Научная статья на тему 'Анализ архитектурного ансамбля на примере фрагмента квартала № 9 по улице Карла Маркса в городе Иркутске'

Анализ архитектурного ансамбля на примере фрагмента квартала № 9 по улице Карла Маркса в городе Иркутске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
637
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ / ГОРОД ИРКУТСК / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL ENSEMBLE / ARCHITECTURAL TECHNIQUES / THE CITY OF IRKUTSK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белова Мария Александровна, Митюкова Оксана Владимировна

Приведена краткая историческая справка о развитии ансамбля. Выполнен композиционный анализ по направлениям: пластика контура, соотношения «масса-пустота», пропорции, цветовые и метроритмические членения. В результате исследования определены свойства фрагмента городского квартала как единого архитектурного организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE ON THE EXAMPLE OF A FRAGMENT OF THE BLOCK №9 IN CARL MARX STREET IN IRKUTSK

A brief historical reference on the development of the ensemble is given. A compositional analysis is performed in the following areas: contour plastic arts, mass-void ratio, proportions, color and meter-rhythmic divisions. As a result of the study the properties of a fragment of the urban block as a united architectural organism are identified.

Текст научной работы на тему «Анализ архитектурного ансамбля на примере фрагмента квартала № 9 по улице Карла Маркса в городе Иркутске»

Спустя 10-16 часов после нанесения парафинного раствора, цементное молочко вытягивают с помощью дорожной щётки, что приводит к образованию ровной шероховатой поверхности.

«Waschbeton» имеет ряд преимуществ:

1. Снижение шума от проходящего транспорта.

2. Покрытие достаточно длительное время сохраняет шероховатую поверхность.

3. По мнению немецких специалистов, одно из главных достоинств укатываемого бетона как материала - это то, что сразу после уплотнения по нему могут двигаться автомобили.

Таким образом, исследования многих зарубежных стран по применению композитных материалов (золы уноса) в укатываемом бетоне и достигнутый нами результат положительного взаимодействия двух компо-

зитов (золы уноса и асфальтобетонного гранулята) в бетонной смеси позволяют сохранять все свойства бетона в соответствии с требованиями ГОСТов и применять данную смесь при устройстве оснований и покрытий в Приангарье и на территории Бурятии. Применение в укатываемом бетоне золы уноса и асфальтобетонного гранулята в 2-2,5 раза удешевляет стоимость за счёт экономии энергоёмкости, что позволяет при одинаковых экономических показателях увеличивать протяженность дорог, а также повышать их эксплуатационные характеристики. Согласно результатам, полученным при проведении лабораторных испытаний, при применении портландцемента М 400, золы уноса и асфальтобетонного гранулята в качестве заполнителя нами достигнут класс бетона В25 и прочность по морозостойкости F75.

Библиографический список

1. Крюков В.П., Горелик А.А. Опыт проектирования и строительства надёжных конструкций дорожной одежды в сельской местности // Автомобильные дороги: обзорная информация. М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР 1989. Вып.6. 54 с.

2. Коршунов В.И., Ланге Ю.Г. Асфальтобетон или цементобетон?// Автомобильные дороги. 1995. №3-4. С.9—11.

3. Вайншток Л.В. Практика ОАО «Центрдорстрой» по строительству дорожных и аэродромных цементобетонных покрытий // Новости в дорожном деле: науч.-техн. информ. сб. / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». 2003. Вып.6. С.47-51.

4. Маргайлик Е.И. Укатываемый цементобетон - эффективный строительный материал // (www.nestor.minsk.by).

5. Самойлова Л.И. Применение тощего бетона в основании дорожной одежды // Сб. научно-исследовательских работ Владимирского государственного университета. Владимир, 2001. С.20-24.

6. Юмашев В.М., Басурманова И.В. Бетонные покрытия с ранним открытием движения // Автомобильные дороги. 1995. №12. С.16-17.

7. M. Rafalowski. Fly Ach Facts for Highway Engineers [Текст] / M. Rafalowski // Federal Highway Administration 400 7th Street, SW Washington, DC 20590. 2003.

