление, учебные программы.

Становление инновационной экономики требует создания целостной системы воспроизводства профессиональной отечественной элиты и формирования резерва эффективных управленческих кадров [1]. При этом большинство образовательных программ не отвечает вызовам складывающейся практики управления в силу как объективных, так и субъективных причин. Тема воспроизводства элиты является важнейшей в определении стратегических перспектив всякой социальной системы. Даже с учетом того, что новой российской государственности только исполнилось 20 лет, вопросам воспроизводства элиты не уделяется должного внимания. Укажем только на важнейшие пробелы: 1) отсутствует прозрачный механизм рекрутирования населения (в первую очередь молодёжи) в состав элит, но возрождается свойственный советской системе номенклатурно-бюрократический подход, усиливаемый коррупцией; 2) образование элиты практически не связывается с требованиями инновационной модернизации важнейших сфер жизнедеятельности российского общества [4]. Формирование элит в современном обществе должно включать в себя управляемое противоречие: с одной стороны, система образования обязана предоставлять широкие возможности для включения молодежи в состав элит, и в этом смысле система образования РФ должна ориентироваться на горизонтальную, а не на вертикальную (сейчас в РФ складывается иерархия вузов, составляющая более 4-х рангов) модель развития; с другой - следует формировать механизмы жёсткого, но

© К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, НА. Щетинкин, 2011

понятного, справедливого отбора, действительно, лучших кадров. К сожалению, ни первое, ни второе в современной России развито недостаточно. Становление инновационной экономики характеризуется доминированием новой тенденции в социальной динамике - интенсивным нарастанием неконтролируемых информационных потоков, приводящих к избыточности информации, затрудняющей использование полезных информационных ресурсов и их трансформацию в знания инновационного характера. Инновационные знания - это знания междисциплинарной природы, основанные на комбинаторике идей и, в силу этого, обладающие высоким потенциалом для принятия оптимальных управленческих решений [5].

Разработка образовательных технологий и программ, направленных на формирование инновационных знаний у управленцев новой формации, является чрезвычайно актуальной задачей [6-8]. Традиционные подходы в подготовке управленческих кадров как прерогатива исключительно экономико-управленческой области, основанные на технократической парадигме управления, фактически исчерпали свой ресурс и развиваются вне научного мейнстрима. Основное внимание ученых, политиков и общественности все в большей мере концентрируется на фундаментальных проблемах управления, связанных с ресурсосберегающими технологиями, новой организацией социально-экономических систем, экологической и ядерной безопасностью открытого общества. При этом из поля зрения уходят возможности социальных, гуманитарных технологий, т. е. проектов, использующих потенциалы общества, человека. Примечательно, что в перечне критических технологий нет ничего, связанного с развитием возможностей человеческого мышления, философских, междисциплинарных методов познания. Подготовка будущей управленческой элиты (политологов, экономистов, юристов) практически не предусматривает освоения ими основ современной фундаментальной науки, овладения интеллектуальными технологиями [3; 9; 10-11]. Неудивительно, что даже выпускник современного вуза, попадая в систему управления, не имеет навыков управленческой деятельности и тем более не владеет методами управления инновациями. Существенное отличие стратегий технологиче-

ской деятельности в начале XXI в. состоит в освоении принципиально новых типов объектов и процессов, представляющих собой весьма сложные саморазвивающие-ся макросистемы. По-видимому, гениальность И. Пригожина проявилась в тонком понимании переходов микропроцессов на макроуровень, а также влиянии изменений, происходящих на макроуровне, на ход микропроцессов, что позволило понять не только фундаментальную сущность нелинейных кооперативных процессов, но и продемонстрировать реальные возможности методологии исследования структурных уровней сложных объектов. В таких открытых макросистемах возникают кооперативные явления, базирующиеся в первую очередь не на силовых, а на информационных взаимодействиях. В сложных макросистемах возникают процессы самоорганизации, изучаемые современной нелинейной динамикой и синергетикой. Такого рода принципиально новые кооперативные явления в сложных макросистемах следует непременно учитывать при разработке эффективных стратегий практико-

