Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна

В данной статье освещается коммуникативная компетентность тьютора. Сегодня система образования в России подвергается огромным трансформациям. Значимее становится собственное самосознание и самореализации человека. Усиливается надобность в вариативности и индивидуализации учебных программ. Появляется тьюторство. Тьютор - преподаватель, который работает по принципу индивидуализации. Он руководит созданием учащихся своей личной обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION COMPETENCE OF TUTOR IN FURTHER EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS

This article highlights the tutor's communicative competence. Today, the education system in Russia is undergoing tremendous transformations. A person's own self-awareness and self-realization becomes more significant. There is a growing need for variability and individualization of curricula. Tutoring appears. A tutor is a teacher who works according to the principle of individualization. He oversees the creation of their own personal training program for the trainees.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

окружающего мира. Особый интерес у них стали вызывать рассказы о животных и растениях. Учитель отметил, что дети стали задавать ему на уроках много вопросов.

Выводы. Для выявления эффективности формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста в созданных педагогических условиях, а именно, в результате работы объединения «Познавательная экология» было проведено контрольное исследование, которое состояло в прохождении детьми тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ результатов педагогического исследования отражен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные данные результатов диагностики уровня ценностного отношения к природе контрольной и экспериментальной групп

Уровни Ценностное отношение к природе (Л.В. Моисеева) Мотивация взаимодействия с природными объектами (К.Р. Махотин) Развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова) Отношение к живому в окружающем мире (Н.С. Жестова)

Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап

Высокий 17% 35% 22% 32% 22% 42% 33% 56%

Средний 39% 42% 50% 50% 46% 46% 33% 36%

Низкий 44% 23% 28% 18% 32% 2% 34% 8%

Проведя контрольную диагностику уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников по тем же методикам, что и до формирующего этапа эксперимента, стало очевидно, что преобладающее количество детей в группе имеют высокий уровень формируемого показателя.

Статистический анализ и обработка полученных результатов показали, что разработанная и апробированная дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Познавательная экология» привела к улучшению формируемого показателя уровня ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения 20.04.2021)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.

3. http://base.garant.ru/12125350/4fc81bd708668197a291fdc62307ca74/ (дата обращения 13.04.2021)

4. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72161326/ (дата обращения 15.04.2021)

5. https://zakonbase.ru/content/part/1154484 (дата обращения 10.04.2021)

6.https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/materials .html (дата обращения 16.04.2021)

7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190661/ (дата обращения 18.04.2021)

Педагогика

УДК 378.124.92/96

старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Байчорова Альбина Михайловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В данной статье освещается коммуникативная компетентность тьютора. Сегодня система образования в России подвергается огромным трансформациям. Значимее становится собственное самосознание и самореализации человека. Усиливается надобность в вариативности и индивидуализации учебных программ. Появляется тьюторство. Тьютор - преподаватель, который работает по принципу индивидуализации. Он руководит созданием учащихся своей личной обучающей программы.

Ключевые слова: тьютор, компетенция, коммуникация, самосознание, самореализация, индивидуализация, вариативность.

Annotation. This article highlights the tutor's communicative competence. Today, the education system in Russia is undergoing tremendous transformations. A person's own self-awareness and self-realization becomes more significant. There is a growing need for variability and individualization of curricula. Tutoring appears. A tutor is a teacher who works according to the principle of individualization. He oversees the creation of their own personal training program for the trainees.

Keywords: tutor, competence, communication, self-awareness, self-realization, individualization, variability.

Введение. Уровень овладения речевой компетенцией оказывает большое влияние на будущую профессиональную деятельность специалистов разных сфер.

Задача проблемы: найти новые способы и методы усовершенствования подготовки специалистов. Они должны иметь основательные научные знания, исследовательский опыт, тьюторское мастерство. На данный момент все это находит отражение в новых Государственных стандартах.

Целью данной статьи «Коммуникативная компетенция тьютора в дополнительном образовании будущих специалистов» является изучение сущности коммуникативного подхода в дополнительном образовании и его методологических основ.

