Научная статья на тему 'Феномен музыкального искусства как объект культурологического анализа: основные методологические подходы'

Феномен музыкального искусства как объект культурологического анализа: основные методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена основным методологическим подходам к осуществлению культурологического анализа музыки как социального и куль­турного феномена. В работе раскрывается основной круг проблем, рассмотрение которых необходимо для осуществления такого анализа под­черкивается специфика постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры, как инструмента ее осознания, особое внимание уделяется гуманистической сущности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен музыкального искусства как объект культурологического анализа: основные методологические подходы»

ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена основным методологическим подходам к осуществлению культурологического анализа музыки как социального и культурного феномена. В работе раскрывается основной круг проблем, рассмотрение которых необходимо для осуществления такого анализа подчеркивается специфика постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры, как инструмента ее осознания, особое внимание уделяется гуманистической сущности этого процесса.

О сложности постижения музыки как особого вида искусства, непосредственно обращенного «от сердца к сердцу» написано огромное количество трудов, в которых констатируется, что постигающая музыку личность сталкивается с феноменом, толкующимся:

- как предмет логики (А. Лосев);

- часть мироздания (Б. Асафьев);

- вид искусства (В. Холопова);

- эстетическая ценность в системе музыкознания (Ю. Холопов);

- мир человека (В. Суханцева);

- культура в культуре (В. Апрелева);

- открытый символ (С. Лангер);

- носитель ценности и саморазвивающаяся система (М. Каган);

- субстанция и способ ценностного взаимодействия человека с миром (Г. Коломиец);

- часть духовной культуры (Л. Закс, В. Суханцева, Дж. Михайлов, С. Раппопорт).

При этом необходимо осознавать еще один чрезвычайно важный аспект, заключающийся в том, что постигаемая музыка «сталкивается» с феноменом человека. Феноменом столь многоплановым и многосоставным, что только перечисление и толкование всех существующих определений могло бы превратиться в значительное исследование. И при всей сложности и многоплановости человека как «творца и творения культуры» (М. Каган) - это явление целостное, самоорганизующееся и самонастраивающееся. Таким образом, можно интерпретировать процесс постижения музыки одновременно и как процесс постижения человека, и как процесс постижения культуры в целом, что открывает широкое поле для культурологической мысли.

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

Изучение многочисленных концепций музыки позволяет утверждать, что взаимоотношения между музыкой и познающей ее личностью - важнейшая проблема, которая должна быть осмыслена в процессе проведения культурологического анализа. И основным условием для ее решения является понимание гуманистической сущности этого процесса, в котором Человек познает Человека, а познав его через музыку, приблизившись к высочайшим высотам Духа, приближается к познанию самого себя. Именно это и позволяет характеризовать феномен музыкального искусства как инструмент самосознания и самосозидания культуры, а в качестве основного подхода в проведении культурологического анализа этого феномена определить философско-антропологический, носящий явно выраженный гуманистический характер и способствующий созданию духовного пространства культуры, наполненного энергией творческого созидания.

Обращение к музыке как носителю смыслов и ценностей культуры заставляет исследователя вновь и вновь устремляться к определению ценности, поиску ее критериев, осмыслению сущности объектно-субъектного отношения, в котором объектом является музыка, а субъектом - постигающая ее личность, формулирующая собственное понимание ценностного взаимодействия в музыкально-познавательном процессе. Формулирующая собственную «теорию ценности», как это сделано в четырех строчках великого русского поэта О. Мандельштама:

И, если подлинно поется И полной грудью, наконец, Все исчезает - остается Пространство, звезды и певец.

Что необходимо поэту? Что является для него подлинной ценностью? Чтобы пелось (как и Ф. Ницше, О. Мандельштам ощущает слово, выплывающим из «духа музыки») полной грудью, потому что настоящее пение - это живое дыхание, идущее из глубины человеческого существа. И тогда происходит слияние души с вечностью, потому что исчезает суетность мира и остается «пространство, звезды и певец». Вот эстетическое кредо поэта, жаждущего, подобно романтикам, слиться с «универсумом». И как бы тяжело ни приходилось художнику в его общении с жестокостью мира, О. Мандельштам восклицает: «Но, видит бог, есть музыка над нами...», и в этом знании находит он опору и надежду, потому что:

Какая линия могла бы передать Хрусталь высоких нот в эфире укрепленном. И с христианских гор в пространстве изумленном, Как Палестрины песнь, нисходит благодать.

«Палестрины песнь» в стихотворении Мандельштама выступает олицетворением музыки. Это выражение благодати, божественное начало, носитель

высших ценностей бытия, понятие Абсолютного, пересекающееся с антропологией русской философской мысли (Н. Бердяев, В. Соловьев, Б. Вышеславцев и др.), чья религиозная этика, как и эстетика и поэтика О. Мандельштама, устремлены к динамике человеческого духа, его способности к поиску и реализации внутреннего «смысла», тех ценностей, что хранятся в глубине его существа, движут им в устремленности к Абсолюту как синониму совершенства. Так что же такое ценность? Обращаясь к нашему Собеседнику - поэту Мандельштаму, кто-то согласится с ним, а для другого ни музыка Палест-рины, ни творческий акт «пения полной грудью», ни даже «пространство, звезды и певец» могут не значить ровным счетом ничего.

Ценностью для каждого конкретного человека является только его личное отношение, его собственная позиция, отражающая его взгляды, эстетические и этические идеалы, сложившиеся представления, которые на протяжении жизни могут коренным образом меняться. У каждого художника формируется собственная система духовных и эстетических ценностей, отражающая его взаимоотношения с окружающим миром. Благодаря художественно-образному воплощению, она превращается из «личного достояния субъекта в достояние всего человечества» (М. Каган), что позволяет рассматривать ее как аксиологический инструмент самосознания культуры.

