Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ФАКТОР / КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Нальгиева Индира Алиевна, Дадаева Аза Румановна

В статье рассматривается коммуникативное поведение учителя как фактор комфортной образовательной среды обучающихся. Коммуникативное поведение учителя играет центральную роль в установлении комфортной образовательной среды в классе. Поведение учителя при общении важный аспект, в значительной степени способствующий мотивации учащихся на обучение и влияющий на межличностные отношения в классе. Автором рассмотрены основные характеристики комфортной образовательной среды. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Выделены критерии обеспечения комфортной образовательной среды. Пришел к выводу под коммуникативным поведением педагога понимаем организацию речи и речевого поведения педагога, позволяющих создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу общения учителя и учеников, и поддерживать благоприятный характер отношений между всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Нальгиева Индира Алиевна, Дадаева Аза Румановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS' COMMUNICATIVE BEHAVIOUR AS A FACTOR IN A COMFORTABLE LEARNING ENVIRONMENT FOR STUDENTS

The article deals with teacher's communicative behaviour as a factor of students' comfortable educational environment. The teacher's communicative behaviour plays a central role in establishing a comfortable educational environment in the classroom. The teacher's communication behaviour is an important aspect that contributes significantly to students' motivation to learn and influences interpersonal relationships in the classroom. The author considers the main characteristics of a comfortable educational environment. Creating a comfortable educational environment helps to ensure favourable emotional health of students, which, in turn, leads to improvement of education quality indicators. The creation of comfortable educational environment helps to ensure favorable emotional health of students, which in its turn leads to the improvement of education quality indicators. The criteria for providing a comfortable educational environment are highlighted. The communicative behavior of a teacher is understood as the organization of speech and speech behavior of a teacher, which allows creating a comfortable emotional and psychological atmosphere of communication between a teacher and students, and maintaining a favorable relationship between all participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

6. Иванченко, В.Н. Проблема самоопределения в рамках отечественной и зарубежной психологии / В.Н. Иванченко // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23124

7. Костюнина, Е.А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е.А. Костюнина, Л.Г. Агеева // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 530-533. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/

8. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников основной средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 6175.

9. Ларина, А.А. Процесс формирования личностно- профессионального самоопределения подростка / А.А. Ларина // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 49-53

10. Митина, Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра / Л.М. Митина // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 июня-1 июля 2008 г. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. - 264 с.

11. Саукова, Е.В. Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии / Е.В. Саукова, А.А. Самсоненко // Молодой ученый. - 2020. -№ 39 (329). - С. 60-62. - URL: https://moluch.ru/archive/329/73807/

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Нальгиева Индира Алиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры русского языка и

методики его преподавания Дадаева Аза Румановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается коммуникативное поведение учителя как фактор комфортной образовательной среды обучающихся. Коммуникативное поведение учителя играет центральную роль в установлении комфортной образовательной среды в классе. Поведение учителя при общении важный аспект, в значительной степени способствующий мотивации учащихся на обучение и влияющий на межличностные отношения в классе. Автором рассмотрены основные характеристики комфортной образовательной среды. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Выделены критерии обеспечения комфортной образовательной среды. Пришел к выводу под коммуникативным поведением педагога понимаем организацию речи и речевого поведения педагога, позволяющих создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу общения учителя и учеников, и поддерживать благоприятный характер отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, учитель, фактор, комфортная образовательная среда, обучающиеся.

Annotation. The article deals with teacher's communicative behaviour as a factor of students' comfortable educational environment. The teacher's communicative behaviour plays a central role in establishing a comfortable educational environment in the classroom. The teacher's communication behaviour is an important aspect that contributes significantly to students' motivation to learn and influences interpersonal relationships in the classroom. The author considers the main characteristics of a comfortable educational environment. Creating a comfortable educational environment helps to ensure favourable emotional health of students, which, in turn, leads to improvement of education quality indicators. The creation of comfortable educational environment helps to ensure favorable emotional health of students, which in its turn leads to the improvement of education quality indicators. The criteria for providing a comfortable educational environment are highlighted. The communicative behavior of a teacher is understood as the organization of speech and speech behavior of a teacher, which allows creating a comfortable emotional and psychological atmosphere of communication between a teacher and students, and maintaining a favorable relationship between all participants of the educational process.

Key words: communicative behaviour, teacher, factor, comfortable learning environment, learners.

