Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ВТОРЫМ ИНОСТРАННЫМ языком'

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ВТОРЫМ ИНОСТРАННЫМ языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные образовательные технологии / коммуникативно-когнитивный подход / иностранный язык / коммуникативная направленность / познавательная деятельность / педагогика. / modem educational technologies / communicative and cognitive approach / foreign language / communicative orientation / cognitive activity / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопарева Татьяна Анатольевна, Виноградова Елизавета Александровна

В настоящее активное использование когнитивного и коммуникативного методических подходов в образовательном процессе является актуальным в изучении иностранных языков. Данные подходы являются весьма важными и отражают единство одинаково значимых функций, свойственных человеческому языку. Поэтому изучение роли коммуникативнокогнитивного подхода в овладении вторым иностранным языком является актуальной тематикой исследований. Обучение второму иностранному языку характеризуется большей интенсивностью, активностью и самостоятельностью познавательной деятельности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, можно повысить эффективность использования приобретенных знаний за счёт автоматизации процесса получения навыков и приобретенного опыта, полученного при освоении первого иностранного языка. При обучении второму иностранному языку также важно понимать, что коммуникативнокогнитивный подход является важной базой. Временная ограниченность уроков требует интенсификации и рационализации обучения. Эти факторы заложены в самом процессе овладения вторым иностранным языком и могут быть реализованы в рамках когнитивно-коммуникативного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопарева Татьяна Анатольевна, Виноградова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the active use of cognitive and communicative methodological approaches in the educational process is relevant in the study of foreign languages. These approaches are very important and reflect the unity of equally significant functions inherent in human language. Therefore, the study of the role of the communicative-cognitive approach in mastering a second foreign language is an urgent research topic. Teaching a second foreign language is characterized by greater intensity, activity and independence of cognitive activity of students. By combining communicative and cognitive approaches in the methodology of teaching a foreign language, it is possible to increase the effectiveness of the use of acquired knowledge by automating the process of acquiring skills and the acquired experience gained when mastering the first foreign language. When teaching a second foreign language, it is also important to understand that the communicative and cognitive approach is an important base. The time limitation of lessons requires the intensification and rationalization of learning. These factors are inherent in the very process of mastering a second foreign language and can be implemented within the framework of a cognitive-communicative approach.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ВТОРЫМ ИНОСТРАННЫМ языком»

5. Breen, M.P. Authenticity in the Classroom / M.P. Breen // Applied Linguistics. - 1985. - №6/1. -P. 60-70

6. Little, D.G. Authentic Materials and the Role of Fixed Support in Language Teaching / D.G. Little, D.M. Singleton // Towards a Manual for Language Learners. - Dublin. Trinity centre for Language and Communication Studies. - 1988.

УДК 372.881.1

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В ОВЛАДЕНИИ ВТОРЫМ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

кандидат педагогических наук, доцентЛопарееа ТатъянаАнатолъеена Вятский государстеенныйуниеерситет (г. Киров);

бакалавр Виноградова Елизавета Александровна Вятскийгосударственныйуниверситет» (г. Киров)

Постановка проблемы. Для развития иноязычной компетенции и способности ученика эффективно участвовать в межкультурном общении в образовательных учреждениях проводят уроки иностранного языка [10; 11]. В их изучении важную роль играют прагматические знания и навыки. Немаловажное значение имеет и развитие личности в целом [2].

Когнитивный и коммуникативный подходы в современный период уже успешно внедрены в процесс обучения. Занятие, с использованием приемов коммуникативного подхода, подразумевает под собой формирование системы определенных знаний, умений и навыков [1; 13].

Когнитивный подход в процессе обучения иностранному языку позволяет правильно структурировать теоретические и практические знания, увеличивать потенциал познавательных возможностей учащихся, упорядочивать способы структуризации знаний. Особенность когнитивного подхода заключается в использовании уже полученных при овладении обучающимся родным языком когнитивных навыках. Эта особенность позволяет легче усваивать новый язык.