ориентированной деятельности, опирающихся на идеологию единства процессов самоорганизации и управления [2]. Эти явления и стратегии должны быть включены в познавательные и образовательные процессы новой мировоззренческой ориентации. Достижения современной науки в области физики нелинейных явлений и динамики физико-технических систем раскрывают возможности направленной самоорганизации в управлении системами различной природы, что дает возможность проектирования образовательных программ в едином научно-образовательном пространстве (см. рис. 1).

Схема, представленная на рис. 1, иллюстрирует принципиальные возможности междисциплинарной научно-образовательной платформы для подготовки инновационно-ориентированных менеджеров, владеющих методологией управления сложными динамическими объектами [9]. Потенциальные возможности управления сложными динамическими системами сконцентрированы в смысловой триаде: «фундаментальные знания - инновационные знания - инновационное мышление», которая раскрывается в соответствующей ей авторской триаде: «мышление - компетенции - решения». Это позволяет преодолеть проблему трансферта междисциплинарных знаний из естественнонаучно-

технической области в социально-гуманитарную, а также продемонстрировать перспективы проектного подхода для минимизации рисков принятия управленческих решений при продвижении нововведений в условиях дефицита ресурсов. Принципиальное значение развиваемого авторами подхода к образовательной подготовке управленцев заключается в отказе от доминирующей в настоящее время «технократической парадигмы управленческого мышления». Технократическая парадигма управленческого мышления отражает формализованный, «жестко де-

терминированный» мыслительной алгоритм и ориентирована на организацию производственного процесса в виде линейно-логичной последовательной модели смены событий. Она исключает адекватную рефлексию на быструю смену ситуаций с неопределенным функциональносмысловым содержанием. Управляющий механизм технократического мышления основан на жестких силовых воздействиях без учета особенностей состояния управляемого объекта, приводящих к деградации его функциональных возможностей.

Бизнес-

среда

Инновационно-

технологическая

среда

Научно-инновационная

среда

Управление материальными потоками \ Индустриальнопромышленная среда

Рис. 1. Пространство проектирования программы междисциплинарной научно-образовательной платформы для подготовки инновационно-ориентированных менеджеров

Синергетическая парадигма управления основана на познании и использовании фундаментальных естественнонаучных принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации, реализующихся в системах самой разной природы: физических, биологических, технических и социальных, позволяющих управлять нелинейными динамическими явлениями (динамический хаос, кооперативные явления, неравновесные фазовые переходы), в целях создания новых, более совершенных структур объектов путем выверенных архитектурных воздействий в определенные моменты эволюционного развития. Управляющий механизм, лежащий в основе синергетической парадигмы, базируется на понимании закономерностей поведения объекта и применении выве-

ренных «архитектурных» воздействий на него малой мощности в определенные моменты эволюционного развития. В связи с этим синергетическая парадигма раскрывает возможности принятия перспективных решений, обеспечивающих расширение функциональных возможностей управляемого объекта. В основе синергетической парадигмы управления лежит синергетическое мышление. Согласно определению, данному

В.И. Аршиновым, синергетическое мышление - это мультипарадигмальное мышление или даже, межпарадигмальное, это коммуникативное мышление - язык-восприятие, актуализируемое в Пути-Дао, прокладываемого через традиционные дисциплинарные границы [12]. Синергетическое мышление - продукт постне-

классической науки «междисциплинарного диалога», объединяющий в перспективе точное естествознание, науки о жизни, человеке и обществе, результат нового постдисциплинарного синтеза [13]. Практический аспект синергетического мышления так или иначе связан с тектологией

А.А. Богданова, поскольку появление тектологии послужило флуктуационным толчком к следующему лавинообразному рождению множества различных системных наук и теорий: общая теория систем

и кибернетика, системотехника и информатика, синергетика и теория коэволюции. Идеи тектологии оказали непосредственное влияние на формирование «организационного сознания» у практиков, особенно управленческих кадров с современным стилем мышления [14].