Введение. Согласно закону «Об образовании в РФ» (2012 года), на территории школы должны активно использоваться процессы гуманизации и демократизации, что позволяет совершенствовать внутришкольную среду таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня профессиональной деятельности учителей для успешного обучения детей. Современный этап развития системы образования предопределяет обновление подходов к освоению профессиональной деятельности. Содержание профессиональной подготовки учителей не всегда удовлетворяет современное общество, поэтому основным стратегическим направлением его усовершенствования является повышение качества подготовки специалистов с учетом специфики будущей специальности и требований к выбранному виду деятельности. В перечне профессионально-значимых качеств личности учителя одно из ведущих мест занимает его коммуникативное поведение.

Изложение основного материала статьи. Изучению проблем коммуникативного поведения учителей посвящены работы Н.Д. Арутюновой, Е.П. Ильина, Е.А. Иссерс, Ю.Е. Прохорова, И.И. Рыдановой, И.А. Стернина, С.Л. Троянской, Н.И. Формановской, Ю.В. Щербининой и др.

Коммуникативное поведение учителя играет центральную роль в установлении комфортной образовательной среды в классе. Поведение учителя при общении важный аспект, в значительной степени способствующий мотивации учащихся на обучение и влияющий на межличностные отношения в классе.

Современный этап развития образования характеризуется тем, что образовательная среда по мере совершенствования условий обучения постепенно занимает передовые позиции. В XXI веке в качестве основного требования, регулирующего образовательный процесс, выступает такая передача знаний, которая осуществляется в процессе реализации взаимодействия субъектов образовательной деятельности, обеспечение внедрения инновационных технологий обучения, осуществление работы за счет формата межличностного общения.

Образовательный процесс в школе осуществляется за счет выстраивания взаимодействия между педагогами и обучающимися, что определяет важность профессионального становления педагога за счет формирования навыков эффективного выполнения роли субъекта педагогической деятельности, выстраивания диалогического взаимодействия с остальными субъектами образовательного процесса и обеспечения комфортной образовательной среды для всех участников обучения. При этом в качестве необходимого условия результативной педагогической деятельности на базе общеобразовательной школы выступает организация диалогичности межличностного взаимодействия.

Проблема комфортности и безопасности среды и личности выступает в качестве важного приоритета современного образования, так как сейчас наблюдается переориентация на возможность получения каждым учащимся доступного качественного образования, на эффективное личностное развитие каждого обучающегося с опорой на его психологические качества, на организацию безопасной среды, которая отождествляется с социальным благополучием общества в целом.

Прежде чем рассмотреть понятие комфортной образовательной среды, проанализируем определение термина «образовательная среда». В последние годы все больше ученых проявляет интерес к понятию «образовательная среда» С.М. Вишнякова, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, Б.П. Черник, В.А. Ясвин и др.

Согласно С.М. Вишняковой, под образовательной средой следует понимать совокупность социальных, культурных и иных условий организации образовательной деятельности, комплекс образовательных услуг, который доступен всем членам конкретной территориальной общности [3].

В соответствии со словами С.В. Тарасова, образовательная среда является подсистемой социальной среды, совокупностью факторов, ситуаций, и обстоятельств, обеспечивающих целостность специально организованных условий, направленных на личностное развитие индивида [8].

Несмотря на некоторые различия в трактовании исследователями данного понятия, можно сказать, что образовательная среда представляет собой совокупность факторов, которые влияют на формирование личности в процессе образования.

Согласно исследованию Б.А. Еремеева, комфортной является среда, в которой «возможна реализация осознанного, рефлексивного и действенного отношения со стороны индивида к условиям жизни, способным обеспечить ему состояние душевного равновесия и развития» [4].

Е.А. Алисова уточняет, что формирование комфортного состояния обеспечивается за счет взаимосвязи следующих факторов: благоприятная эмоциональная атмосфера, физическое состояние, высокий уровень самоуважения обучающегося и характер взаимоотношений со сверстниками и преподавателями. Комфортная образовательная среда является условием сохранения обучающихся и педагогов от стресса и предоставляет возможность для всестороннего их личностного и духовного развития, гармоничного и комфортного взаимодействия [1].

Условия теплых диалогических отношений между педагогом и обучающимися, ожидание высоких результатов со стороны обучающихся без необъективных требований, поддержка педагогом в кризисные возрастные периоды, высокая степень вовлеченности в образовательную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, желание общаться с одноклассниками, позитивные эмоции при необходимости посещать учебное заведение, уважительное отношение, возможность обратиться за советом и помощью к педагогу являются важными характеристиками комфортности образовательной среды учебного заведения, которые гарантируют и поддерживают психологическую безопасность обучающихся.

