Научная статья на тему 'Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача'

Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1138
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чусовлянова Светлана Викторовна

Профессиональной составляющей работы врача является умение продуктивного общения. Именно на уровне профессионально-личностной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чусовлянова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE SPHERE AS ONE OF THEPHYSICIAN`S PROFESSIONAL CULTURE SKILLS

Working doctor professional component is a productive contact skill. The humanity feature of a medical worker is evident through his personal professional culture.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача»

№ 2 - 2009 г.

22.00.00 социологические науки

УДК: 61:378.1 - 057.875]:138.1

Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача

С.В. Чусовлянова

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

Профессиональной составляющей работы врача является умение продуктивного общения. Именно на уровне профессионально-личностной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.

Ключевые слова: профессиональная культура, коммуникативная компетенция

Чусовлянова Светлана Викторовна - преподаватель кафедры лингвистики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 229-10-72

Профессия врача предъявляет не только определенные требования к личности, но и во многом определяет в дальнейшем личностные стратегии и картину мира. Специфика врачебной деятельности предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Обучение врачей в двадцать первом веке требует не только профессиональной компетентности, как одной из главных составляющих, но и формирование личностной культуры специалиста. Все более актуальной становится задача выявления личностных особенностей, основных тенденций, своеобразия профессионализации на этапе обучения в вузе.

В условиях перестройки структуры высшего образования невозможно только транслировать имеющиеся медицинские знания, необходимо формировать социальный интеллект студентов медицинских вузов, социальную компетентность, профессиональную идентичность как тип организационного поведения будущего врача. Все аспекты его профессиональной деятельности должна пронизывать профессионально-личностная культура. Профессионально-личностную культуру врача можно определить как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств, основанных на толерантных, гуманистических, нравственных и творческих принципах.

Именно на уровне профессионально-личностной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и образованность человека проявляются в системно-ценностном подходе в процессе подготовки специалиста.

Одной из важнейших компетенций является коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция — это мера включенности человека в коммуникативную деятельность. При таком подходе принимается новая парадигма вузовского образования как культуроразвивающего, культуротворческого процесса. Меняется и контекст преподавательской деятельности, она все более определяется ценностными позициями, все большим вниманием к развитию духовной культуры обучаемых. Культуроцентризм в широком понимании определяется тем, что культура в наши дни становится сердцевиной во всех областях духовной жизни человека. При культуроцентристском подходе ключевыми принципами в подготовке специалиста становятся принципы гуманитаризации, комплексности, целостности и интеграции. Особо следует подчеркнуть значимость общей культуры личности, являющейся профессиональной основой подготовки любого специалиста, а язык всегда считался основным показателем общей культуры человека. Не случайно известный философ Л. Витгенштейн заявлял: «Граница моего языка есть граница моего мира». Язык — основной носитель информации, следовательно, владение устной и письменной речью — существенный признак деловой квалификации специалиста, условие его профессиональной состоятельности. Знание родного языка, его богатств и возможностей, языковая и коммуникативная компетенции — неотъемлемая обязанность каждого полноправного гражданина. Культура речи заключается не только в том, чтобы найти точное слово для выражения своей мысли, но и наиболее уместное, а следовательно — эффективное, коммуникативно оправданное.

Однако в последнее время происходит снижение общего уровня речевой компетенции. Мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, замечаем грубые слова в репликах участников радио- и телепередач, наблюдаем некорректное речевое поведение, с трудом понимаем смысл письменного текста, изобилующего ошибками. И вместе с тем ни один человек сегодня немыслим без коммуникативной культуры, поскольку любые социальные контакты, связь между народами, между поколениями осуществляется посредством языка.

Профессиональной составляющей работы врача является умение продуктивного общения. Умение общаться - одна из важнейших составляющих любой совместной деятельности человека, а в профессиональной деятельности, осуществляемой при непосредственном общении с людьми (в системе «человек - человек») данный аспект приобретает особенную важность.

Студентам была предложена анкета с вопросами на самооценку личной коммуникативной культуры, коммуникативной культуры окружающей среды в медицинском вузе, реальных коммуникативных практик, а также факторы, влияющие на формирование коммуникативной культуры. Кроме того, включены вопросы о характеристиках коммуникативной культуры врача, ее место и роль в профессиональной культуре современного врача.

Анализ ответов показал, что у студентов медицинского вуза завышенная самооценка собственной коммуникативной культуры. 78,8 % респондентов считают, что у них высокий уровень способности к установлению контактов, но при этом показатели коммуникативной культуры в целом у студентов являются низкими, об этом свидетельствует частота употребления ненормативной лексики среди студентов (61,5 %) и сленговых выражений (68 %).

По собственной оценке студентов, наибольшее влияние оказывает семья (80,3 %), книги (65,3 %), а также преподаватели вуза (63,4 %). Несмотря на то, что в настоящее время молодежь активно общается посредством Интернет-сообщений (электронная почта, чаты, обмен мгновенными сообщениями и т.д.), этот канал не оказывает значительного влияния на формирование коммуникативной культуры студентов.

