Научная статья на тему 'Коммуникативно-интерактивное обучение на занятиях по русскому языку как иностранному'

Коммуникативно-интерактивное обучение на занятиях по русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НОВОГО ТИПА / INTERACTIVE AND COMMUNICATIVE LEARNING / LEARNING OF SPEECH COMMUNICATION / NEW MODEL OF TRAINING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аладышкина Л. В.

В статье рассматривается проблема организации коммуникативно-интерактивного обучения речевому общению на занятиях РКИ. Описывается процесс обучения внутри системы «реальный мир учебник учебный процесс». Автор приводит примеры учебных заданий из экспериментального учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аладышкина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE AND INTERACTIVE LEARNING IN LESSSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The report considers the problem of interactive and communicative learning of speech communication in lessons of Russian as a foreign language. The process of learning in system “real life textbook educational process” is described. The author gives some examples from the experimental training aids.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-интерактивное обучение на занятиях по русскому языку как иностранному»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-17-21

КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОЕ

ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Аладышкина JI.B.

ORCID: 0000-0003-0349-6921,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье рассматривается проблема организации коммуникативно-интерактивного обучения речевому общению на занятиях РКИ. Описывается процесс обучения внутри системы «реальный мир —учебник —учебный процесс». Автор приводит примеры учебных заданий из экспериментального учебного пособия.

Ключевые слова: интерактивное и коммуникативное обучение; обучение речевому общению; учебное пособие нового типа.

COMMUNICATIVE AND INTERACTIVE LEARNING IN LESSSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Aladyshkina L. V.

ORCID: 0000-0003-0349-6921, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

The report considers the problem of interactive and communicative learning of speech communication in lessons of Russian as a foreign language. The process of learning in system "real life — textbook — educational process " is described. The author gives some examples from the experimental training aids.

Keywords: interactive and communicative learning; learning of speech communication; new model of training aids.

На данном этапе развития методики РКИ весьма актуальна проблема разработки современной дидактической модели обучения речевому общению иностранных учащихся, обеспечивающей деятельностный и коммуникативный характер образовательного процесса. Некоторые исследователи отождествляют интерактивный подход к обучению с коммуникативным подходом и ставят в центр внимания коммуникативные функции языка. Другие же (Н.В. Баграмова, Р.М. Теремова), характеризуя интерактивное обучение, делают акцент на самой учебной ситуации в аудитории, в которой учащийся получает информацию не в виде готовой системы, а в процессе собственной активности. Технологии интерактивного обучения РКИ следует рассматривать по отношению ко всем компонентам процесса обучения: учащимся, преподавателю и учебнику [2, с. 154]. Как отмечает Р.М. Теремова, современный учебник по РКИ целесообразно рассматривать в рамках триады «реальный мир-учебник-учебный процесс». Учебник при этом является сценарием всего учебного процесса [3, с. 98], и позволяет организовать его в коммуникативно-интерактивном режиме, помогая добиться эффективного овладения русским языком как иностранным. Именно в учебнике получают отражение содержание, структура учебного материала, методы, приёмы обучения.

Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранных учащихся речевому общению на русском языке, а его целью - разработка научно-обоснованной и экспериментально-проверенной методической модели коммуникативно-интерактивного обучения иностранных учащихся речевому общению на русском языке на материале темы «Характер». Материалы, разработанные в процессе организации методической модели, могут быть использованы при подготовке и проведении занятий с иностранными учащимися, а также при создании программ, учебников и учебных пособий по разговорной практике и лингвокулыурологии. Исследование проводилось в рамках НИР кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена «Интерактивные технологии обучения русскому языку как иностранному в русле диалога культур: содержание и стратегии учебно-познавательной деятельности».

Анализ учебных пособий по РКИ позволяет сделать вывод о том, что тема «Характер человека», предусмотренная требованиями государственного стандарта по русскому языку, во многих из них представлена. Тем не менее, подачи материала в русле наиболее перспективного сегодня в теории и методике обучения иностранным языкам направления - интерактивно-коммуникативного - в современных пособиях на сегодняшний день недостаточно. Кроме того, хотя главной задачей обучения остается обучение диалогическому и монологическому общению, возникают новые задачи, прежде всего формирование вторичной языковой личности. Частичное выполнение этой задачи в процессе обучения теме «Характер», включающей в себя подтему «Национальный характер», представляется вполне возможным при условии следования современным концепциям, изменения содержательного наполнения учебного процесса и его методической организации.