В статье обосновывается значимость реализации коммуникативно-ориентированного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня коммуникативности будущих специалистов, формирования коммуникативной компетентности обучающихся, коммуникативной культуры отдельной личности и общества в целом. Для обоснования потребности реализации коммуникативно-ориентированного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты коммуникативного подхода в образовании.

Актуальность темы подразумевает, что профессиональная подготовленность будущего специалиста имеет большое значение. Надо ясно представлять, что обусловливает его профессиональную компетентность, из каких составляющих частей она состоит и что такое «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность». В сегодняшних научных трудах имеется разнообразное объяснение терминов «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход». Компетентность осмысливается намного обширнее, чем компетенция. Она включает ее как базу, но не заканчивается этим.

Изложение основного материала статьи. Термин «competence» имеет зарубежное происхождение. Потому объяснение данного термина зависит от того, с какого языка он заимствован. Так, к примеру, во французском языке термин «competence» содержит два значения - компетенция и осведомленность; а в английском - три: способность, умение, компетентность, компетенция. Оба типа перевода подтверждают, что в русском языке термин «competence» имеет два одинаково звучащих, но разных по смыслу понятия. Из-за этого среди ученых возникают споры относительно понятия «компетенция» и «компетентность [51.

В настоящее время происходят большие изменения в программе образования в России. Всё большее внимание отводится повышению личного самосознания и самореализации. Усиливается потребность в разнообразии и индивидуализации учебных программ. Возникает тьюторство. Тьютор - педагог, который работает по принципу индивидуализации и помогает учащимся строить индивидуальные образовательные проекты.

Под принципом индивидуализации рассматривается направление на личный образовательный интерес обучающегося. Каждый выбирает свой личный путь к получению тех знаний, которые на данный момент для него являются наиболее важными. Принцип индивидуализации направлен на ориентацию, на личные увлечения обучающегося [31

Организацией программы тьюторства является правило свободного предпочтения как обстоятельства формирования. Для его теоретического определения можно подвергать рассмотрению личностно-ориентированный подход.

Именно в дополнительном образовании изначально созданы все условия для индивидуализации образования. Программа дополнительного образования детей не имеет государственных стандартов. Следовательно, она является открытой системой. Педагоги сами создают гибкие вариативные программы.

Для проведения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования применяются различные виды деятельности. Каждому обучающемуся дается свободный выбор скорости и глубины постижения обучающих стандартов. Дети разных возрастов активно взаимодействуют. Формирование личности ученика совершается успешно при использовании личностно-ориентированных методов в дополнительном образовании детей [4].

Для наиболее эффективно решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей, педагогу следует выстроить определенную систему речи.

Прежде всего, надо наладить контакт с обучающимися, что зависит от коммуникативной компетентности педагога.

Коммуникативная компетентность - способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного коммуникативного поведения. Любой процесс общения складывается из нескольких этапов [1].

Итак, включение педагога в процесс общения происходит, когда обучающийся приходит в ту или иную студию учреждения дополнительного образования.

На данном этапе, педагогу необходимо выяснить, каким образом он оказался здесь? Чем обусловлен выбор того или иного кружка или секции? Независимо от того, попал ли он сюда случайно, или, может быть, его привели родители, пришел ли он самостоятельно или за компанию с другом, следующим шагом в процессе коммуникации является обсуждение с учащимся значимости для него причин появления в коллективе, степени понимания «случайности».

Также, необходимо определить с дальнейшие цели и перспективы предстоящей деятельности, а также критерии его успешности (выступление на концерте, участие в выставке и т.д.) [2].

Как на начальном этапе, так и в дальнейшем общение должно основываться на принципах:

- принцип признания безусловной ценности личности;

Ребенок должен находиться в таких условиях, в которых он мог бы чувствовать собственную значимость и самодостаточность.

- принцип безоценочного суждения;

Не надо судить личность, исходя из собственного мнения. Объективные оценки его мыслей и действий, помогут личности развиваться творчески.