8. Маргайлик Е.И. Строительство дорожных покрытий, площадок и магистралей из укатываемых бетонов // (www.nestor.minsk.by).

УДК 721.01

АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАГМЕНТА КВАРТАЛА № 9 ПО УЛИЦЕ КАРЛА МАРКСА В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ

9. Ушаков В.В. Повышение эффективности проектирования и строительства автомобильных дорог горнопромышленных предприятий. Чита: Забтранс, 1999. 164 с.

10. Орловский В.С., Зельманович В.А. Конструкции бетонных покрытий уменьшенной толщины. М.: ВПТИТрансстрой, 1987. 20 с.

11. Опыт использования активных и неактивных зол уноса ТЭС Франции в дорожном строительстве // Повышение эффективности производства и качества дорожных работ: экс-пресс-информ. / ЦБНТИ Минавтодора РСФСР.1977. Вып.18. 31 с.

12. Proceedings of the Institute of Civil Engineers. 1989. v.89.

13. Гурячков И.Л. Укрепление грунтов золошлаковыми материалами // Укреплённые грунты. М.: Транспорт, 1982. 231 c.

14. Haga N. Utilisation of blast furnace and steel slags in road construction [Текст] / N. Haga, V. Ohkawa, T. Kawamoto, M. Konno, J. Mizoguchi // Nippon Steel Techn. Rept. 1981. № 17.

15. Construczioni. 1987. v. 36. № 384.

16. Chen Xiaotong. Dongnan daxue xuebao. Ziran kexue ban [Текст] / Chen Xiaotong, Shao Jiexicn, Zhang Jun, Chen Rongsheng, Don Younian, Zhang Fan // J. Southeast Univ. Natur. Sci. Ed. 2001. v 31. № 3.

М.А.Белова1, О.В.Митюкова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведена краткая историческая справка о развитии ансамбля. Выполнен композиционный анализ по направлениям: пластика контура, соотношения «масса-пустота», пропорции, цветовые и метроритмические членения. В результате исследования определены свойства фрагмента городского квартала как единого архитектурного организма.

Ил. 9. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: архитектура; архитектурный ансамбль; архитектурные приемы; город Иркутск.

1Белова Мария Александровна, студентка, тел.: 89148718948, e-mail: marbrest@gmail.com. Belova Maria, Student, tel.: 89148718948, e-mail: marbrest@gmail.com.

2Митюкова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры истории архитектуры и основ проектирования, тел.: (3952) 405157, e-mail: c08@istu.edu

Mityukova Oksana, Senior Lecturer of the Department of History of Architecture and Fundamentals of Design, tel.: (3952) 405157, email: c08@istu.edu

ANALYSIS OF THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE ON THE EXAMPLE OF A FRAGMENT OF THE BLOCK №9 IN CARL MARX STREET IN IRKUTSK M.A. Belova, O.V. Mityukova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

A brief historical reference on the development of the ensemble is given. A compositional analysis is performed in the following areas: contour plastic arts, "mass-void" ratio, proportions, color and meter-rhythmic divisions. As a result of the study the properties of a fragment of the urban block as a united architectural organism are identified. 9 figures. 3 sources.

Key words: architecture; architectural ensemble; architectural techniques; the city of Irkutsk.

Улица Карла Маркса расположена в центральной части города и является исторической. Сформирована она каменной застройкой преимущественно авторских проектов архитекторов. Анализируемый участок квартала № 9 ограничивают улицы Сухэ-Батора и Пролетарская. Противоположная сторона рассечена улицами Богдана Хмельницкого, Литвинова и торговой пешеходной Урицкого (рис. 1). Таким образом, фасады исследуемых зданий обладают высокой значимостью в качестве акцентов для восприятия, доминант центра города. Необходимо выяснить, составляет ли довольно эклектичная застройка единый архитектурный комплекс.

Рис. 1. План фрагмента исследуемого квартала № 9 по ул. К.Маркса в г. Иркутске. 1990 г.