В основе новой методической модели, составляющей учебник нового поколения как сценарий «нового учебного процесса», лежит принцип интерактивности. Он заключается, прежде всего, во взаимодействии автора учебника (адресанта) и иностранных учащихся (адресатов) и реализуется в прямом и опосредованном воздействии автора на обучаемых и косвенном воздействии обучаемых на автора, проявляющемся в учете автором некоторых национально-культурных особенностях обучаемых. Прямое обращение к обучаемым может реализовываться через преамбулы к разделам пособия, формулировки заданий, организующие активное взаимодействие коммуникантов и др. Например: Давайте поиграем! Проведите ток-шоу на тему «Помогает ли шкала умным и гениальным? »Распределите роли: ведущий, педагог-психолог, родители, бизнесмен, который бросил школу из-за бизнеса, известный актер, студент, профессор. Используйте речевые обороты со с. 12.

Опосредованное воздействие автора на обучаемых осуществляется через межперсонажную коммуникацию героев учебника, поскольку обучающиеся в процессе работы вольно или невольно идентифицируют себя с ними.

А теперь прочитайте, что наши студенты сами говорят о себе. Скажите, совпадает ли их мнение о себе с мнением друзей и вашим мнением?

Мария - Ну, Саори — абсолютно точно сангвиник. Она милая, добрая, вежливая, оптимистичная, достаточно активная.

Саори - Спасибо тебе за хорошие слова! Но... ты знаешь, я иногда могу целый день сидеть дома, смотреть фильмы и плакать. Наверное, я всё-таки меланхолик. А сангвиник — это ты.

Адриан - Ну уж нет! Когда Мария сердится, она самый настоящий холерик. Очень вспыльчивая. Еще холеричнее меня!

Дэвид - По-моему, холеричнее тебя не бывает!

Леон - Да какая разница кто есть кто? Главное, чтобы конфликтов не был... Почему вы улыбаетесь ? Да, я знаю, я флегматик.

Дэвид- А я вот что подумал... В любом человеке «живут» как минимум два темперамента. Яне прав? Докажите!

Согласны ли вы с Дэвидом? Расскажите, люди каких темпераментов «живут» в вас.

Важной составляющей принципа интерактивности представляется взаимосвязь всех заданий учебника, когда каждое следующее задание должно стоять не обособленно, а дополнять предыдущее, обращать к пройденному материалу.

Помните, в предыдущем задании мы говорили о том, как иногда называют студентов преподаватели? А сейчас прочитайте несколько новых характеристик интеллектуальных способностей человека.

Умный = толковый = умеющий самостоятельно разобраться в чем-либо,

Смышленый = догадливый,

Мудрый = обладающий мудростью,

Понятливый = быстро понимающий.

Найдите в словаре те слова, которые вы не знаете, объясните их значение. А теперь расставьте эти характеристики в порядке убывания (от наиболее умного - к наименее умному). Сравните свой список со списком друзей.

Представляется, что интерактивно-коммуникативный потенциал разрабатываемых учебных пособий позволит обеспечить интерактивно-коммуникативный режим учебного процесса, формируя способность обучаемых к оптимальному общению на русском языке на необходимую тему.

Список литературы

1. Баграмова H.B. Лингводидактические основы обучения второму иностранному языку: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГТТУ им. А.И. Герцена, 2005.221 с.

2. Теремова Р М. Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: опыт и перспективы: матер, междунар. интернет-конф. 14—16 окт. 2008 г. Уфа, 2008. С. 153-156.

3. Теремова Р.М. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе // Мир русского слова. 2013. №2. С. 96-100.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-21-30

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР

Алексеева В.В.

ОЯСГО 0000-0002-3958-6227, ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация

В статье рассмотрены теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования сферы дошкольного образования Башкирской АССР. Проведен историографический анализ исследуемой проблемы. В историографии выделены три этапа: дореволюционный, советский и современный этапы изучения вопросов истории дошкольной педагогики в стране и в Уральском регионе. Дан обзор методологических подходов. Рассмотрены вопросы терминологии. В частности, проанализированы такие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.