Научная статья на тему 'Коммуникативные аспекты архитектурной пластики Иркутского драматического театра'

Коммуникативные аспекты архитектурной пластики Иркутского драматического театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ПЛАСТИКА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРНАМЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В АРХИТЕКТУРЕ / СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ARCHITECTURAL PLASTICITY / ARCHITECTURAL ORNAMENT / COMMUNICATIVE ASPECTS IN ARCHITECTURE / PROPERTIES OF ARTISTIC EXPRESSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусаргина Тамара Георгиевна, Победаш Екатерина Викторовна

Статья освещает проблему коммуникативного характера архитектурного орнамента в архитектурной пластике Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова, спроектированного архитектором В.А.Шретером, в контексте формирования индивидуального творческого выразительного языка в архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ASPECTS OF ARCHITECTURAL PLASTICITY OF IRKUTSK DRAMA THEATRE

The article dwells upon the problem of the communicative nature of architectural ornament in the architectural plasticity of the Irkutsk Drama Theatre named after N.P. Okhlopkov, designed by the architect V.A. Shreter, in the context of forming an individual creative and expressive language in architecture.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные аспекты архитектурной пластики Иркутского драматического театра»

УДК 72.01

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ПЛАСТИКИ ИРКУТСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

1 9

Т.Г.Бусаргина', Е.В.Победаш2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья освещает проблему коммуникативного характера архитектурного орнамента в архитектурной пластике Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова, спроектированного архитектором В.А.Шретером, в контексте формирования индивидуального творческого выразительного языка в архитектуре. Ил. 3. Библиогр.6 назв.

Ключевые слова: архитектурная пластика; архитектурный орнамент; коммуникативные аспекты в архитектуре; свойства художественной выразительности.

COMMUNICATIVE ASPECTS OF ARCHITECTURAL PLASTICITY OF IRKUTSK DRAMA THEATRE T.G. Busargina, E.V. Pobedash

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article dwells upon the problem of the communicative nature of architectural ornament in the architectural plasticity of the Irkutsk Drama Theatre named after N.P. Okhlopkov, designed by the architect V.A. Shreter, in the context of forming an individual creative and expressive language in architecture. 3 figures. 6 sources.

Key words: architectural plasticity; architectural ornament; communicative aspects in architecture; properties of artistic expression.

В современном искусствознании все больше внимания уделяется научному обоснованию некоторых аспектов, связанных с коммуникативностью элементов архитектуры как объекта формообразования, несущего определенный поток информации, и находящих отклик в человеческом сознании. Современная архитектура, получившая новые возможности технологического характера, расширила диапазон творческих решений архитектора и поставила вопрос о необходимости пересмотра некоторых подходов к изучению новых свойств художественной выразительности языка архитектуры и, как следствие, поиска новых приемов взаимодействия среды и человека.

Цель исследования - выявление особенностей и меры коммуникативности архитектурной пластики Иркутского драматического театра.

Задачи исследования: определить понятие коммуникативности и направления ее использования в архитектурном языке; выявить уровни коммуникативности; определить функции коммуникативной составляющей композиции архитектурной пластики.

Объектом исследования является архитектурная пластика Иркутского драматического театра им. Охлопкова, а предметом - выразительные свойства архитектурной композиции и семантика орнамента как основа коммуникативности архитектурной пластики. Методика исследования: сравнительный анализ уровней коммуникативности в архитектурных деталях.

Явления эклектичности, характерные для развития культуры рубежа XIX - начала XX веков, начинают

разрушать устоявшиеся стилевые, семантические аспекты элементов архитектурной пластики. Орнамент в архитектуре начинает терять свое прямое назначение и, «вырвавшись на волю», приобретает все более сложные изобразительные свойства, зачастую плохо поддающиеся расшифровке. Вместе с тем, являясь частью этой новой среды, орнамент в эклектике требует рассмотрения в качестве знаковой системы языка, поскольку этот культурный феномен представляет собой совокупность материальных форм и пространств, что в общественном сознании соответствует ряду определенных идеологических, социальных, религиозных и других установок, влияющих на поведение человека. Из уже существующих, в том числе и недавно возникших кодов выражения архитектурного языка, на наш взгляд, представляется плодотворным применение к данному объекту апробированного наукой архитектонического кода, фиксирующего, помимо всего прочего, отношения форм, свободного единения с внутренним пространством всех образующих рельеф предметных масс [1].

