Научная статья на тему 'Коммуникативная политика как фактор эффективной реструктуризации маркетинговой деятельности предприятия'

Коммуникативная политика как фактор эффективной реструктуризации маркетинговой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1060
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / УРОВНИ КОММУНИКАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Тозырачева Жанна Викторовна

В статье рассмотрена объективная необходимость изменения коммуникативной политики, как фактора реструктуризации системы управления маркетингом, и действенного средства управления конкурентоспособностью предприятия. Выделены уровни коммуникаций, которые необходимо учитывать при разработке коммуникативной политики. Определены основные проблемы, противодействующие успешной реструктуризации маркетинговой деятельности и осуществлению коммуникативной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Тозырачева Жанна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная политика как фактор эффективной реструктуризации маркетинговой деятельности предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 338.45

Мироседи Светлана Андреевна

канд. экон. наук, доцент E-mail: [email protected] Тозырачева Жанна Викторовна

студентка 5 курса E-mail: [email protected] Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета,

г. Волжский, РФ

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена объективная необходимость изменения коммуникативной политики, как фактора реструктуризации системы управления маркетингом, и действенного средства управления конкурентоспособностью предприятия. Выделены уровни коммуникаций, которые необходимо учитывать при разработке коммуникативной политики. Определены основные проблемы, противодействующие успешной реструктуризации маркетинговой деятельности и осуществлению коммуникативной политики.

Ключевые слова

Коммуникативная политика, реструктуризация, маркетинговые коммуникации, уровни коммуникаций,

управление, конкурентоспособность.

Развитие российской экономики на сегодняшний день характеризуется динамизмом и качественными изменениями во всех сферах деятельности. Существенное влияние на эти изменения оказал процесс реструктуризации, который в той или иной степени имеет место в социальных, политических и экономических институтах. В настоящее время для многих предприятий становятся актуальными проблемы преодоления кризиса, достижения конкурентоспособности и финансовой устойчивости, решение которых может осуществляться методами, отвечающими последним тенденциям развивающейся экономики.

С переходом к рыночным отношениям значительнее становится роль маркетинга как действенного средства управления конкурентоспособностью предприятия. Роль эта усиливается за счет того, что на рынке идет активное увеличение информационных потоков и развитие новых маркетинговых коммуникативных каналов, которые слабо контролируются и не достаточно используются в деятельности большей части российских предприятий. Это требует исследования инструментария, способствующего переводу маркетинговой деятельности на новый, более современный уровень, что определило цель работы -рассмотреть коммуникативную политику предприятия как фактор эффективной реструктуризации маркетинговой деятельности предприятия.

Реструктуризация маркетинговой деятельности должна быть направлена на увеличение доли маркетинга в общей структуре деятельности предприятия, как в количественном, так и в качественном отношении. Реструктуризация является средством реализации новых целей и представляет собой глубокие системные преобразования и перевод на новые принципы функционирования, позволяющие предприятию успешно развиваться в условиях постоянно меняющейся внешней среды [1, с. 20].

Инструментом, способствующим эффективной реструктуризации является грамотно построенная комплексная коммуникативная политика. Коммуникативная политика в системе маркетинга - это перспективный курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии управления комплексом коммуникативных средств, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Рыночный тип экономики делает необходимым учет непрерывно изменяющегося потребительского спроса и содержит некую стихийность. Несмотря на отсутствие теоретически оформленных методов проведения коммуникационной политики, предприятия прибегают к ним все чаще в контексте реструктуризации. Меняется спрос на продукт или услугу, и предприятие сталкивается с необходимостью изменения своей структуры или функций, дабы удержать свои позиции на рынке.

Роль коммуникативной политики в этом процессе заключается в том, что ее элементы являются неотъемлемой составляющей спектра методов реструктуризации. В частности, в группе структурных факторов выделяются системы с ориентацией на клиента, отражающие стремление к созданию подвижных бизнес-структур с изменением существующих организационных принципов, и внедрения в управление концепции так называемой «открытой архитектуры». Принцип «открытой архитектуры» сформировался в информатике и активно применяется в компьютерной индустрии, но может быть применен и для решения рассматриваемой проблемы. Суть данного принципа заключается в возможности модификации системы с помощью относительно автономных «блоков» на основе доступного алгоритма их инсталляции [3]. Использование данного принципа придаст гибкость конфигурирования элементов системы маркетинга, что в свою очередь позволит обеспечить высокий уровень адаптации к изменениям рыночной среды и устойчивую конкурентоспособность предприятия.

При таком подходе работники разделяются на команды, каждая из которых занимается удовлетворением определенной потребности группы клиентов, либо продвижением (созданием) конкретного вида продукции, либо созданием продукта, превосходящего конкурентные аналоги. Группы получают коммерческие сведения, позволяющие им выполнять несколько функций сразу и оперативно реагируют на изменения рынка. В таких организациях работники часто сами проявляют инициативу в работе, создают новые проекты, осуществляют поиск новых клиентов и систем сотрудничества с другими организациями и группами, помогающими в достижении поставленных целей.

