11. Репкин, В. В. Развивающее обучение как система [Текст] / В. В, Репкин -Томск, 1992.
12. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст] / В. В. Репкин, Н, В. Репкина - Томск, 1997.
13. Репкина, Н. В. Что такое развивающее обучение? [Текст] / Н, В. Репкина -Томск, 1993.
14. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т.,.Т I. / Г. К. Селевко — М,, 2006.
15. Селевко, Г. К, Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т., Т 2. / Г. К. Селевко-М., 2006.
УДК т.14731
Шальнева Наталья Леонидовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ
Shaltteva Natalia Leonidovna
The candidate of psychological sciences, the senior lecturer of chair of correctional pedagogics and psychology of the Stavropol state university, K-Psyho-Kpp@,stavsu,ru, Stavropol
COMMUNICATIVE CULTURE OF THE FUTURE TEACHER: PROFESSIONALISM, INTELLECTUALITY, PSYCHOLOGICAL
COMPETITIVENESS
Процесс формирования коммуникативной культуры существует в рамках педагогического процесса, который определяется как реализация цели образования и воспитания в условиях систем, в которых организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Для формирования коммуникативной культуры, по мнению ряда исследователей, решающее место отводится педагогической подготовке как важнейшему условию формирования профессионализма, интеллекта и дальнейшей профессиональной конкурентноспособности.
Такие исследователи как В. С. Ильина, Г. С. Садчикова, Л. Ф. Жеребя-гьева, Л. В. Нечаева, И. Ф. Исаева, Л. Н. Захаровой, Л, В. Макарская и др. определяют готовность преподавателя к профессиональной деятельности как соединение побудительного (мотивационного) и исполнительского компонентов. В связи с такой точкой зрения предлагается вести подготов-
ку преподавателя в направлениях формирования мотивационно-ценностного, предполагающего понимание социальной значимости предмета; содержательного — компетентность; операционного - владение технологией деятельности; личностного - научное мышление [1; 2; 4; 7].
Утверждается, что подготовка будущего педагога должна соответствовать современным требованиям, учётом того, что главной задачей подготовки является повышение эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего учителя в период обучения в вузе. Поэтому сформированная в процессе подготовки коммуникативная культура даст возможность педагогу реализовать следующие функции:
- «открытие» ребенка на общение (психологическая раскрепощенность);
- «соучастие» ребенку (обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми);
- «возвышение»(стимулированиеценностныхновообразований)[10,с.78].
Касаясь проблемы формирования профессионала-специалиста, считают,
что этот процесс нужно рассматривать как возможность подготовки глубинных параметров профессионализма и информированности.
Таким образом, сущность процесса подготовки определяется как состояние личности, в структуре которой выделяется ее направленность, теоретические знания и профессионально значимые умения. В связи с такими точками зрения выделяются три этапа подготовки:
- I этап включает в себя актуализацию установки и форме лекций, межпредметных связей;
- II этап — тренировку умений в форме тренинга;
- III этап — закрепление навыков в форме педагогической практики, введение студентов в профессиональную среду общения.
По разному определяется и сущность процесса подготовки. Её рассматривают через понятие системы. Процесс подготовки педагога характеризуется единством содержания, форм и методов, образующих систему подготовки. Для работы этой системы определяющим фактором является взаимосвязь мотивов педагогической деятельности, личностных качеств, знаний, педагогических умений, а с точки зрения условий организации подготовки, можно выделить четыре этапа:
а) достижение готовности через формирование мотивов, личностных качеств, умений;
б) взаимосвязь разных видов подготовки (психологической и педагогической);
в) профессиональное самовоспитание;
г) поэтапное формирование системы педагогических умений [3; 9].
Структура системы подготовки представлена мотивационно-личностным, содержательным и деятельностным компонентами. Функционирование всей системы обеспечивает тесная взаимосвязь всех ее компонентов.
Подготовка будущего педагога, призвана обеспечить мотивационную, операциональную и саморегуляционную готовность студентов к професси-
ональной деятельности. Подготовка должна способствовать приобретению студентами характеристик конгруэнтной личности с позитивным самопри-нятием, рефлексивной личностной позицией, позволяющей придать педагогическому труду личностный смысл. В процессе обучения студент создает концептуальную модель педагогического общения, приобретает умение реализации адекватного ее мотивам и целям индивидуализированного стиля общения, приобретает устойчивую конурснтноспособность среди будущих коллег [3, с. 93].
На основе таких представлений о подготовке будущих педагогов выделяются основные направления развития профессионального сознания и самосознания (т. е. развитие положительной мотивации, расширение знаний); формирование педагогических умений; побуждение к адекватной оценке и самооценке своего облика, поведения.
Таким образом, анализируя выше сказанное, можно сказать, что в большинстве исследований подготовка специалиста рассматривается как процесс, целевым назначением которого является профессиональная готовность специалиста, включающая так же развитие интеллектуальной сферы и возможности доказать свое профессиональное превосходство.