- принцип свободы выражения;

Педагог дополнительного образования должен способствовать развитию самооценки личности, его мыслей, чувств и действий [4].

Таким образом, профессиональная компетентность - это формирование в основе единого создания таких квалицированно значимых для личности и общества свойств, которые дают возможность индивиду наиболее полно реализовать себя в определённых видах трудовой деятельности, надлежащих общественно важному делению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем говорить о том, что каждый педагог должен обладать коммуникативной компетентностью, так как обладание педагога данными навыками и грамотное применение их на практике, будут способствовать более эффективному процессу обучения, развития личности и индивидуальных способностей личности.

Конфликтологическая подготовка специалистов педагогических специальностей, главным образом учителей, стала предметом внимания учёных. Однако комплексные исследования по конфликтологической подготовке педагогов общеобразовательной школы как единого коллективного субъекта деятельности отсутствуют.

Детерминантами эффективности или неэффективности формирования конфликтологической компетентности являются, прежде всего, социально-психологические и психологические факторы [3].

Можно выделить следующие психологические факторы, обеспечивающие эффективность формирования конфликтологической компетентности:

- склонность к самосовершенствованию и взаимопониманию;

- гуманистическая направленность;

- указание на эффективное взаимоотношение с окружающими людьми;

- повышение самооценки и оценивания остальных и на базе этого самоуважение и уважение к людям;

- экспансивное постоянство, доминирование положительных чувств;

- большая степень самообладания;

- вырабатывание умения понимать собеседника, психологическая прозорливость, приметливость, умение предсказывать события;

- коммуникабельность, правильная самооценка, благонравие, искренность, толерантность, эластичность;

- умение объяснять свои мнения, участвовать в диалоге, находить правильный вид показа данных, соблюдать общественное и индивидуальное расстояние;

- соблюдение нравственных и моральных правил.

Необходимо правильно воспринимать собеседников. Правильно воспринимать их экспансивное положение. Это все помогает верно реализовывать гибкие, обращенные на окружающих, чувственные, принципиальные, осмотрительные и щепетильные во взаимоотношениях действия и тем самым предотвращает или разрешает вероятные разногласия [4].

Что касается педагогического общения, то главными компонентами его успешности являются конфликтологическая компетентность, а также педагогические и коммуниктивные умения.

Конфликтологичекие знания, конфликтологичекая компетентность в современном мире считаются обязательными свойствами личности в области социально-гуманитарных наук, в профессиональной области, а также в жизнедеятельности человека. Они являются важнейшей частью его профессиональных познаний, а также одними из основных частей профессионального мастерства в любом деле. Данные качества личности помогают исполнять профессиональные обязанности, согласно принятым правилам в общественной сфере, образцам и запросам. Они заключаются в воспроизведении целостности содержательного, деятельностного и индивидуального составляющих.

Компетентность - это не только вид получения предметно-характерных познаний. Она дает возможность принимать результативные постановления, претворять их в жизнь в нужной сфере. Компетентность является всеобщим оценочным словом, которое переводится как «знание дела». Оно используется в обусловленной социально-профессиональной деятельности, а также показывает, соответствуют ли знания, умения и навыки специалиста степени трудности поставленных перед ним задач и вопросов.

Таким образом, компетентность следует разбирать как обязательное свойство специалиста [2].

Для того чтобы узнать степень компетентности специалиста необходимо установить наличие таких признаков, как:

- мотивационно-ценностный признак;

- интеллектуально-познавательный признак;

- процессуальный признак.

Таким образом, в компетентность педагога входят его профессиональные свойства, острота ума, умение приспосабливаться к всевозможным ситуациям диалога, правильность речи, грамотный словарный запас, умение грамотно высказываться по любым трудным вопросам.

Доброжелательное отношение, увлеченность, глубокомысленность могут предупредить конфликтную ситуацию, обратить её в конструктивное русло.

Выводы. В современном мире вопрос должностной компетентности имеет важное значение.

