Научная статья на тему 'Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия'

Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8002
1009
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ФУНКЦИИ / ФАКТОРЫ / ТАКТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Мироседи Татьяна Геннадьевна, Веремеева Юлия Станиславовна

В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия, дана их классификация и определен характер воздействия. Выявлены основные резервы, позволяющие повысить прибыль предприятия, которые разделены на две группы тактические (поэлементные) и стратегические (комплексные). Наиболее успешным видится управление факторами прибыли на основе концепции «центров финансовой ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироседи Светлана Андреевна, Мироседи Татьяна Геннадьевна, Веремеева Юлия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

УДК 33

Мироседи Светлана Андреевна

канд. экон. наук, доцент E-mail: mirosedy-sa@mail.ru Мироседи Татьяна Геннадьевна Ст. преподаватель E-mail: mirosedy-tg@mail.ru Веремеева Юлия Станиславовна студентка 5 курса E-mail: u.ver@ mail.ru Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета,

г. Волжский, РФ

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия, дана их классификация и определен характер воздействия. Выявлены основные резервы, позволяющие повысить прибыль предприятия, которые разделены на две группы - тактические (поэлементные) и стратегические (комплексные). Наиболее успешным видится управление факторами прибыли на основе концепции «центров финансовой ответственности».

Ключевые слова

Прибыль, функции, факторы, тактические и стратегические резервы, управление прибылью.

Эффективное функционирование предприятия возможно при условии его прибыльности, поскольку прибыль является главным источником дальнейшего развития, а значит, обеспечивает возможность успешной адаптации к меняющимся условиям, повышает финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность. Чем больше прибыль, тем реальнее достижение целей, стоящих перед предприятием. Прибыль обеспечивает непрерывность деятельности, что в сегодняшних условиях является одним из приоритетных направлений стратегического и оперативного управления. Проблема повышения прибыльности особенно актуальна в условиях экономической нестабильности рыночных отношений в России. Затяжной экономический кризис, значительно обесценивают получаемые суммы прибыли, поэтому, задача максимизации прибыли - первостепенная необходимость для предприятий.

Исследованию проблем повышения прибыли посвящены работы таких зарубежных и российских экономистов прошлого и современности, как У. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Пигу, А. Маршалла, Е. Бем- Баверк, Ф. Найта, П. Самуэльсона, И. Шумпетера, В. Г. Базарова, И.А. Бланка, М.А. Вахрушиной, В.В. Ковалева, А.М. Ковалевой, А.П. Мицкевича, М.В. Мячина, Г.В. Савицкой и других. Однако в связи с изменениями условий развития экономики и функционирования бизнеса, появляются новые проблемы и новые возможности, что требует дополнительного исследования и выявления новых взглядов на факторы, влияющие на прибыль предприятия и подходы к управлению этими факторами. Это обусловило цель работы - выявить наиболее важные с т.з. управления факторы и резервы увеличения прибыли предприятия.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом [1, с. 119]. Она несет следующие виды функциональной нагрузки: воспроизводственную - как источник финансовых ресурсов предприятия и государства, и расширенного воспроизводства; стимулирующую - как источник собственного капитала, материального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

поощрения работников и социального развития; контрольную - как итоговый показатель результата деятельности предприятия.

В процессе формирования прибыль подвергается влиянию различных факторов. Поскольку современной экономике присущи динамизм, неопределенность, риск и многофакторность, то усиливаются требования к системе управления предприятием и прибылью, требуя новых подходов к ее организации, методам и инструментам [2]. Поэтому изменение в динамике прибыли дает сигнал о необходимости принятия управленческих мер, направленных на выявление фактора воздействия и его устранение, если он носит негативный характер, либо использование его как резерва увеличения прибыли, если фактор позитивный. Для эффективного управления факторы необходимо классифицировать. Традиционный подход к классификации предполагает деление факторов на внешние и внутренние, что демонстрирует рисунок 1.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на прибыль

С точки зрения управляемости внутренние факторы, как отражающие результаты деятельности предприятия, поддаются управленческому воздействию и позволяют моделировать хозяйственные процессы с целью повышения прибыльности. При этом часть внутренних факторов объединяют в подгруппу основных, к которым относят:

- рост объемов продаж, который в свою очередь зависит от того насколько конкурентоспособна продукция, как быстро она обновляется, каков ее ассортимент, имеется ли послепродажное или сервисное обслуживание, удовлетворяет ли потребителя качество продукции и уровень цен и др. [3];

- себестоимость продукции, оказывающую непосредственное влияние на размер прибыли, поскольку прибыль формируется в процессе производства. Именно в себестоимости необходимо искать резервы ее повышения. Эффективным инструментом управления затратами и прибылью может служить управленческий учет, который пока еще не в достаточной мере используется российскими предприятиями;

- воздействие фактора цены, на прибыль, при прочих равных условиях, определяется удельным весом валовых расходов в структуре цены. Чем он ниже, тем больше прибыль и наоборот повышение удельного веса валовых расходов приводит к снижению прибыли;

- влияние структуры продукции определяется соотношением высокорентабельной, низкорентабельной и убыточной продукции. Чем выше доля высокорентабельной продукции, тем больше прибыль, поэтому очень важно оптимизировать портфель заказов, увеличивая в нем долю именно высокорентабельной продукции;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

- темпы воздействия цены и объемов продаж на прибыль, которые необходимо учитывать. Самое быстрое и эффективное воздействие оказывает цена, она может внести изменения, которые немедленно отразятся на объеме продаж, доходах, потоке денежных средств и прибыли [4].