В интеграции коммуникативного и когнитивного подхода в образовательной сфере ведущую роль играет коммуникативный подход [7]. Синтез двух исследуемых в методике преподавания иностранного языка позволяет увеличить эффективность использования полученных ранее знаний.

Два аспекта обучения иностранному языку - получения знаний о языке и получение знаний непосредственно от самого языка в настоящее время равнозначны по важности и актуальности и служат надежной базой для формирования реальной коммуникации. Исследуемые подходы к обучению иностранному языку взаимосвязаны и едины, отражают целостность важных функций, свойственных человеческому языку. При изучении второго иностранного языка также имеются определенные особенности в методике. В обучении иностранному языку понятие когнитивно-коммуникативного подхода следует рассматривать в большей степени как комбинация когнитивной направленности и некоторых аспектов коммуникативной [17]. Поэтому изучение роли коммуникативно-когнитивного подхода в овладении вторым иностранным языком является актуальной тематикой исследований.

Изложение основного материала исследования. Цель настоящей работы состояла в анализе понятия коммуникативно-когнитивного подхода и определении его роли в овладении вторым иностранным языком.

Согласно определениям, приведенным в литературных источниках, сущность коммуникативного подхода заключается в моделировании социальной среды и обстановки, которая объединяет коммуникации между участниками разговорного процесса, психологические установки и навыки [16]. Особенности когнитивного и коммуникативно-когнитивного подходов в методике преподавания иностранного языка рассматривали многие известные языковеды и лингвисты, среди них Н.В. Баграмова, В.И. Байденко, В.А. Болотова, С.Ф. Шатилова, A.B. Щепилова, Н. Хомского, К.А. Виноградова, И.В. Баценко. Некоторые стороны методической стороны исследуемого подхода освещены в работах Е.М. Верещагина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева и др. [4].

Рассматривая процесс формирования знания о языке, можно провести параллель с образованием понятий. По мнению выдающихся русских языковедов Л.С. Выготского, A.M. Шахнаровича и П.Я. Гальперина, понятие «лингвистический элемент» языка заключено в последовательном ряде ментальных действий: видение нового, припоминание знаний в данной проблемной области,

установка неадекватности имеющегося знания, выдвижение гипотезы, формирование первичного представления, его экспериментальная проверка и коррекция [3].

Обучение речевому общению учащихся стало главной предпосылкой появления нового методического подхода в изучении иностранных языков. Речевое обучение включает в себя совершенствование и развитие у учеников основ лексики и грамматики иностранной речи, их систематизацию. В целом, глобальной целью применения исследуемого методического подхода можно считать получение и дополнение знаний о научной картине мира «различных лингвокультурных общностей» [6, С. 262].

В исследуемом подходе освоении иностранных языков базируется на коммуникативном аспекте [12]. Основными функциями общения являются ценностно-ориентационная, регулятивная и познавательная [5].

Коммуникативный подход построен на 4 основных языковых умениях - аудировании, говорении, чтении и письме [18]. Обучение иностранному языку имеет ряд особенностей. Быстрое освоение и адаптация к речи в стране носителя языка практически невозможны при использовании на занятиях по изучении иностранного языка только аудирования и теоретических основ лингвистического материала [9, С. 122]. Важность освоения и развития коммуникативных навыков одинаково значима в обучении как первому, так и последующим иностранным языкам. Говоря о различиях в обучении, стоит отметить, что изучение нескольких иностранных языков нуждается в гораздо более тяжелой умственной нагрузке и самостоятельности учеников.

Когнитивный аспект комплексного подхода основан на имеющихся у обучающегося знаний и умений. Получение знаний является конечной целью когнитивного подхода. Следовательно, когнитивность играет важную роль в обучении нескольким языкам. Обособление данного принципа обучения обусловлено сложностью рациональной организации познавательных действий обучающихся, которые соответствуют естественному языковому способу изучения языка [8; 15].