Формирование эффективного персонала будет определять эффективность государственного аппарата, а его стимулирование будет способствовать подготовке молодых квалифицированных кадров.

Формирование профессиональных компетенций посредством тьюторства должно стать стратегическим и перспективным. Требуется регулярное улучшение своих профессиональных умений, формирование и склонность к достижению предельно высокой степени профессионализма.

Молодые специалисты - выпускники, недостаточно компетентны в своей области, не владеют «чувством действительности». Они предаются специфике работы организаций [6].

Коммуникативные навыки, знания деловой этики, а также умения использовать, применять данные знания в действительности, в профессиональной сфере, являются наиболее актуальными и заманчивыми компетенциями для работодателя, так как ведут к продуктивности в профессиональной деятельности.

Существует необходимость стабильного мониторинга за модификациями в запросах к квалификации выпускника, так как они меняются согласно общественно-экономическому и политическому статусу государства. Потому и требуются инновации и введения инновационных способов обучения тьюторству, направленных на приобретение наиболее необходимых умений, а также создание новой концепции подготовки кадров.

Литература:

1. Гаврилова С.В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С.В. Гаврилова, Ю.Э. Дьяченко. - URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятие, инструментарий. - М.: АПКиППРО, 2008. - 101 с.

3. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020 - № 4 (182). - Часть 1. - С. 272-275

4. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в

системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова //Английский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 347 с.

6. Тоторкулова К.А. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка / К.А Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы XII международной научно-практической конференции - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 219-223

Педагогика

УДК 371

аспирантка кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Барехова Анастасия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные направления и формы организации художественно-эстетического воспитания детей в современных условиях работы дошкольных образовательных организаций. Для раскрытия данной темы в первую очередь исследуется состояние современной системы отечественного дошкольного образования. Далее, исходя из основных особенностей функционирования дошкольных образовательных организаций в настоящее время, раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются основные особенности структуры образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на этапе дошкольного образования. Производится обзор основных направлений работы дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического воспитания. В данной статье также производится анализ наиболее эффективных форм работы по указанным направлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, детское творчество, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Annotation. The given article discusses the main directions and organization forms of artistic and aesthetic education of children in the modern preschool educational organizations conditions. To reveal this topic, first of all, the state of the modern system of Russian preschool education is studied. Further, based on the main features of the preschool educational organizations functioning at the present time, the content of artistic and aesthetic education of preschool children is revealed. The main features of the educational field «Artistic and aesthetic development» structure at the stage of preschool education are revealed. The article reviews the main directions of work of preschool educational organizations in the field of artistic and aesthetic education. This article also analyzes the most effective forms of work in these areas.

Keywords: aesthetic education, art education, children's creativity, preschool age, preschool education.

Введение. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дошкольного образования, активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая модернизация российского образования. Приоритетной задачей российского образования в современных условиях является развитие творческих способностей детей, детской активности и самостоятельности [9]. В настоящее время усилия педагогов и психологов направлены на решение важнейшей цели - максимального раскрытия личностного потенциала ребёнка и дальнейшего сопровождения его творческого развития. В данном контексте художественно-эстетическое воспитание выступает одним из основных средств духовно-нравственного развития личности, воспитания культуры человека.

Изложение основного материала статьи. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха, развития изобразительной деятельности.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

• развитие творческого потенциала ребенка;

• развитие образного, ассоциативного мышления;

• развитие самостоятельности и творческой активности.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Предполагается, то ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать [10].

При организации образовательной работы с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию необходимо учитывать особенности детского восприятия. В психологических исследованиях акцентируется внимание на том, что восприятие человека зависит от его опыта общения с окружающим его миром, поэтому оно так сильно отличается у взрослых и детей, имеющих различный социальный опыт.

Эстетическое восприятие определяется как «особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту формы, цвета и т.д.), различать прекрасное и безобразное и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия» [1, с. 317]. Эмоциональное состояние,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.