Большая улица (ныне Карла Маркса) была проложена в 1760 году на месте существовавшего в середине XVIII века палисада - укрепленной границы города. До середины XIX столетия она имела статус рядовой и была застроена деревянными домами. Со второй половины XIX века в связи с вкладом Иркутских купцов в строительство на ней торговых и жилых помещений улицв переходит в ранг центральных. После пожара 1879 года, уничтожившего почти все здания, по линии Большой улицы и в 10 саженях от нее позволялось строить только каменные здания. Участие в проектировании принимали как местные, так и петербургские архитекторы [2, с. 3-5; 3, с. 152].

Изменение облика улицы происходит в 30-50-х годах XX века: появляются новые дома, надстраиваются и реконструируются некоторые построенные ранее [2, с. 7]. В 1980-х годах улица объявлена историко-архитектурной заповедной зоной. По «проекту охранных зон...г. Иркутска» большинство зданий являются объектами культурного наследия федерального, реги-

онального значения либо ценными опорными построй-

i

ками.

Лицевой фасад квартала № 9 составляют восемь объектов (№№ 21а, 21и, 23, 25, 27, 29, 29а, 42). Ряд начинается со здания бывшей гостиницы «Центральное Деко», построенного в 1870-1873 гг. В начале 1930-х гг. оно было надстроено двумя этажами. С 1923 по 1931 г. его занимало общежитие рабфака имени Н.Н. Яковлева, а с 1931 г. - ВосточноСибирское (Иркутское) геологическое управление, ныне производственное объединение «Иркутскгеоло-гия» [2, с. 15]. С 1982 г. на первом этаже размещается ювелирный магазин «Алмаз» [3, с. 151].

Далее следует «Гастроном» № 1», до революции принадлежавший купцам Замятиным. В 20-30-е гг. -это магазин «Комсомольский» Центрального рабочего кооператива.

Здания № 23 и 25 занимал филиал Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Первое здание, построенное в конце 80-х гг. прошлого столетия и принадлежавшее купчихе В.П. Кельх, в 1896 г. было куплено Сибирским торговым банком. Соседнее здание было построено в 1894 г. промышленником А.Б. Воллернером, сдававшим его в аренду Забайкальской железной дороге. Оно было перестроено в 1896-1897 гг. архитектором А.И. Кузнецовым. В 1921-1925 гг. в этом здании работал Иркутский губздравотдел. Позднее это здание заняли отделение Государственного банка, а с 1 октября 1930 г. - контора Союзколхозбанка. На сегодняшний день музей расположен в одном здании, а другое арендуют магазины. В доме № 27 размещается страховая компания.

Последние три дома (№ 29, 29а, 42), занимаемые в 80-х гг. XX века Иркутским облздравотделом, аптекой и швейной фабрикой, были построены в 18701978 гг. купцом В.В. Зазубриным, фотографом Маль-мбергом и купцом И.П. Катышевцевым.

В доме Зазубрина, купленном в 1883 г. И.С. Хами-новым и подаренном городу, размещался до революции Мариинский приют для девочек. После пожара 1879 г. дом Мальмберга приобрел купец В.В. Жарни-ков и открыл в нем третью в городе частную аптеку. В 1970-х гг. был надстроен второй этаж. Доходный дом Катышевцева (позднее Плетюхина, Второва) сейчас известен как магазин «Эльдорадо» [1, п. 156, 296, 298, 299, 300, 420; 2, с. 16-17; 3, с. 156-155, 160-161]. В

1 Проект охранных зон, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ланд-

первом здании ныне размещены министерство здравоохранения, салон оптики, ресторан, во втором -аптека № 80.

Таким образом, по результатам исторической справки и плана г. Иркутска 1899 года (рис. 2), на котором застройка имеет пустоты напротив улиц Б. Хмельницкого и Литвинова (т.е. нет секции дома № 21 и полностью № 27) ясно, что квартал формировался довольно продолжительное время. Следует узнать, применялись ли при строительстве и реконструкциях единые параметры, учитывался ли окружающий контекст.

Рис. 2. План фрагмента исследуемого квартала № 9 по ул. К.Маркса в г. Иркутске. 1899 г.

ка имеет волнообразный характер изменения высотности (рис. 3).