В качестве основных характеристик комфортной образовательной среды выделяют следующие:

- отсутствие проявлений психологического давления в процессе выстраивания взаимоотношений между участниками образовательного процесса;

- обеспечение удовлетворенности потребностей обучающихся и педагогов в сфере личностно-доверительного общения;

- обеспечение соблюдения условий психологически комфортной атмосферы между всеми участниками коллектива;

- стимулирование каждого участника образовательного процесса к организации поддержания комфортной образовательной среды;

- организация условий, которые позволяют сохранить и укрепить психологическое здоровье всех участников образовательного процесса на территории школы;

- проведение профилактики угроз, способных затруднять продуктивное устойчивое развитие личности;

- осуществление работы по обеспечению развивающего характера образовательного процесса.

Создание комфортной образовательной среды позволяет обеспечить благоприятное эмоциональное здоровье обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению показателей качества образования. Благодаря созданию комфортной образовательной среды повышается результативность подготовки полноценной гармоничной личности. Следует акцентировать внимание на том, что формирование комфортной образовательной среды является обязательным требованием федеральных государственных стандартов в сферах обеспечения комфорта, охраны здоровья и безопасности всех субъектов образовательного процесса.

ФГОС начального общего образования подразумевает, что на базе общеобразовательной школы должна создаваться комфортная безопасная среда, характеризующаяся наличием условий, которые позволяют оптимизировать процесс социализации, воспитания и развития личности детей, а также позволяют обеспечить возможности для осуществления эффективного процесса социализации и адаптации детей.

Вместе с тем сфера образования изначально очень противоречива. В процессе посещения учебного заведения младший школьник сталкивается с множеством новых для него ситуаций, включающих не только учебные обстоятельства, но и взаимодействие с большим количеством незнакомых людей. Испытывая состояние тревожности в незнакомой обстановке между участниками образовательного процесса, происходят конфликтные ситуации. В этой связи возникает особая необходимость психологического урегулирования и поддержки обучающихся со стороны педагога, восстановление доброжелательной атмосферы между участниками конфликта и обеспечение комфортной среды в классе.

Глубокий и всесторонний анализ различных аспектов теории и практики образовательной среды содержится в работах И.В. Непрокиной, О.П. Болотниковой и А.А. Ошкина. Отметим, что в исследованиях данных авторов рассматривается большое количестве рисков и опасностей разной направленности при создании комфортной среды. В данном труде находит отражение множество из уже перечисленных ранее тезисов. В вопросах безопасности образовательной среды выделены основные общие принципы [7]:

- доброжелательное и уважительное отношение к личности;

- формирование отношений на уровне субъект-субъект;

- акцент на диалогизацию отношений;

- взаимоподдержки и сотрудничества.

Исследователи обращают внимание на то, что педагог должен овладеть новыми практиками образования, в частности направленными на выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с обучающимися. Утверждается, что если педагог понимает, что во взаимодействии с учениками необходимо проведение качественных перемен, то его способность организовать комфортную образовательную среду для всех категорий обучающихся гораздо выше.

Обобщая результаты изученных исследований, можно выделить критерии обеспечения комфортной образовательной среды:

- методология и эффективная её реализация в решении стрессовых ситуаций;

- непрерывная работа по повышению психолого-педагогической компетенции всех участников процесса обучения, создание навыков по организации самопомощи в негативных ситуациях;

- внимательность к потребностям и нуждам обучающегося и своевременная реакция на них;

- взаимная деятельность всех субъектов среды по поддержанию психологической безопасности;

- предотвращение деструктивных и негативных ситуаций, возникающих во время учебного дня.

Умение говорить правильно и выразительно, способность жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения и составляют основу педагогической техники учителя. Отсутствие или наличие этих умений проявляется в коммуникативном поведении педагога при взаимодействии с детьми и их родителями.

Бадулина О.И. отмечает, что коммуникативное поведение - является важным фактором обеспечения эмоционального благополучия ребенка [2].

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что некоторые исследователи, уточняя понятие коммуникативного поведения используют термин речевое поведение.

Казарцева О.М. рассматривает речевое поведение как «обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств [5].

Макарова Д.В. уточняет, что речевое поведение учителя как категория педагогической науки — неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленный на гармоничное воспитание, обучение и, развитие ребенка, исключающее любую форму неуважения по отношению к подрастающему человеку [6].