Разработка некоторых специфических приемов взаимодействия среды и человека, характерных для сегодняшнего дня и не сегодня возникших, возможна на примере уже существующих памятников архитектуры г. Иркутска. Архитектурная пластика Иркутского драматического театра им.Н.П.Охлопкова, выстроенного в 1897 г. по проекту В.А.Шретера, представляет сложное стилевое решение проблемы сочетания парадигм символического материала и авторского под-

1Бусаргина Тамара Георгиевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна, тел.: (3952) 353332. Busargina Tamara, Candidate of Art History, Associate Professor of Design Department, tel.: (3952) 353332.

2Победаш Екатерина Викторовна, магистрант, тел.: 89021765987, e-mail:pobedash@istu.edu Pobedash Ekaterina, Undergraduate, tel.: 89021765987, e-mail: pobedash@istu.edu

хода с использованием законов синтеза и антиномий. Проектируя здание, архитектор задает тему основного орнамента на фасаде и начинает ее так развивать в интерьере, что получает коммуникативный эффект, часто не достижимый в современности. В результате В.А.Шретер, вступая в диалог с человеком, созерцающим данный памятник, руководит его восприятием, проводя зрителя естественно и ясно с внешнего пространства во внутреннее помещение. За основу (или тему) он берет достаточно простой, понятный (и современникам) прием ордерной конструкции.

С подобным же успехом в рассмотрении интересующих нас аспектов коммуникативности архитектурного орнамента может выступить теория динамических отношений архитектурных форм, разработанная Р.Арнхеймом [2]. Исследователь предлагает способ визуального восприятия динамики отношений форм и пространств, где архитектурные формы могут быть «переведены» на язык терминов композиции (ритм, метр, целостность, нюанс...). Теория Р.Арнхейма рассматривает два вида восприятия архитектурного пространства: «горизонтальный» (в виде планов и фасадов) и «вертикальный», а также в трехмерном восприятии (в рамках видового кадра). Подобным же образом можно рассматривать и систему расположения архитектурного орнамента (в семиотике этот прием обозначается как морфологический, или конструктивный).

Согласно высказываниям Гете и Шеллинга, «Архитектура - застывшая музыка» [3]; в поддержку зрителю, осмысленно созерцающему архитектурный памятник, могут быть привлечены приемы композиции классического музыкального произведения. При этом организация пластического пространства фасада будет звучать как сочетание гармонических и мелодических тем и партий, которые архитектор (по аналогии с композицией классической сонаты) предлагает в «экспозиции», или в данный момент на фасаде здания. Таким же образом рассматривается и развитие интерьера, где основные сочетания орнаментальных элементов здания интерпретируются, варьируются, вводятся новые, при этом по возможности автор сохраняет общие структурные связи основных тем (подобный прием в семиотике обозначается как синтаксический анализ произведения). Но произведение далеко не классического характера, барокко с его активной синтетичностью, основанной на диалоге вечного и человеческого, вносит в композицию дух антиномичности.

Эта нелегкая задача своеобразно решена на фасаде Иркутского драматического театра им.Охлопкова, где орнаментальная музыка строится способом моделирования взаимодействия слегка игривых окон-картушей и жестких и неумолимых капителей. В реализации этой композиции В.А.Шретер использует семантическую форму классической ордерной конструкции с отдельными мотивами орнамента рельефов, заимствованных из орнаментальных систем эпохи Возрождения. Торжественное включение четырех колонн усиливает вертикальную ось всей композиции, они - основная несущая часть конструкции. Происходит усиление плотности орнамента снизу вверх, но

распределение масс и акцентов таково, что оно нисколько не нагружает, а, напротив, только активно вводит в композицию распложенные выше элементы. Эффект «возвышенности» усиливает классически (в смысле тектоники) решенные колонны: в районе соотношения 1/7 они имеют утолщение и поясок, что визуально комфортно: нагрузка распределяется фиксированной конкретной горизонталью. Весь строй колонн и размеры элементов решены в соотношении 1 : 0,68 : 0,32, за основу пропорционального ряда взят интерко-люмний.