Однако, при завышенной самооценке собственной коммуникативной культуры, студенты признают, что дисциплины, повышающие коммуникативную культуру необходимы в учебном процессе. Показателен результат ответов на вопрос об использовании в общении врача и пациента, непонятных пациенту медицинских терминов: мнения разделились: 46 % считают оправданным использование непонятной пациенту медицинской лексики, в то время как 40,4 % отрицательно относятся к подобному словоупотреблению. В данном случае показан момент раздвоенности сознания студентов: с одной стороны восприятие ситуации на уровне пациента (отсюда

затруднение в понимании), с другой стороны происходит вхождение в профессиональное языковое поле, и, как следствие, осознание того, невозможно обойтись без понятийного аппарата профессии.

Коммуникативные компетенции специалиста — это умение продуцировать и воспринимать письменные и устные тексты различных жанров в разных ситуациях общения. К особенностям коммуникативного поведения следует отнести также четкое определение стратегической цели речевого общения и выбор наиболее эффективных тактических приемов (например, соблюдение речевого этикета, умение пользоваться невербальными средствами общения и пр.), т.е. умение пользоваться одной системой кодификации и декодификации (С.И.Самыгин, Р.Конечный, В.Д.Менделевич, 2000г.). На первом этапе коммуникации врачу важно правильно строить свое общение с пациентом, а именно максимально точно и быстро собрать всю нужную информацию для постановки диагноза. На втором этапе необходимо суметь качественно донести до пациента всю необходимую информацию о назначенном лечении и процедурах. Можно констатировать, что в таких условиях роль уровня сформированности коммуникативной компетенции врача возрастает. В традиционной системе высшего образования имеют место элементы речевой подготовки, однако они не используются целенаправленно. Более того, все больше из образовательного процесса все больше исключается живая речь, которая заменяется письменным текстом. Не разработан методический аспект профессиональноречевой подготовки будущих врачей, которая бы объединяла аспекты профессиональноречевого поведения.

Язык — основной носитель информации, следовательно, владение устной и письменной речью является существенным признаком деловой квалификации специалиста, условием его профессиональной состоятельности.

Особенностью взаимоотношений врача и больного в современных условиях является их опосредованность. К обследованию и лечению больного привлекается большое количество узких специалистов, техника, диагностические кабинеты и лаборатории. Зачастую врача больше интересуют показания приборов и анализов, а субъективные ощущения больного уходят на второй план. Использование большого количества техники, соответствующей медицинскому прогрессу, к сожалению, иногда заслоняет пациента от врача, приводит к «потере» больного. Внимание врача должно быть целиком сосредоточено на больном человеке, на его личности. Врач перегружен заполнением историй болезни, чтением анализов, результатов технических обследований и отчетов других специалистов. То небольшое количество времени, которое врач уделяет

общению с пациентом, зачастую тратится неэффективно из-за несформированности языковых, речевых и коммуникативных навыков и умений.

Будущим врачам всегда нужно помнить, что ни один врач не сделает хорошей карьеры и не сумеет заслужить доверия и уважения своих коллег и пациентов, если не умеет корректно общаться, не владеет искусством речи.

Список литературы

1. Герасименко С. Л. Совершенствование коммуникативной культуры в условиях современного вуза / С. Л. Герасименко. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1124.htm

2. Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или социальнопсихологические факторы успешности деятельности врача / В. П. Дуброва // Медицина. -1999. - № 3.

3. Ефименко С. А. Социология пациента : автореф. дис. ... д-ра социологич. наук / С. А. Ефименко. - М., 2007. - 46 с.

4. Кабардов М. К. Языковые и коммуникативные способности и компетенция / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - С. 43-48.

5. Кипиани А. И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности : автореф. дис. ... канд. психологич. наук / А. И. Кипиани. - Ставрополь, 2006.

6. Соколова В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - М. : Просвещение, 1995. - 192 с.

COMMUNICATIVE COMPETENCE SPHERE AS ONE OF THEPHYSICIANS PROFESSIONAL CULTURE SKILLS

S.V. Chusovlianova

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth» (c. Novosibirsk)

Working doctor professional component is a productive contact skill. The humanity feature of a medical worker is evident through his personal professional culture.

Keywords: professional culture, communicative competence

About authors:

Chusovlianova Svetlana Viktorovna, linguistic department teacher, SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office tel.: (383)229-10-72.

List of the Literature:

1. Gerasimenko S.L. Communicative culture improvement in modern High School conditions / S.L. Gerasimenko. -Access regime:

2. Dubrova V.P. Treatment skills thoughts, or social-psychological factors of doctor’s successful activity / V.P. Dubrova // Medicine. - 1999. - № 3.

3. Efimenko S.A. Patient’s sociology: author-paper dis. ... d-r of social sciences / S.A. Efimenko. - M., 2007. - 46 p.

4. Kabardov M.K. Language and communicative abilities and competence / M.K. Kabardov, E.V. Artsyshevskaya // Questions of psychology. - 1996. - № 1. - P. 43-48.

5. Kipiany A.I. Dentist’s communicative competence development as professional success condition: author-paper dis. ... psychological sciences cand. / A.I. Kipiany. - Stavropol, 2006.

6. Sokolova V.V. Speech and intercourse culture / V.V. Sokolova. - M.: Education, 1995. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.