Базис синергетического мышления, по нашему мнению, может быть сформирован в рамках эволюции естественнонаучных концепций (см. табл.).

Стратегия формирования синергетического типа мышления в рамках эволюции естественнонаучных концепций

Признак Тип мышления

Линейный Нелинейный Синергетический

Этап развития естествознания Классический Неклассический Постнеклассический

Картина мира Механическая Квантово-механическая Синергетичекая

Объекты Материальные точки Взаимодействующие физические объекты, системы Открытые неравновесные системы

Процессы Механические Квантово-механические Коллективные

Связи Внешние Внутренние Совокупность внешних и внутренних

Вместе с тем, синергетический тип мышления необходим, но недостаточен для реализации инновационно-ориентированной управленческой деятельности, которая связана не только с пониманием закономерностей функционирования сложных объектов, но и принятием нестандартных стратегических решений в ситуациях смысловой неопределенности. Выход за пределы синергетического мышления возможен путем его дальнейшей адаптации к ситуационным процессам через «инновационную компоненту» к модели инновационного мышления. Професор В.П. Делия считает, что «инновационное мышление - это такое мышление индивида, которое способно создавать и продуцировать ментальные модели, обладающие ноуменом, обусловленные физиологическими последовательностями, социокультурными закономерностями, в том числе спонтанно и импульсивно объективируя его в инновациях и инновационном процессе, нацеленном на совершенствование существующей картины мира с позиции духовности, добра и истины» [14, с. 53]. Понятие «ноумен»

В.П. Делия определяет как «самотранс-цендирующую субъективную реальность в виде феномена нового знания, получаемого в результате рефлексии индивидуума, образующуюся из конструкции различных ментальных моделей, в свою оче-

редь, по содержанию состоящих из объективной и субъективной реальности, заключающейся в необходимости познания, прогнозирования и моделирования смыслов бытия». Обращает на себя внимание отражение в данном определении социокультурных и ценностных компонент, чрезвычайно важных для преодоления интеллектуально-культурных барьеров

инновационного развития. Развивая дискуссию относительно «научности» инновационного мышления [15], можно отметить, что инновационное мышление определяется как поисковое мышление, которым является научное, и делится на два вида: собирающее и систематизирующее знания; углубляющее имеющиеся знания, создающее и разрабатывающее новые знания. Очевидно, что противопоставление «научного» и «инновационного» мышления лишено всякого смысла. Научное мышление - это инновационное по своей сути мышление, создающее новые знания в качестве теоретической основы для разработки прикладных инноваций. Инновационное мышление - одна из форм проявления научного мышления на теоретическом, прикладном, отраслевом и хозяйственном уровнях. Таким образом, отход от научно-исследовательской образовательной компоненты в сторону прикладных образовательных практик в контексте подготовки инновационно-ориен-

тированных кадров является бесперспективным, поскольку не затрагивает области фундаментальных знаний как источника новых идей для принятия инновационных решений.

Разрабатываемая авторами модель интеллектуальноемкого образования, в фоку-

се которого лежит область принятия решений (рис. 2), положена в основу программы повышения квалификации «Проектные решения в управленческой деятельности», реализуемой на базе факультета повышения квалификации Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Рис. 2. Позиционирование интеллектуальноемкого образования в фокусе принятия решений: З - знания; И - информация; М - мышление; Н - навыки; У - умения; К - компетенции

В программе использованы результаты исследований, полученные в рамках теории динамических информационных систем (ТДИС) и интеллектуальной схемотехники, разрабатываемой профессором

В.И. Разумовым и доцентом В.П. Сизико-вым; методологии концептуального анализа знаний, развиваемой профессором Т.А. Гавриловой; теории концептуального мышления, разрабатываемой профессором А. Г. Теслиновым, а также программы автоматизации рассуждений и когнитивного дизайна, реализованных в программном продукте «Когнитивный ассистент», разработанном коллективом авторов (профессором К.Н. Полещенко, профессором В.И. Разумовым, доцентом

Л.И. Рыженко, доцентом В.П. Сизиковым с коллегами и учениками) [16]. Особенностью программы является наличие вариативных модулей, ориентированных на пять групп слушателей - управленцев в сферах: науки и наукоемких технологий; промышленного производства; социальной, включая государственное управление; высшего профессионального образования; высокотехнологического бизнеса.