Художественно-аксиологический подход при проведении культурологического анализа способствует осмыслению музыкального искусства как личной и общественной ценности; сложноорганизованной системы, находящейся в постоянном развитии; как художественного пространства, в котором происходит процесс эстетически-ценностного становления личности, постигающей музыкальные смыслы и восходящей к музыкальным ценностям. Сложность и многогранность музыки как объекта культурологического анализа, ее взаимосвязь с другими видами искусства, с гуманитарной культурой в целом предполагает применение системно-синергетического подхода, представляющего собой философский принцип, обладающий высоким исследовательским потенциалом и базирующийся на синергетике как новой парадигме современной науки.

Современному исследователю-культурологу необходимо проанализировать общие положения синергетики, осознать необходимость их применения в процессе культурологического исследования феномена музыкального искусства, понять, что системно-интегративная функция культурологического анализа ведет: к осознанию законов музыкального бытия; к постижению процессуаль-ности его существования; определяет условия, необходимые для сосуществования в системном единстве музыки как саморазвивающейся системы и постигающей ее личности как саморазвивающихся и самонастраивающихся систем. Благодаря этому становится очевидно, что живое и трепетное настоящее определяет вечную молодость великих сочинений, «старая» музыка оживает через новое слово, душу нашего современника, воспринявшего не форму, а ценности ушедшего прошлого, которые становятся ценностями настоящего.

Художественное пространство культуры - это область, где функционируют особые каналы коммуникации, в основе создания которых лежит высшая форма духовной деятельности - творчество. Через эти каналы передается и принимается определенная «музыкальная информация», объединяющая музыку (объект познания) и постигающую ее личность (субъект познания) в «коммуникативное сообщество». Создатель этого термина К.О. Апель настаивает на том, что такое сообщество не может иметь границ, поскольку любая граница является разрушением сущности идеи коммуникации.

Если мы примем за основу идеи Апеля, то вправе рассматривать современную музыкальную среду как коммуникативное сообщество, в котором изначально действует акт взаимного признания. И даже в том случае, если какой-либо из участников этого сообщества несет остальным участникам сообщение сложное, кажущееся на данном этапе чуждым и непонятным, он не может и не должен быть исключенным или выведенным за границы этого сообщества (что не раз происходило в истории музыкального искусства), поскольку это является проявлением партикуляризма, разрушением сущности коммуникации как особого канала духовного единения, строящегося на концепции универсального диалога, на принципе ценностного взаимодействия, духовного «ансамбля», рожденного музыкой и постигающим ее коллективным субъектом познания.

В этом ансамбле «микрокосм» человеческой личности вступает в ценностное взаимодействие с музыкальным Космосом, что, по выражению А. Лосева, дает возможность собрать воедино разбросанные куски бытия, воссоединить их с единством и цельностью времени. Постигая мир музыкальных смыслов и ценностей каждый человек постигает и жизнь во всей ее сложности и многообразии, а приобретая жизненный опыт, воплощает его в своей творческой деятельности, независимо от того, какую сферу он изберет для приложения своих сил. Таким образом, коллективный субъект познания становится на путь постижения смыслов и ценностей культуры, постижения жизни и самого себя, на путь формирования такой системы художественно-эстетических ценностей, которая бы отвечала всему богатству, сокрытому в глубинной сущности Homo Faber - Человека Творящего.

Процесс эстетически-ценностного становления личности, постигающей музыку, можно представить в виде многоуровневой модели, где систематично и целенаправленно через художественное переживание, обретение художественного знания-переживания, осуществление художественного взаимодействия, воплощение полученного знания-переживания в активной художественно-преобразующей деятельности достигается уровень, на котором постигающая музыку личность ощущает себя готовой к полноценному художественно-эстетическому диалогу, открывающему возможности для универсально-диалогического общения в пространстве культуры. Одновременно этот процесс является воплощением идеи создания и функционирования художественных каналов духовной коммуникации.

Высокий «эмоциональный градус», заданный музыкой и постигающей ее личностью, создает энергетически заряженную атмосферу духовной деятельности. Музыка как социальный и культурный феномен оборачивается для познающего ее субъекта открытием огромных социальных пластов, это-са целых эпох и народов, вступающих через музыкальное произведение в диалогическое общение с днем сегодняшним. Таким образом, «становящееся музыкальное познание» (А. Лосев) оборачивается оценкой, личностным субъектно-объектным отношением, а «музыкальное переживание» - «музыкальным познанием» (А. Лосев), обретением художественного знания-переживания.

Это является одним из важнейших условий постижения законов музыкального мира, поскольку искусство как особая форма бытия в основе своей строится на обязательном наличии творческого акта, независимо от того, является ли этот акт созданием смыслов, их восприятием или перевоплощением в исполнительском или слушательском акте. Личность, вступившая на путь освоения мира музыкальных смыслов и ценностей, ставшая участником универсально-диалогической парадигмы, получающая и передающая знание-переживание через художественные каналы духовной коммуникации, становится не только хранителем, но и созидателем энергетического поля культуры, постигая через жизнь искусства искусство жизни.

Список литературы:

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. - М.; СПб.: Университет. кн., 1999. - 445 с.

2. Барсова И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. - Л.: Наука, 1986. - С. 99-116.

3. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. - М.: ВЛАДОС, 2001. -224 с.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1998. - 280 с.

5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. - М.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. - 384 с.

6. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 205 с.

7. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 405-602.

8. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 315-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.