Научная статья на тему 'Художественно-эстетические каналы духовной коммуникации в системе ценностей современного общества'

Художественно-эстетические каналы духовной коммуникации в системе ценностей современного общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме создания и функционирования художественно-эстетических каналов духовной коммуникации в современном пространстве культуры. В работе анализируются интерпретации понятий «коммуникация», «коммуникативное сообщество», «художественно-эстетический диалог», определяются условия, необходимые для осуществления межкультурного диалога, определяется роль музыки как носителя смыслов и ценностей культуры в создании и функционировании художественно-эстетических каналов духовной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Щербакова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетические каналы духовной коммуникации в системе ценностей современного общества»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ ДУХОВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме создания и функционирования художественно-эстетических каналов духовной коммуникации в современном пространстве культуры. В работе анализируются интерпретации понятий «коммуникация», «коммуникативное сообщество», «художественно-эстетический диалог», определяются условия, необходимые для осуществления межкультурного диалога, определяется роль музыки как носителя смыслов и ценностей культуры в создании и функционировании художественно-эстетических каналов духовной коммуникации.

Понятие «коммуникация» - относительно новое, оно возникло в середине ХХ века, благодаря работам математиков К. Шеннона и Н. Винера, которые занимались исследованиями в области кибернетики и теории информации. Конечно, как это всегда бывает в сфере исследовательской мысли, близкие по духу теории разрабатывались и раньше, в частности, Р. Якобсон разрабатывал проблему коммуникации в лингвистике, и именно он ввел понятие коммуникации в лингвистические науки. Но К. Шеннону и Н. Винеру удалось создать теорию, которая стремительно завоевала всеобщее признание и через сферу точных наук проникла в область социальной теории. Следует заметить, что схема, разработанная в лингвистике Р. Якобсоном, вполне соответствует тому, что происходит при создании каналов музыкальной коммуникации. Если принять ее за основу, то передатчик (композитор через свое сочинение) заключает в своей «музыкальной информации» не только художественный текст, но и контекст, с которым это сочинение самым непосредственным образом связано. Для того, чтобы это сочинение было принято необходим контакт и владение кодом (музыкальным языком).

Понятие «языка» чрезвычайно важно для осмысления проблемы музыкальной коммуникации. Миф об универсальности музыкального языка давно развеян. Сегодня мы наблюдаем «многоязычие», характерное для музыкального пространства культуры. Современному музыканту, стремящемуся к осмыслению и творчества старых мастеров, и к овладению музыкальными языками в творчестве композиторов ХХ века, необходимо быть подлинным «полиглотом». Не говоря уже о том, что помимо европейских музыкальных

* Исполняющий обязанности декана факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

языков, существуют еще и языки Востока, требующие для своего осмысления значительной профессиональной работы. В социологии музыки, разработанной Т. Адорно, музыкальный язык выступает как основа «социального шифра», хранящего в музыкальном тексте весь круг образов и идей, характерных для эпохи создания музыкального сочинения. Этот круг идей и образов проникает через каналы музыкальной коммуникации, объединяя людей передающих и принимающих определенную музыкальную информацию в коммуникативное сообщество. Понятие коммуникативного сообщества как научной категории принадлежит К.О. Апелю - немецкому философу, являющемуся основателем дискурсивной этики и трансцедентальной прагматики в современной философии. И хотя проблема коммуникации не была основной темой философии Апеля, поскольку основным направлением его исследовательской деятельности всегда была этика и философия языка, но он, несомненно, внес огромный вклад в создание теории коммуникации. Понятие языка неслучайно занимает центральное место в философии Апеля. Для него язык - это обеспечение связи, основа взаимодействия в коммуникативном сообществе, что полностью соответствует и функции музыкального языка. Выдвинув идею идеального коммуникативного сообщества, Апель формулирует и идеальные коммуникативные нормы, которые должны обеспечить для всех участников коммуникации акт взаимного признания.