Характер картушей с оконными проемами, несущими не только функциональную, но и декоративную роль, с драпировочными элементами подхватывают, в свою очередь, общее движение колонн вторым планом. Украшенные гирляндами капители колонн также поддерживают общий торжественный настрой. Этот прием сочетания объемных капителей и углубления оконных проемов усиливает пространственное решение, приводя сам портал к скульптурной композиции. Выделение цветочных гирлянд на капителях контрастирующими тенями наделяет ионики активной пластифицированной моделировкой и придает им необычайную выразительность. Плоскостно решенные рельефы акантовых листьев фриза «антов» (торцов внутренних стен) и рельефные картуши круглых оконных проемов играют роль плоскостного фона для активно и глубоко проработанных капителей колонн. Эта композиция поддерживается ритмичным антаблементом с двумя рядами сухариков, как легкий звон или трель в верхних голосах темы. На уровне второго этажа расположены высокие оконные проемы с арочным верхом, обрамленные наличниками с архивольтами и выделенными замками. Окна, большие, но с мелким остеклением, придают проемам между колоннами воздушность и даже легкость.

Общий ритм продолжают картуши, содержащие надписи начала и конца строительства театра. Картуши также строги и пропорциональны, несут не только информативную, но, главным образом, декоративную функцию, включая в себя изящную композицию, состоящую из ракушки и встречных завитков листа аканта. Весь орнамент окон третьего этажа сосредоточен на нижней части, усиливая выразительность капителей. Первый этаж фасада, напротив, практически скульптурного орнамента - его заменяют металлические подвески для фонарей, напоминая легкий «бас». (Первоначально фонари были шестигранными с матовыми гнутыми стеклами; существующий же вид, повторяющий форму фонарей на торшерах, расположенных на площади перед зданием, они получили в 1910-1920-х гг.).

В трехчастной композиции строения здания «программное» движение от фундамента до тимпана на фасаде становится основной конструктивно-художественной идеей. (Строгая симметрия фасада подчеркнута симметричной композицией каждого декоративного элемента, это единство подчеркивает пропорциональное соотношение всех декоративных деталей; например, высота колонны в три раза превышает размер картуша окна, общая высота здания -

в восемь раз).

Если сравнить проект театра и его фотографию после открытия [4], то можно заметить, как изменился общий облик портика: если в проекте движение вверх заканчивалось парящим куполом, в законченном здании треугольный фронтон, не останавливая стремление вверх, придал законченность всей композиции, определил классичность образа здания (рис. 1, 2).

Рис. 1. Фото А.Д. Ермакова, 1906 г. [5]

Рис. 2. Конкурсный проект театра для города Иркутска [6, с. 73]

Тема картушей проявляется на диагональной стенке здания, круглые окна которой обрамлены во-лютообразными завитками. Архитектор, разделяя

пространство наличниками оконных проемов и даже располагая их, что непривычно, на парусах, тем самым вводит некий игровой момент, усиливая смысловую и эмоциональную нагрузку. Тема несколько изменяет орнамент, вводя в него новое настроение динамики и диссонанса даже самим своим расположением на парусах. Нижние части преобразованных иоников, фиксирующих крепление гирлянд, участвуют в этой новой игре.

Игровая тема становится основной для развития орнамента на боковых фасадах, но автор, периодически возвращаясь к основной теме, усиливает жесткость контрналичниками, объединяя по вертикали по три оконных проема. Циркульные наличники проемов третьего этажа дополнены фигурными фартуками с крупными волютообразными завитками по бокам. Объединенные с межэтажным поясом, эти фартуки как бы венчают оформления проемов предыдущего яруса.

Таким образом, на боковых фасадах В.Шретер четко обозначил вертикаль и горизонталь в организации архитектурного орнамента. Созвучие линий иоников и гирлянд становится одной из главных характерных тем развития общего рельефного решения. Ордерная система главного фасада становится законодателем ритма, которому впоследствии будет подчинен весь экстерьер театра, что придает строению необычайную цельность и гармоничность. Оконные проемы второго этажа орнаментованы простым ионическим ордером с волютообразными замковыми камнями. Вместе с тем, находясь в рамках ордерной системы, архитектор на нижних окнах дальнего плана основного фасада здания свободно формирует новый тип наличников, объединяющий окна второго и третьего этажей. Этот прием впоследствии окончательно выявится в ризалитах боковых фасадов.

