Научная статья на тему 'Пути совершенствования технологий управления предприятием'

Пути совершенствования технологий управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3399
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Ковчуг Дарья Андреевна

В статье рассматриваются возможные пути совершенствования технологий управления предприятием, позволяющие перевести систему управления на новый уровень, соответствующий требованиям времени, и позволяющий успешно адаптироваться к изменениям среды. Дано понятие технологии управления предприятием, выделены основные факторы, влияющие на процесс формирования управленческой информации. Определены основные способы совершенствования технологий управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Ковчуг Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования технологий управления предприятием»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 658

Мироседи Светлана Андреевна

канд. экон. наук, доцент

Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский, РФ

E-mail: mirosedy-sa@mail.ru Ковчуг Дарья Андреевна

студентка 6 курса

Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский, РФ

E-mail: dash_kov@mail.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация

В статье рассматриваются возможные пути совершенствования технологий управления предприятием, позволяющие перевести систему управления на новый уровень, соответствующий требованиям времени, и позволяющий успешно адаптироваться к изменениям среды. Дано понятие технологии управления предприятием, выделены основные факторы, влияющие на процесс формирования управленческой информации. Определены основные способы совершенствования технологий управления предприятием.

Ключевые слова

Технология управления предприятием, процесс управления, методы управления, концепции управления, совершенствование управления.

Успешное функционирование предприятий в условиях высокодинамичной и неустойчивой среды во многом зависит от того, насколько сложившаяся система управления предприятием соответствует современному уровню требований, и обеспечивает возможность их успешной адаптации к этим изменениям. Актуальной становится проблема постоянного совершенствования управления за счет внедрения новых современных методов, которые требуют соответствующих технологий управления. Это послужило основанием для выявления путей их совершенствования.

Под технологией управления предприятием нами понимается последовательность и порядок выполнения управленческих действий, направленных на достижение целей предприятия с помощью определенного набора методов и средств. Технологии управления представляют собой процессы и способы для реализации функций [1], которые включают поиск управленческих решений, оперативное управление производством, финансами и прочим. Фактически все процессы управленческой деятельности, как и организационные процессы в целом, отражают содержание труда занятых ими работников. Для этого по каждой функции управления - маркетингу, планированию, финансированию, стимулированию, регулированию, контролю и др. - проектируется система ее выполнения, в которой определяются перечень и содержание относящихся к ней работ, средства и методы их выполнения и применяемые формы документации. Одновременно разрабатываются процедуры выполнения работ по каждой функции. Процедура - это документально зафиксированный порядок выполнения конкретной работы, который определяет состав, последовательность, содержание и исполнителей операций - организационно-административных, аналитически-конструктивных и информационно-технических. К первым относятся служебно-коммуникационные, распорядительные, координационные и контрольно-оценочные операции; ко вторым - подготовка и принятие управленческих решений; к третьим - информационное обеспечение процессов управления.

Для технологизации любого процесса, в том числе и процесса управления, необходимо наличие, по крайней мере, двух условий. Первое - сам процесс должен иметь такую степень сложности, которая позволяла бы и требовала расчленения, его на относительно обособленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степенью его сложности. Второе - это изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Более всего нуждаются в технологизации виды управленческой деятельности, состоящие из большого числа последовательных фаз и разнородных операций: планирование, организация, принятие решений, контроль и т. д. Такого рода деятельность необходимо подразделить на ряд рабочих позиций, имея в виду, что задача каждой из них - обосновать оптимальный вариант совершения соответствующей части общего сложного действия. Формализация процесса управленческого труда, безусловно, облегчает его и повышает его эффективность. Необходимо также учесть тот факт, что технология управления не должна быть статичной, развитие предприятия требует высокой гибкости технологий управления, которые вместе с предприятием проходят определенные жизненные циклы.

Практическая реализация технологии управления воплощается в создании эффективной организационной структуры, определяющей процесс управления, реализуемый, как набор функций, закрепленных в регламентах предприятия (стандартах, положениях, инструкциях и т.п). Периодически эти регламенты требуют пересмотра с т.з. их соответствия времени. Для решения этой проблемы необходимо иметь систему внутреннего контроля, которая обеспечивает надежность и своевременность поступления информации, а также каналы связи для эффективного управления на всех уровнях предприятия, и своевременно сигнализирует о появлении несоответствий [2]. Наличие такой системы диктуется необходимостью ускорения реакции на меняющуюся среду функционирования предприятия. Скорость реакции в первую очередь зависит от возможностей предприятия обрабатывать поступающую информацию для принятия оптимальных управленческих решений. Факторов, влияющих на процесс прохождения информации от момента ее возникновения или поступления на предприятие до момента принятия решения и его реализации, достаточно много. Среди них можно выделить следующие: масштабы предприятия; уровень оптимизации коммуникационных связей между элементами иерархической структуры; методы, используемые в процессе прогнозирования, планирования, учета, контроля и анализа; оснащенность техническими средствами обработки информации; уровень профессионализма, ответственности и культуры персонала управленческих служб; мотивированность персонала на эффективное выполнение функций и др.