Более того, Апель настаивает на том, что такое сообщество не может иметь границ, поскольку любая граница является разрушением сущности идеи коммуникации. Если мы примем за основу идеи Апеля, то вправе рассматривать современную художественно-образовательную среду как коммуникативное сообщество, в котором изначально действует акт взаимного признания. И даже в том случае, если какой-либо из участников этого сообщества несет остальным участникам сообщение сложное, кажущееся на данном этапе чуждым и непонятным, он не может и не должен быть исключенным или выведенным за границы этого сообщества (что не раз происходило в истории музыкального искусства), поскольку это является проявлением партикуляризма, разрушением сущности коммуникации.

Итак, «круг заинтересованных не может быть ограниченным, не может быть натурализован в виде какого-то определенного сообщества. Любая форма договорной коммуникации противоречит, по Апелю, принципу идеальной коммуникации и служит ее разрушению. Договор всегда может служить ущербу третьих лиц. Апелляция признания обращена к кругу всех возможных участников коммуникации, т.е. безграничному и потенциально бесконечному сообществу коммунициирующихся. Таково и обычное употребление языка - хотя на нем говорит всегда ограниченное сообщество, правила его употребления предназначены для всех без исключения. Поэтому характеристика «неограниченного коммуникативного сообщества» является принципиальным моментом апелевской конструкции и по своему смыслу совпадает с сущностью «идеальной» коммуникативной ситуации».

К сожалению, мы знаем множество форм договорной коммуникации, когда каждый, кто несет в себе опасность для норм, сложившихся в определенном художественном сообществе, немедленно вытесняется этим сообществом. Так разрушителем музыки своими современниками был объявлен великий К. Монтеверди, в «сумбуре вместо музыки» обвинен Д. Шостакович, долгие годы пришлось ждать признания Л. Шнитке. Перечисление тех, кто был в силу тех или иных причин вытеснен за рамки профессионального сообщества, может занять множество страниц. Новые художественно-эстетические модели должны, в первую очередь, быть застрахованы от малейших поползновений на создание договорного сообщества, акт взаимного признания, выдвинутый Лпелем как основа функционирования идеального коммуникативного сообщества, необходимо признать обязательным условием формирования художественно-образовательного пространства. Важнейшими составляющими апелевской модели идеального коммуникативного сообщества являются положения, в которых он обосновывает этику ответственности и принцип дополнительности.

Он пишет, что невозможность исходить из условий идеальной ситуации коммуникации не обязательно предполагает недоверие к партнеру и подозрение в «злом намерении» Он также выражает стойкое убеждение в том, что, исходя из этики ответственности, ни один из членов коммуникативного сообщества не имеет права считать единственной и непреложной истиной собственную позицию, что любой конфликт интересов может быть преодолен, если участники сообщества осознают этику ответственности, предполагающую видеть в Другом равного партнера по коммуникации. Выдвинутый им дискурсивный принцип заключает в себе морально-стратегический принцип дополнительности. Предложенная К.-О. Лпелем концепция создания коммуникативного сообщества может стать для современного музыканта основой для разработки философской теории музыкальной коммуникации, что сегодня можно рассматривать как одну из важнейших задач для исследователя-культуролога. Это будет способствовать направленности исследовательской мысли в сторону поиска путей для создания новых, совершенных каналов музыкальной коммуникации, благодаря которым рождается пространство «соучастного бытия», пространство творческого созидания и самосозидания.

Следует выделить ряд основных положений, которые и профессиональный музыкант, и музыкант-любитель познают при целеустремленном и целенаправленном освоении мира музыкальных смыслов и ценностей: музыка как вид искусства представляет собой один из способов познания жизни и самопознания, постигаемый коллективным субъектом познания в сотворче-ском общении; музыка как сложноорганизованная система постоянно находится в состоянии «подвижного покоя» (Л. Лосев) как «диалектики последовательности и одновременности ... формы-становления и формы-кри-

сталлизации» (Б. Асафьев), что определяет необходимость непрестанного развития и совершенствования музыкально-познавательного процесса; музыка - многомерный мир, сочетающий в себе множество оригинальных авторских миров, вступающих в ценностное взаимодействие с коллективным субъектом познания - учителем и учеником и создающих в этом процессе целостную музыкально-коммуникационную систему; постижение музыки коллективным субъектом познания есть ценностное осмысление и оценка ее как мира музыкальных смыслов и ценностей, несущего в музыкальное пространство свой «этос» и свою «мораль» (Б. Асафьев), включаемых в систему музыкальных смыслов и ценностей; постигая музыку, коллективный субъект познания вступает в творческий процесс ценностного взаимодействия, взаимообогащающий каждого из участников и способствующий успеху музыкально-образовательного процесса; в процессе постижения мира музыкальных смыслов и ценностей происходит обретение личностью системы эстетически-ценностных ориентаций, определяющей «аксиологическую ось» дальнейшей жизни и деятельности.