Наличие единого базового модуля для всех групп слушателей предполагает разработку в процессе обучения общего

междисциплинарного понятийного аппарата в области проектно-управленческой деятельности, формирование инновационной культуры, имеющей стратегической целью содействие преодолению социальных, административных и ведомственных барьеров на пути развития инновационной экономики с установкой на приоритетную задачу - подготовку управленцев и воспроизводство элиты, способной к модернизациям в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Туккель И. Л., Федоров М. П. Становление инновационной экономики: университеты и кадровое обеспечение // Изв. Урал. гос. ун-та.

2007. № 52. С. 11-18.

[2] Синергетика: процессы самоорганизации и управления : учебное пособие / под общ. ред. А. А. Колесникова : в 2 ч. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. Ч. I . 360 с.

[3] Полещенко К. Н., Разумов В. И., Сизиков В. П. О возможностях интеллектуальной поддержки инновационной деятельности // Инновации.

2008. № 10 (120). С. 121-124.

[4] Полещенко К. Н. Технологическая инноватика: проблемы и перспективы развития // Философия и социальная динамика XXI века. Омск : СИБИТ, 2007. С.15-22.

[5] Геринг Г. И., Полещенко К. Н. Подготовка кадров для инновационной деятельности в Омском государственном университете

им. Ф.М. Достоевского // Инфраструктура инновационной деятельности : матер. науч.-практ. конф. Омск, 2008.

[6] Полещенко К. Н. Проект блока дисциплин инновационной направленности и его методологическая поддержка // Методология научных исследований: матер. Регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. И. Разумов. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. С. 35-39.

[7] Полещенко К. Н., Разумов В. И., Верхогляд Е. В. Стратегические ориентиры подготовки кадров для инновационной деятельности // Инноватика-2009 : тр. Междунар. конф. Ульяновск : УлГУ, 2009. С. 45-4б.

[8] Крючков В. Н., Полещенко К. Н., Разумов В. И. Менеджмент высоких технологий : научно-образовательные аспекты подготовки кадров для инвенциональной экономики // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 122-12б.

[9] Полещенко К. Н., Разумов В. И., Рыженко Л. И., Сизиков В. П. Междисциплинарные основания процедур упаковки информационного пространства с использованием теории динамических информационных систем // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 2 (5б). С. 224-229.

[10] Полещенко К. Н., Разумов В. И., Щетинкин Н. А. Коммуникативные аспекты междисциплинарной подготовки инновационно-ориентированных управлеческих кадров // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 2б4-270.

[11] Полещенко К. Н., Разумов В. И, Рыженко Л. И. Пространство инноваций: структурный анализ проблемной области инновационной деятельности // Инновации. 2010. № 10 (144).

[12] Аршинов В. И. Событие и смысл в синергетическом измерении // Событие и смысл (Синергетический опыт языка). М., 1999. С. 13.

[13] Буданов В. Г. Делокализация как обретение смысла, к опыту междисциплинарных технологий. «Онтология и эпистемология синергетики». М., 1997. С. 88, 92-94.

[14] Делия В. П. Инновационное мышление в XXI веке : монография. Ростов н/Д : Феникс, 2011. 232 с.

[15] Бочко В. С. Инновационное мышление и инновационное хозяйствование // Журнал экономической теории. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН.

2008. № 2. С. 37-50.

[16] Сайт Международного института стратегического проектирования. URL: http://thoughtring.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.