Научная статья на тему 'Коммуникативное пространство музыкальной культуры: к проблеме создания и функционирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации'

Коммуникативное пространство музыкальной культуры: к проблеме создания и функционирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КАНАЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А.И.

Музыкальная культура как неотъемлемый компонент целостного пространства культуры являет собой особый вид социокультурной коммуникации, объединяющей представителей разных стран и народов, разных поколений, что позволяет рассматривать ее как один из самых совершенных инструментов осуществления межкультурного диалога. Овладение этим инструментом необходимо человечеству, стремящемуся преодолеть целый ряд негативных тенденций, характерных для нашего времени. Проблеме дальнейшего развития музыкальной культуры, создания и успешного функционирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации посвящена представленная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное пространство музыкальной культуры: к проблеме создания и функционирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации»

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Музыкальная культура как неотъемлемый компонент целостного пространства культуры являет собой особый вид социокультурной коммуникации, объединяющей представителей разных стран и народов, разных поколений, что позволяет рассматривать ее как один из самых совершенных инструментов осуществления межкультурного диалога. Овладение этим инструментом необходимо человечеству, стремящемуся преодолеть целый ряд негативных тенденций, характерных для нашего времени. Проблеме дальнейшего развития музыкальной культуры, создания и успешного функционирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации посвящена представленная статья.

Ключевые слова музыкальная культура, музыкально-информационное поле, социокультурная коммуникация, каналы художественноэстетической коммуникации.

Размышляя о социально-психологических проблемах, с которыми человек сталкивается в современном мире, известный американский исследователь - профессор психологии Дэвид Дж. Майерс обращает наше внимание на тот огромный клубок противоречий и преград, которые необходимо преодолевать для достижения гармонии в системе «Человек-Мир». Он задает множество кажущихся простыми вопросов, попытки ответить на которые заставляют задуматься над сущностью социокультурной коммуникации, поскольку «через все эти вопросы красной нитью проходит одна и та же мысль - мысль о том, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга» [4, с. 12].

Неслучайно, анализируя сущность социокультурной коммуникации, современные ученые постоянно подчеркивают значимость коммуникационных процессов, которые буквально «пронизывают все формы и способы человеческой деятельности» [2, с. 220]. Более того, сегодня мы постоянно анализируем специфику сложившегося социокультурного пространства, место «я» в нем, условия, способствующие гармоничному существованию «я» в окружающем его мире, в той социокультурной реальности, которая

* Декан факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

88

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

влияет и на социальное мышление, и на социальное самочувствие, и, в конечном счете, на социальное здоровье современного общества.

Мы понимаем, что «характер современного общественного развития придает особую остроту проблеме самоопределения субъекта деятельности, изменяющего мир и свое «я» в мире активным действием, в котором многогранно раскрывается его человеческое содержание. В условиях интенсивно ведущихся в обществе преобразований с новой силой выявляется потребность человека (индивидуального субъекта, группы, субъекта-Социума) в определении наиболее перспективной стратегии жизнедеятельности, опирающейся на на реальные возможности преобразующего развития, ценностно-смысловая направленность которого определяется стремлением к реализации гуманистических принципов» [3, с. 3].

Но насколько способность проникновения в коммуникативное пространство музыкальной культуры отвечает этой потребности? Может ли проникновение в музыкально-информационное поле открыть познающему музыку субъекту подлинную сущность и содержание человеческой деятельности? Может ли оно стать тем лучом, который поможет ему определить наиболее перспективную стратегию жизнедеятельности? Лучом, направляющим к постоянному поиску Красоты, Добра, Справедливости? Ответить на эти вопросы непросто. Они требуют обращения к сущности социокультурной коммуникации, к осознанию того, что «поскольку коммуникационные процессы осуществляются в контексте определенной культуры и являются внутренним механизмом ее реализации, то принято говорить о социокультурной коммуникации.

Именно она обеспечивает саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопления и передачи социального опыта, понимания между людьми» [2, с. 220-221]. Рассмотрим, какие возможности предоставляет музыкальная культура для формирования и укрепления социальных связей между людьми, насколько велико ее влияние в совершенствовании процесса управления совместной деятельностью, в накоплении в ее информационном поле социального опыта и передаче его последующим поколениям и, наконец, какими средствами она располагает для рождения понимания, эмпатии, приятия «Другого» как равного партнера по социокультурной коммуникации.

Итак, первый аспект, который мы рассматриваем, это возможности, которые музыка предоставляет для формирования художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации, активное функционирование которых обеспечивает осуществление социальных связей. Обратимся к музыке А.Г. Шнитке - одного из замечательных представителей музыкального искусства нашего времени, музыканта, который, по его собственному признанию, не просто писал музыку, создавая определенные музыкальные конструкции и формы, а улавливал дыхание времени и его пульс, жил и дышал

Современные проблемы художественной и музыкальной культуры

89

вместе со своими современниками, обращался к ним, чтобы поделиться тем сокровенным знанием, которое пришло к нему извне и было запечатлено в созданном им художественном тексте.

Но может ли музыка Шнитке рассказать представителям других культур о сущности русской культуры? Способна ли она стать тем хрупким «мостиком», который откроет путь «от сердца к сердцу»? Какие особенности музыкального языка Шнитке заключают в себе ростки, способные взойти в почве иной культуры? Первое, на что обращает внимание А.В. Ивашкин, который на протяжении многих лет общался с Альфредом Шнитке, вел с ним долгие и обстоятельные беседы, это то, что «русское искусство никогда не было стерильным. Живопись, литература, музыка заключали в себе сильный заряд скрытой философской или социальной энергии... Музыка Шнитке так же, как и музыка Шостаковича или музыка, к примеру, Мессиана, имеет глубинный символический смысл не потому, что она слепо следует той или иной ситуации в реальной жизни, а потому, что в любой ситуации она будет рождать ассоциации, далеко уводящие за рамки самого текста» [1, с. 13].