Чем больше предприятие и сложнее его структура, тем больше возникает проблем по реализации процесса управления и требует совершенствования технологии управления. К способам совершенствования можно отнести:

- внедрение системы управленческого учета и контроллинга. Управленческий учет, в отличие от традиционного бухгалтерского учета, дает более достоверную информацию, необходимую внутренним пользователям для принятия решений. Кроме того, он является инструментом контроллинга, который позволяет перевести управление на качественно новый уровень. Контроллинг - это система управления процессом достижения всех целей, стоящих перед предприятием [3, с. 7]. Интерес так же представляет концепция управленческого учета, основанная на методах «конвейерного» управления. Эта технология построена на механизме конвейерного выполнения управленческих задач, что улучшает коммуникации между уровнями управления, увеличивает пропускную способность исполнителей, аналитичность и контролируемость выполняемых процессов [4];

- внедрение современных концепций и моделей информационных технологий. В настоящее время, в области информационных технологий управления бизнесом представлено множество течений, провозглашающих своей целью совершенствование бизнеса, которые можно успешно использовать в управлении. К таким можно отнести: концепцию MRPII - технология по управлению производственными ресурсами, разработанная в США; концепцию ERP - комплексное управление материальными, финансовыми, человеческими ресурсами, управление проектами, прогнозирование спроса; концепцию GSRP - управление ресурсами и всеми элементами жизненного цикла товара [5];

- комплексную автоматизацию процесса принятия управленческих решений. Ее внедрение требует пересмотра и оптимизации структуры и технологии ведения бизнеса с целью устранения накладок, пересечений, излишних действий в функциях управления. При этом достаточно часто возникают проблемы такого плана, как противодействие ускорению процесса документооборота и качества обработки информации, поскольку требуют от исполнителей новых знаний и умений. Появляется необходимость мотивировать персонал на обучение и адаптацию к новым условиям работы;

- внедрение моделей оценки качества управления, которые затрагивают не только системы управления качеством, но и управление предприятием в целом. К ним можно отнести: концепцию TQM -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

всеобщее управление качеством, представляющее собой систему, формирующуюся в соответствии с ISO [6]; CPI - систему непрерывного совершенствования бизнес-процессов [7]; PIQS - систему качества, интегрированную с бизнес-процессами [8]; концепцию EFQM - модель совершенства, предлагающую широкий спектр возможных вариантов технологических приемов, легко адаптируемых к конкретным условиям их применения. Преимущество применения данных моделей определяется возможностью внедрения системы сбалансированной оценки эффективности и результативности ключевых подходов и процедур системы управления, причем речь идет как о подходах, обеспечивающих операционную эффективность, так и стратегическое развитие [9].

Это далеко не полный перечень технологий, используемых в управлении предприятием. Он постоянно пополняется, что позволяет предприятиям их использующим, быстро реагировать не только на меняющуюся ситуацию на рынке и в ближайшем его окружении, но и на сами темпы перемен, а значит иметь возможность адаптироваться к этим переменам и быть конкурентоспособными. Список использованной литературы:

1. Сахарова О. В. Управление: технологии, методы и функции // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №1 // [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).

2. Мироседи С. А., Волошенко Е. А. Система внутрифирменного контроля - фактор эффективного функционирования предприятия // Вопросы экономических наук. - 2013. - № 3(61). - С. 69-71

3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г.Данилочкина и др. Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ.- 2002.- 278 с.

4. Шлимович Е. Л. Концепция управленческого учета, основанная на методах «конвейерного» управления. - М.: AvaccoSoft.- 2005.

5. Петров Ю. А., Шлимович Е. П., Ирюпин Ю. В. Комплексная автоматизация управления предприятием // [Электронный ресурс] URL: http://www.avacco.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).

6. Всеобщее управление качеством // [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 04.04.2016).

7. Современные технологии управления бизнесом. CPI (Continuous Process Improvement) [Электронный ресурс] URL: http://www.piter-sofit.ru/automation/more/glossary/process/CPI/ (дата обращения: 04.04.2016).

8. Буниатова А. Р. Бизнес-моделирование как механизм реализации инвестиционных проектов // Вестник Северо-Кавкзского гуманитарного института [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/biznes-modelirovanie-kak-mehanizm-realizatsii-investitsionnyh-proektov.pdf (дата обращения: 05.04.2016).

9. Horvath & Partners Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath& Partners. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 - 478 с.

© Мироседи С. А., Ковчуг Д. А., 2016

УДК 331.28

Мойсеюк Марина Игоревна, магистр канд. эконом. наук, доцент Доценко Оксана Станиславовна

СГУ г. Севастополь, РФ E-mail: marina-moyseuk@rambler.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА

КАЗЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В раскрыто понятие проблемных аспектов контроллинга казенных учреждений. Рассмотрены вопросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.