При этом следует учитывать, что воспринимающий субъект есть не только целостная и саморазвивающаяся, но и самонастраивающаяся система. Этим обусловливается огромная общественная значимость музыкального образования и просвещения, создания особой художественно-образовательной среды, в которой ярко проявляется удивительная интегративная сущность музыки, заключающаяся, по мнению Д. Мережковского, не только в том безграничном «нечеловеческое настоящем», которое она содержит в себе, но и в прошлом, и в будущем, во всем том вечном и истинном, что несет в себе этот феномен. Когда «микрокосм» человеческой личности вступает в ценностное взаимодействие с музыкальным космосом, то появляется, по выражению А. Лосева, возможность собрать воедино разбросанные куски бытия, воссоединить их с единством и цельностью времени. Музыка и жизнь находятся в постоянном и неразрывном единстве. Постигая мир музыкальных смыслов и ценностей каждый человек постигает и жизнь, а приобретая жизненный опыт, воплощает его в своей творческой деятельности, независимо от того, какую сферу он изберет для приложения своих сил. Целостность человеческой личности неразрывно связана с осознанием самоценности самой жизни. Если в музыкально-познавательном процессе музыка становится одним из составляющих этой жизни, то есть частью сознательного «Я» личности, входит в семантическое поле образного мышления, то возникает единая целостная система, несущая высокий духовно-нравственный потенциал.

Построение оптимальной модели эстетически-ценностного становления личности в музыкально-познавательном процессе как концептуальной модели универсально-диалогического общения есть соединение микрокосма человеческой личности, музыкального космоса в их пересечении с макро-

космосом, социокультурным фоном бытия в целостном единстве. То есть, проблема постижения музыки как социального и культурного феномена, носителя смыслов и ценностей культуры, инструмента самопознания и самосозидания, обладающего огромными возможностями для создания художественных каналов духовной коммуникации, способных преодолевать пространство и время, бесперебойно функционировать, несмотря ни на какие препятствия, так же сложна и многозначна, как сложен объект познания -феномен музыкального искусства.

Универсально-диалогическое общение, осуществляемое через художественные каналы духовной коммуникации способствует:

- выработке мировоззренческой позиции;

- направленности на постоянный совместный поиск «диалогической истины»;

- стремлению к развитию духовных сил в личностно-ценностном взаимодействии;

- созданию условий для включения «механизма обратной связи» в совместном сопереживании и сотворчестве; обеспечению преемственности поколений через постоянный обмен творческим опытом;

- пониманию взаимодействия эвристики и канона;

- овладению системным стилем мышления как «парадигмой современной науки» (Т. Кун);

- выработке художественно-эстетической системы музыкальных смыслов и ценностей как ряда идей и концепций, характерных для данной художественно-эстетической парадигмы.

Таким образом, бесперебойное функционирование художественно-эстетических каналов духовной коммуникации, созданных в музыкально-познавательном процессе, способствует рождению атмосферы соучастного бытия, поскольку заключает в себе значительный объединяющий фактор - великий мир музыкальных смыслов и ценностей.

Список литературы:

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. - 253 с.

2. Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. - М.: МГУКИ, 2007. - 112 с.

3. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 3. - М.: Изд-во Акад. наук, 1954. -335 с.

4. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие, 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

5. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. - М.: Беловодье, 2005. - 279 с.

6. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

7. Надирова Л. Струны общности. - Владимир: ВГПУ, 2000. - 318 с.

8. Ракс Ю.Н. Музыка как выражение высшего смысла бытия: художественное восприятие музыки и наука о ней // Искусство как способ познания: материалы международ. общ.- науч. конф. - М.: Международ. Центр Рерихов; Благотворит. фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 1998. - С. 136-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.