Но именно этот мощный «заряд» скрытой философской и социальной энергии и определяет тот ассоциативный ряд, который возникает при знакомстве с музыкой великого композитора. Именно такой заряд определил непреходящую молодость творений И.С. Баха и Л. ван Бетховена, П.И. Чайковского и Б. Бартока, Д.Д. Шостаковича и Дж. Гершвина. Каждый из них, создавая собственный художественный мир, закладывал в его фундамент те великие духовные смыслы и ценности, которые по сей день продолжают волновать слушателей разных стран и народов. Каждый из них, создавая уникальный документ своей эпохи, обращался не только к своему современнику, но и к будущим поколениям. Передавая им свое духовное послание через созданные художественно-эстетические каналы социокультурной коммуникации, композитор включал своих слушателей в особое музыкально-информационное поле, в котором эстетическое переживание рождает эстетический опыт.

Обращение к музыке великих композиторов разных стран, разных веков, разных народов вновь и вновь подтверждает мысль американского композитора Ч. Айвза, который был убежден в том, что «будущее музыки не будет состоять лишь в ней самой, а скорее в том, как она будет поощрять и расширять надежды и идеалы людей, вместо того, чтобы их ограничивать; в том, как она будет участвовать в тех лучших делах, которые предпринимает человечество и о которых она мечтает» [5, с. 4]. Именно в этом и заключается роль музыки как инструмента, способного оказывать влияние на совершенствование процесса управления совместной деятельностью, направленной на воплощение в жизнь художественно-эстетических и духовно-нравственных идеалов человечества.

Как справедливо замечает еще один из выдающихся представителей композиторского «цеха», французский композитор ХХ века Д. Мийо, «не су-

90

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ществует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пути для будущего развития. Каждое произведение - только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным» [5, с. 24].

Очевидно, что в процессе постижения музыкальной мысли прошлого и настоящего происходит и накопление, и передача социального опыта, важнейшей составляющей которого являются духовные смыслы и ценности. Следует заметить, что «культ духовных ценностей - основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей» [5, с. 9]. Об этической, как и об эстетической, сторонах музыки написано немало страниц. С ней связывают возможность духовного совершенствования личности, в этом видят основную миссию музыки все, кто сумел найти пути в бесконечность музыкального пространства. Кто понимает происходящие в нем процессы, осознает неизбежность смены ценностных парадигм, рождения и самоутверждения в нем новых смыслов и ценностей [7].

Однако, есть еще один очень важный аспект, который может оказаться страшным и непреодолимым камнем преткновения в общении с музыкой. Это проблема, связанная с пониманием художественного послания, передаваемого композитором своему слушателю. С этой проблемой сталкивается каждый композитор. Еще один великий композитор ХХ века Б. Бриттен напоминал, что «музыка требует от слушателя гораздо большего, чем просто обладания магнитофоном или транзистором. Она требует определенной подготовки, определенного усилия... От слушателя требуется столько же усилий, как и от остальных углов треугольника, «святого треугольника» из композитора, исполнителя и слушателя» [5, с. 5].

Путь к пониманию очень сложен. Он требует преодоления знаковой и конструктивной грани музыкальной формы, поскольку только тогда можно проникнуть в ее сущность, в мир художественных образов. Но даже проникнув в ее глубины, совсем непросто понять и принять их в том случае, если они не отвечают привычным представлениям о красоте, если одеты в необычные «костюмы» и разговаривают на каком-то новом музыкальном языке, звуки которого иногда кажутся странными для уха, воспитанного в рамках классико-романтической традиции.

А между тем каналы художественно-эстетической коммуникации необходимо одновременно строить с двух сторон. На одной стороне два представителя «святого треугольника» - композитор и исполнитель. Их совместная деятельность обеспечивает уровень художественного послания - его наполненность авторским смыслом, его философскую глубину и оригинальность, его социальную энергетику. А на другой стороне - слушатель, от

Современные проблемы художественной и музыкальной культуры

91

которого зависит возможность «встречи» в процессе строительства с композитором и его творением. А чтобы они не разминулись, не разошлись в пространстве и времени, необходимо присутствие еще одного партнера по социокультурной коммуникации - педагога-музыканта, которому необходимо обеспечить слушателя механизмами, способствующими достижению понимания художественного текста.

Таким образом, осуществляя процесс художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания, педагог-музыкант становится одним из важнейших строителей коммуникативного пространства музыкальной культуры, строителей художественно-эстетических каналов социокультурной коммуникации [6], объединяющих страны и народы в совместном поиске Истины, Красоты и Любви.

Список литературы:

1. Беседы с Альфредом Шнитке. - М.: Классика - XXI, 2005. - 320 с.: ил.

2. Драч Г.В. Культурология: учебник для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штемпель, Л.А. Штомпель, В. Королев. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 384 с.

3. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - М.: Издательство Московского психолого-социального ин-статута; Воронеж - Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

4. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е издание. - СПб.: ПИТЕР, 2013. - 800 с.: ил.

5. XX век. Композиторы о композиторах / Сост. Н. Хотунцов. - СПб.: Издательство «Союз художников», 1999. - 48 с.

6. Щербакова А.И. Художественно-эстетическое воспитание молодежи / А.И. Щербакова // Социальная политика и социология. - 2014. - № 2 (103). -С. 204-211.

7. Щербакова А.И. Музыка в постижении процесса рождения, самоутверждения и трансформации ценностных парадигм в пространстве отечественной культуры / А.И. Щербакова // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. -С. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.