Согласно одному из принципов когнитивного подхода в обучении иностранным языкам, изучение нового языка - процесс новаторский. Рациональная и адекватная организация процесса образования -важный этап получения учеником новых языковых знаний, а, следовательно, и показатель готовности обучающегося к самостоятельному изучению [15].

Когнитивный образовательный подход в обучении позволяет улучшить навыки овладения иностранными языками. Можно привести аналогию между изучением первого основного иностранного языка и изучением искусственной системы: подобным образом происходит переход от нескольких языковых частей к общему. Данный способ изучения языков бывает весьма затруднителен в общении обучающихся [15].

При освоении второго иностранного языка обучающийся может использовать путь естественного познания, который подразумевает под собой последовательное понимание от общего целого к отдельным структурным элементам. Например, изучение грамматических основ первого иностранного языка - относительно небыстрый процесс, который неизменно сопряжен с неправильными образами и представлениями, ошибками, весьма обычными для человека, начинающего изучать новый язык. Основой базового знания о языке являются знания грамматики и грамматических средств. Грамматика является одной из категорий структурной организации языка, а понимание категории берется из практического опыта. В связи с тем, что обучающийся не имеет практического опыта владения языком, возникают сложности в познании. Изучение второго иностранного языка - процесс более быстрый в связи с тем, что у ученика есть базовые знания о роли, о средствах выражения грамматических категорий языка [14].

На занятиях учитель должен контролировать прохождение обучающимся последовательных стадий естественного процесса изучения: ученик в процессе изучения языка учится созерцать, строить и обосновывать гипотезы, на основании выдвинутых гипотез и анализе практического материала, приходить к логическим выводам о форме и структурных компонентах языкового явления, и, при необходимости, вносить в него изменения.

Непосредственная помощь руководителя на занятии иностранным языком состоит в способности развить у обучающегося всевозможные способности в познании лингвистических процессов, обучать учеников правильно использовать стратегии для решения учебной задачи, научить систематизировать, анализировать, обобщать и т.д. [14].

Использование когнитивного подхода позволяет грамотно использовать новые речевые навыки в общении. Для этого учащийся должен выработать их на практике изучения первого иностранного языка на хорошем уровне и научиться использовать автоматически - автоматизировать. Автоматические действия позволяют получать весьма быстрый доступ к полученной ранее

информации и правильно её использовать в речевой практике языка. Можно сказать, что когнитивная сторона исследуемого подхода вносит свои особенности и нюансы и в коммуникативную составляющую. Так, изучение второго иностранного языка в большей степени зависит от грамотного построения организации процесса обучения при усвоении материала, от применения полученных знаний на практике. Не менее важным остается момент и общего объема практических занятий, но он уже не играет первоочередную роль.

При освоении второго иностранного языка важно понимать, что коммуникативно-когнитивный подход в целом является в некоторой степени важной базой и достаточно эффективен. В связи с тем, что в школьной программе заложено относительно малое количество учебных часов, необходимо применять все возможные средства для оптимизации эффективности обучения.

Выводы. Итак, коммуникативно-когнитивный подход - это эффективный методический подход в изучении иностранных языков. Когнитивный аспект обучения состоит в построении системы знаний об языковых процессах изучаемого языка на базе установленных ранее закономерностей процесса познания. Коммуникативная сторона в исследуемом подходе заключается в моделировании социальной среды, которая подразумевает под собой общение друг с другом, освоение психологических навыков. Объединение когнитивного и коммуникативного аспектов обучения, лежащее в основе исследуемого образовательного подхода, позволяет повысить эффективность обучения второму иностранному языку, используя знания, полученные при освоении первого иностранного языка.