Речевое поведение является неотъемлемой частью человеческого поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений, являющееся индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации и эмоционального состояния человека, его моральном и психологическом складе, что в совокупности и составляет образ личности.

В коммуникативно-ориентированной речи педагога выделены функции речевого поведения.

Самопрезентационная функция предполагает способность произвести благоприятное впечатление на обучающихся. Особая тональность, грамматический и интонационный строй речи, жесты мимика, от приветствия до прощания, открывают обучающимся личностную сущность педагога.

Мотивационная функция предполагает, что характер речевого поведения учителя должен иметь мотивационную направленность, функцию побуждения к обучению. Педагог должен создавать на уроке благоприятный нравственно-эмоциональный климат, вызывать интерес к совместной учебной деятельности вовлекая в него каждого обучающегося.

Психотерапевтическая функция характеризуется общей гуманистической направленностью. В речевом поведении педагога предпочтительна тактика акцентирования внимания на достоинствах обучающегося. При такой оценке учебной, внеучебной деятельности и поведения формируется позитивная самооценка. Личностный уровень общения педагога с обучающимися способствует возникновению чувства защищенности, побуждает к личностному самораскрытию и самоутверждению.

Профессия педагога всегда предполагала навык быстро и гибко подходить к разным видам деятельности и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Учитель, преподаватель колледжа или вуза сталкиваются с постоянной необходимостью менять роли и стиль поведения: становиться то научным руководителем, то воспитателем, то консультантом-психологом. От педагога ждут активности, проявления креативности, готовности к действию, способности меняться и приспосабливаться к новым условиям.

Смена вида деятельности и ролей влечет за собой перемену в коммуникативном поведении. На наш взгляд способность педагога быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и выбирать соответствующий стиль коммуникативного поведения, является одним из показателей его профессиональной мобильности.

Коммуникативное поведение педагога в идеале лучше всего выражают следующие словесные формулы, заключающие в себе их речевую роль и речевую цель:

- знать, что, кому и зачем вы говорите;

- понимать, кто, что и зачем говорит вам.

В эффективной коммуникации педагога с учеником важно учитывать ее основные компоненты: коммуникатора, его коммуникативную компетентность, кодирование, канал коммуникации, сообщение, адресата, получателя, декодирование, ответную реакцию, обратную связь, фильтры и барьеры, или помехи коммуникации.

Речь достигает цели лишь тогда, когда слушатель (ученик) доверяет оратору (педагогу). Исследователи приходят к выводу о том, что доверие к педагогу достигается благодаря наличию у него проксемических (сближающих) качеств: обаяния, артистизма, уверенности, дружелюбия, искренности, объективности, заинтересованности предметом речи. Эффективную коммуникацию с учащимися, как правило, выстраивает педагог - эффективный коммуникатор, четко осознавший свою речевую роль и речевую цель, т. е. идеальный педагог.

Учеными проведено множество исследований коммуникативного поведения педагогов, в результате которых выяснено, что в иерархии качеств личности учителя, качества речи (к примеру, ясность, понятность, точность, выразительность, образность) занимают одно из последних мест, что выражается в том, что многие педагоги в начале своей профессиональной деятельности имеют очень низкий уровень коммуникативных умений. В частности, часто педагоги не владеют умением убеждать, многие не могут подавать учебный материал интересно для детей, не все способны обучать, используя режимы диалога. Данные показатели указывают на то, что основная проблема заключается в недостаточно эффективном коммуникативном поведении педагогов.

Коммуникативная составляющая педагогической деятельности представляет собой внешнее выражение и конкретизацию стиля педагогического общения, являющегося внутренней и субъективной особенностью реализации профессиональной деятельности педагога.

Навыки управления коммуникативным поведением имеют тесную связь с мыслительной деятельностью педагога, потому что любые перемены речевого поведения являются результатом осуществления быстрой мыслительной

деятельности и своевременной психологической перестройки учителя. Считается, что несформированность коммуникативного поведения у учителей в большинстве случаев обусловлена тем, что они психологически не готовы к тому, чтобы быстро перестраивать свою речь и коммуникативное поведение. Чаще всего отсутствие такой готовности обусловлено тем, что профессиональное сообщество, в которое молодой специалист попадает в начале своей карьеры, не во всех случаях заинтересовано в том, чтобы содействовать педагогу в личностно-профессиональном развитии, в том числе не оказывается никакой поддержки по развитию умений коммуникативного поведения.