Контуром демонстрируется силуэт. Четко выделяются прямолинейные завершения реконструированных и возведенных позднее зданий. К ним относятся надстроенные этажи гостиницы, дома-вставки рядом с ней и аптеки. Каждый исторический фасад выражен индивидуальными очертаниями, композиционно создающими общий образ. Используются как парапеты, так и различной конфигурации аттики, в том числе объемные. Такое различие говорит о тщательной продуманности возводимого в XIX веке здания, придании ему отличительных черт. Более позднее строительство велось в упрощенных формах (рис. 4).

Данный комплекс довольно точно вписывается в определенную систему. За модуль взят квадрат, равный высоте двухэтажного объема (в частности, дома № 42). Применение % модуля и меньше в сочетании с принципом «золотого сечения» позволило описать высоты и крупные фрагменты домов. В длину здания кратны модулям: гостиница - 5, гастроном - 8.5, музей

- 3, следующая за ним постройка - 2.5, дом № 27 - 3, «Оптика» - 3, разрыв между домами - почти %, аптека

- в 2 и 1/16, «Эльдорадо» - 5. В сумме общая длина застройки уложилась в 33 модуля. Различные высоты также соразмерны. В одно- и пятиэтажных домах ис-

Рис. 3. Анализ фрагмента квартала по массе

Рис. 4. Анализ фрагмента квартала по контуру

Анализ ведется на фоторазвертке фасадов по массе, контуру, пропорциям, массо-пустотным, цветовым, метро-ритмическим отношениям и основным членениям.

Массой обобщенно показан основной объем зданий, разновысотность, плотность застройки. Несколько перевешивает левая часть композиции вследствие тяжелого, имеющего простые прямолинейные очертания здания, которое увеличилось за счет надстроенных этажей. Поэтому здесь образовался резкий перепад (от пяти- к одноэтажному), а далее идет ступенчатое повышение высотности к центральной части, выделенной группой объектов, отличающихся высотой и усложненной формой. Правая сторона представлена пониженным по отношению к средней части блоком, данным с небольшим отрывом. В результате застрой-

пользовано «золотое сечение» - диагональ меньшего модуля (равного % части основного).

Общие высоты двух- и трехэтажных объемов, находящихся в средней части экспозиции, равны 1 либо 1.25. Несколько меньше основного модуля аптека, имеющая надстрой. Фрагменты зданий: входные проемы (с учетом колонн, пилястр), ризалиты, оконные проемы (включая простенки) - соответствуют размеру в % (рис. 5).

Массо-пустотными отношениями выражена взаимосвязь проемов (оконных, дверных) с плотностью стены. Все пустоты решены различными формами: прямоугольными, квадратными, сводчатыми, чередование которых придает разнообразие фасадам. Видна общая закономерность уменьшения площади проемов с увеличением высоты. В нижних этажах применены

т- ■ в—^

гт— г" 1 ■

Рис. 5. Анализ пропорций фрагмента квартала

большие прямоугольные и квадратные проемы, некоторые из них сводчатые. Преобладание арочных окон просматривается в уровне второго этажа. Завершающие этажи (с третьего по пятый) повторяют формы нижних уровней, либо решены иными конфигурациями, как правило, горизонтальными, приближенными к ленточному остеклению (рис. 6).

Цветовое решение преимущественно представлено теплыми оттенками песочной гаммы с выделением белым цветом вертикальных и горизонтальных членений. Нижние этажи окрашены темнее. В холодных тонах оформлено здание № 29 (голубые оттенки), однако имеет цокольную отбивку, идентичную цвету первого этажа гостиницы. В смешанной технике выполнено здание № 42: нижний этаж - зеленоватый, верхний - желтого оттенка. Кирпичный цвет встреча-

ется на трех объектах, расположенных на удалении друг от друга (№№ 21а, 25, 29а). Желтый и песочный цвета являются преобладающими, сосредоточены в центральной части фрагмента. В целом, перечисленные оттенки в различных сочетаниях распределены по фасадам при использовании объединяющего белого цвета деталей (рис. 7).

Метро-ритмическое соотношение проемов и вертикальных элементов (колонн, пилястр) четко показывает различную степень проработанности фасадов. Надстроенные этажи решены проще. Акцентируются боковые части фасадов. С метрическим повтором расположены окна, в то время как дверные проемы и их оформление акцентированы ритмически. На всех зданиях широко применен ритм сдвоенных колонн (пилястр). Ими выделены углы, входы, простенки.