Аннотация. В настоящее активное использование когнитивного и коммуникативного методических подходов в образовательном процессе является актуальным в изучении иностранных языков. Данные подходы являются весьма важными и отражают единство одинаково значимых функций, свойственных человеческому языку. Поэтому изучение роли коммуникативно-когнитивного подхода в овладении вторым иностранным языком является актуальной тематикой исследований. Обучение второму иностранному языку характеризуется большей интенсивностью, активностью и самостоятельностью познавательной деятельности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, можно повысить эффективность использования приобретенных знаний за счёт автоматизации процесса получения навыков и приобретенного опыта, полученного при освоении первого иностранного языка. При обучении второму иностранному языку также важно понимать, что коммуникативно-когнитивный подход является важной базой. Временная ограниченность уроков требует интенсификации и рационализации обучения. Эти факторы заложены в самом процессе овладения вторым иностранным языком и могут быть реализованы в рамках когнитивно-коммуникативного подхода.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, коммуникативно-когнитивный подход, иностранный язык, коммуникативная направленность, познавательная деятельность, педагогика.

Annotation. Currently, the active use of cognitive and communicative methodological approaches in the educational process is relevant in the study of foreign languages. These approaches are very important and reflect the unity of equally significant functions inherent in human language. Therefore, the study of the role of the communicative-cognitive approach in mastering a second foreign language is an urgent research topic. Teaching a second foreign language is characterized by greater intensity, activity and independence of cognitive activity of students. By combining communicative and cognitive approaches in the methodology of teaching a foreign language, it is possible to increase the effectiveness of the use of acquired knowledge by automating the process of acquiring skills and the acquired experience gained when mastering the first foreign language. When teaching a second foreign language, it is also important to understand that the communicative and cognitive approach is an important base. The time limitation of lessons requires the intensification and rationalization of learning. These factors are inherent in the very process of mastering a second foreign language and can be implemented within the framework of a cognitive-communicative approach.

Key words: modern educational technologies, communicative and cognitive approach, foreign language, communicative orientation, cognitive activity, pedagogy.

Литература:

1. Барабанщиков, B.A. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов / В.А. Барабанщиков // Сайт НОУ ВПО «Институт психоанализа». - 2023. - URL: https:// inpsycho.ru/info/resursy/biblioteka/stati-prepodavatelej (дата обращения 03.03.2023).

2. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 156-163

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005,- 1136 с.

4. Гальскова, Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.

5. Гончарова, Н.Л. К вопросу об иноязычных компетенциях / Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ / Н.Л. Гончарова. - Серия: Гуманитарные науки, 2006. - № З.-С. 74-77

6. Григоренко, С.Е. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку / С.Е. Григоренко, И.В. Сагалаева // Педагогическое образование в России. -2014. - №8. - С. 261-265

7. Майборода, С.В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков / С.В. Майборода // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1. -С. 66-68

8. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.

9. Мильруд, Р.П. Альтернативное тестирование по иностранному языку: проблема, подходы, методика / Р.П. Мильруд, А.В. Матиенко // Вестник ТГУ. - 2006. - №1,- С. 122-127

10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка/ Совет Европы. Департамент по языковой политике: Страсбург; Пер. с англ. К.М. Ирисхановой. - М.: МГЛУ, 2005.-247 с.

11. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный проект «Иностранный язык». -2017. - URL: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/Proekt_nauchnoobosnovannoj_koncepcii_ modernizacii_Inostrannyj_jazyk.pdf/ (дата обращения: 03.03.2023).

12. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.

13. Современные аспекты лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. - 180 с.

14. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

15. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.» / А.В. Щепилова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 245 с.

16. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. - М.: ACT. Астрель, Хранитель, 2007. - 746 с.

17. Юсупова, Т.С. Функционально-стилистические и прагматические характеристики англоязычного военного дискурса: автореферат дис. ... канд. фил. наук: 10.02.04 / Юсупова Татьяна Сергеевна. - Самара, 2010. - 18 с.

18. Savignon, S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd ed.) / S.J. Savignon. - USA: McGraw-Hill, 1997. - 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.