Выводы. Таким образом, в результате проведения теоретического анализа литературы в рамках нашего исследования под коммуникативным поведением педагога понимаем организацию речи и речевого поведения педагога, позволяющих создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу общения учителя и учеников, и поддерживать благоприятный характер отношений между всеми участниками образовательного процесса. Традиционно роль педагога в образовательном процессе является ролью лидера и примера для подражания. Высокий уровень коммуникативного поведения педагога, обучающиеся усваивают как образец на сознательном и бессознательном уровне, и воспроизводят в своей жизни.

Литература:

1. Алисов, Е.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Алисова. - М.:МГПУ, 2014. - 179 с.

2. Бадулина, О.И. Речевое поведение педагога как фактор эмоционального благополучия детей в образовательном процессе / О.И.Бадулина // Начальная школа. - 2021. - №8. - С. 44-48

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦСПО, 1999. - 538 с.

4. Еремеев, Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека / Б.А. Еремеев // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума. - СПб.: ООО «Книжный Дом». - 2006. - С. 101-103

5. Казарцева, О.М. Особенности стратегий и тактик речевого воздействия в современном образовательном дискурсе / О.М. Казарцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №2-2 (80). - С. 317-319

6. Макарова, Д.В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: диссертация ... док.пед. наук: 13.00.02 /Макарова Дина Владимировна. - Москва, 2009. - 370 с.

7. Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг: учеб. пособие / И.В. Непрокина. - Тольятти: ТГУ,2012. - 91 с.

8. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 139 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Ахтамова Светлана Станиславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В статье исследуются средства повышения познавательного интереса на уроках информатики. Показано, что онлайн-платформы могут занять в этом вопросе большое место. Проделан анализ платформ по следующим критериям: русскоязычность; бесплатность; дружественность интерфейса; возможность использования с интерактивной доской; форма работы учащихся (индивидуальная/групповая). Исследование ведется через рассмотрение игровых технологий, как современного средства повышения познавательного интереса. В работе анализируется возможность создания педагогами собственного образовательного продукта на основе онлайн-платформы. Главное внимание уделено широко распространенным платформам: Learnis.ru, Kahoot, TinyTap. В основной части статьи широко изучено определение познавательный интерес в работах разных авторов. Используя фундаментальные исследования, автор утверждает, что познавательный интерес проявляется в форме желания глубоко изучать предмет. Особое внимание уделяется специфике предмета информатика, отличительным особенностям формирования и проявления познавательного интереса на его уроках. В работе нашли отражение вопросы организации игровой деятельности на уроках информатики в различных формах. На основе анализа показано отличие образовательной игры от геймификации.

Ключевые слова: урок информатики, образовательный продукт, познавательный интерес, игровые технологии, онлайн-платформа.

Annotation. The article examines the means of increasing cognitive interest in computer science lessons. It is shown that online platforms can take a big place in this issue. The analysis of the platforms was carried out according to the following criteria: Russian-speaking; free of charge; user-friendliness of the interface; the possibility of using an interactive whiteboard; the form of work of students (individual / group). The research is conducted through the consideration of gaming technologies as a modern means of increasing cognitive interest. The paper analyzes the possibility of teachers creating their own educational product based on an online platform. The main attention is paid to widespread platforms: Learnis.ru , Kahoot, TinyTap. In the main part of the article, the definition of cognitive interest in the works of various authors is widely studied. Using fundamental research, the author argues that cognitive interest manifests itself in the form of a desire to study the subject in depth. Special attention is paid to the specifics of the subject of computer science. Based on the analysis, the difference between educational games and gamification is shown.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: computer science lesson, educational product, cognitive interest, gaming technologies, online platform.

Введение. На сегодняшний день актуальность теоретических работ и практических исследований в области развития познавательного интереса (ПИ) на уроках информатики в сегодняшний день не порождает сомнений. Он выступает фактором успешности и формирования системы знаний, постижения учебных умений, так как благодаря ему, учащиеся проявляют особое желание и влечение к обучению школьным предметам даже во внеурочное время.

Акцент на развитие ПИ позволяет сформировать компетенции, указанные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования за счет сильного вовлечения в процесс познания, активизацию заинтересованности и творческой активности личности, имеющей потребность к самостоятельному получению знаний, самообразованию. Так формируются не только предметные компетенции, но и личностные [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.