I 1 ■ ■■ ■ ■ 41 ■ ■ I

II I ■ 11 .........

Рис. 6. Анализ массо-пустотных соотношений фрагмента квартала

ы

и _

Рис. 7. Анализ цветового решения фрагмента квартала

Причем, как высота самих колонн, так и их расположение различно, что также создает определенный ритм (рис. 8).

силуэт, единую цветовую гамму, метрически и ритмически увязан.

пропорционален,

□ □

G

□ □

□□□□□□□□□□□□□□□

□ □ЭНп □□ □ прШрп".......... fi-^-у J-D||||Ü||D||D||||D HI|D||||D||||dö||||ÖD||||D||||-----------------------|L

рррШНрр рЫпЫЬ □□llrlnllnlloolbolHoooll Папай DllDnalb □!□ □ □□□ о о п п п п п пппппппДг

0|0||0|0|0||D|0||0|0| .".".^.".^.IIDIDIOIDIOIDHDHDIDHDIDI

d □ па □ □ nain III lila II all all П IIa IIa Hall □□□□□□□□□□□□□□

Рис. 8. Анализ метро-ритмического строя фрагмента квартала

Основными членениями проанализировано здание № 29. Градацией оттенков показана пластика фасада (чем насыщеннее цвет, тем более выступает деталь на передний план). За точку отсчета принята поверхность оконного стекла. Наиболее выделяется здание по боковым вертикалям (ризалиты) и горизонталям верхней части (карниз, междуэтажные тяги). Меньший выступ имеют пилястры (рис. 9).

Итогом проделанной работы можно считать выявленную общность принципов построения композиции фрагментов архитектурного ансамбля. Реконструированные части подчиняются историческим по основным параметрам. Рассредоточение таких объектов придает цикличность использованных приемов. Весь комплекс зданий соответствует принятым критериям: композиционно уравновешен, имеет своеобразный

Рис. 9. Выявление пластических членений фрагмента квартала

Применение подобным исследованиям можно найти при выполнении реконструкции исторической застройки. Любое нововведение вносит изменения в сложившийся облик зданий. Поэтому крайне важно учитывать различные архитектурные, объемно-пространственные, колористические и прочие особенности контекста при преобразовании городской среды.

Библиографический список

1. Гаращенко А., Медведев С., Чертилов А. План-панорама кутск: редакционно-издательский отдел упрполиграфиздата, Иркутска. Центральная часть. Памятники истории и культу- 1985.

ры. Иркутск: ЦСН, 2002. 3. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках. 1899-1917

2. Колмаков Ю.П. Путешествие по улице Карла Маркса. Ир- гг. М.: Галарт, 1996. УДК 625.71.8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВ

Е.В.Волкова1, М.Н.Козлова2, Н.С.Волков3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрен общий подход к процессу автоматизированного проектирования автомобильных дорог, приведен перечень основных современных требований при разработке проекта автомобильной дороги. Анализируются методы проектирования транспортных сооружений с использованием различных автоматизированных систем российского и зарубежного производства, таких как CREDO-дороги научно-производственного объединения «Кредо-Диалог» (г. Минск, Беларуссия), ROBUR научно-производственной фирмы «Топоматик» (г. Санкт-Петербург, Россия), Civil 3D компании Autodesk (США), MX Road компании BENTLEY SYSTEMS (США). Рассматриваются инструментальные возможности и перспективные направления развития этих программных комплексов.

1 Волкова Елена Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры автомобильных дорог Института архитектуры и строительства.

Volkova Elena, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Roads of the Institute of Architecture and Construction.

2Козлова Марина Николаевна, программист кафедры автомобильных дорог Института архитектуры и строительства. Kozlova Marina, Programmer of the Department of Automobile Roads of the Institute of Architecture and Construction.

3Волков Никита Сергеевич, студент, кафедра экспертизы недвижимости Института архитектуры и строительства. Volkov Nikita, Student of the Department of Real Estate Expertise of the Institute of Architecture and Construction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.