Таким образом, архитектор, создавая свою систему пропорциональных отношений пространственных элементов, уже на фасаде здания выстраивает и предлагает зрителю общую модель развития всего архитектурного проекта. Он настраивает зрителя на

Рис. 3. Проект реставрации Иркутского драматического театра им. Охлопкова, 1998 г.

некую последовательность, иерархию восприятия всего здания, ненавязчиво предлагает ему свой авторский ход интерпретации пространства. Задавая в ткани здания определенные сочетания лейтмотивов, архитектор развивает темы исторических стилей и сводит их в единое произведение. Сочетая декоративные элементы в возможных вариантах, автор предполагает отклик зрителя как на чувственном, эмоциональном уровне сознания, так и возможность возникновения у

зрителя смысловых связей, раскрывающих образную выразительность ритмико-пластических закономерностей архитектуры.

В данной публикации предложен проект анализа архитектурного орнамента, который, на наш взгляд, может воспитывать у человека способность не только настраиваться на определенную систему исторических образов, но и находить в прошлом те мостки, которые соединяют нас с настоящим.

Библиографический список

1. Бурцева А.Г. Что такое семиотика и каково ее место в архитектурной науке? // Стройкомплекс Среднего Урала. 2001. № 1-2. С. 25-27.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1984. 193 с.

3. Гете И.В. Собрание сочинений: в 10-ти т. / под ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. М.: Художественная литература, 1980.

4. Дудова Л.В. Философское обоснование синтеза искусств в

«Философии искусства» Ф.В. Шеллинга // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина. Сер.: Гуманит. науки. М., 1994. Ч. 1. С. 42-44.

5. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках 1899-1917 гг. М.: Галарт, 1996. 641 с.

6. Премированные проекты каменного театра для г. Иркутска (мнение гг. судей) // Зодчий. 1893. № 10. С. 73-75.

УДК 628.356

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО УСПОКОИТЕЛЯ И РАСЧЕТ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА ОТ НАТУРАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УСТРОЙСТВ К ЛАБОРАТОРНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

В.Д.Казаков1, Н.Д.Пельменёва2, В.Д.Можаев3

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведен пример моделирования основных размеров и гидродинамических параметров перемешивающих устройств в лабораторных условиях. Предложенный подход к проведению исследований позволил не только определить правила переноса результатов лабораторных исследований на натурное сооружение, но и установить границы, в пределах которых возможно распределение результатов отдельного эксперимента на группу подобных процессов. Ил. 1. Табл. 6. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: аэротенк; биологическая очистка сточной воды; аэрация; гидравлическое моделирование.

SIMULATION OF HYDRODYNAMIC DAMPER PARAMETERS AND CALCULATIONS OF TRANSFER CONDITIONS FROM FULL-SCALE DEVICES TO LABORATORY TESTS V.D. Kazakov, N.D. Pelmeneva, V.D. Mozhaev

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper provides a modeling example of main dimensions and hydrodynamic parameters of mixing devices in laboratory conditions. The proposed approach to researches has allowed to determine the rules of translating the results of laboratory studies to a full-scale structure, as well as to establish the boundaries of distributing the results of an isolated experiment to a group of similar processes. 1 figure. 6 tables. 3 sources.

Key words: aerotank; biological treatment of waste water; aeration and hydraulic modeling.

Повышение эффективности и производительности приводят к улучшению качества окружающей среды, станций биологической очистки сточных вод, сниже- снижают антропогенную нагрузку на природные водо-ние расходов на эксплуатацию очистных сооружений емы.

1Казаков Вячеслав Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, проректор по экономике, тел.: (3952) 405400, e-mail: kazakov@istu.edu

Kazakov Vyacheslav, Candidate of Physical and Mathematical sciences, Pro-Rector for Economics, tel.: (3952)405400, e-mail: ka-zakov@istu.edu

2Пельменёва Наталья Дмитриевна, доцент, декан факультета среднего профессионального образования, тел.: (3952) 405852, e-mail:pel@istu.edu

Pelmeneva Natalya, Associate Professor, Dean of the Faculty of Secondary Vocational Education, tel.: (3952)405852, e-mail: pel@istu.edu

Можаев Василий Дмитриевич, аспирант, тел.: 89021781457, e-mail: MozhaevVaHa@yandex.ru Mozhaev Vasily, Postgraduate, tel.: 89021781457, e-mail: MozhaevVaHa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.