DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-17-21
КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОЕ
ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аладышкина JI.B.
ORCID: 0000-0003-0349-6921,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема организации коммуникативно-интерактивного обучения речевому общению на занятиях РКИ. Описывается процесс обучения внутри системы «реальный мир —учебник —учебный процесс». Автор приводит примеры учебных заданий из экспериментального учебного пособия.
Ключевые слова: интерактивное и коммуникативное обучение; обучение речевому общению; учебное пособие нового типа.
COMMUNICATIVE AND INTERACTIVE LEARNING IN LESSSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Aladyshkina L. V.
ORCID: 0000-0003-0349-6921, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation
The report considers the problem of interactive and communicative learning of speech communication in lessons of Russian as a foreign language. The process of learning in system "real life — textbook — educational process " is described. The author gives some examples from the experimental training aids.
Keywords: interactive and communicative learning; learning of speech communication; new model of training aids.
На данном этапе развития методики РКИ весьма актуальна проблема разработки современной дидактической модели обучения речевому общению иностранных учащихся, обеспечивающей деятельностный и коммуникативный характер образовательного процесса. Некоторые исследователи отождествляют интерактивный подход к обучению с коммуникативным подходом и ставят в центр внимания коммуникативные функции языка. Другие же (Н.В. Баграмова, Р.М. Теремова), характеризуя интерактивное обучение, делают акцент на самой учебной ситуации в аудитории, в которой учащийся получает информацию не в виде готовой системы, а в процессе собственной активности. Технологии интерактивного обучения РКИ следует рассматривать по отношению ко всем компонентам процесса обучения: учащимся, преподавателю и учебнику [2, с. 154]. Как отмечает Р.М. Теремова, современный учебник по РКИ целесообразно рассматривать в рамках триады «реальный мир-учебник-учебный процесс». Учебник при этом является сценарием всего учебного процесса [3, с. 98], и позволяет организовать его в коммуникативно-интерактивном режиме, помогая добиться эффективного овладения русским языком как иностранным. Именно в учебнике получают отражение содержание, структура учебного материала, методы, приёмы обучения.
Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранных учащихся речевому общению на русском языке, а его целью - разработка научно-обоснованной и экспериментально-проверенной методической модели коммуникативно-интерактивного обучения иностранных учащихся речевому общению на русском языке на материале темы «Характер». Материалы, разработанные в процессе организации методической модели, могут быть использованы при подготовке и проведении занятий с иностранными учащимися, а также при создании программ, учебников и учебных пособий по разговорной практике и лингвокулыурологии. Исследование проводилось в рамках НИР кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена «Интерактивные технологии обучения русскому языку как иностранному в русле диалога культур: содержание и стратегии учебно-познавательной деятельности».
Анализ учебных пособий по РКИ позволяет сделать вывод о том, что тема «Характер человека», предусмотренная требованиями государственного стандарта по русскому языку, во многих из них представлена. Тем не менее, подачи материала в русле наиболее перспективного сегодня в теории и методике обучения иностранным языкам направления - интерактивно-коммуникативного - в современных пособиях на сегодняшний день недостаточно. Кроме того, хотя главной задачей обучения остается обучение диалогическому и монологическому общению, возникают новые задачи, прежде всего формирование вторичной языковой личности. Частичное выполнение этой задачи в процессе обучения теме «Характер», включающей в себя подтему «Национальный характер», представляется вполне возможным при условии следования современным концепциям, изменения содержательного наполнения учебного процесса и его методической организации.
В основе новой методической модели, составляющей учебник нового поколения как сценарий «нового учебного процесса», лежит принцип интерактивности. Он заключается, прежде всего, во взаимодействии автора учебника (адресанта) и иностранных учащихся (адресатов) и реализуется в прямом и опосредованном воздействии автора на обучаемых и косвенном воздействии обучаемых на автора, проявляющемся в учете автором некоторых национально-культурных особенностях обучаемых. Прямое обращение к обучаемым может реализовываться через преамбулы к разделам пособия, формулировки заданий, организующие активное взаимодействие коммуникантов и др. Например: Давайте поиграем! Проведите ток-шоу на тему «Помогает ли шкала умным и гениальным? »Распределите роли: ведущий, педагог-психолог, родители, бизнесмен, который бросил школу из-за бизнеса, известный актер, студент, профессор. Используйте речевые обороты со с. 12.
Опосредованное воздействие автора на обучаемых осуществляется через межперсонажную коммуникацию героев учебника, поскольку обучающиеся в процессе работы вольно или невольно идентифицируют себя с ними.
А теперь прочитайте, что наши студенты сами говорят о себе. Скажите, совпадает ли их мнение о себе с мнением друзей и вашим мнением?
Мария - Ну, Саори — абсолютно точно сангвиник. Она милая, добрая, вежливая, оптимистичная, достаточно активная.
Саори - Спасибо тебе за хорошие слова! Но... ты знаешь, я иногда могу целый день сидеть дома, смотреть фильмы и плакать. Наверное, я всё-таки меланхолик. А сангвиник — это ты.
Адриан - Ну уж нет! Когда Мария сердится, она самый настоящий холерик. Очень вспыльчивая. Еще холеричнее меня!
Дэвид - По-моему, холеричнее тебя не бывает!
Леон - Да какая разница кто есть кто? Главное, чтобы конфликтов не был... Почему вы улыбаетесь ? Да, я знаю, я флегматик.
Дэвид- А я вот что подумал... В любом человеке «живут» как минимум два темперамента. Яне прав? Докажите!
Согласны ли вы с Дэвидом? Расскажите, люди каких темпераментов «живут» в вас.
Важной составляющей принципа интерактивности представляется взаимосвязь всех заданий учебника, когда каждое следующее задание должно стоять не обособленно, а дополнять предыдущее, обращать к пройденному материалу.
Помните, в предыдущем задании мы говорили о том, как иногда называют студентов преподаватели? А сейчас прочитайте несколько новых характеристик интеллектуальных способностей человека.
Умный = толковый = умеющий самостоятельно разобраться в чем-либо,
Смышленый = догадливый,
Мудрый = обладающий мудростью,
Понятливый = быстро понимающий.
Найдите в словаре те слова, которые вы не знаете, объясните их значение. А теперь расставьте эти характеристики в порядке убывания (от наиболее умного - к наименее умному). Сравните свой список со списком друзей.
Представляется, что интерактивно-коммуникативный потенциал разрабатываемых учебных пособий позволит обеспечить интерактивно-коммуникативный режим учебного процесса, формируя способность обучаемых к оптимальному общению на русском языке на необходимую тему.
Список литературы
1. Баграмова H.B. Лингводидактические основы обучения второму иностранному языку: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГТТУ им. А.И. Герцена, 2005.221 с.
2. Теремова Р М. Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: опыт и перспективы: матер, междунар. интернет-конф. 14—16 окт. 2008 г. Уфа, 2008. С. 153-156.
3. Теремова Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе // Мир русского слова. 2013. №2. С. 96-100.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-21-30
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР
Алексеева В.В.
ОЯСГО 0000-0002-3958-6227, ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация
В статье рассмотрены теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования сферы дошкольного образования Башкирской АССР. Проведен историографический анализ исследуемой проблемы. В историографии выделены три этапа: дореволюционный, советский и современный этапы изучения вопросов истории дошкольной педагогики в стране и в Уральском регионе. Дан обзор методологических подходов. Рассмотрены вопросы терминологии. В частности, проанализированы такие