Современное направление психолого-педагогических исследований в области подготовки преподавателя к деятельности ориентировано на закономерность, согласно которой успех этой деятельности предполагает соответствие психологической структуры личности, осуществляющей данную деятельность, психологической структуре самой деятельности. Эта закономерность указывает на то, что профессиональная подготовка должна быть сориентирована на модель личности будущего специалиста, отражающую структуру его деятельности, а сам процесс подготовки должен отражать специфику будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативная деятельность, как и любая другая, в рамках личностного подхода отражена в мотивационной сфере субъекта, в содержании коммуникативной деятельности и в умениях, позволяющих осуществлять эту деятельность. Подготовка включает в себя не только деятельность преподавателя и обучаемого, образующих процесс обучения, но и самостоятельную деятельность субъекта, самоучение, усвоение субъектом опыта путем анализа, осмысления и преобразования сферы деятельности, в которуюон включен. Из этого следует, что на каждом этапе подготовки существует преобладающий вид деятельности, который и необходимо активизировать [8, с. 67].
Мотивационный аспект процесса подготовки формируется в результате целенаправленного обучения, успех деятельности которого во многом зависит от состояния личности, её мотивов и желания самого субъекта. Содержательный аспект формируется в результате обучения и представляет собой деятельность по усвоению и передаче системы знаний. Практический аспект осуществляется как в процессе обучения, так и в индивидуальной творческой деятельности самого субъекта. При этом самостоятельная творческая деятельность субъекта строится на основе сформированных
мотивов, системы необходимых знаний, наличия практических умений и предполагает деятельность на основе творческой самореализации в коммуникативной деятельности, способности конкурировать в ней.
Подготовка направлена на достижение коммуникативной культуры педагога, в структуре, где выделяют мотивационно-ценностный, содержательный и практический компоненты.
Таким образом, процесс подготовки студентов педагогического вуза по формированию коммуникативной культуры рассматривается как процесс, результатом которого является повышение коммуникативной культуры будущих преподавателей. Коммуникативная культура является условием формирования будущего педагога. Процесс формирования коммуникативной культуры студентов обладает рядом признаков, характеризующих педагогический процесс. Среди них выделяют следующие:
- дифференцированность;
- целесообразность;
- поэтапная организация и последовательность [3, с. 112].
Формирование коммуникативной культуры студентов выступает одним
из основных условий процесса воспитания. Исходя из того, что коммуникативная культура характеризует качество коммуникативной деятельности, уделяется особое внимание этому процессу в системе педагогического становления специалиста. Подготовка к профессиональной деятельности предполагает формирование структурных компонентов коммуникативной культуры в разных аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом. При этом коммуникативная деятельность предстает как условие и средство формирования коммуникативной культуры. В процессе профессиональной подготовки студентов формируется ценностное отношение к общению, выдвигаются требования, которым должна соответствовать коммуникативная деятельность самого преподавателя. Из сказанного выше можно сказать, что:
- коммуникативная деятельность имеет такое же значение, как и другие виды профессиональной деятельности преподавателя;
- ввиду ее особой функции она может выступать средством и условием педагогической деятельности;
- критерием качества коммуникативной деятельности педагога и его профессиональной компетентности служит и коммуникативная культура;
- ее поведенческим показателем служит использование этикета в общении, вежливость и тактичность как качества личности;
- коммуникативная культура предполагает высокую степень осознанного участия в общении, ориентацию на гуманистические ценности, системы языковых норм, развитые умения и навыки коммуникации;
- высокая степень коммуникативной культуры педагога является профессиональным требованием педагогической профессии [6, с. 174].
По мнению некоторых исследователей в процессе педагогического образования коммуникативная культура выполняет следующие функции:
Гуманистическая функция, которая раскрывает нравственные позиции педагога, единство его принципов, идеалов, с той формой поведения, которую он совершает в ситуации нравственного выбора.
Гносеологическая функция дающая возможность решать возникающие проблемы с позиций новейших знаний, принимать или отрицать новые идеи и научные направления, проявлять творчество, собственный интеллект при проведении собственных исследований.
Функция самопознания связана с пониманием своего «образа Я», своих мотивов, стремлений, поступков, действий, приводящих к более высокому уровню своего психологического развития.
Инвариантная функция обеспечивает творческую профессионализацию специалиста с точки зрения развития и самореализации на основе формирования системы ценностей. Именно она позволяет формировать коммуникативную культуру с тех позиций в своем развитии, которые способствуют повышению уровню её конкурентноспособности в будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативная культура позволяет осуществить синтез образования и культуры, выступающий важным условием формирования образа человека культуры и нравственности. В рамках коммуникативной культуры осуществляется интеграция академической и вузовской науки; науки и практики; научных организаций с образовательными учреждениями; интеграция учреждений различных типов и уровней, оказывающихся в сфере педагогического образования.
Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование полученных знаний. Это возможно лишь при условии, что коммуникативная культура станет значимым качеством личности, будет одним из критериев оценки и системой требований к педагогу-специалисту.