Подгруппа второстепенных факторов оказывает менее существенное влияние, которое не сразу может быть заметно, но учитывать его необходимо, поскольку роль основных факторов, рассматриваемых как резервы, может быть в полной мере исчерпана, и тогда второстепенные приобретают другой уровень значимости. Необходимо устранить такие нарушения как: ценовые; в организации производства и условиях труда; в качестве продукции; в поставках ресурсов и пр. В сегодняшней ситуации значимым фактором становится корпоративная социальная ответственность, т.к. чем выше ее уровень, тем выше имидж и уровень конкурентоспособности предприятия, что способствует повышению его прибыльности [5].

Внешние факторы находятся вне зоны управляемости предприятия, но контролировать их необходимо с целью выработки адекватных и своевременных шагов в ответ на изменение этих факторов, что позволит избежать ситуаций, приводящих к убыточности деятельности и даже к банкротству.

Анализ внутренних факторов, вызывающих изменения величины прибыли, позволяет выявить резервы, т.е. неиспользованные возможности, реализация которых приведет к увеличению прибыли. К ним относят:

- рост объема производства продукции за счет совершенствования технологического процесса и технического перевооружения;

- увеличение объема продаж продукции, за счет создания благоприятных условий продажи и мотивации клиентов, выхода на новые рынки, совершенствования расчетно-платежных отношений и различных маркетинговых приемов;

- адаптацию цен к чувствительности рынка, на основе использования гибких цен;

- оптимизацию структуры производимой и продаваемой продукции за счет диверсификации производства и увеличения доли рентабельных продаж;

- снижение себестоимости производства и реализации продукции за счет повышения эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- увеличение доходов от прочей деятельности предприятия (продажи основных фондов и прочего имущества, ценных бумаг и т.д.).

Резервы повышения прибыли можно подразделить на две группы - тактические (поэлементные) и стратегические (комплексные) (рисунок 2).

Тактические резервы в основном являются поэлементными. К ним относятся такие резервы как увеличение объема производства и реализации продукции, сокращение затрат на производство продукции и структурные сдвиги в производимой и реализуемой продукции. Контроль над этими резервами осуществляют менеджеры высшего и среднего звена конкретного предприятия и несут ответственность за реализацию мер по их реализации.

Комплексные резервы являются стратегическими. Их реализация связана с перспективой существования предприятия. Каждый комплексный резерв включает в себя несколько элементов, изменение которых имеет разнонаправленный характер: одна их часть при реализации улучшает конечный результат, а другая - ухудшает.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

Резервы повышения

прибыльности

V У

Увеличение объема продаж продукции

Оптимизация структуры производства и продажи продукции

Увеличение разрыва между ценой и затратами на производство

Увеличение произведения объема производства продукции и единичной прибыли

Рисунок 2 - Резервы повышения прибыли предприятия

К комплексным относятся резервы: во-первых, резерв увеличения разницы между ценой товара и затратами на его производство, который заключается в том, что рост цены товара опережает рост затрат на его производство, и реализация этого резерва связана с повышением качества продукции; во-вторых, резерв увеличения произведения объема производства продукции и единичной прибыли, заключающийся в том, что, как правило, рост одного сомножителя произведения опережает снижение другого сомножителя, но так, что конечный результат возрастает.

Управление прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от их последствий, зеркальным отображением которых является изменение информации на параметрическом уровне. Наиболее успешно контролировать использование резервов и предупреждать негативное воздействие факторов удается при внедрении концепции управления на основе «центров финансовой ответственности», т.е. структурных подразделений, руководителям которых делегируют полномочия по самостоятельному принятию управленческих решений и устанавливают полную ответственность за выполнение целевых показателей, в т.ч. и по прибыли.

Управленческому персоналу при выборе методов управления прибылью необходимо руководствоваться информацией обо всех факторах и скорости их воздействия, что позволит повысить прибыль предприятия.

Список использованной литературы:

1. Грузинов В. П. Экономика предприятия: учеб. пособие.- 2-е изд./ В. П. Грузинов, В. Д. Грибов - М.: Финансы и статистика, 2011.- 208 с.

2. Кириллова Л. Н. Мониторинг издержек как инструмент антикризисного управления // «Экономический журнал».- 2012. -№1 (25) / [Электронный ресурс] URL: http://economicarggu.ru/ (дата обращения 10.04.2016).

3. Мироседи С. А., Мироседи Т. Г. Пути повышения конкурентоспособности продукции// Современные аспекты экономики.-2010.-№8 (156).- С. 46-49.

4. Херман С. Продажи в кризис. Как повысить объем продаж, снизить издержки и увеличить прибыль [Электронный ресурс] URL: http://delovoymir.biz/ru/ (дата обращения 05.04.2016).

5. Мироседи С. А., Репринцев В. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор повышения прибыльности компании //Вопросы экономических наук 2013. - № 3(61). - С. 72-73.

© Мироседи С. А., Мироседи Т. Г., Веремеева Ю. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.