Реструктуризация не всегда проходит успешно, ее проведение связано с существенным риском, поэтому следует глубоко проанализировать возможные исходы событий и сопоставить все «за» и «против». К проблемам реструктуризации, связанным с коммуникативной политикой, можно отнести следующие ситуации:

- система маркетинга ориентированна не на потребителя, а на производство, что мешает проведению результативной инновационной и, исходя из этого, инвестиционной политики;

- снижение платежеспособности населения, что трудно преодолевается даже при наличии качественной коммуникационной политики;

- отсутствие источников инвестиций, спонсоров, что создает проблему недостатка ресурсов для развития бизнеса;

- недостаток высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществить процесс реструктуризации и реализации коммуникативной политики.

При формировании коммуникативной политики предприятия необходимо учитывать возможности воздействия на внутреннюю и внешнюю среду для создания условий, способствующих успешной деятельности предприятия на интересующих его рынках. Это требует четкого взаимодействия двух уровней коммуникаций: общего, определяющего стратегическую цель и комплекс средств и способов коммуникации, и уровень внутрифирменных структур, обеспечивающих эффективность разработки и реализации коммуникативной политики [4].

Когда деятельность предприятия становится неэффективной, грамотно построенная коммуникативная политика может стать действенным методом выхода из убыточного состояния. Информация передается от источника к получателю, убеждая его отдать предпочтение именно этой марке, совершать покупку «здесь и сейчас», не раздумывая и не откладывая на потом. В сферу коммуникативной политики входят реклама, брендинг, оформление витрин, сайтов и групп в соцсетях, усовершенствование упаковки, промо- акции, пресс-релизы и другие мероприятия по привлечению потребителей. Все перечисленное объединяется понятием «управление продвижением» или «маркетинговые коммуникации».

Современная действительность быстро меняется, предприятия вынуждены под нее подстраиваться, чтобы не потерять прибыль и не прогореть, в этом помогает реструктуризация. Создание официальной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

концепции управления предприятием лишь начало разработки новой организационной культуры и закрепления новой концепции маркетинга, где все заточено под потребителя. Процесс освоения этой технологии долгий и трудоемкий, поэтому происходит переход к управлению, требующему постоянного совершенствования продукта, технологии, что позволяет идти в ногу со временем и его веяниями. Успех такой тактики возможен при высокой организационной культуре сотрудников, их удовлетворенности и желании работать, высокой степени отождествления себя с предприятием и целями его развития.

Осуществление коммуникативной политики кроме как программы манипулирования средствами продвижения товара/услуги, должна брать за основу проведение мероприятий по стимулированию активного сотрудничества бизнес- партнеров на всех коммуникативных уровнях.

Разработанная коммуникативная политика предприятия не должна быть статичной, ее необходимо постоянно адаптировать к изменяющимся условиям, учитывая информационную нагрузку потребителей, степень развитости систем внешнего и внутреннего взаимодействия предприятия с субъектами маркетинговой среды, и увеличение разнообразия средств и инструментов коммуникаций. Своевременное обновление коммуникативной политики является неотъемлемым условием и фактором стабильности и конкурентоспособности предприятия, его успеха на рынке. Список использованной литературы:

1. Мироседи С. А. Управление реструктуризацией промышленного предприятия: на примере предприятий трубной промышленности. дис. канд. экон. наук / Волгоград. - 2003. - 161 с.

2. Попкова Е. Г. Коммуникативная политика в системе маркетинга /[Электронный ресурс] URL: http:/http://www.tis2000.m/Budgeting/Maüing/poHtika.shtml (дата обращения 03.05.2016).

3. Халапсис А. В. Западная цивилизация и принцип «открытой архитектуры» // Граш. - 2008. - №2(58). - С. 59-63 [Электронный ресурс] URL: /http://halapsis.net/zapadnaya-tsivilizatsiya-i-printsip-otkrytoj-arhitektury (дата обращения 06.05.2016).

4. Акимова О. А., Кукаева Л. И., Майер Е. В, Волков И. А Коммуникативная политика в системе маркетинга // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - №7. - С. 76-83 [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/206-1013-1-PB.pdf (дата обращения 02.05.2016).

© Мироседи С. А., Тозырачева Ж. В., 2016

УДК 33

Мироседи Светлана Андреевна

канд. экон. наук, доцент E-mail: [email protected] Мироседи Татьяна Геннадьевна Ст. преподаватель E-mail: [email protected] Веремеева Юлия Станиславовна студентка 5 курса E-mail: u.ver@ mail.ru Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета,

г. Волжский, РФ

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия, дана их классификация и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.