При подготовки будущих педагогов для формирования коммуникативной культуры могут быть использованы основные интерактивные формы обучения студентов в рамках образовательного процесса. В лекционный материал вводится информация о значимости и ценности общения. Использование новых электронных форм преподавания сделает информацию более глубокой и очевидной и поможет чётче показать основные психологопедагогические категории и понятия [2; 5; 8],
На семинарских занятиях обсуждаются вопросы, которые требуют глубокого теоретического осмысления. Использование на занятиях активных методов обучения способствует проявлению самостоятельности студентов при изучении отдельных теоретических вопросов.
Лабораторно-практические занятия решают задачи ознакомления с системой технологических знаний. На этих занятиях формируются начальные умения, студенты знакомятся с принципами анализа различных проявлений коммуникативной культуры и в разных ситуациях, а также - с основными принципами анализа элементов коммуникативной культуры. Занятия позво-
ляют развивать и закреплять социальные навыки коммуникации, овладевать новыми технологиями в будущей деятельности.
Лабораторные занятия проводятся и во время педагогической практики. Их основная цель - самостоятельное выполнение типового задания. Как правило, лабораторное занятие проводится в школе и представляет собой наблюдение и анализ коммуникативной деятельности педагога на уроке.
Практическая работа студентов представляет собой профессиональную деятельность во время практики. Основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Студенты побуждаются к самоанализу и совершенствованию этой деятельности. Они могут видеть требования школ, предъявляемые к личности будущего учителя и сопоставить эти требования с наличием их у студента.
Основными методами в процессе формирования коммуникативной культуры студентов являются: дискуссия, наблюдения, беседы, моделирование ситуации, решение задач, упражнения, ролевые игры, тестирование и др.
Итак, при рассмотрении вопроса коммуникативной культуры студентов как основы профессиональной подготовки, можно сделать следующие выводы:
- коммуникативная культура в процессе обучения студентов может обладать следующими признаками: целесообразностью, целостностью, диффе-ренцированностью, последовательностью и поэтапностью организации, что способствует эффективному профессиональном}' становлению педагога;
- сформированная коммуникативная культура студентов может способствовать становлению профессиональной готовности будущего педагога к работе и выступает качественной характеристикой личности;
- особенность коммуникативной культуры студентов, как качества коммуникативной деятельности, определяет организацию процесса подготовки студентов к формированию их коммуникативной культуры;
- коммуникативная культура может выступать основой профессиональной подготовки будущего педагога.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская — М., 1980.
2. Алексеев, Н. А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов [Текст] / Н. А. Алексеев — Тюмень, 1981.
3. Апохин, А. М. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза [Текст]: Дис...канд. пед. наук. / А. М. Анохин —Уфа, 1997.
4. Арабов, И. А. Эстетическая культура и поликультурное образование: Проблемы развития образования на Северном Кавказе [Текст] / И. А. Арабов // Сборник научных статей. - Пятигорск, 1998.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и профессиональные технологии обучения [Текст]/В. П. Беспалько - М., 1995.
6. Врублева, Е. А. Коммуникативная культура студентов как фактор развития их профессиональной компетентности [Текст] /Е. А. Врублева- М., 2002.
7. Пахомов, Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХГХ в. [Текст] / Н. Н. Пахомов - М., !992.
8. Посталюк, Н. Ю. Коммуникативная культура: педагогический аспект [Текст] / Н. Ю. Посталюк - Казань, 1989.
9. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности [Текст] / С, Д. Смирнов - М., 2003.
10. Талызпиа, Н. Ф, Пути разработки профиля специалиста [Текст]/Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенок, Л, Б. Хохловский - Саратов, 1987.
УДК 373.29.37.018.11
Павлова Лариса Гвннадьевпва
Заместитель директора по научно-воспитательной работе НОУ «Уральский центр дополнительного образования» 1аг18а-рау1оуа(а}уап.Аех.ги, Екатеринбуге
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА
Pavlova Larissa Gennadyevnva
Vice director for educational work of the Ural Centre of Additional Education larisa-pa\>lova@yandex. ru, Yekaterinburg
PREPARATION OF PARENTS AND CHILDREN FOR SCHOOL FROM EARLY AGE
Современная система образования предъявляет повышенные требования к детям, определяя критерии их готовности к обучению в школе. Все чаще поднимается вопрос о введении обязательного «предшкольного» образования, которое позволит преодолеть образовавшийся разрыв между дошколь-ним и начальным школьным образованием.
В современных исследованиях достаточно широко освещены вопросы подготовки детей к обучению в школе. Только в последнее десятилетие защищены более тридцати диссертаций, ознакомление с которыми позволяет сделать вывод о сложности и многогранности данного процесса. В своих исследованиях авторы рассматривают отдельные компоненты готовности детей к обучению в школе, Исследуя внутриличностные компоненты «готовности», авторы определяют понятия: психологическая готовность (Н. М. Борозинец, А. В,Захарова, М. В. Михайлова, Н. В, Нижегородцева и др.), эмоционально-волевая готовность (С. А. Лих), стартовая готовность (Н. А. Чепцова), личностная готовность (Ю. А, Коджаспиров) и другие. Изучая готовность детей к обучению в школе по основным линиям развития